Развитие инвестиционной деятельности в Росии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении инвестиций и их роли в развитии экономики.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие частные задачи:
дать понятие инвестиций, рассмотреть их сущность и классификацию;
проанализировать процессы инвестирования в России в настоящее время;
определить основные пути совершенствования инвестиционной деятельности в стране.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………………..3
1. Инвестиции как экономическая категория………………...........................…4
1.1 Сущность, структура и роль инвестиций в экономической системе страны………………………………………………………………...……....…....4
1.2 Инфраструктура инвестиционного процесса………......………………….. 9
1.3 Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской
Федерации ……......……………………………………………………………..11
2. Особенности инвестиционных процессов в России .....................................14
2.1 Инвестиционный климат в России…………………………........................14
2.2 Развитие российской экономики в 2010 году - Инвестиции в основной капитал…………………………………………………….………………….......17
2.3 Инвестиционные процессы в России: тенденции развития ...…………....21
3. Инструменты государственного регулирования инвестиций.......................24
3.1 Основные направления и перспективы развития инвестиционной политики ……………………………………………………………………....…24
3.2 Законодательное обеспечение инвестиционной деятельности …...……..45
Заключение……………………………………………………………...………..34
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

НЭ курсовая.doc

— 864.50 Кб (Скачать файл)

 

График 1. Динамика инвестиций в основной капитал (темпы прироста, %)

 

Среди источников финансирования инвестиций впервые с 2004 г. возросла доля инвестиций за счет собственных средств предприятий (с 40.6% в 2009 г. до 44.3% - в 2010 г., см. график 3). По-видимому, восстановление прибыли компаний позволило нарастить объемы ресурсов, направляемых на инвестиции в основной капитал. В 2010 г. доля валовой прибыли и валовых смешанных доходов в ВВП увеличилась впервые с 2004 г. и составила 31.4% (против 30.5% в 2009 г.).

График 2. Валовая прибыль экономики  и валовые смешанные доходы

  и инвестиции за счет собственных  средств предприятий

 

Следует отметить, что  значительная роль в росте инвестиций в 2010 г. принадлежит государственным компаниям: Газпром, Роснефть, РусГидро, ФСК.

Негативной тенденцией 2010 г. следует  считать резкое сокращение бюджетных  инвестиций (см. график 3). Доля бюджета  в инвестициях в основной капитал  снизилась с 16.6% в 2009 г. до 13.6% в 2010 г. Среди быстрорастущих статей расходов выделялись только расходы на обеспечение военнослужащих постоянным жильем – в 2010 г. они возросли более чем вдвое (до 140 млрд. руб.).

 

График 3. Бюджетные средства в составе  источников финансирования инвестиций в основной капитал организаций (без субъектов малого предпринимательства), млрд.руб. в ценах 2010 г.

В 2010 г. наметилось слабое восстановление кредитной активности банков. Доля кредитов в инвестициях  в основной капитал составила 8.1% (против 7.9% в 2009г.).

В 2010 г. по мере восстановления внутреннего  конечного спроса улучшилась отраслевая структура прямых иностранных инвестиций (ПИИ), несмотря на некоторое сокращение их общего объема (с 15.9 млрд. долл. в 2009 г. до 13.8 - в 2010 г.). Заметно увеличилась доля ПИИ в обрабатывающих производствах, прежде всего по видам деятельности «производство машин и оборудования» и «производство транспортных средств и оборудования» (суммарная их доля в общем объеме прямых иностранных инвестиций возросла с 5.7% в 2009 г. до 11.9% – в 2010 г.). В то же время, сокращение общего объема прямых иностранных инвестиций в основном обусловлено за счет видов деятельности «добыча топливно-энергетических полезных ископаемых» и торговли. Кроме того, негативной тенденцией в динамике прямых иностранных инвестиций стало резкое (на 42%) снижение их объема в строительном комплексе.

Общее оживление инвестиций в 2010 г. поддерживалось ростом ожиданий компаний относительно их будущего развития. На протяжении года несмотря на пока еще  отрицательный общий индекс предпринимательской  уверенности в промышленности отмечен  существенный рост индекса. По данным Росстата в добыче полезных ископаемых среднегодовой индекс возрос с -9.3 в 2009 г. до -0.1 в 2010 г., в обработке – с -15.2 до -4.8, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – с -2.9 до -1.1.

Следует отметить, что  в 2009-2010 гг. значимым фактором, негативно влияющим на инвестиционную активность предприятий, являлись накопленные долговые обязательства.

Анализ показывает, что  наиболее сильный спад инвестиционной активности характерен для видов  деятельности с высоким уровнем долговой нагрузки (см.график 4).

 График 4. Зависимость уровня инвестиционной активности от уровня долговой нагрузки по видам экономической деятельности  
2.3 Инвестиционные процессы в России: тенденции развития

В последнее время  проблема создания эффективной системы управления инвестиционной деятельностью на разных уровнях экономики (федеральном, региональном, муниципальном) приобрела большую актуальность, в связи с тем, что Россией взят курс на построение инновационной экономики. В этих целях разрабатываются разнообразные мероприятия, включая такие, как Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» и др. Однако, несмотря на то, что необходимость активизации инвестиционного процесса декларируется в программных документах и законодательных актах, существенных результатов на практике добиться не удается. Негативные тенденции 1990-х годов, связанные со спадом инвестиционной активности и углублением инвестиционного кризиса, продолжают сказываться на экономике.

Как отмечают аналитики, характерной особенностью предстоящего 15-летия должно стать формирование «инвестиционного барьера» в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт) и нефтегазовом комплексе. Речь идет о всплеске поддерживающих инвестиций, обеспечивающих: устойчивое функционирование инфраструктурных отраслей в соответствии с перспективными потребностями экономики и компенсацию ухудшающихся условий добычи углеводородов и сохранение ее объемов, по меньшей мере, на достигнутом уровне. На рисунке 3 показан график динамики вложения инвестиций по отраслям экономики.

Расчеты показывают, что  взятие «инвестиционного барьера» потребует  поддержания высокого уровня инвестиционной активности. Минимально необходимые темпы роста инвестиций, обеспечивающие лишь отмеченные потребности инфраструктуры и нефтегазового комплекса, составляют в 2006-2015 гг. – 4-5% в год, в 2016-2020 гг. – более 3%. Это означает, что динамика общего объема инвестиций в экономику России не должна быть ниже 6-7% в год на протяжении всего прогнозного периода.

Рис. 3. Инфраструктурные инвестиции по отраслям.

В электроэнергетике  при сохранении инерционного тренда высока вероятность появления дефицита генерирующих мощностей уже к концу текущего десятилетия.

Появление этого дефицита связано, прежде всего, с ожидаемым  увеличением в 2011-2015 гг. выбытия мощностей, исчерпавших парковый ресурс. Во избежание  дефицита энергетических мощностей  инвестиции в «большую электроэнергетику» должны увеличиться по сравнению с предшествующим пятилетием: в 2011-2015 гг. – в 2,2 раза.

На транспорте потребность  в увеличении инвестиций определяется необходимостью:

- достройки федеральной  опорной транспортной сети (без  учета строительства международных транспортных коридоров);

- развития нефтепроводной  инфраструктуры, в том числе на  востоке страны;

- развития газотранспортной  системы, включая строительство  в 2006-2020 гг. более 23 тыс. км новых  магистральных газопроводов, из  них свыше 7 тыс. км — в  Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (2001-2005 гг. – 4,8 тыс. км);

- замещения основных  фондов, характеризующихся высокой  степенью износа – более 60%, а по транспортным средствам  – более 70%.

В нефтегазовом комплексе освоение новых месторождений в северной и восточной частях страны, а также компенсация ухудшающихся условий добычи в традиционных районах только для поддержания достигнутого уровня добычи углеводородов потребуют наращивания капиталовложений: в 2011-2015 гг.- в 1,2 раза.

Между тем для России сейчас открыты реальные возможности по улучшению инвестиционного климата, и прежде всего они должны быть ориентированы на:

  • интенсивное расширение инвестиционного спроса со стороны крупных инфраструктурных компаний и вертикально интегрированных корпораций нефтегазового комплекса, оказывающее «разогревающее» влияние на российский инвестиционный рынок;
  • благоприятные условия для развития энергетического, транспортного, нефтяного и химического машиностроения.

При этом риски для  России заключаются в следующем:

  • в случае падения объемов капиталовложений ниже уровня «инвестиционного барьера» высока вероятность того, что инфраструктурные отрасли выступят в роли ограничителя экономического развития, а также снижения добычи углеводородов;
  • вероятность ускоренного роста цен на услуги инфраструктурных монополий для обеспечения потребности в поддерживающих инвестициях.

Итак, финансовый кризис негативно повлиял на инвестиции в России: их объем заметно снизился. Остается надеяться, что эта ситуация временна, и в ближайшем будущем  наша страна увеличит приток инвестиций как внутренних, так и иностранных, о которых будет рассмотрено в следующей главе.

 

3. Инструменты государственного  регулирования инвестиций

3.1 Основные  направления и перспективы развития  инвестиционной политики

Инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста. С позиции сущности реформирования экономики проблема повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного климата является одной из узловых.

Многие проблемы формирования инвестиционного  процесса в современных условиях обусловлены отсутствием четко  разработанной системы принципов  инвестиционной политики. Система принципов инвестиционной политики является стержнем развития экономики, обеспечивающим эффективное взаимодействие всех уровней, начиная от предприятий и охватывая органы власти всех уровней.

Согласно теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность и социальная, экологическая и экономическая безопасность.

Эти принципы должны реализовываться в инвестиционной политике органов власти различного уровня. Инвестиционная политика на федеральном уровне должна активизировать инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий.

Так, например, основными  принципами региональной инвестиционной политики на федеральном уровне могут быть следующие:

1) государственная инвестиционная  политика должна обеспечивать  единство инвестиционного пространства  на всей территории России, то  есть обеспечивать свободное  перемещение финансового капитала, инвестиционных товаров и строительных услуг. Она должна создавать единство условий экономического и правового регулирования инвестиционной деятельности, ее информационного обеспечения;

2) на федеральном уровне  целесообразно разработать и  реализовать ограниченное количество, но реальных федеральных среднесрочных и долгосрочных программ, органической частью которых должен стать региональный разрез, согласованный с субъектами Федерации;

3) необходимо устранить  многоканальность и частичное  дублирование одинаковых по назначению потоков государственных финансов путем совершенствования их региональной привязки. Важную роль в управлении потоками играет стабильное и полное разграничение пропорций, закрепление каждого вида налоговых бюджетных доходов за федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации как экономической основы региональной инвестиционной политики этих субъектов;

4) наделение органов  государственной власти субъектов  Федерации широкими полномочиями  по экономическому, в первую очередь  налоговому регулированию, стимулирующему инвестиционную деятельность;

5) разработка и применение  единых общероссийских нормативно-законодательных  основ залогового права, предусматривающих,  в частности, страхование инвестиций  от некоммерческих рисков имуществом  субъектов Федерации по их усмотрению.

Следует отметить, что  современная российская деловая  среда не является благоприятной  для привлечения инвестиций в  реальную экономику. Инвестиционные ресурсы  распределяются между регионами  крайне неравномерно, в основном концентрируясь в крупных мегаполисах и богатых природными ресурсами регионах. Остальные регионы и большая часть перерабатывающих отраслей России не имеют возможности использовать инвестиционный потенциал.

В наше время важна  необходимость инвестиций в науку. Несмотря на это, в России только 1% крупных компаний готовы вкладывать свои ресурсы в научные разработки. В кризис финансирование исследований сокращается, а пропасть между наукой и бизнесом увеличивается.

Большая часть научных  разработок, которые успешно сейчас внедряются в России, кем-то уже придуманы и продаются. Например, робот на выставке в Москве в Японии никого уже не удивит. Но инновации – это не обязательно прорыв, скорее необходимые наукоемкие технологии.

У российского рынка  своя специфика: инвесторы идут по уже изведанным тропкам. Рисковать своим капиталом готовы единицы. Ученые, которые занимаются фундаментальной наукой в госучреждениях и институтах, коммерсантам не интересны. Они о партнерстве разговаривают с теми, кто уже наладил производство и хочет его развить.

«Мы не способны полностью  за вас делать весь бизнес. Мы способны его профинансировать, мы способны открыть перед вами некоторые  двери, связать вас с какими-то партнерами или даже дополнительными  инвесторами, которые могут вам  существенно помочь в развитии вашего предприятия. Но мы не способны взять у вас технологию, сказать: сидите, пожалуйста, на скамеечке, мы сейчас вам тут все поднимем, потом будете работать. К сожалению, так невозможно», - считает Дмитрий Гордиенко, старший менеджер «Роснано».

Проект должен быть не просто готов, но и возможная прибыль  по нему должна быть не ниже 20%, тогда  бизнес заинтересуется. При этом структура  инвестиций тоже весьма предсказуема. Самые инновационные отрасли  в России – космос, авиация и  телекоммуникации. Следом идут биотехнологии, военные разработки и энергетика. Но даже в высокотехнологичных отраслях доля таких проектов не превышает 14%.

Информация о работе Развитие инвестиционной деятельности в Росии