Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 14:55, реферат
Материальная культура первобытного общества делится на каменный (палеолит, мезолит, неолит), бронзовый и ранний железный века. Важнейшими чертами первобытной эпохи были переход от присваивающего к производящему хозяйству, существование рода как хозяйственной единицы, который делился на общины, объединенные совместной собственностью на землю. Так зарождалась экономика древнего мира.
Хозяйственное развитие в первобытную эпоху.
Особенности восточного рабства.
Экономическая мысль цивилизации Древнего Востока.
Хозяйственное развитие Древней Греции.
Экономическая мысль Древней Греции.
Экономическое развитие Античного Рима.
Экономическая мысль Античного Рима.
Реферат
развитие экономической мысли в древнем мире.
Студентка:
Лазаренко Лариса
Группа: 222
Преподаватель:
Карманик Е.В.
Содержание:
Материальная культура первобытного общества делится на каменный (палеолит, мезолит, неолит), бронзовый и ранний железный века. Важнейшими чертами первобытной эпохи были переход от присваивающего к производящему хозяйству, существование рода как хозяйственной единицы, который делился на общины, объединенные совместной собственностью на землю. Так зарождалась экономика древнего мира.
Палеолит, или древний каменный век (3 млн. – 10 тыс. лет назад), был самым трудным и длительным периодом, который совпал с ледниковым периодом в истории Земли. Эволюция средств труда прошла от палки-копалки и примитивных каменных орудий до микролитов. Расширилось применение кости, человек научился добывать и поддерживать огонь, появились постоянные жилища. Основными занятиями населения были собирательство, охота, ловля рыбы.
Неолиту (новому каменному веку) характерно становление разных отраслей производящего хозяйства. Развивалось земледелие (появилась мотыга с каменным или костяным наконечником, позднее – плуг), скотоводство (выращивали крупный и мелкий рогатый скот, лошадей), общинное ремесло (появились керамика и гончарное производство, прядение и ткачество). В неолите завершилось формирование техники по обработке камня (шлифование, сверление), усовершенствовались лук и стрелы, возник наземный транспорт – лыжи, повозка, сани. Скот использовали как тяговую силу. Сложилась достаточно развитая система обмена.
Главным завоеванием неолита стал переход от присваивающего к производящему хозяйству («неолитическая революция»). Важнейшими факторами такого перехода были:
Бронзовый век охватил III-II тыс. до н.э. Определяющими чертами этого периода были существование производящего хозяйства, быстрое развитие скотоводства и пашенного земледелия, выделение скотоводческих племен, высокий уровень ремесел (гончарного и бронзо-литейного). Возникли центры металлургии и обработки бронзы. Обмен стал носить регулярный характер. Обменивались медь, бронза, золото, фаянс, соль.
Переход к производству железа на рубеже II-I тыс. до н.э. стал определяющим моментом начала раннего железного века. Основными ремесленными профессиями были кузнецы, гончары, строители, оружейники. Производились железные серпы, ножи, наконечники, стрелы, бронзовые пряжки, браслеты, посуда, керамика.
Возросшая производительность труда
вызвала его индивидуализацию, что
создало возможность частного присвоения
всего произведенного продукта первоначально
какой-либо группой внутри коллектива
(обычно семьей), затем отдельными лицами.
Возникновение частной
Переход к земледелию, разложение
общины, расширение рамок частной
собственности вызвали
Поскольку на севере Египта преобладало
скотоводство, а на юге земледелие,
между этими областями
К району восточного рабства принадлежало также Междуречье (Месопотамия). Наиболее развитыми странами Междуречья в IV-III тыс. до н.э. были Шумер, Ур, Нипур, Урук и др. В конце III тыс. до н.э. в Месопотамии было создано могущественное централизованное Вавилонское царство, достигшее наибольшего расцвета при правлении царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Основной отраслью производства также было земледелие. Значительное развитие получила внутренняя и внешняя торговля. Вавилонские купцы вывозили финики, инжир, зерно, ремесленные изделия, а ввозили рабов, предметы роскоши, лес, металлы, камень.
Экономика восточного рабства характерна также и для Древней Индии и Китая.
Хозяйственное развитие древневосточных цивилизаций и имеет общие черты:
Экономическая мысль цивилизации стран Древнего Востока.
Наиболее значимой в экономической мысли древнего мира была проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества.
Особенности экономической мысли древнего мира можно свести к следующему:
Общества восточных деспотий (Древний
Египет, Вавилон, Шумер, Ассирия, Индия,
Китай и др.) имели экономику
административного типа с большим
царско-храмовым хозяйством и слабо
развитыми товарно-денежными
Древний Египет дал истории два самых ранних памятника экономической мысли: «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (XXII в. до н.э.) и «Речение Ипусера» (XVIII в. до н.э.). В «Поучении» приводятся правила государственного управления хозяйством, овладение которыми для правителя также важно, как и искусство. Главная идея «Речения» — недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения простолюдинов и начала в стране гражданской войны.
Кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи, действовавший в этой стране в XVIII в. до н.э., определял целый ряд законодательных установок:
Своеобразие древнекитайской экономической мысли ассоциируется с именем Конфуция, а также с идеями популярного в IV-III в. до н.э. коллективного трактата «Гуань-цзы». Конфуций считал, что только образованный правитель способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Он признавал божественное и природное деление людей по сословиям, однако считал долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших. По его мнению, у народа будет достаток тогда, когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и государя, станет выгодным.
Авторы «Гуань-цзы» в качестве главной выдвигали задачу «сделать государство богатым и народ довольным» посредством равномерного распределения богатства без обогащения торговцев и ростовщиков. Они признавали незыблемость сословного деления общества. В числе мер по стабилизации натурально-хозяйственных отношений наиболее важными они считали регулирование государством цен на хлеб, создание государственных запасов хлеба, введение льготных кредитов земледельцам, замену прямых налогов на железо и соль косвенными.
Наиболее ярким свидетельством древнеиндийской экономической мысли на протяжении III-IV в. до н.э. является трактат «Артхашастра» (автор – Каутилья), означающий в переводе учение («артха») о доходах («шастра»). Согласно трактату:
Информация о работе Развитие экономической мысли в древнем мире