Развитие инвестиционной деятельности в Росии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении инвестиций и их роли в развитии экономики.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие частные задачи:
дать понятие инвестиций, рассмотреть их сущность и классификацию;
проанализировать процессы инвестирования в России в настоящее время;
определить основные пути совершенствования инвестиционной деятельности в стране.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………………..3
1. Инвестиции как экономическая категория………………...........................…4
1.1 Сущность, структура и роль инвестиций в экономической системе страны………………………………………………………………...……....…....4
1.2 Инфраструктура инвестиционного процесса………......………………….. 9
1.3 Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской
Федерации ……......……………………………………………………………..11
2. Особенности инвестиционных процессов в России .....................................14
2.1 Инвестиционный климат в России…………………………........................14
2.2 Развитие российской экономики в 2010 году - Инвестиции в основной капитал…………………………………………………….………………….......17
2.3 Инвестиционные процессы в России: тенденции развития ...…………....21
3. Инструменты государственного регулирования инвестиций.......................24
3.1 Основные направления и перспективы развития инвестиционной политики ……………………………………………………………………....…24
3.2 Законодательное обеспечение инвестиционной деятельности …...……..45
Заключение……………………………………………………………...………..34
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

НЭ курсовая.doc

— 864.50 Кб (Скачать файл)

Согласно положениям теории финансового посредничества основным собственником инвестиционных ресурсов является население, а основным потребителем — предприятия и организации.

При анализе инвестиционной значимости сбережений населения принято  выделять организованные и неорганизованные формы сбережений. Под организованными  сбережениями понимают сбережения, осуществляемые в виде вкладов в банки и ценные бумаги. Данная форма сбережений представляет собой денежные ресурсы, которые, будучи аккумулированы различными институтами финансового рынка, могут быть сравнительно легко трансформированы в инвестиции. Неорганизованные сбережения — это сбережения в форме наличной валюты, которые остаются на руках у населения. Данная форма сбережений населения представляет собой потенциальный инвестиционный ресурс.

Домашние хозяйства  выступают не единственным поставщиком денежных средств на финансовом рынке. На уровне макроэкономики к внутренним источникам финансирования инвестиций можно отнести:

1) государственное бюджетное  финансирование;

2) сбережения населения;

3) накопления предприятий,  коммерческих банков, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов, страховых фирм и т. д.

К внешним источникам финансирования относятся: 1) иностранные  инвестиции; 2) иностранные кредиты  и займы.

Реализация инвестиционного  спроса и предложения осуществляется финансовыми посредниками, наделенными широкими возможностями по обслуживанию инвестиционных и финансовых потребностей экономических субъектов. Рыночный механизм мобилизации инвестиционных ресурсов и их эффективного размещения предполагает наличие развитой инфраструктуры инвестиционного процесса, различных институциональных органов инвесторов, соответствующих рыночной экономике.

Экономике развитых стран  присуща сложная и многообразная  структура институтов, осуществляющих мобилизацию инвестиционных ресурсов с последующим их вложением в предпринимательскую деятельность.

В наиболее общем виде финансовые институты включают следующие  типы:

• коммерческие банки (универсальные  и специализированные);

• небанковские кредитно-финансовые институты (финансовые и страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, кредитные союзы и товарищества);

• инвестиционные институты (инвестиционные компании и фонды, фондовые биржи, финансовые брокеры, инвестиционные консультанты и пр.).

Общей характеристикой  для всех групп институциональных инвесторов является аккумулирование ими временно свободных денежных средств (государства, фирм, населения) с последующим вложением их в экономику. Вместе с тем каждая из указанных групп обладает собственной спецификой как в осуществлении присущих ей функций, так и в механизме аккумуляции инвестиционных ресурсов и их дальнейшем размещении.

Динамичное и эффективное  развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности является необходимым  условием стабильного функционирования и развития экономики. Масштабы, структура и эффективность использования этой системы во многом определяют результаты хозяйствования на различных уровнях экономической системы, состояние, перспективы развития и конкурентоспособность национального хозяйства.

 

1.3.Правовые  основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации

Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любой  страны, является существующая система  законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования – с другой.   Общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации составляет система действующих законодательных и подзаконных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу правоотношений. Эти акты могут различаться. По федеральным государственным органам и учреждениям (субъектам) правового регулирования инвестиционной деятельности, которые уполномочены на издание правовых актов, а именно: акты Федерального Собрания; акты Президента РФ; акты Правительства РФ; акты Банка России; акты Российского фонда федерального имущества; акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

По форме и юридической  силе: законодательные правовые акты (федеральные конституционные законы, кодексы Российской Федерации, федеральные законы); акты ратификации международных соглашений и договоров Российской Федерации; правовые акты органов системы федеральной исполнительной власти (постановления, распоряжения, инструкции).

По характеру правового  регулирования - вертикальные или горизонтальные отношения инвесторов:

-  административно-правовые  и финансово-правовые акты, издаваемые органами и учреждениями, которые тем самым реализуют в рамках делегированных им властно-организационных и властно-имущественных полномочий волю государства по регулированию на территории Российской Федерации функционирования субъектов инвестиционной деятельности;

-  гражданско-правовые  акты (инвестиционные договоры и  контракты, залоговые соглашения  и договоры на передачу прав  в отношении государственной  собственности, соглашения о разделе  продукции), в которых государство  в лице уполномоченных федеральных органов и инвесторы выступают преимущественно в качестве равноправных сторон отношений в рамках таких договоров или соглашений;

Однако наиболее важной является классификация правовых факторов по задачам и объему регулирования  в сфере инвестиционной деятельности. В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы.

Первую группу составляют  так называемые базовые законодательные  и подзаконные акты. Они носят  универсальный характер и устанавливают  основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации отечественных и зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли российского законодательства. К таким актам относятся:

- Гражданский кодекс  РФ, законодательные акты в сфере  приватизации, Федеральный закон   «Об акционерных обществах»,  система отраслевых актов налогового  законодательства Таможенный кодекс РФ и иные акты таможенного и других отраслей законодательства;

-  указы Президента  РФ, например   Указ Президента  «Об упорядочении государственной  регистрации предпринимателей на  территории Российской Федерации» (с изменениями от 29 августа 2001 г., 21 октября 2002 г.);

-  постановления Правительства  РФ (например, о порядке лицензирования  отдельных видов деятельности, о  ввозных таможенных тарифах), отдельные  нормативные акты Банка России  и федеральных органов исполнительной  власти.

Ко второй группе относятся предметные и рамочные законодательные и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности или ее конкретных организационных и правовых форм, легализованных в Российской Федерации. К подобным актам следует отнести прежде всего Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999  и Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон   N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также отдельные указы Президента РФ, отдельные постановления Правительства РФ и отдельные ведомственные нормативные акты органов исполнительной власти.

 

2. Особенности  инвестиционных процессов в России

2.1 Инвестиционный климат в России

Одним из важнейших условий  обеспечения экономического роста  служит сбалансированная инвестиционная политика государства, стратегически  нацеленная на поддержание экономической  и политической стабильности в долгосрочной перспективе.

Инвестиции в России происходят за счет внутреннего и  внешнего притока средств. На уровень  внутреннего притока оказывают  влияние коммерческая прибыль, амортизационные  отчисления, бюджетное финансирование, банковские кредиты и собственные средства населения. На уровень внешнего притока существенное влияние оказывают иностранные инвестиции в России.

Инвестиционный климат в России в 2011 году продолжает отпугивать многих отечественных и зарубежных специалистов от крупных инвестиций в российскую экономику. По данным статистики, в апреле 2011 года отток капитала из России составил 5 миллиардов долларов, что значительно ниже, чем отток капитала в марте. По мнению многих аналитиков, несмотря на укрепление политической и экономической ситуации, инвестиционный климат в России за последние несколько лет ничуть не улучшился.

Высокий уровень коррупции  и «оригинальность» работы многих государственных  и муниципальных органов приводит к постепенному сокращению инвестиций в российскую экономику.  Кроме того, одной из особенностей ведения экономической политики в нашей стране является применение заградительных пошлин или введения ограничений на поставку или закупку тех или иных товаров на западных рынках.

Также многие специалисты  отмечают замедление темпов восстановления экономики после финансового кризиса, что также крайне негативно влияет на инвестиционный климат.

Кроме того, количество законопроектов, которые регулируют экономическую  деятельность на территории Российской Федерации постоянно растет, а  срок действия многих постановлений составляет несколько лет, что значительно повышает инвестиционные риски как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов.

Некоторое время назад  инвестиционная ситуация в нашей  стране была крайне выгодна для спекулянтов, которые могли зарабатывать «быстрые деньги» в некоторых секторах экономики, в настоящее время прибыль многих компаний стала заметно меньше, что приводит к постепенно оттоку капитала из страны.

Экономические проблемы, которые возникли в странах Европейского союза и США, также приводят к ухудшению инвестиционного климата в России в 2011 году, что связано с привязкой деятельности многих отраслей экономики нашей страны к иностранным валютам.

По оценкам аналитиков, отток капитала из Российской Федерации  приостановится в середине 2011 года, но это не означает, что инвестиционный климат в России значительно улучшиться.

Одной из причин неблагоприятного инвестиционного климата является неопределенность, связанная с выборами, смена политической власти может  привести как к ужесточению требований к инвесторам, так и к облегчению налогового режима или создания благоприятных условий для инвестирования в определенные сектора российской экономики.

В апреле 2011 года президент  Российской Федерации Дмитрий Медведев составил перечень первоочередных мер, которые должны улучшить инвестиционный климат в России. К данным мерам относятся снижение налоговых и страховых взносов, а также создание более прозрачных условий для компаний, которые участвуют в государственных закупках.

Объем прямых иностранных  инвестиций  в Россию по итогам I полугодия  2011  года составил 27,2 млрд долларов, превысив показатель аналогичного периода  2010  года на 40%. По итогам  2010  года показатель составлял 42,9 млрд долларов, 2009-го — 36,5 млрд долларов, 2008-го — 72,9 млрд долларов.

Портфельные иностранные  инвестиции в I полугодии удвоились  и составили 2,7 млрд долларов. В  2010  году этот показатель был отрицательным (отток  инвестиций ) и составлял -7,8 млрд долларов. Схожая картина наблюдалась  как в 2009-м (-4,9%), так и в 2008-м (-37,3 млрд долларов) годах.

Объем  инвестиций, попадающих в графу «прочие», в I полугодии  составил 9,6 млрд долларов (в I полугодии  2010  года показатель был отрицательным  и составлял -5,8 млрд долларов). В  2010  году «прочие» инвестиции насчитывали 9,7 млрд долларов, в 2009-м были отрицательными (-25,2 млрд долларов), в 2008-м — 56,7 млрд долларов.

Совокупный объем иностранных  инвестиций  в Россию за I полугодие  2011  года составил 39,5 млрд долларов ( рост  в 2,65 раза в годовом выражении). По итогам  2010  года показатель составлял 44,8 млрд долларов, 2009-го — 6,4 млрд долларов, 2008-го — 92,2 млрд долларов.

Темпы прироста  инвестиций  в РФ с исключением сезонной компоненты составили в июне текущего года только 0,4% после увеличения на 5,3% в апреле и на 4,3% в мае, сообщало Минэкономразвития.

По данным Росстата, в  июне  2011  года  рост   инвестиций   в   основной   капитал  к  июню прошлого года составил 4,7%.

20 июля  2011  года  премьер-министр РФ Владимир Путин  сообщил, что объем прямых  инвестиций  в экономику  России , по предварительной оценке ЦБ, в I полугодии текущего года превысил 27 млрд долларов.

Для увеличения объема прямых инвестиций в России в настоящее  время создается суверенный инвестиционный фонд. Впервые президент РФ Дмитрий Медведев объявил о создании Российского фонда прямых инвестиций в конце января на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Фонд будет софинансировать капитальные вложения зарубежных фондов и компаний в российские проекты.

 

2.2 Развитие российской экономики в 2010 году - Инвестиции в основной капитал

К 2011 г. ситуацию с инвестициями в основной капитал определяют следующие  тенденции:

  • продолжение роста инвестиций, наблюдающегося с начала 2010 г.;
  • снижение роли бюджета в источниках финансирования инвестиций;
  • усиление опоры на собственные средства предприятий как основного источника финансирования инвестиций в основной капитал.

В 2010 г. возобновился рост инвестиций в основной капитал: по итогам года о увеличились на 6.0% (см. график 1). Валовое накопление основного капитала обеспечило 1.3 проц. п. прироста ВВП.

Информация о работе Развитие инвестиционной деятельности в Росии