Развитие экономики и проблема экологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

В преддверии XXI века наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие проблемы приходится решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и обществе, общество только создает предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье.

Содержание работы

1. Введение
2. Теория экономического роста: понятия, модели, показатели и факторы роста
3. Глобальные экологические проблемы: понятия и виды
4. Развитие экономики и экологические проблемы Республики Беларусь: пути и способы их решения
5. Заключение
6. Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач коля.doc

— 433.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее заметно сокращение лесной площади нашей планеты: за последние 300 лет уничтожено 66—68 % лесов, и лесистость сократилась до 30 %. Рост численности населения и развитие мирового хозяйства постоянно поддерживают растущий глобальный спрос на лесную продукцию. В период 1990—1995 гг. в развивающихся странах в результате чрезмерной вырубки, трансформации под сельскохозяйственные угодья, болезней и пожаров было потеряно почти 65 млн. га лесных угодий. Особенно угрожающее положение сложилось в тропических лесах. При современной скорости их сведения вначале XXI ст. в некоторых регионах (Малайзия, Индонезия) леса могут полностью исчезнуть.

Одной из основных причин такого истощения лесных ресурсов является высокий спрос на древесину в промышленно развитых странах. В качестве альтернативы необходимо значительно повысить эффективность технологии производства лесоматериалов, в первую очередь бумаги, более широко использовать отходы и вторичные материалы, в целях экономии бумаги выпускать издательскую продукцию в электронном виде. Лесовосстановление обеспечит удовлетворение будущих потребностей в древесине и будет способствовать поглощению углеродистых соединений из атмосферы, замедляя тем самым процесс глобального потепления.

Кроме лесов в тщательной охране нуждаются и другие растительные сообщества, животный мир нашей планеты. Сохранение их биологического разнообразия имеет большое значение для многих видов хозяйственной деятельности, и прежде всего для сельского хозяйства, поскольку дикорастущие растения являются генетическим средством обеспечения устойчивости к болезням, засухе и засолению. Необходимо выделить также такую отрасль промышленности, как производство медицинских препаратов на растительной основе, что позволяет удовлетворять основные потребности в медицинской помощи более 3 млрд. человек.

Однако по мере того как  растет осведомленность научных  коммерческих кругов о ценности растительных медицинских препаратов, увеличивается и угроза самим этим растениям. Согласно последним обследованиям, обобщенным специалистам ООН, около четверти миллиона видов растений, то есть каждый восьмой, находятся под угрозой исчезновения. Проблематичным является и выживание приблизительно 25 % всех видов млекопитающих и 11 % видов птиц. Продолжается истощение рыбных промысловых районов Мирового океана: за последние полвека рыбные уловы выросли почти в пять раз, при этом 70% океанических промыслов подвергаются предельной либо запредельной эксплуатации.

Осознание непредсказуемой  ценности биологического разнообразия, его значения для поддержания естественной эволюции и устойчивого функционирования биосферы привело человечество к пониманию угрозы, которую создает сокращение биологического разнообразия, происходящее в результате некоторых видов человеческой деятельности. Разделяя озабоченность мирового сообщества, Конференция ООН по окружающей среде и развитию (1992) среди других важнейших документов приняла Конвенцию о биологическом разнообразии. Основные положения конвенции направлены на рациональное использование природных биологических ресурсов и осуществление действенных мер по их сохранению.

 

  1. Развитие  экономики и экологические проблемы Республики Беларусь: пути и способы  их решения

 

Одна из основных причин экологического кризиса в нашей стране, как уже отмечалось, состоит в приоритетном развитии в течение многих лет ресурсоемких, много отходных отраслей материального производства без учета естественных способностей природной среды к саморегуляции и восстановлению. Наиболее серьезные экологические проблемы Беларуси:

  • загрязнение более 1/5 территории республики радионуклидами, что не только резко ограничило ее природно-ресурсный потенциал (загрязнено более 22 % сельскохозяйственных и 21 % лесных угодий), но и потребовало огромных затрат на снижение радиационной опасности;
  • многократное превышение нормативного уровня загрязнения воздушного бассейна в городах с высоким уровнем концентрации экологически-опасных производств и большим парком автотранспорта;
  • интенсивная трансформация водосборных бассейнов и водного режима речной сети в результате крупномасштабного осушения заболоченных земель и как следствие — исчезновение множества малых рек и ручьев;
  • стойкое увеличение индекса загрязнения вод по всем рекам республики на фоне сокращения общего объема сбрасываемых в них стоков, что свидетельствует о нарушении процессов самоочищения водоемов;
  • опасное загрязнение промышленными, коммунальными и поверхностными сточными водами акваторий уникальных водных объектов — озер Нарочь, Свитязь, Голубых и Браславских;
  • техногенная деградация ландшафтов;
  • неблагополучная экологическая ситуация в сельской местности, связанная с многолетним воздействием на среду обитания отходов крупных животноводческих комплексов, химизацией сельского хозяйства, использованием тяжеловесной сельскохозяйственной техники, изъятием плодородных земель для несельскохозяйственных целей, эрозией почв антропогенного происхождения, усыханием лесов и трансформацией почв в результате непродуманной крупномасштабной мелиорации и т.д.

При характеристике приоритетных экологических проблем нашей страны использовались данные Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь.

4.1. Радиоактивное загрязнение территории

Проблема  радиоактивного загрязнения территории в результате чернобыльской катастрофы является наиболее масштабной по занимаемой площади.  По данным радиационного мониторинга РЦРКМ Департамента по гидрометеорологии, на начало 2010 г. площадь загрязнения цезием-137 составила 41,1 тыс. км² или 19,8% территории страны, в т.ч. с уровнем загрязнения 1-5 Кu/км² — 14,0%, 5-15 Кu/км² — 3,7, 15-40 Кu/км² — 1,2, 40 Кu/км² и более — 0,9%.

В пределах территории с радиоактивным загрязнением проживало 1308,6 тыс. чел. Из них 85,6% —  в зоне с периодическим радиационным контролем, 14,2% — в зоне с правом на отселение и 0,2% — в зоне последующего отселения.

Радиоактивному  загрязнению подвержено 20,8% земель Государственного лесного фонда  и 13,5% сельскохозяйственных угодий. В  составе сельскохозяйственных земель уровни загрязнения свыше 15 Кu/км² имеют 0,4% угодий. Для лесных земель эта доля значительно выше и составляет 3,1%, в т.ч. с уровнем 40 Кu/км² и более — 0,8%.

Суммарный экономический ущерб,  нанесенный Беларуси чернобыльской катастрофой в расчёте на 30-летний период преодоления её последствий, оценивается в 235 млрд. дол. США, что соответствует 32 бюджетам республики доаварийного 1985 года.

В процессе преодоления последствий чернобыльской  катастрофы в Беларуси можно выделить ряд этапов. Первые годы  (1986-1987 г.) – чрезвычайные меры: эвакуация, отселение людей из наиболее опасных для проживания мест, масштабная дезактивация населённых пунктов и объектов, захоронение радиоактивных отходов. Параллельно (1988-2000 г.) – создание «чернобыльской» науки, разработка законодательства, проведение защитных мероприятий в сельском хозяйстве, совершенствование медицинского обеспечения. С 2001 года и по настоящее время «долговременная реабилитация»: целевые проекты, направленные на получение рентабельной конкурентоспособной продукции, обеспечение её радиологического качества, комплексные проекты реабилитации населённых пунктов, формирование радиологической культуры населения.

4.1.1. Национальные программы преодоления  последствий катастрофы на ЧАЭС.

С 1999-2010 г. выполнены 4 программы, объём финансирования около 19,4 млрд. долларов США. Отличительные особенности данных программ:

    • основной приоритет – защитные мероприятия;
    • значительные капитальные вложения для перенаселения населения на «чистые» территории, существенные вложения в инфраструктуры пострадавших районов;
    • гибкая адаптация мероприятий и обьёмов их финансирования к изменяющейся ситуации;
    • комплексный подход к формированию и реализации программных мероприятий.

С 2011-2015 г. и на период до 2020 г. начата реализация Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС (принята постановлением Совета Министров Республики Беларусь 31 декабря 2010 года № 1922). Объём финансирования на 2011-2015 годы – около 2,3 млрд. долларов США. Отличительные особенности:

    • основной приоритет – переход от реабилитации пострадавших территорий к их устойчивому социально-экономическому развитию;
    • сохранение адресных защитных мероприятий;
    • предусмотрено выполнение специальных проектов развития пострадавших районов;
    • усилено информационное сопровождение процесса возраждения пострадавших территорий.

4.1.2. Программы преодоления последствий  чернобыльской катастрофы в рамках  союзного государства Беларуси  и России.

          С 1999-2010 г. выполнены 3 программы,  объём финансирования около 80 млн. долларов США. Отличительные особенности данных программ:

    • дополнение государственных программ по преодолению чернобыльской катастрофы;
    • значительные капитальные вложения в строительство и оснащение медицинских объектов (РНПЦ радиационной медицины и экологии человека, Гродненский завод медпрепаратов в Республике Беларусь);
    • возможность тестирования и апробации новых подходов к реабилитации;
    • становление, развитие и практическая отработка новых подходов ведения информационной работы по чернобыльской тематике, создание Российско-белорусского информационного центра с отделениями в Москве и Минске.

          Разрабатывается программа совместной  деятельности по преодолению  чернобыльской катастрофы в рамках  союзного государства на 2011-2015 годы. Ожидаемый объём финансирования более 60 млн. долларов США. Отличительные особенности данных программ:

  • организация эффективного использования потенциала Союзного государства, созданного в рамках предыдущих программ, для обеспечения безопасной жизнедеятельности на загрязненных территориях и повышения качества жизни пострадавших граждан Беларуси и России;
    • практическая отработка принципов и механизмов формирования и реализации проектов комплексной реабилитации;
    • развитие элементов и механизмов системы реагирования на чрезвычайные ситуации радиационного характера с учетом опыта чернобыльской катастрофы.

 

    1. Загрязнение атмосферного воздуха

С учетом постоянного  роста городского населения серьезной  проблемой является загрязнение  атмосферного воздуха в крупных городах и промышленных центрах республики. Постоянный мониторинг состояния атмосферного воздуха налажен у нас в 16-ти городах, включая, помимо областных центров, города Бобруйск, Мозырь, Новогрудок, Новополоцк, Оршу, Речицу, Пинск, Полоцк, Светлогорск, Солигорск, в которых проживает более 2/3 городского населения Беларуси. В этих промышленных центрах Госкомгидрометом Республики Беларусь ведется наблюдение на 50-ти стационарных постах, на которых 3—4 раза в сутки осуществляется контроль над содержанием 26-ти вредных веществ. В зоне действия промышленных предприятий, на автомагистралях и внутри жилых кварталов состояние атмосферного воздуха контролируется центрами гигиены и эпидемиологии Минздрава Республики Беларусь.

Для оценки качества воздуха  используются установленные Минздравом нормативы ПДК загрязняющих веществ и международные стандарты, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения.

Основными источниками  поступления загрязняющих веществ  в атмосферный воздух являются автотранспорт, объекты энергетики и промышленные предприятия. Определенную роль в загрязнении атмосферы играют природные источники, а также трансграничный и региональный перенос вещества.

 

Многообразие источников, сложность состава выбросов, фотохимических и других процессов, происходящих в  атмосфере, делают оценку поступления загрязняющих веществ в атмосферу достаточно сложной задачей. В настоящее время в Беларуси наиболее полно учитываются выбросы крупных стационарных источников – предприятий,  существенно меньше известно о выбросах передвижных источников, практически не оцениваются выбросы малых точечных (например, бытового сектора) и природных источников. Полнота учета статистикой выбросов для разных групп веществ также различна: наибольшая для оксидов серы и азота, оксида углерода и твердых веществ, существенно более низкая для тяжелых металлов, аммиака и стойких органических загрязнителей (СОЗ).

Основной объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников приходится на промышленность (включая энергетику) и жилищно-коммунальное хозяйство (табл.4.2.1.)

 

*Данные национального статистического комитета Республики Беларусь

Таблица 4.2.1. Выбросы  загрязняющих веществ в атмосферный  воздух от стационарных источников по отраслям экономики (тысяч тонн)

По сравнению с предыдущими годами в большинстве городов страны объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников снизился (Табл.4.2.2.)

 

*Данные национального статистического комитета Республики Беларусь

Таблица 4.2.1. Выбросы  загрязняющих веществ в атмосферный  воздух от стационарных источников по областям и г. Минску (тысяч тонн)

Анализ динамики состояния  атмосферного воздуха осуществляется на основе определяемого для каждого  города комплексного индекса загрязнения  атмосферы (ИЗА), который рассчитывается по пяти наиболее распространенным вредным веществам (пыли, диоксиду серы, оксиду углерода, диоксиду азота и формальдегиду) с учетом их класса опасности, стандарта качества и средних уровней загрязнения воздуха. Уровень загрязнения воздуха считается высоким, если средние значения концентрации примесей в воздухе города выше средних по республике или ИЗА превышает 7; повышенным, — если концентрации примесей в отдельных случаях превышали ПДК; низким, — если среднегодовое содержание примесей было в пределах или ниже принятых стандартов качества воздуха.

Информация о работе Развитие экономики и проблема экологии