Развитие экономической мысли в древнем мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 14:55, реферат

Описание работы

Материальная культура первобытного общества делится на каменный (палеолит, мезолит, неолит), бронзовый и ранний железный века. Важнейшими чертами первобытной эпохи были переход от присваивающего к производящему хозяйству, существование рода как хозяйственной единицы, который делился на общины, объединенные совместной собственностью на землю. Так зарождалась экономика древнего мира.

Содержание работы

Хозяйственное развитие в первобытную эпоху.
Особенности восточного рабства.
Экономическая мысль цивилизации Древнего Востока.
Хозяйственное развитие Древней Греции.
Экономическая мысль Древней Греции.
Экономическое развитие Античного Рима.
Экономическая мысль Античного Рима.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 47.74 Кб (Скачать файл)
  • накопление богатства естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан-ариев;
  • каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование землей долги, обязан за это разделить участь низшего сословия на время либо навсегда;
  • предлагалась дифференциация в цене товара издержек производителей и купцов.

 

 

 

Хозяйственное развитие Древней Греции.

 

После завоевания Египта и Вавилонского царства персами рабовладение зарождается  в новых странах Средиземноморья  – Греции и Риме, в которые  постепенно перемещаются центры Древнего мира. В мировой истории начинается новый период, называемый античным (от лат. – давний). Он охватил первую половину 1 тыс. до н.э. – первую половину 1 тыс.н.э. В период античности рабовладение достигло полного расцвета. Преобладало долговое рабство, была уничтожена община, использование рабского труда стало более разнообразным, а само рабство превратилось в античное.

Раннему экономическому подъему древнегреческой цивилизации  способствовало развитие земледелия нового поликультурного типа, основанного  на одновременном выращивании трех культур – злаковых (ячменя), винограда  и оливы (так называемая «средиземноморская триада»). Благоприятное географическое расположение Греции (торговые пути, удобные  бухты, природные богатства) способствовало раннему развитию ремесла и торговли. Греки стали ремесленниками и  торговцами в то время, когда народы других государств еще занимались охотой, скотоводством и земледелием.

Раздробленность территории Греции на множество маленьких островов обусловила экономическую автономию  каждой общины, которая выступала  в основном как отдельный город-государство с прилегающей к нему территорией  — полис. В основе полиса лежала античная форма собственности, представляющая собой единство государственного и частного принципов собственности. Полис как коллектив граждан обладал правом собственности на землю. Одновременно только граждане полиса могли быть собственниками земли. Основным экономическим принципом полиса была идея автаркии (самообеспеченности). Выработалась и полисная система ценностей: идея превосходства земледельческого труда над всеми другими, осуждение стремления к прибыли и т.д. Впервые в мировой истории город вытеснил и подчинил себе деревню.

В VIII-VI ст. до н.э. прогресс в земледелии привел к отделению ремесла от сельского хозяйства и развитию торговли между отдельными районами Греции.  Развитие ремесел привело к специализации производителей (появились художники, маляры, строители и т.д.). Специализированными стали также полисы (в Милеете производили ткани, в Коринфе – керамику). Быстро развивалось мореплавание и кораблестроение. Развитие обмена обусловило появление денег, торгового капитала, купцов. Зародилось ростовщичество, а вместе с ним и долговое рабство. Бурное развитие хозяйства привело к существенным изменениям  в общественном укладе Греции. В сельском хозяйстве и ремесле все больше используется рабский труд, общество распадается на два лагеря – свободных граждан и невольников. Общинные земли со временем  перешли к родовой аристократии, которая превратила большинство крестьян в рабов. Между аристократией и сельским населением (демосом) шла постоянная борьба.

Важным фактором экономической жизни Древней  Греции была колонизация. Земельный  голод у небольших греческих  государств привел к завоеванию большого числа колоний на островах в Эгейском море, на южном побережье Италии, в Сицилии, Северной Африки, на берегах Мраморного и Черного морей. Колонии стали центрами торговли греков с варварами.

В V-IV ст. до н.э. труд рабов стал активно использоваться в хозяйстве, особенно в ремеслах (в Афинах насчитывалось около 365 тыс. рабов и 90 тыс. свободных граждан). Привилегированные рабы были учителями, врачами, купцами, полицейскими. Большинство рабов использовалось на тяжелых физических работах. Некоторым из них (ремесленникам, торговцам) разрешалось иметь семьи. Освобождение рабов было крайне редким явлением.

В античном рабстве, в отличии от восточного (патриархального), рабский труд стал основной производительной силой общественного производства. При классическом рабстве раб лишался не только собственности на средства производства, но и представлял собой «говорящее орудие», полностью принадлежал своему хозяину. Право собственности рабовладельца на раба ничем не ограничивалось. Классическое рабство, в отличие от патриархального, было направлено на создание прибавочного продукта. Источники рабства были различными: продажа военнопленных; долговое рабство для лиц, не имевших гражданства; внутреннее воспроизводство рабов; пиратство; самопродажа, продажа в рабство своих детей, воров и других преступников. Характерно классическое рабство только для Древней Греции и Древнего Рима.

Использование рабского труда в Греции поначалу способствовало достижению высокого экономического и  культурного уровня, однако технические  возможности рабовладения быстро исчерпали  себя. Раб не хотел совершенствовать орудия труда, а вольные граждане отдавали предпочтение занятиям политикой, философией, физическими упражнениями.

Бесконечные войны  между греческими городами, борьба между демосом и аристократией, рабами и рабовладельцами парализовали экономическую жизнь страны и  в338 г. до н.э. Грецию завоевала Македония, а затем Балканский полуостров стал легкой добычей Римской империи.

 

 

Экономическая мысль Древней Греции.

 

Лучшими достижениями экономической  мысли античного рабства явились  труды древнегреческих философов Ксенофонта (430-354 гг. до н.э.), Платона (428- 347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.).

Экономические воззрения Ксенофонта нашли свое отражение в трактате «Домострой», в котором приводятся следующие положения:

  • разделение труда на умственный и физический виды, а людей – на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;
  • природному предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей (ремесло осуждает человека на сидячий образ жизни, вредный для тела, и лишает людей солнца);
  • производительно может выполняться «наиболее простая работа»;
  • степень разделения труда обусловлена, как правило, размерами рынка сбыта;
  • всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (стоимость);
  • деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлять товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.

Платон в своих трудах большое внимание уделил модели идеального государства. Основной целью идеального государства он считал «изгнание страсти к наживе», поскольку излишек порождает такие отвратительные качества, как лень и жадность. По мнению Платона, всякий прибавочный продукт следует рассматривать как подрыв общественного порядка, как кражу. Модель идеального государства, лишенного присущих Афинам противоречий,  строилась Платоном на четком делении людей на классы, в связи с  их  общественными  и хозяйственными функциями.

В своих произведениях  «Государство» и «Законы» Платон охарактеризовал два проекта  идеального государства. В первом сочинении  он отметил, что  аппарат управления идеального государства должен быть представлен двумя сословиями: аристократическим сословием (философами) и сословием воинов. Философы – это наиболее здравомыслящие люди, способные к познанию мира и управлению людьми. Главная задача философов — действовать от имени и на  благо  всего  общества,  отрекаясь  то личных пристрастий. Главная обязанность воинов – защищать народ. Для успешного выполнения своих функций для воинов предусматривалась спартанская  система   физического   воспитания,   лагерный   режим,   строгая   дисциплина, общий стол (уравнительное распределение). Стремление воинов к обогащению осуждалось.  По мнению Платона эти два сословия не должны обладать собственностью и обременять себя хозяйством, их материальное обеспечение должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена к третьему сословию, названному Платоном чернью (земледельцы, ремесленники, купцы, обладающие и распоряжающиеся собственностью), и к рабам. Главной обязанностью этого сословия является производство материальных благ, необходимых всему обществу. Данное сословие должно иметь личную заинтересованность в результатах своего труда и поэтому оно наделялось частной собственностью.

Во втором произведении («Законы») Платон выдвигает обновленную  модель идеального государства, осуждает ростовщичество, обосновывает ведущую  роль в хозяйстве земледелия по сравнению  с ремеслом и торговлей. В этой модели граждане высших сословий наделялись правом владения и пользования (неполное право собственности) предоставляемым  по жребию государством домом и земельным  наделом. Проектом оговаривалась возможность  последующей передачи земли по наследству  одному из детей.  В предложенной Платоном модели идеального государства земельный надел являлся основой доходов свободного гражданства. Платон предложил  законодательно ввести  «пределы  бедности  и  богатства». «Пределом бедности» считался один земельный  надел,  который  нельзя потерять ни при каких обстоятельствах (он всегда сохранялся в семье).  »Предел  богатства»  -  четыре — пять  земельных  наделов (или  стоимость  их  в  деньгах). Имущество   сверх «предела богатства», по мнению Платона, должно перераспределяется государством в пользу неимущих.

Огромный вклад  в развитие экономической мысли  античности внес Аристотель. Аристотеля часто называют первым экономистом  в истории науки, поскольку он был первым, кто подверг анализу  экономические явления и попытался  выявить закономерности общественного  развития.

Основные положения экономической  концепции Аристотеля:

  • человек – это общественное животное, которое может жить только в обществе и государстве;
  • созданию государства способствует обмен между людьми;
  • ни производство, ни жизнь не могут обойтись без рабов, так как орудия труда не могут сами работать;
  • рабы — источник богатства;
  • должен быть средний достаток (предлагал усилить «средний класс» для прекращения распрей, возникающих на почве неравенства);
  • необходима частная собственность (корни частной собственности он нашел у животных);
  • одну и ту же вещь можно использовать по-разному: по назначению (потребительная стоимость) и не по назначению (меновая стоимость);
  • деньги — средство сравнивать разные блага, поэтому их нельзя давать в ссуду под % (утверждал, что деньги возникли по соглашению между людьми в результате неудобства перевозки многих вещей на далекие расстояния).

Особое значение в экономической  концепции Аристотеля занимает теоретический  анализ обмена и стоимости. Он был  первым, кто поставил вопрос об определении  пропорции обмена. Этот вопрос на протяжении многих веков был и  до сих пор остается дискуссионным. Ответ на данный вопрос разделил всех экономистов в истории науки на сторонников трудовой теории стоимости и сторонников других теорий, определяющих стоимость вещи исходя из субъективной оценки ее полезности.

У самого Аристотеля существовало несколько  точек зрения на решение проблемы определения пропорции обмена. Аристотель пытался искать справедливость обмена в арифметической пропорции. В его  трудах можно найти и зачатки трудовой теории стоимости, и высказывания о том, что в основе пропорций обмена товаров лежит их полезность, и утверждение, что сравнимыми товары делают деньги, которые являются общей для всех потребностью.

Исследуя экономическую организацию  современного ему общества Аристотель выдвинул оригинальную концепцию об экономике и хрематистике. Согласно данной концепции все виды хозяйства и деятельности людей он относил к одной из двух сфер – естественной (экономика) и неестественной (хрематистика). Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, т.к. ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. Вторая же основана на бесчестных крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых ради достижения корыстной цели – наживать состояние. Аристотель считал, что в искусстве наживать состояние никогда не  бывает предела в достижении цели, поскольку самой целью является беспредельное богатство и обладание деньгами. По мнению Аристотеля хрематистика неизбежно вырастает из экономики. Разрушение экономики и превращение ее в хрематистику он связывал с изобретением денег.

 

Экономическое развитие Античного  мира.

История Античного  Рима является одной из интереснейших  страниц расцвета и падения рабовладельческого хозяйства, достигшего классической формы.

В экономической  жизни Древнего Рима  решающая роль принадлежала сельскому хозяйству. Юридическим собственником земли выступало государство. Постепенно земля перешла в частную собственность – патрициям (сенаторам, консулам, трибунам). Формы земельной собственности прошли сложную эволюцию от виллы (земельного участка площадью 25-100 га) до огромных латифундий  в десятки тыс. га и в начале н.э. трансформировались в небольшие участки земли (парцеллы), которые выдавались колонам – земледельцам, отпущенным рабам и другим мелким собственникам на основе аренды. Право частной собственности на землю гарантировалось римским законодательством («Закон XII таблиц») и государством.

Наиболее развитой отраслью хозяйства Античного Рима было сельское хозяйство. Оно было многоотраслевым, а  решающая роль принадлежала виноградарству, огородничеству, садоводству. Успешно развивалось животноводство, выращивались зерновые и технические культуры (лен, конопля).

Значительную роль в хозяйстве играли территории, завоеванные  Римом в результате длительных войн в Малой Азии, в Африке. Завоеванные  земли провозглашались государственными и передавались римской знати, ветеранам войн, сдавались в аренду.

В Древнем Риме сельскохозяйственные орудия труда и агротехника постоянно  совершенствовались и достигли высокого уровня. Римляне использовали не только  примитивные орудия (косу, серп), но и жатку, колесный плуг, водяную мельницу, минеральные удобрения, создали совершенную ирригационную систему орошения полей.

Значительные успехи были достигнуты римлянами также  в ремесле. Римское государство  славилось строительством. Храмы, дворцы, городские крепости, водопровод, канализация, ирригационная система  поражали современников своим совершенством. Римские оружейники были известны далеко за пределами страны. Строилось много дорог, которые связывали Рим с провинциями (некоторые из них сохранились до наших дней). Успешно развивалось кораблестроение, выплавка металлов, изготавливались изделия из меди, бронзы, железа, драгоценных металлов. Обработка камня, гранита, мрамора, а также резьба по ним были предметом гордости римских мастеров.

В Римской империи  успешно развивалась внутренняя и внешняя торговля, которая приносила больше прибыли, чем ремесло. Очень активно осуществлялась морская и караванная торговля с провинциями. Не смотря на сложные условия,  (пиратские нападения, разбой) Рим  торговал с Египтом, Сирией, Северной Африкой, Испанией, Германией, Британией, Индией, Китаем. В III-IV ст. н.э. в обмен с Римом втягиваются народы Северного Причерноморья, в т.ч. и Украины.

Информация о работе Развитие экономической мысли в древнем мире