Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 20:11, курсовая работа
В преддверии XXI века наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие проблемы приходится решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и обществе, общество только создает предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье.
1. Введение
2. Теория экономического роста: понятия, модели, показатели и факторы роста
3. Глобальные экологические проблемы: понятия и виды
4. Развитие экономики и экологические проблемы Республики Беларусь: пути и способы их решения
5. Заключение
6. Список использованных источников
Ежегодно в республике накапливается около 2 млн. т ТБО, основная масса которых вывозится на полигоны (городские свалки), занимающие в республике 815 га, и лишь 4 % утилизируется на опытном заводе по переработке отходов "Экорео" В Минске. На одного горожанина в 1999 г. приходилось 267 кг бытового мусора, что на 15 кг больше, чем в предыдущем году. Местоположение, обустройство и условия эксплуатации большинства полигонов ТБО не соответствует нормативным требованиям, что усугубляет экологическую опасность этих объектов. В то же время просчитано, что в случае утилизации всех ТБО только под Минском (как это сделано, к примеру, под Веной) может быть получено 220 млн. м3 биогаза, а это составляет около 170 тыс. тон в год.
Среди социально-экономических последствий негативного антропогенного воздействия на экологию основным является ухудшение здоровья населения, которое можно рассматривать как интегральный показатель качества жизни человеческой популяции. Продолжительность жизни характеризует меру здоровья в социально-демографическом контексте. Последние десятилетия в Беларуси она неуклонно сокращалась. Так, если в 1970—1971 гг. средняя ожидаемая продолжительность жизни населения Беларуси была 72,5 года, в 1990 г. — 71,1, то в 1999 г. — 67,9 года.
Еще сильнее сократилась продолжительность жизни в сельской местности. По данным медицинской статистики, за 20 лет (1970-1990 гг.), из которых 16 приходится на до чернобыльский период, средняя продолжительность жизни сельского населения уменьшилась на 2,6 года (мужчин — на 3,3 года), что в значительной степени связано с повышенной заболеваемостью селян в результате загрязнения природной среды химическими ингредиентами, применяемыми в сельском хозяйстве, и потребления загрязненной нитратами питьевой воды из колодцев. Нитратному загрязнению в Беларуси подвержено около 75 % обследованных в последние годы колодцев.
Состояние окружающей среды сказалось и на здоровье населения городов, где размещены крупные промышленные объекты (Бобруйск, Витебск, Гомель, Могилев, Мозырь, Полоцк, Новополоцк и др.). Загрязнение атмосферного воздуха — основная экологическая проблема городов — влияет в первую очередь на рост числа заболеваний органов дыхания, онкологических, аллергических заболеваний, отклонений со стороны иммунной системы вплоть до иммунодефицита, особенно у детей и подростков.
Следует отметить, что
падение промышленного
4.1 Участие Республики Беларусь в международном экологическом сотрудничестве
Реализация конституционного права наших граждан на благоприятную окружающую среду сегодня уже невозможна без международного экологического сотрудничества, поэтому Беларусь является активной его участницей. В развитии международного сотрудничества на многосторонней основе особое внимание в нашей республике уделяемся обеспечению выполнения международных конвенций и подписанных к ним протоколов, разработке национальных механизмов их реализации» а также активизации сотрудничества с органами управления конвенциями.
Республикой Беларусь подписаны следующие основные конвенции и протоколы в области охраны окружающей среды:
В рамках конвенций разработан ряд проектов (в частности, проект программы "Охрана атмосферного воздуха" с учетом выполнения Беларусью международных обязательств, установлены критические нагрузки на экосистемы Республики Беларусь под влиянием техногенного фактора, осуществлена работа по оценке эмиссионных факторов по тяжелым металлам и др.), предпринят комплекс мер по регламентации перемещения озоноразрушающих веществ (ОРВ) через государственную границу, сокращению производства и потребления ОРВ, создан банк данных об их импортерах и потребителях ОРВ в республике и т.д. Благодаря этим мероприятиям выбросы оксидов азота снижены на территории Беларуси до уровня 1987 г., а потребление озоноразрушающих веществ за последние годы сократилось в 4 раза.
В контексте реализации Конвенции о сохранении биоразнообразия планеты Беларусь стала полноправным участником процесса создания Общеевропейской экологической сети территориальной охраны природы (EECONET), основной целью которой является сохранение пространственных и функциональных связей между природными экосистемами соседних стран. Большинство европейских государств обязались спланировать и создать такую сеть к 2010 г. Основными функциями экосистем являются предотвращение увеличения фрагментарности экосистем, выявление наиболее важных (ключевых) с точки зрения сохранения биоразнообразия территорий в отдельных европейских странах и обеспечение их охраны в рамках единой функционально и территориально связанной системы (путем создания в дальнейшем трансграничных охраняемых природных территорий). Идея создания EECONET оценивается специалистами как одна из лучших современных макрорегиональных инициатив.
Являясь одним из учредителей ООН, Республика Беларусь на постоянной основе поддерживает контакты с межправительственными организациями ООН: ЮНЕП, ЮНЕСКО, Всемирной метеорологической организацией (ВМО), ВОЗ, ЕЭК по проблемам окружающей среды и водным ресурсам, Международной справочной системой источников информации по окружающей среде (ИНФОТЕРРА), ОЭСР и др.
Расширяется взаимодействие Беларуси с такими крупными международными организациями, как Совет Европы, МАГАТЭ, Межгосударственный экологический совет (МЭС), Программа ТАСИС Европейского сообщества, Всемирный банк, Евробанк, а также органами, созданными для имплементации1 международных природоохранных конвенций и протоколов к ним и др.
В последние годы активизировалось сотрудничество природоохранных органов Беларуси с Программой развития ООН (ПРООН) в нашей республике, в рамках которой реализуются проекты по устойчивому развитию на областном, районном уровнях и межсекторные программы устойчивого развития. Подготовлены и изданы материалы Международной конференции по устойчивому развитию стран с переходной экономикой, которая состоялась в Минске в 1997 г.
За приверженность нашей страны идеям экоразвития и активную природоохранную позицию на 52-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (июнь 1997г.) Республика Беларусь была избрана в Управляющий совет Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) на четырехлетний период (начиная с 1998г.).
В республике продолжается работа по реализации разработанного целевой группой ЕЭК ООН проекта "Мониторинг и оценка качества вод бассейна реки Западный Буг", выполняемого совместно с Польшей и Украиной.
В области охраны окружающей среды у Беларуси много общих с другими странами СНГ проблем, оставшихся в наследство от Советского Союза, и в первую очередь — последствия катастрофы на ЧАЭС. Поэтому одним из первых документов, принятых в рамках СНГ после образования Содружества, явилось Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, подписанное 8 февраля 1992 г. в Москве представителями 10 из 11 стран СНГ (Украина присутствовала в качестве наблюдателя).
Для практической реализации договоренностей, вытекающих из Соглашения, в июле 1992 г. в Минске на заседании руководителей природоохранных ведомств стран СНГ был подписан Протокол о создании и полномочиях Межгосударственного экологического совета (МЭС). В качестве постоянного рабочего органа МЭС был учрежден Секретариат совета со штаб-квартирой в Минске.
Задачами МЭС являются:
За период существования МЭС был принят ряд соглашений в области охраны окружающей среды:
Беларусь развивает и двустороннее сотрудничество в области охраны природы, прежде всего со странами СНГ, а также с другими сопредельными государствами и потенциальными инвесторами (Германией, Швейцарией, Швецией и др.). Подписаны и реализуются межправительственные соглашения с Латвией, Российской Федерацией, Украиной, а также межведомственные (между природоохранными ведомствами) — с Польшей, Данией, Молдовой, Литвой, Болгарией, Словакией.
В рамках двустороннего сотрудничества регулярно проводятся встречи и совещания представителей природоохранных структур Беларуси и стран-соседей, приняты планы экологического сотрудничества, созданы специальные комиссии по сотрудничеству в приоритетных направлениях охраны природы. Так, учрежденная в 1998 г. Белорусско-Латвийская комиссия основное внимание в своей работе уделяет подготовке межправительственного соглашения по охране и использованию бассейна р. Западной Двины/Даугавы.
Одним из главных направлений в сотрудничестве с Российской Федерацией является взаимодействие природоохранных органов приграничных территорий (Витебской, Могилевской, Гомельской, Брянской, Смоленской, Псковской областей). Продолжается работа природоохранных ведомств по унификации экологических норм и стандартов. С этой целью проведен семинар на тему "Сближение законодательной и нормативно-методической базы управления качеством окружающей среды в России и Беларуси". Осуществляются совместные меры по оздоровлению и охране трансграничных рек Днепра и Западной Двины.
Главным направлением взаимодействия Беларуси с Польшей в природоохранной сфере является охрана вод р. Западного Буга и его притоков, унификация действий по сохранению биоразнообразия Беловежской пущи и др.
В рамках подписанного в 1994 г. Договора о сотрудничестве в области охраны окружающей среды между Республикой Беларусь и Данией развернута работа по таким приоритетным направлениям, как охрана водных ресурсов и обработка сточных вод, переработка опасных отходов и др. В частности, совместно с Датским агентством по охране окружающей среды осуществляются проекты, связанные с охраной воды и атмосферного воздуха бассейнов основных рек, впадающих в Балтийское море (Западной Двины, Немана, Западного Буга). Завершены годичные этапы работы по двум проектам, финансируемым Датским правительством: "Обследование и утилизация старых, накопленных пестицидов в Республике Беларусь" и "Получение энергии из радиоактивной биомассы и лесной подстилки в Республике Беларусь".
И это лишь малая толика примеров международного природоохранного сотрудничества нашей страны.
Экологическая деятельность Республики Беларусь находит активную поддержку международных финансовых институтов. Так, из общей суммы займов (171,2 млн. дол.), выделенных Беларуси Всемирным банком (ВБ) за годы сотрудничества, четвертая часть была направлена на нужды, так или иначе связанные с экологией (заем на развитие лесного хозяйства, кредитный аванс на подготовку проекта энергосбережения на объектах социальной сферы). Еще 14 млн. дол. составила грантовая поддержка со стороны ВБ экопроектов Беларуси. Половина этой суммы пошла на реализацию проекта по прекращению применения озоноразрушающих веществ путем технического переоснащения предприятий; 1 млн. дол. — на проект сохранения биоразнообразия лесов Беловежской пущи и Березинского заповедника; значительные суммы — на разработку проекта модернизации системы городского водоснабжения и проекта по созданию противопаводковой инфраструктуры в пойме р. Припяти. Однако условием дальнейшего кредитования экологической сферы республики ВБ определил серьезные изменения макроэкономической ситуации в Беларуси. Во всяком случае, перспективы дальнейшего экологического сотрудничества изучаются обеими сторонами. И среди них такие направления, как внедрение экономических инструментов в природоохранную деятельность, проблемы переработки промышленных отходов, введение налогов на товары, загрязняющие окружающую среду (ПЭТ-бутылки, аккумуляторы, асбест и т.п.), управление водными ресурсами и др.