Развитие интернет-банкинга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы курсовой работы обоснована тем, что в современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной деятельности. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Основным назначением расчетов является обслуживание денежного оборота (платежного оборота). Расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….....2
Теоретические основы расчетно-кассового обслуживания……………..4

Сущность и принципы расчетно-кассового обслуживания………4

Организация расчетно-кассовой работы…………………………..7


Расчетное обслуживание клиентов…………………………………….....13

Расчетное обслуживание юридических лиц……………………....13

Расчетное обслуживание физических лиц………………………...21


Удаленное банковское обслуживание……………………………………24

Интернет-банкинг в развитых странах …………………………...26

Развитие интернет-банкинга в России……………………………28


Заключение…………………………………………………………….....…..31
Список использованных источников литературы…………………………33

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 67.77 Кб (Скачать файл)

     В настоящее время расчеты по инкассо  осуществляются на основании двух видов  расчетных документов: инкассового  поручения и платежного требования-поручения.

     И инкассовое поручение, и платежное  требование-поручение представляют собой оформленное требование кредитора (получателя денежных средств) к должнику (плательщику) оплатить сумму задолженности на основании направленных в обслуживающий плательщика банк документов. Однако эти виды расчетных документов отличаются друг от друга порядком и способом их исполнения.

     В отличие от платежного требования-поручения, списание средств со счета плательщика  по инкассовому поручению осуществляется в безакцептном порядке, т. е. согласия плательщика не требуется, а он лишь уведомляется о проведенной процедуре. Но в силу такого порядка исполнения инкассовых поручений они могут выставляться только в строго определенных случаях. В соответствии с действующим законодательством инкассовые поручения могут быть выставлены налоговыми и таможенными органами, внебюджетными фондами, предприятиями связи, на основании исполнительного листа арбитражного суда, а также в случае, если безакцептное списание прямо предусмотрено договором между получателем и плательщиком. При этом к инкассовому поручению прилагаются документы, подтверждающие правомочность его выставления.

     Получатель  денежных средств составляет инкассовое поручение (платежное требование-поручение) и передает его в свой банк с приложением необходимых документов. Банк получателя передает все полученные документы в банк плательщика. Банк плательщика уведомляет плательщика о выставленных на его счет расчетных документах и передает их плательщику (только для платежного требования-поручения).Плательщик акцептует выставленные на его счет расчетные документы (только для платежного требования-поручения); банк плательщика списывает со счета плательщика сумму платежа. Банк плательщика переводит сумму платежа в банк получателя. Банк получателя зачисляет полученные средства на счет получателя.16 

     Расчеты по аккредитиву. Аккредитив - это форма проведения безналичных расчетов, при которой банк, действуя по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями, обязуется произвести платежи получателю денежных средств. Банк, выставивший аккредитив, т. е. банк плательщика, именуется банком-эмитентом. Если расчеты по аккредитиву осуществляет банк, обслуживающий получателя денежных средств, то он называется исполняющим банком. Аккредитив является самой сложной и дорогой для клиента формой безналичных расчетов.17 Поэтому расчеты ими в нашей стране производятся крайне редко и используются чаще всего при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

     В соответствии с российским законодательством  могут открываться следующие  виды аккредитивов:

     покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);

     отзывные  или безотзывные. 

     Расчеты чеками. Чек - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чеки могут использоваться как физическими, так и юридическими лицами. При этом расчеты чеками между физическими лицами не допускаются.

     Бланки  чеков изготавливаются по единому  образцу и являются документами строгой отчетности. Они печатаются на типографии Госзнака, и каждый из них имеет свои уникальные серию и номер. Как правило, чеки оформляются в виде чековой книжки, содержащей определенное количество бланков чеков. Юридические и физические лица покупают чековые книжки в обслуживающем их банке, который, в свою очередь, покупает их в Банке России.

     В соответствии с действующим в  России законодательством расчеты  за товары и услуги могут производиться  чеками. Покупатель или заказчик (далее чекодатель) выписывает продавцу или исполнителю (далее чекодержателю) чек на сумму стоимости поставленных товаров или оказанных услуг. Чекодержатель предъявляет чек в банк, который осуществляет его оплату. Чекодатель или чекодержатель могут запретить оплату чека наличными денежными средствами путем проставления на его лицевой стороне надписи «расчетный». Зачеркивание данной надписи не допускается.18

     Чекодатель  и банк заключают между собой  договор, в соответствии с которым  банк обязуется оплачивать чеки, выписанные чекодателем. Банк выдает чекодателю чековую  книжку. Чекодержатель осуществляет поставку товаров или оказывает определенные услуги чекодателю. Чекодатель оплачивает их стоимость путем выписки чека чекодержателю на соответствующую сумму. Чекодержатель предъявляет чек в банк-плательщик для оплаты. Банк выплачивает чекодержателю сумму, указанную в чеке. Чекодатель и банк осуществляют между собой расчеты по оплаченным банком чекам.  
 
 

 

     

    2.2. Расчетное обслуживание физических лиц.

     Депозиты  до востребования представляют собой  средства, которые могут быть востребованы в любой момент без предварительного уведомления банка со стороны клиента. К ним относятся средства на текущих, расчетных, бюджетных и прочих счетах, связанных с совершением расчетов или целевым использованием средств.

     Вклады  до востребования в своей основе нестабильны, что ограничивает сферу их использования коммерческими банками. По этой причине владельцам счетов выплачивается низкий процент или он вообще не выплачивается. В условиях возросшей конкуренции по привлечению вкладов коммерческие банки стремятся привлечь клиентов и стимулировать прирост вкладов до востребования путем предоставления дополнительных услуг владельцам счетов, а также повышая качество их обслуживания. 19

     С помощью вкладов до востребования  решается задача получения прибыли банком, так как они самый дешевый ресурс, а затраты по обслуживанию расчетных и текущих счетов клиентов минимальны. У большинства коммерческих банков депозиты до востребования занимают наибольший удельный вес в структуре привлеченных средств. Однако оптимальным считается удельный вес этих средств в ресурсах банка до 30-36 % . В России же доля этих средств гораздо выше. Увеличение доли депозитов до востребования в финансовых ресурсах банка уменьшают его процентные расходы и позволяют получить более высокую прибыль от использования этих средств в банковских активах. Но вместе с тем расчетные счета - это самый непредсказуемый элемент пассивов. Поэтому высокая их доля в заемном капитале очень сильно ослабляет ликвидность банка. В связи с этим важной задачей управления является определение оптимальной структуры депозитной базы банка.

     Сберегательные  депозиты. Они играют важную роль в  ресурсах банков, в частности, вклады целевого назначения. Традиционно эти операции в России осуществлял Сбербанк, однако в настоящее время в ходе конкурентной борьбы за ресурсы коммерческие банки стали использовать и этот рынок. Сберегательные вклады вносятся и изымаются в полной сумме или частично и удостоверяются выдачей сберегательной книжки. Банки принимают целевые вклады, выплата которых приурочена к периоду отпусков, дням рождений и т.д. К сберегательным вкладам относятся вклады, образовавшиеся с целью накопления или сохранения денежных сбережений.

     Банковское  кредитование представляет собой передачу денег или материальных ценностей одной стороной (кредитором) другой стороне (заемщику) на условиях возвратности, платности и срочности . Кредит является договором займа по поводу предоставления денежных средств на определенных условиях (плата процентов, срок возврата) с целью обеспечения хозяйственной деятельности, удовлетворения потребностей.20

     Потребительскими  ссудами в нашей стране называют ссуды, предоставляемые населению. При этом потребительский характер ссуд определяется целью (объектом кредитования) предоставления ссуды.

     К потребительским ссудам относят  любые виды ссуд, предоставляемых  населению, в том числе ссуды  на приобретение товаров длительного  пользования, ипотечные ссуды, ссуды на неотложные нужды и прочие

     Пластиковая карточка - это персонифицированный  платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров и/или услуг, а также получения наличных средств в отделениях банков и банковских автоматах (банкоматах).

     Кроме того, что банковская пластиковая  карточка предоставляет круглосуточный доступ к банковскому счету, у ее держателя появляется целый ряд преимуществ перед наличными деньгами.

     Рассматривая  различный спектр услуг предоставляемых  российскими банками необходимо отметить, что обслуживание физических лиц является одним из основных направлений  деятельности банка. В условиях жесткой  рыночной конкуренции коммерческим банкам необходимо, опираясь на традиционные методы обслуживания, разрабатывать перспективные направления в данной области. Проводимые операции по обслуживанию физических лиц можно представить в таблице 1 - операции для населения. 

     Таблица 1- Операции коммерческого банка для физических лиц.21

     
     № п/п      Название  операции      Содержание       
     1      Депозитные операции      Привлечение денежных средств населения во вклады и депозиты на различных условиях, характерных для каждого вида вклада и депозита.       
     2      Кредитные операции      Размещение  ресурсов банка путем предоставления потребительского кредита, к которому относятся: кредит на неотложные нужды; жилищный нужды; ломбардный кредит       
     3      Валютные  операции      Коммерческие  банки совершают следующие операции с иностранной валютой:

     покупка (продажа) наличной иностранной валюты за наличные рубли;

     покупка (продажа) платежных документов в  иностранной валюте за наличные рубли;

     прием на инкассо наличной иностранной  валюты;

     выдача  валюты по пластиковым карточкам;

     прочие.

      
     4      Операции  с пластиковыми карточками      Выдача  пластиковых карточек и осуществление  операций с ними по выдаче наличных денежных средств: по оплате товаров, работ, услуг; зачисление заработной платы на счета пластиковых карт.       
     5      Прочие  операции      Расчетно-кассовое обслуживание; доверительные операции; услуги по хранению ценностей; консультационные услуги.       
 

 

     

  1. Удаленное банковское обслуживание.
 

    В классическом понимании система "Банк-Клиент" представляет собой самостоятельную  форму оказания банковских услуг  физическим и юридическим лицам, дающую возможность вести банковские операции с использованием современной  электронной техники с удаленного рабочего места - из дома, офиса, сидя в  автомобиле и т.д.

    Система "Банк-Клиент" в развернутом  варианте позволяет клиенту:

     знакомиться с банковскими правилами;

  • получать справочную информацию (перечень выполняемых банком операций, курсы валют, изменение в банковских тарифах и т.д.);
  • получать сведения о состоянии своего счета в форме соответствующих выписок;
  • передавать в банк платежные поручения;
  • получать электронные копии платежных документов о зачислении средств в пользу клиента;
  • обмениваться с банком электронными текстовыми сообщениями и финансовой информацией;
  • зачислять средства на счет (если это допускается) и перечислять средства со счета (оплата товаров и услуг, выполнение налоговых и иных обязательных платежей);
  • перечислять деньги с одного счета на другой счет (в т.ч. осуществлять конверсионные операции с использованием валютных счетов, открытых в банке);
  • распоряжаться движением средств по счету. Каждому платежу, который может быть проведен по распоряжению клиента с использованием системы, присваивается код; система хранит такие платежи в виде "макетов" платежных поручений с фиксированными реквизитами и пустыми полями, подлежащими заполнению клиентом. При проведении платежа система запрашивает у клиента код платежа и предлагает заполнить пустые поля;
  • отозвать переданное в банк распоряжение о платеже до того, как оно попадет в расчетную сеть Банка России (по заявке клиента система формирует документ, отменяющий предыдущее распоряжение);
  • заказать наличность в любой валюте, с тем чтобы получить ее в кассе или обменном пункте банка и др.

    На  рисунке схематично представлен  порядок организации документооборота (осуществления платежей) по системе "Банк-Клиент". 

Информация о работе Развитие интернет-банкинга в России