Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:55, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой работы обоснована тем, что в современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной деятельности. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Основным назначением расчетов является обслуживание денежного оборота (платежного оборота). Расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму.
Введение…………………………………………………………………….....2
Теоретические основы расчетно-кассового обслуживания……………..4
Сущность и принципы расчетно-кассового обслуживания………4
Организация расчетно-кассовой работы…………………………..7
Расчетное обслуживание клиентов…………………………………….....13
Расчетное обслуживание юридических лиц……………………....13
Расчетное обслуживание физических лиц………………………...21
Удаленное банковское обслуживание……………………………………24
Интернет-банкинг в развитых странах …………………………...26
Развитие интернет-банкинга в России……………………………28
Заключение…………………………………………………………….....…..31
Список использованных источников литературы…………………………33
Рис.
1 - Порядок организации документооборота
(осуществления платежей) по системе "Банк-Клиент"22
┌───────────────────┐ 1 ┌────────────────┐
│Отправитель платежа├─────────
└───────────────────┘ └─────────────┬──┘
/│\
│
│5
│
┌─────┴────┐ 4 ┌──────┐ 3 ┌─────┐
│Бенефициар│<──────────┤ Банк │<──────────┤ СЭП │
└──────────┘
└──────┘
└─────┘
1
- Отправитель платежа дает
3.1
Интернет-банкинг в развитых странах.
Число
пользователей услуг интернет-
Исследования Datamonitor свидетельствуют о том, что на конец 2005 года число банковских клиентов онлайн в Европе достигло 80 млн. человек, увеличившись на 37 млн. с 2000 года. А в 2009 году уже 144 млн. европейцев стали клиентами интернет-банков. Самые большие банковские интернет-рынки в Великобритании (и Германии, а самое большое количество интернет-банкиров на душу населения в скандинавских странах.
На
данный момент наибольшей популярностью
банковский интернет-сервис пользуется
в таких странах, как Германия,
Великобритания, Швеция. В некоторых
европейских странах более
Исследования,
проведенные многочисленными
Более того, стоит заметить, что онлайновые плательщики привлекательнее для банков. Именно к такому заключению пришли аналитики ComScore Networks, проанализировав счета нескольких тысяч пользователей интернет-банкинга в одиннадцати крупнейших американских банках. В отчете указывается, что пользователи, оплачивающие счета в онлайне через свой банк, имеют вдвое большие суммы остатков на счетах в банке, чем те, которые платежи в онлайне не осуществляют.24 Исследование позволяет сделать вывод, что безбумажные платежи становятся стандартом для увеличивающегося числа потребителей, а интернет-банкинг и оплата счетов через Интернет - два наиболее быстро растущих сектора онлайновых услуг.
Первое
упоминание о российских системах интернет-банкинга
связано с развертыванием в 1998 году
системы «Интернет Сервис Банк»
в Автобанке. Она предназначалась
для физических лиц, а для управления
счетами было достаточно лишь стандартного
браузера.Вслед за Автобанком подобные
решения стали внедряться другими игроками,
однако за первые 5 лет продвижения услуги
банкам удалось привлечь лишь около 50
тысяч подписчиков. В 2003 году только у
17,5% крупных банков в России существовали
системы типа «банк-клиент». Среди основных
причин такого положения дел стоит назвать
незначительный уровень проникновения
широкополосного доступа к интернету,
а также слабое развитие банковской системы
в целом.Уже сейчас у российских банков,
входящих в TOP-10 по размеру чистых активов,
через дистанционные каналы обслуживаются
десятки тысяч клиентов. При этом еженедельный
прирост составляет 12-13 тысяч пользователей.Системы
интернет-банкинга внедряются в малых
и средних банках. Для них основные преимущества
таких систем - снижение транзакционных
издержек, сокращение штата сотрудников
и удержание клиентов. В связи с тем, что
внедрение современных технологий связано
с большими затратами, малые банки, вероятно,
будут объединять усилия для создания
совместных интернет-систем. Здесь существенную
роль сыграют сторонние поставщики решений
подобного рода.Уровень интернет-банкинга
в банках поднимется по мере повышения
уровня зрелости информационных технологий.
Российский финансовый рынок в последнее
время показывает немалый рост, и до насыщения
ему еще очень далеко. Одним из самых быстрорастущих
«денежных» сегментов при этом является
кредитно-финансовая сфера.25 Тут
активно внедряются информационные технологии,
расширяются потребительские сервисы,
и соответственно, усложняются бизнес-процессы.
Последнее в сегодняшних жестко конкурентных
условиях, однако, не должно приводить
к снижению эффективности, одним из гарантов
которой является информационная безопасность.
Таблица 2- наличие систем интернет-банкинга в российских банках. 26
№ в рейтинге | Банк | Чистые активы на 01.01.09, млн руб. | Наличие и тип системы интернет-банкинга | Название системы |
1 | Сбербанк | 3 470 973.5 | нет | |
2 | Внешторгбанк | 774 341.2 | нет | |
3 | Газпромбанк | 713 273.4 | нет | |
4 | Альфа-Банк | 358 502.9 | Интернет-банкинг для юр. лиц и физ. лиц | 1. Альфа Клик 2. Альфа Клиент Online |
5 | Банк Москвы | 355 136.0 | Интернет-банкинг для юр. лиц и физ. лиц | iBank2 |
6 | Уралсиб | 294 955.2 | Интернет-банкинг для физлиц | Юр лица - BSS Физлица: 1."Интернет Сервис Банк" - в Москве 2."Уралсиб+интернет" - в регионах |
7 | Росбанк | 281 843.8 | Интернет-банкинг для юрлиц и физлиц | Банк-Клиент/Интернет |
8 | Россельхозбанк | 236 983.6 | Интернет-банкинг для юр.лиц | Интернет-Клиент |
9 | Международный Московский Банк | 229 396.0 | Интернет-банкинг для юр. лиц и физ. лиц | Enter.IMB |
10 | Русский Стандарт | 216 034.6 | Интернет-банкинг для физ. лиц (только доступ к информации по счетам) | "Интернет-банк" |
Внедрение отечественных и международных стандартов и лучших практик в области интернет-банкинга по идее должно максимально «обезопасить» информацию, которая является для банков критически важным ресурсом. Однако пока эти стандарты являются в России не обязательными, а их внедрение в значительной мере зависит от уровня зрелости банковских информационных технологий. Последний же, в среднем, пока уступает общемировому. Но ясно, что только при повышении общего уровня зрелости информационных технологий можно будет говорить и об увеличении уровня интернет-банкинга в отрасли.27
Удаленное банковское обслуживание выгодно не только клиенту, но и банку. Предоставление услуг через Интернет снижает издержки банка, связанные с совершением операций. Проведение платежных документов через работников банка требует постоянного увеличения человеческих и материальных ресурсов.
Заключение
Банковская система является необходимой составляющей экономики каждой страны, это важнейший проводник государственной экономической политики во все сферы экономики. И именно благодаря её взаимосвязям со всеми секторами экономики банковская система во все времена имела большое значение.
Для предприятий и организаций роль системы расчетов заключается в том, что именно расчеты, как условие завершения сделок или выполнения принятых ранее обязательств, обеспечивают кругооборот товаров (услуг) и денег, объединяющий всю экономику. Ведущую роль в организации системы расчетов обмена, система расчетов приводит в действие внутренний и внешний (международный) экономические обороты, связывает друг с другом и с населением различные сферы, отрасли, хозяйствующие субъекты.
Основное назначение коммерческих банков в системе расчетов – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Для коммерческих банков расчеты – это главный участок деятельности, во многом обуславливающий их процветание.
наступления сроков погашения финансовых, кредитных и других денежных
обязательств; платежи осуществляются при наличии средств на счете плательщика или права его на кредит; наличие согласия плательщика на списание средств с его счета.
Расчетно-кассовые операции позволяют концентрировать в банках значительные и относительно дешевые ресурсы, устанавливать с клиентами деловые связи, которые, как правило, перерастают в различные формы сотрудничества: кредитование, лизинг и т. д.; кроме того, при осуществлении расчетных и кассовых операций банки взимают комиссии. Поэтому любой банк заинтересован в привлечении новых клиентов на расчетно-кассовое обслуживание. В то же время клиент также заинтересован в выборе банка, наиболее полно отвечающего его требованиям: имеющего приемлемые тарифы, проводящего вовремя платежи, работающего с современными технологиями. Поэтому, говоря о перспективах развития расчетно-кассового обслуживания, необходимо рассматривать, прежде всего, отношения, строящиеся между клиентом и банком. В данном разрезе можно выделить следующие направления развития:
Таким
образом, расчетно-кассовое обслуживание
являются неотъемлемой частью деятельности
любого банка. В данной работе была сделана
попытка раскрыть сущность расчетных
и кассовых операций, а также выработать
перспективные направления их развития
Список использованных источников литературы.