Развитие экономической мысли в древнем мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 14:55, реферат

Описание работы

Материальная культура первобытного общества делится на каменный (палеолит, мезолит, неолит), бронзовый и ранний железный века. Важнейшими чертами первобытной эпохи были переход от присваивающего к производящему хозяйству, существование рода как хозяйственной единицы, который делился на общины, объединенные совместной собственностью на землю. Так зарождалась экономика древнего мира.

Содержание работы

Хозяйственное развитие в первобытную эпоху.
Особенности восточного рабства.
Экономическая мысль цивилизации Древнего Востока.
Хозяйственное развитие Древней Греции.
Экономическая мысль Древней Греции.
Экономическое развитие Античного Рима.
Экономическая мысль Античного Рима.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 47.74 Кб (Скачать файл)

В Античном Риме существовала достаточно развитая денежная система. Римляне  отливали медные монеты. Однофунтовая монета называлась ассом, 1/2 фунтовая – сомисом, 1/12 –унцией. Использовались также серебряные монеты – драхмы греческой чеканки с римской печатью. Позже появился римский серебряный денарий стоимостью 10 ассов. Самой распространенной единицей был сестерций, который приравнивался к 2,5 ассам. В последний период существования Римской империи в оборот были введены золотые монеты – ауреус и солид.

Рим постепенно превратился в мировой  центр денежных операций. Успешно  развивалось банковское дело. Римские  банкиры выступали торговыми  посредниками, осуществляли все денежные операции, использовали чеки, векселя, открывали безналичные, текущие  счета.

Расцвет античного Рима был обусловлен целым рядом причин:

  • завоевательной политикой. Рим покорил целый ряд стран (Египет, Грецию) и унаследовал их культуру;
  • внутренними факторами: существованием правовой системы, республиканского устройства, сильного государства, которое гарантировало права и свободы значительной части населения, в первую очередь право частной собственности;
  • существенной ролью в жизни общества образования и науки;
  • эксплуатацией в хозяйстве рабского труда, что способствовало освобождению определенной части населения от тяжелого труда и занятию их наукой, образованием, искусством, литературой.

В III-IV ст. н.э.  в хозяйстве Римской империи начался спад. Рабовладельческая система хозяйства к этому времени исчерпала свои возможности. Снизилась продуктивность труда. Дешевый и малоэффективный труд рабов сдерживал технический прогресс. Из хозяйственной жизни были вытеснены мелкие собственники, что подорвало устои экономики. Резко возросло количество паразитирующих элементов среди свободного населения, что привело к росту расходов государства, усилению налогового пресса.

Кризис рабовладения в сельском хозяйстве проявился в уменьшении площади обрабатываемых земель, падении  урожайности, расширении экстенсивных форм ведения хозяйства, его застое. Ограничивалась абсолютная власть рабовладельца  над рабом (их запрещалось убивать, передавать без земли, рабы получили право церковной защиты).

Кризис в сельском хозяйстве  нанес удар по городам, привел к массовому  бегству населения в сельскую местность. Господствующим типом хозяйства  стала латифундия, обрабатываемая колонами, слабо связанная с рынком, имевшая  собственные мастерские. Резко снизилась  роль рабов в производстве (их сажали на участки земли и превращали в квазиколонов). Упадок городов, ремесла, торговли, с одной стороны, и укрепление латифундийного землевладения – с другой свидетельствовали об изменениях хозяйственной структуры, готовили почву для перемещения центра социально-экономической жизни в деревню.

Вслед за кризисом (IV-V вв.н.э.) начинается период разложения и перерождения античных хозяйственных структур, вызревания противофеодальных отношений:

  • шло постепенное прикрепление отдельных категорий населения к месту жительства или профессии (профессии стали пожизненными и наследственными – куриалы (сборщики налогов), оружейники, кожевенники, ткачи, плотники, пекари и т.д.);
  • значительное распространение на государственных, муниципальных и частных землях получила долгосрочная аренда, которая превратилась в вечную, сопоставимую с правом собственности;
  • распространился патронат – самоотдача одних граждан под покровительство других, более обеспеченных и влиятельных. Этот факт назывался коммендацией. Вступивший под патронат человек утрачивал право собственности на землю и превращался в ее держателя, но избавлялся от государственного гнета.

Стабилизация в государстве  в этот период была достигнута ценой  глубокой трансформации прежних  отношений, основанных на античной собственности  и рабстве. Основной формой отношений  в сельском хозяйстве стал колонат. Латифундии дробили на парцеллы, к  которым стали прикреплять колонов. Колоны занимали промежуточное положение  между свободными гражданами и рабами и, в отличие от рабов, имели определенную заинтересованность в результатах  своего труда.

Росло крупное, а также церковное  землевладение (монастыри владели  обширными землями, которые освобождались  от налогов).

В 395 г. произошло разделение Римской  империи на Западную и Восточную (Византию). На востоке сохранялась  сильная власть императора в Константинополе, на западе она слабела и в476 г. была окончательно уничтожена. Эта  дата во всемирной истории считается  концом Древнего мира и началом средневекового периода европейской истории.

 

  Экономическая мысль Античного  Рима.

В Древнем Риме главной сферой применения рабского труда было сельское хозяйство. В связи с этим основной задачей  экономической мысли Древнего Рима было  решение аграрных проблем, и прежде всего проблемы рациональной организации рабовладельческих вилл и латифундий.

Одним из известнейших идеологов римского рабовладения был  Катон старший. Он досконально знал сельское хозяйство и первым в Риме разработал регламент проведения работ рабами на товарной вилле. Катоновская вилла имела полное собственное обеспечение всеми сельскохозяйственными продуктами и занималась выращиванием монокультуры на продажу, для обмена с городом на ремесленные товары. Катон считал, что из земледельцев выходят самые верные подданные и самые стойкие солдаты, а доход земледельцев является самым чистым. В целях получения высокой прибыли он советовал продавать продукцию своего хозяйства в периоды высоких цен.

Функционирование  рабовладельческой хозяйства Катон описал в трактате «О земледелии». Идеалом Катона было высокоинтенсивное хозяйство виллы, основанное на эксплуатации рабов (хотя он допускал также использование нерабского труда). Обобщив опыт ведения такого хозяйства,  Катон сформулировал целый ряд советов по повышению его (хозяйства) доходности. Руководить трудом рабов, по мнению Катона, должен особый раб-управляющий, главная задача которого — следить за исполнением приказов хозяина. Катон призывал всячески разделять рабов, сеять между ними раздор. В то же время для повышения продуктивности труда рабов он советовал использовать материальные и моральные стимулы. Он считал, что рабам не должно быть совсем плохо, а условия их жизни должны зависеть от того, насколько усердно они трудятся.

В трактате Катон дал подробные советы: как вести хозяйство, вести счет деньгам, хлебу, вину, маслу; как подсчитать, что продано, что взыскано, что остается, что есть на продажу. Трактат дает представление о хозяйственной жизни страны, «шкалах земельной доходности», значении земледелия и торговли, даче денежных ссуд и сбережении имущества.

Разработку проблем  латифундийного хозяйства в I в. до н.э. продолжил Варрон в трактате «О сельском хозяйстве». Варрон искал пути укрепления экономики в развитии не только земледелия, но и скотоводства, в применении агрономической науки, росте интенсивности производства, совершенствовании методов эксплуатации рабов, в использовании материальной заинтересованности. Его работы связаны не только с сохранением натурального характера рабовладельческих латифундий, но и с повышением их доходности, ростом эффективности производства.

Одним из главных  предметов размышлений Варрона была проблема использования рабского труда. Хотя Варрон определял раба как говорящее орудие, труд самого раба он считал важнейшим фактором создания богатства хозяина. Решение проблемы повышения заинтересованности раба в результатах труда он видел в смягчении условий рабства. Телесные наказания он предлагал заменить лучшим питанием и одеждой. Кроме того, он рекомендовал хозяевам наделять рабов некоторой собственностью (пекулием), разрешать иметь семью. По мнению Варрона, раб с пекулием лучше работает в надежде накопить средства для выкупа, а наличие семьи у раба позволяет хозяину крепче держать в руках своевольных людей.

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие экономической мысли в древнем мире