Развитие инвестиционной деятельности в Росии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении инвестиций и их роли в развитии экономики.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие частные задачи:
дать понятие инвестиций, рассмотреть их сущность и классификацию;
проанализировать процессы инвестирования в России в настоящее время;
определить основные пути совершенствования инвестиционной деятельности в стране.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………………..3
1. Инвестиции как экономическая категория………………...........................…4
1.1 Сущность, структура и роль инвестиций в экономической системе страны………………………………………………………………...……....…....4
1.2 Инфраструктура инвестиционного процесса………......………………….. 9
1.3 Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской
Федерации ……......……………………………………………………………..11
2. Особенности инвестиционных процессов в России .....................................14
2.1 Инвестиционный климат в России…………………………........................14
2.2 Развитие российской экономики в 2010 году - Инвестиции в основной капитал…………………………………………………….………………….......17
2.3 Инвестиционные процессы в России: тенденции развития ...…………....21
3. Инструменты государственного регулирования инвестиций.......................24
3.1 Основные направления и перспективы развития инвестиционной политики ……………………………………………………………………....…24
3.2 Законодательное обеспечение инвестиционной деятельности …...……..45
Заключение……………………………………………………………...………..34
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

НЭ курсовая.doc

— 864.50 Кб (Скачать файл)

Казалось бы, в кризис активы дешевые, самое время рискнуть. Но в инновационную сферу России пока не готовы войти ни национальные, ни западные инвесторы. Впрочем, ученые любят повторять: наука делается не для того, чтобы каждый ее результат оказывался в реальной жизни.

 

При нынешнем состоянии  российской финансовой системы в  качестве ведущего механизма обеспечения  подъема инвестиционной активности целесообразно использовать систему государственных банков развития. Другие механизмы, прежде всего частные банки и фондовый рынок, могут работать как дополняющие первый. В дальнейшем, по мере роста производства и инвестиций, накопления сбережений, развития рыночной инфраструктуры, их значение будет возрастать. Но с учетом неразвитости коммерческих банков и фондового рынка, в ближайшие 5–10 лет сами по себе они не смогут обеспечить решение задачи трехкратного повышения инвестиционной активности.

Государственная банковская система должна компенсировать отсутствие эффективно работающего рыночного  механизма внутри- и межотраслевого перелива капитала. Для этого ей необходимо сочетать способность концентрировать  инвестиции в перспективных направлениях развития экономики и функции поддержания необходимого уровня инвестиционной активности для обеспечения воспроизводства социально значимых отраслей и секторов хозяйства. Достигается это сочетание соответствующей конструкцией системы государственных институтов развития, состоящей из Российского банка развития, реализующего задачу привлечения инвестиций в освоение перспективных направлений роста нового и современного ТУ и специализированных банков развития, обеспечивающих поддержание необходимого уровня инвестиционной активности в соответствующих секторах российской экономики. В частности, такие банки необходимы: для кредитования экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью; привлечения инвестиций в развитие сельского хозяйства; кредитования малого бизнеса и жилищного строительства. Каждая из этих сфер обладает определенной спецификой, затрудняющей привлечение кредитов на рыночных условиях.

Формально некоторые  из этих банков – Российский банк развития, Росэксимбанк, Россельхозбанк – созданы, но ни один из них как институт развития так и не заработал. Для этого они должны быть встроены в соответствующую систему организации финансовых потоков. Такая система должна включать механизмы рефинансирования банков развития, процедуры выбора приоритетных направлений экономического развития, обеспечивающие их реализацию гибкие технологии денежного предложения и надежный контроль над эффективностью использования предоставляемых кредитов.

Сложившаяся на сегодняшний день в  России структура распределения  сбережений позволяет реализовать оба известных из международного опыта механизма финансирования институтов развития: как основанного на сбережениях, так и использующего механизмы рефинансирования Центрального банка. Формирование первого из них предусматривает привлечение кредитных ресурсов Сберегательного банка на депозиты в банки развития и их размещение в инвестиционных проектах, реализующих приоритетные направления развития экономики. Создание второго механизма - кредитование банков развития через централизованные процедуры денежного предложения - не означает, разумеется, восстановления административной технологии распределения капитальных вложений. Централизованная процедура регулирования кредитной эмиссии или размещения организованных под контролем государства сбережений ограничивается установлением пропорций распределения общих инвестиционных ресурсов государственной финансовой системы между банками развития в соответствии с приоритетами экономического роста и целями поддержания инвестиционной активности. Принятие же собственно инвестиционных решений обеспечивается банками развития самостоятельно с соблюдением всех рыночных критериев окупаемости и надежности соответствующих инвестиционных проектов.

Необходима активизация  инвестиционной составляющей бюджетной политики, включающая:

  • восстановление Бюджета развития и института государственных гарантий для привлечения кредитов на финансирование приоритетных инвестиционных проектов, возложение функций его исполнения на Банк развития;
  • формирование государственной инвестиционной программы исходя из приоритетных направлений структурной перестройки экономики;
  • проведение инвентаризации исполнения обязательств инвесторов, приобретших акции приватизированных предприятий на условиях инвестиционных конкурсов с признанием недействительными сделок, по которым обязательства не выполнены;
  • прекращение практики предоставления государственных гарантий под финансирование иностранных связанных кредитов при наличии аналогичной продукции отечественного производства, предоставление государственных гарантий только при условии наполнения соответствующих инвестиционных проектов закупками отечественного оборудования.

В общем виде предлагаемая система будет функционировать  следующим образом. На макроуровне  политика денежного предложения  ориентируется на обеспечение спроса на деньги со стороны производственной сферы при желаемом уровне экономической активности, регулируемом посредством ставки рефинансирования. Наряду с рутинными процедурами рефинансирования текущей деятельности коммерческих банков, для поддержания роста долгосрочных инвестиций денежные власти организуют два контура денежного предложения: Центральный банк – банки развития – производственные предприятия; сбережения населения – Сбербанк – банки развития – производственные предприятия. Таким образом, накапливаемые и вновь создаваемые денежные ресурсы трансформируются в кредитование производства и инвестиции, авансируя экономический рост.

Таким образом, предлагаемая система поддержания инвестиционной активности будет стимулировать  рост конкурентоспособных финансово-производственных структур. Банковская система получит мощный импульс переориентации на работу с реальным сектором. Постепенно будет преодолена дезинтеграция российской экономики, восстановится нормальная взаимосвязь финансовой сферы и реального сектора в обеспечении расширенного воспроизводства экономической деятельности. Сформируется ориентированная на экономический рост финансово-промышленная система, обеспечивающая высокий уровень инвестиционной и инновационной активности.

 

3.2 Законодательное  обеспечение инвестиционной деятельности

В условиях реформирования экономики определяющая роль в данном процессе принадлежит государственному регулированию инвестиционной сферы. Однако анализ законодательного регулирования  инвестиционной деятельности свидетельствует о наличии определенных правовых и нормативных пробелов. Важно подчеркнуть, что законодательные неточности при осуществлении инвестиционного процесса не только снижают эффективность инвестиций, но и не способствуют созданию благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности как со стороны государства, так и со стороны иных инвесторов, например, в действующем законодательстве не приведено четкого определения государственных инвестиций и государственных капитальных вложений.

Для успешного развития инвестиционной сферы необходимо формирование четкой стратегии инвестиционного  развития региона на долгосрочную перспективу. Отсутствие такой стратегии приводит к тому, что руководящие органы при определении направлений и пропорций распределения бюджетных средств, привлечении и размещении инвестиций, выборе приоритетных инвестиционных проектов не имеют надежного механизма, позволяющего оценить принятое решение с учетом перспектив развития региона, обеспечения его комплексного развития, организации действия всех его подсистем, наиболее эффективного использования инвестиционного потенциала.

Эта проблема актуальна  и на уровне муниципальных образований.

Таким образом, в настоящее  время названные функции государственного регулирования, координации и контроля инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации размыты и рассредоточены между многими федеральными министерствами, ведомствами и учреждениями, каждое из которых реализует их в пределах своей предметной компетенции и по своим направлениям. Зачастую выполняемые этими органами функции либо им не свойственны, либо дублируются другими органами и государственными учреждениями. В результате за формирование и реализацию общегосударственной инвестиционной политики до сих пор ни один из федеральных органов исполнительной власти не отвечает.

Объясняется это тем, что в России не было соблюдено  в должной мере главное из названных  выше условий необходимость долгосрочной политики государства в инвестиционной сфере была озвучена избранным Президентом РФ Медведевым Д.А. лишь в последнее время. При отсутствии же объявленных и гарантированных государством, хотя бы на несколько лет вперед, четких и ясных «правил игры» с отечественными и иностранными инвесторами, серьезного притока крупномасштабных частных капиталовложений в российскую экономику ожидать не приходится.

Особое значение для  иностранных инвесторов имеет правовая система, позволяющая ориентироваться  на законодательство страны, в которую  осуществляются инвестиции. К сожалению, в России правовая система не обеспечивает такой защищенности в должной мере.

Новые правовые формы, будь то законы или подзаконные нормативные  акты, часто вступают в силу без  должной огласки. Поэтому нередко  даже специалисты не имеют возможности  своевременно получать информацию об изменении законодательства. Планирование экономической деятельности осложняется и тем, что законы, как правило, вступают с момента их опубликования, поэтому субъекты хозяйственной деятельности и органы исполнительной власти не имеют времени перестроиться в соответствии с изменившимися правовыми условиями. Во многих случаях юридические нормы имеют обратную силу.

Наряду с конституцией и федеральными законами в РФ существует огромное количество подзаконных нормативных  актов - указов, распоряжений, инструкций, писем, которые часто противоречат друг другу. Отсутствует четкий механизм, регламентирующий, какой именно нормативный акт из множества правовых положений, существующих по одному и тому же вопросу, применяется в каждом конкретном случае. Отсюда ни инвесторы, ни исполнительные органы не могут быть уверены в правильности своего решения. В итоге планирование инвестиций в значительной мере затрудняется, поскольку последствия конкретных решений и связанные с этим расходы становятся непредсказуемыми. Пример тому закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», согласно которому минимальный размер уставного капитала должен составлять не менее 100 минимальных размеров оплаты труда, в то время как изданный ранее Указ Президента РФ предусматривает для компаний с иностранным участием минимальный уставный капитал в размере не менее 1000 месячных минимальных окладов.

Многими законами РФ в недостаточной  степени учитываются экономические  интересы инвесторов. Вместо всеобъемлющего учета они поддерживают интересы только отдельных экономических групп.

Не менее важным, чем  принятие надежных правовых положений, является применение на практике разработанных  правовых норм. К сожалению, сложившаяся  в РФ административная практика не способствует установлению отношений сотрудничества, основанных на доверии.

Административные органы, прежде всего  таможенные и налоговые, часто не соблюдают принципы, признанные в  западных странах в качестве основополагающих. Речь, в частности, идет о равенстве  всех перед законом, соразмерности административных мер, запрете произвольных действий. Особый ущерб деятельности иностранных инвесторов наносит безоговорочное придание обратной силы правовым актам. Поэтому первым шагом по пресечению подобных действий могло бы стать принятие закона о регулировании административной деятельности, в котором должны содержаться положения об административной соразмерности при рассмотрении вопросов, по которым законодательство не обеспечивает полного регулирования, а также об ответственности государства за нарушение его структурами законов и других правовых актов. Предусмотренная в этом случае ответственность побудит исполнителей к строго правовым действиям.

Препятствием на пути капиталов  в Россию является также недостаточная  защищенность инвестора от экономических преступлений и коррупции.

Таким образом, можно отметить, что  Россия, с множеством недостатков  и проблем в инвестиционной сфере, имеет шанс занять достойное место  в мировом сообществе при условии  грамотного подхода правительства к этой проблеме.

 

Заключение

В своей курсовой работе я попыталась дать основные теоретические  аспекты такого важного и сложного процесса как инвестиции; проанализировать инвестиционную ситуацию в России на данный момент с разных позиций: по России в целом, в Пензенской области, а также в сотрудничестве с другими странами; предоставить основные рекомендации по развитию инвестиционной сферы, основываясь на законодательстве.

Инвестиции являются важной экономической категорией и  играют большую роль в экономике страны. В первом разделе это было точно отражено. Также инвестиции являются звеном в цепочке практически всех экономических процессов, а с помощью мультипликатора и акселератора происходит рост ВНП – решающего понятия экономики.

Второй раздел был  посвящен анализу инвестиций. Одним из важнейших факторов перехода к новому этапу — периоду экономического роста и фундаментальной перестройки в период выхода из экономического кризиса экономики России является развитие как внутренних резервов, так и межгосударственной инвестиционной деятельности. Снижение удельного веса валового накопления основного капитала в ВВП стало результатом действия ряда факторов: сокращение сбережений как основного источника финансирования инвестиций и уменьшения государственных инвестиций в виде капиталовложений, а рыночный механизм инвестирования пока работает неэффективно так как невыгодно вкладывать деньги в реальный сектор экономики, а выгоднее инвестировать их финансовые инструменты — ценные бумаги. Привлечение и использование прямых иностранных инвестиций будет способствовать росту научно-технического потенциала и восстановлению экономики страны, а грамотная политика на уровне регионов поможет в наращивании ВНП, так как потенциал имеется (например, в Пензенской области).

 

По третьему разделу можно сделать вывод о том, что России необходима активация инвестиционной сферы, например: восстановление Бюджета, формирование государственной инвестиционной программы, проведение инвентаризации исполнения обязательств инвесторов, прекращение практики предоставления государственных гарантий под финансирование иностранных связанных кредитов при наличии аналогичной продукции отечественного производства, усовершенствование законодательной базы и т. д.

Из всего вышесказанного можно  сделать выводы о том, что привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Информация о работе Развитие инвестиционной деятельности в Росии