Развитие экономической мысли в древнем мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 14:55, реферат

Описание работы

Материальная культура первобытного общества делится на каменный (палеолит, мезолит, неолит), бронзовый и ранний железный века. Важнейшими чертами первобытной эпохи были переход от присваивающего к производящему хозяйству, существование рода как хозяйственной единицы, который делился на общины, объединенные совместной собственностью на землю. Так зарождалась экономика древнего мира.

Содержание работы

Хозяйственное развитие в первобытную эпоху.
Особенности восточного рабства.
Экономическая мысль цивилизации Древнего Востока.
Хозяйственное развитие Древней Греции.
Экономическая мысль Древней Греции.
Экономическое развитие Античного Рима.
Экономическая мысль Античного Рима.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 47.74 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

                      Реферат

                                  На тему:

развитие экономической  мысли в древнем мире.

 

 

 

 

Студентка:

  Лазаренко Лариса

Группа: 222

Преподаватель:

Карманик Е.В.

 

 

 

Содержание:

  1. Хозяйственное развитие в первобытную эпоху.

  1.  Особенности восточного рабства.

  1.  Экономическая мысль цивилизации Древнего Востока.

  1. Хозяйственное развитие Древней Греции.

  1. Экономическая мысль Древней Греции.

  1. Экономическое развитие Античного Рима.

  1. Экономическая мысль Античного Рима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хозяйственное развитие в первобытную эпоху.

Материальная культура первобытного общества делится на каменный (палеолит, мезолит, неолит), бронзовый и ранний железный века. Важнейшими чертами первобытной эпохи были переход от присваивающего к производящему хозяйству, существование рода как хозяйственной единицы, который делился на  общины, объединенные совместной собственностью на землю. Так зарождалась экономика древнего мира.

Палеолит, или древний каменный век (3 млн. – 10 тыс. лет назад), был самым трудным и длительным периодом, который совпал с ледниковым периодом в истории Земли. Эволюция средств труда прошла от палки-копалки и примитивных каменных орудий до микролитов. Расширилось применение кости, человек научился добывать и поддерживать огонь, появились постоянные жилища. Основными занятиями населения были собирательство, охота, ловля рыбы.

В мезолите(древнем каменном веке) утвердились современные послеледниковые природно-климатические условия. В этот период наряду с собирательством и охотой одним из основных занятий были рыбалка (появились гарпуны, лук, стрелы, плетеные сетки) и речное собирательство (ловля раков, моллюсков). Появился древнейший транспорт – водный (плоты, лодки, выдолбленные из стволов деревьев). Появились макролиты – каменные орудия  для обработки дерева. В этот период предприняты первые попытки приручить диких животных.

Неолиту (новому каменному веку) характерно становление разных отраслей производящего хозяйства. Развивалось земледелие (появилась мотыга с каменным или костяным наконечником, позднее – плуг), скотоводство (выращивали крупный и мелкий рогатый скот, лошадей), общинное ремесло (появились керамика и гончарное производство, прядение и ткачество). В неолите завершилось формирование техники по обработке камня (шлифование, сверление), усовершенствовались лук и стрелы, возник наземный транспорт – лыжи, повозка, сани. Скот использовали как тяговую силу. Сложилась достаточно развитая система обмена.

Главным завоеванием неолита стал переход от присваивающего к производящему хозяйству («неолитическая революция»). Важнейшими факторами такого перехода были:

  • истощение запасов дичи и полезных ископаемых;
  • рост населения;
  • достаточно высокий технический уровень орудий труда, зачатки знаний;
  • наличие благоприятных природных условий.

Бронзовый век охватил III-II тыс. до н.э. Определяющими чертами этого периода были существование производящего хозяйства, быстрое развитие скотоводства и пашенного земледелия, выделение скотоводческих племен, высокий уровень ремесел (гончарного и бронзо-литейного). Возникли центры металлургии и обработки бронзы. Обмен стал носить регулярный характер. Обменивались медь, бронза, золото, фаянс, соль.

Переход к производству железа на рубеже II-I тыс. до н.э. стал определяющим моментом начала раннего железного века. Основными ремесленными профессиями были кузнецы, гончары, строители, оружейники. Производились железные серпы, ножи, наконечники, стрелы, бронзовые пряжки, браслеты, посуда, керамика.

Возросшая производительность труда  вызвала его индивидуализацию, что  создало возможность частного присвоения всего произведенного продукта первоначально  какой-либо группой внутри коллектива (обычно семьей), затем отдельными лицами. Возникновение частной собственности  привело к разложению первобытного строя, распаду родовой общины, которая  в доклассовом обществе прошла три  стадии:

  • родовая, или кровнородственная, основанная на совместном ведении хозяйства и совместном владении землей;
  • земледельческая, в которой собственность на территорию сочеталась с разделом пахотных участков большими семьями;
  • соседская, в которой преобладала индивидуальная собственность малых семей на наделы пахотной земли при сохранении коллективной собственности общины на других угодьях.

Переход к земледелию, разложение общины, расширение рамок частной  собственности вызвали имущественное  и социальное неравенство, обусловили образование государств.  Первые из них были созданы на территориях, где продуктивность земледелия была особенно значительна (Египет, Индия, Месопотамия) на рубеже неолита и бронзовой эпохи.

 

Особенности восточного рабства.

История древних цивилизаций охватывала период с IV тыс. до н.э. до падения Западной Римской империи в V ст. н.э. Существовало два типа хозяйственной организации – восточное и античное рабство. Им были присущи общие черты: ручная технология с индивидуальными и совместными орудиями туда, ведущая роль земледелия и натурального хозяйства, внеэкономическое принуждение как способ организации и присвоения общественного труда.

Особое  место в истории древнего мира занимает Древний Египет. В Древнем Египте  в IV тыс. до н.э.  возникло восточное рабство. Выгодное стратегическое и географическое положение Египта способствовали его политическому и экономическому развитию. Быстро развивалось земледелие на высокоурожайных землях долины Нила, скотоводство оттеснило охоту. Наибольшим хозяйственным достижением египтян было создание оросительной системы земледелия. Основу хозяйства составляли свободные крестьянские общины. Однако со временем фараоны, жрецы, государственные чиновники присвоили общинные земли, превратив свободных крестьян в зависимых работников.

Поскольку на севере Египта преобладало  скотоводство, а на юге земледелие, между этими областями осуществлялась активная торговля. Помимо традиционных товаров (золото, серебро, шкуры, слоновая кость и т.д.) предметом торговли стали рабы. Однако основной производительной силой оставались крестьяне –  члены общины. Рабов использовали в основном как слуг. Особой разницы  между крестьянами и рабами не было. Первые могли попасть в долговое  рабство, вторым позволялось иметь семью.

К району восточного рабства принадлежало также Междуречье (Месопотамия). Наиболее развитыми странами Междуречья в IV-III тыс. до н.э. были Шумер, Ур, Нипур, Урук и др.  В конце III тыс. до н.э. в Месопотамии было создано могущественное централизованное Вавилонское царство, достигшее наибольшего расцвета при правлении царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Основной отраслью производства также было земледелие. Значительное развитие получила внутренняя и внешняя торговля. Вавилонские купцы вывозили финики, инжир, зерно, ремесленные изделия, а ввозили рабов, предметы роскоши, лес, металлы, камень.

Экономика восточного рабства характерна также и для Древней Индии  и Китая.

Хозяйственное развитие древневосточных  цивилизаций и имеет общие  черты:

  • сочетание элементов хозяйства, свойственных первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу;
  • устойчивость общины, объясняемая необходимостью создания искусственных оросительных систем и осушительных каналов, что под силу только значительной группе людей;
  • устойчивость государства, взявшего на себя функции распоряжения ирригационными работами;
  • наличие храмового или царского хозяйства, являвшегося центром экономической жизни;
  • слабое развитие частной собственности на землю;
  • появление больших городских поселений и городов, социальное расслоение и ремесленная специализация населения;
  • использование рабского труда, но рабство было патриархальным. Производство было направлено на создание не товаров, а средств существования рабов и рабовладельцев;
  • увеличение роли обмена и торговли, сосредоточение функций управления ею в руках государства.

Экономическая мысль цивилизации стран  Древнего Востока.

Наиболее значимой в экономической  мысли древнего мира  была проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества.

Особенности экономической мысли  древнего мира можно свести к следующему:

  • мыслители (философы) стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство как главные условия непреходящего «естественного порядка»;
  • доказательства идеологов древнего мира базировались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, нарушающих принцип эквивалентности обмена товаров на рынке по стоимости.

Общества восточных деспотий (Древний  Египет, Вавилон, Шумер, Ассирия, Индия, Китай и др.) имели экономику  административного типа с большим  царско-храмовым хозяйством и слабо  развитыми товарно-денежными отношениями. Проблемы организации и управления царско-храмовым хозяйством, а также  государственной регламентации  хозяйственной жизни (регулирования  земельных отношений, налогообложения, торговли и ценообразования, ростовщического  процента и проч.) нашли свое отражение  в древних источниках.

Древний Египет дал истории два  самых ранних памятника экономической  мысли: «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (XXII в. до н.э.) и «Речение Ипусера» (XVIII в. до н.э.). В «Поучении» приводятся правила государственного управления хозяйством, овладение которыми для правителя также важно, как и искусство. Главная идея «Речения» — недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения простолюдинов и начала в стране гражданской войны.

Кодекс законов  вавилонского царя Хаммурапи, действовавший в этой стране в XVIII в. до н.э., определял целый ряд законодательных установок:

  • посягнувший на чужую (частную) собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью;
  • за несвоевременную уплату долгов граждане более не лишаются своих земельных наделов;
  • срок долгового рабства кого бы то ни было не должен превышать трех лет, а сам долг отменяется по отбытии срока наказания;
  • предел денежной ссуды не может превышать 20%, натуральной – 33% от ее первоначальной суммы.

 

Своеобразие древнекитайской экономической  мысли ассоциируется с именем Конфуция, а также с идеями популярного  в IV-III в. до н.э. коллективного трактата «Гуань-цзы». Конфуций считал, что только образованный правитель способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Он признавал божественное и природное деление людей по сословиям, однако считал долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших. По его мнению,  у народа будет достаток тогда, когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и государя, станет выгодным.

Авторы «Гуань-цзы» в качестве главной выдвигали задачу «сделать государство богатым и народ довольным» посредством равномерного распределения богатства без обогащения торговцев и ростовщиков. Они признавали незыблемость сословного деления общества. В числе мер по стабилизации натурально-хозяйственных отношений наиболее важными они считали регулирование государством цен на хлеб, создание государственных запасов хлеба, введение льготных кредитов земледельцам, замену прямых налогов на железо и соль косвенными.

Наиболее ярким свидетельством древнеиндийской экономической  мысли на протяжении III-IV в. до н.э. является трактат «Артхашастра» (автор – Каутилья), означающий в переводе учение («артха») о доходах («шастра»). Согласно трактату:

Информация о работе Развитие экономической мысли в древнем мире