Развитие ювелирного рынка в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:03, реферат

Описание работы

В связи с усилением конкуренции и кризисных проявлений на российском ювелирном рынке, целью маркетинговой деятельности ювелирного предприятия становится повышение конкурентоспособности продукции, что требует разработки эффективной маркетинговой стратегии, которая учитывала бы экономические и конъюнктурные условия и была направлена на создание и позиционирование конкурентных преимуществ предприятия. В основу маркетинговой деятельности предприятий должны быть заложены также задачи развития ювелирного искусства, создания уникального дизайна и расширения ассортимента изделий, оптимизации каналов сбыта и продвижения продукции с применением современных маркетинговых инструментов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
1. Современное состояние ювелирной промышленности России.......................5
2. Проблемы и тенденции развития ювелирного рынка России.........................8
3. Особенности функционирования малого бизнеса в ювелирной промышленности...................................................................................................13
4. Концепция развития ювелирной промышленности России на период до 2020 года........................................................................................................................16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................................27
ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................................................................28

Файлы: 1 файл

Дышаев.docx

— 63.08 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3

1. Современное состояние ювелирной промышленности России.......................5

2. Проблемы и тенденции развития ювелирного рынка России.........................8

3. Особенности функционирования  малого бизнеса в ювелирной промышленности...................................................................................................13

4. Концепция развития ювелирной промышленности России на период до 2020 года........................................................................................................................16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................25

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................................27

ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................................................................28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Состояние и развитие ювелирного рынка является одним из индикаторов  степени благосостояния населения. В свою очередь, развитие ювелирной  отрасли имеет большое значение для народного хозяйства России, так как способствует достижению его социальных и экономических  целей, обеспечивая создание рабочих  мест, использование природного сырья, наполнение бюджетов различных уровней  управления. В докризисный период развитие российского рынка ювелирных  изделий характеризовалось высокими темпами. В частности, в 2008 г. его  объем увеличился в 10 раз, по сравнению  с 1994 г., и в 2008-2009 гг. темп роста составил около 30% в год. При этом ёмкость  мирового рынка ювелирных изделий  составляет, по оценкам экспертов, $1,5-2 млрд. долл., что является характеристикой  высокой привлекательности данного  рынка для функционирующих на нём предприятий.

В течение длительного  периода государственной монополии  в производственно-сбытовом звене  ювелирного рынка роль маркетинга в  деятельности предприятий была незначительна, производители выпускали продукцию  узкого ассортимента. Качественные сдвиги в развитии ювелирного рынка и  торговых технологий, изменчивость среды  ювелирного бизнеса, рост предложения  продукции и, как следствие, рост потребительской культуры потребовали  создания на ювелирных предприятиях системы эффективного менеджмента  и маркетинга.

В настоящее время российские ювелирные предприятия находятся  в сложном экономическом положении  и, в первую очередь, из-за роста себестоимости  продукции: растут цены на сырье при  стабильности цен на обработанные камни. При этом в России все еще сохраняется  практика централизованного государственного ценообразования на драгоценные  камни, которая лишает отечественных  производителей гибкости в отношении  ценовой политики и формировании прибыли. На этапе производства изделий  более высокая себестоимость продукции у российских производителей по сравнению с зарубежными определяется высокими ставками действующих налогов и таможенных пошлин. На этапе сбыта ювелирных изделий в связи с притоком на российский рынок недорогого золота из ряда зарубежных стран продукция отечественных производителей теряет свою конкурентоспособность в условиях отсутствия гибкой маркетинговой политики. Условием выживания становится вертикальная интеграция субъектов российского ювелирного рынка.

В связи с усилением  конкуренции и кризисных проявлений на российском ювелирном рынке, целью  маркетинговой деятельности ювелирного предприятия становится повышение  конкурентоспособности продукции, что требует разработки эффективной  маркетинговой стратегии, которая  учитывала бы экономические и  конъюнктурные условия и была направлена на создание и позиционирование конкурентных преимуществ предприятия. В основу маркетинговой деятельности предприятий должны быть заложены также задачи развития ювелирного искусства, создания уникального дизайна и расширения ассортимента изделий, оптимизации каналов сбыта и продвижения продукции с применением современных маркетинговых инструментов.

Проблемы развития российского  ювелирного рынка, ограничивающие возможности  предприятий внедрять и использовать технологии маркетинга, требуют анализа, поиска новых подходов к процессу формирования маркетинговых стратегий, разработки и внедрения комплекса  дифференцированных маркетинговых  стратегий на этапах производства и  сбыта продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Современное состояние ювелирной промышленности России

 

Вызовы, с которыми сталкивается сегодня российская экономика, не могли  не отразиться на формировании ювелирного рынка и развитии ювелирной отрасли  России. Кроме общего усиления конкуренции  в условиях высокой себестоимости  ювелирного производства российских предприятий  из-за существующей системы налогообложения  и нормативов оборота драгоценностей, произошел значительный рост цен  на сырье, связанный с удорожанием  драгоценных металлов.

Вслед за возрастающей ценой  на золото произошло и удорожание продукции ювелирных предприятий, поскольку в России принята практика, когда цена ювелирного изделия определяется «не за штуку, а за грамм».

Эти и другие факторы привели  к значительному по сравнению  с докризисным периодом спаду  отечественного ювелирного производства. Так, к 2010 году снижение производства золотых  ювелирных изделий в среднем  составило около 40% (мировое производство ювелирных изделий упало на 23%), снижение продаж на 39%.

Существующее положение  не могло удовлетворять потребностям предприятий торговли ювелирными изделиями, стремящимся к получению прибыли  от продажи товаров по более выгодным (низким) ценам. Результатом стало  появление в витринах контрабандной  и незаконно производимой продукции, относящейся к так называемому  «черному рынку», составляющему от 40 до 60 процентов всего объема российского  ювелирного рынка, к замещению изделий отечественных производителей на импортные.

Некоторое улучшение производственной ситуации наметилось в 2012 году. Согласно данных Пробирной палаты России в 2012 году относительно показателей 2001 года на клеймение поступило на 19,5 % больше изделий из золота, некоторый рост отмечен и по производству изделий из серебра -10%. Вместе с тем, рост поступления на клеймение импортных изделий из серебра составил 45%.

Следует отметить, что по данным Международной ассоциации исследований и консультирования на рынке драгоценных  металлов (GFMS), в глобальном масштабе спрос на драгоценности, в отличие  от инвестиций в золото (слитки, монеты) за прошедшее десятилетие уменьшился более чем на 50% (от 3205 тонн в 2000 до 1819 тонн в 2010). Вместе с тем, с сентября 2009 по сентябрь 2010 спрос на ювелирные  изделия вырос на 10%. Главными потребителями  украшений стали Индия (рост спроса на 62%), Китай (рост спроса на 8%), и Ближний Восток (Гонконг - рост спроса на 17%, Япония рост спроса на 9%). США, являвшиеся лидером мирового рынка драгоценностей, находятся на четвертом месте. Однако вес покупаемых золотых изделий продолжает снижаться; заметно возросли продажи изделий из более дешевых материалов, в том числе из серебра. Именно эту категорию изделий иностранные компании, мгновенно реагирующие на изменения спроса, продвигают и на российский рынок. Сокращение реальных доходов россиян также привело к смещению спроса в сторону недорогих украшений из серебра и легковесного золота. При этом по данным ряда аналитических агентств 48% отечественных потребителей предпочитают импорт, и только 30% - изделия отечественных производителей. Неоспоримым преимуществом, способствующим повышению продаж импорта в России, стали актуальный дизайн и брендирование изделий зарубежных производителей.

В свою очередь, недостаточная  известность российских торговых марок (брендов) на мировом рынке не позволяет  сделать отрасль экспортно-ориентированной  и импортно-замещающей. Одним из сдерживающих факторов в продвижении товаров российских производителей на мировой рынок является нехватка собственных оборотных средств для проведения эффективных рекламных кампаний даже на внутреннем рынке.

Таким образом, внешняя конкуренция  на российском ювелирном рынке возросла. Однако произошло и усиление внутренней конкуренции. В условиях кризиса  многие производители пытались выживать за счет снижения отпускных цен, а значит, и снижения прибыли. При таком сценарии возможности производства ограничивались, как ограничивались и средства на обновление оборудования, модельного ряда, заработной платы, а значит, сдерживалось и привлечение квалифицированных специалистов.

Неоспоримо и влияние  на развитие ювелирного рынка скрытой  конкуренции со стороны взаимозаменяемых товаров, например, таких как «мобильные телефоны и другие электронные гаджеты».

Как следствие, к 2012 году произошли серьезные изменения в составе игроков ювелирного рынка. Одни, не выдержав конкуренции, ушли с рынка либо перепрофилировались, другие вынуждены искать новые возможности развития бизнеса. Как крупные, так и мелкие компании, выстраивая свою сбытовую политику, все более нацелены на оптимизацию системы взаимоотношений с конечными потребителями, предприятиями торговли. Обзор доступных литературных источников свидетельствует о том, что в настоящее время вопросы взаимовыгодного партнерства приобретают очертания дискуссии, способствующей выработке единой политики в развитии ювелирного рынка России.

Особую актуальность приобретает  и разработка концепции развития внутренней торговли, определяющей «стратегические  ориентиры предпринимательской  деятельности в торговле вообще…» и в ювелирной отрасли, в частности.

Таким образом, проблематика развития ювелирного рынка России выходит  за рамки таких секторов как торговля и производство и требует реорганизации  всей системы государственного регулирования  и контроля оборота драгоценных  металлов и драгоценных камней. Реформирования не только в сфере производства, но и общественной жизни ювелирного рынка России. В ювелирном сообществе четко прослеживается стремление к  консолидации, что нашло выражение  в создании Союза общественных организаций  рынка драгоценных металлов и  драгоценных камней (РДМК), призванного взаимодействовать с органами государственной исполнительной власти всех уровней в вопросах формирования законотворческой и нормативной базы, регулирующей отрасль. Вместе с тем, в рамках деятельности Союза, предполагается сотрудничество с такими около государственными структурами, как Торгово-промышленная палата России, объединениями крупного (РСПП), среднего («Деловая Россия») и малого («ОПОРА России») бизнеса.

В общих чертах Союзу, совместно  с Гильдией ювелиров России удалось  сформулировать основные подходы к  выработке мер по улучшению имиджа ювелирного рынка и повышению  конкурентоспособности отечественной  ювелирной продукции. Так, рассматриваются  новые технологии защиты рынка от контрабандной и контрафактной  продукции (с использованием микрочипов и лазерного штрих- кодирования ювелирных изделий); меры по созданию украшений отвечающих мировым стандартам по дизайну и экономически выгодных не только предприятию, но и потребителю. Подготовлен к рассмотрению в Правительстве РФ пакет мер по совершенствованию регулирования ювелирного рынка, в первую очередь – реформирования законодательства, существующего в данной сфере, как необходимого условия развития ювелирной промышленности, роста производства конкурентоспособных в России и за рубежом ювелирных изделий.

 

2. Проблемы и тенденции развития ювелирного рынка России

 

1.Роль ювелирной промышленности в экономике.

Основным потребителем добываемых в мире золота и алмазов является ювелирная промышленность: годовой  объем, добываемого в мире золота, составляет 2,5 тысячи тонн, ювелирная  промышленность потребляет большую  часть добываемого в мире золота. Годовой объем мировой ювелирной  промышленности составляет 146 млрд. долларов США, в том числе   ювелирных  изделий с бриллиантами 69 млрд. долларов США.

В ряде стран (Китай, Италия, Израиль, Индия, Тайланд, Турция и др.) производство ювелирных изделий занимает значительное место в экономике страны.

Годовой докризисный объем  производства ювелирных изделий  в Индии составил: 11,3 миллиардов долларов США, доля экспорта составила 41%, в Турции 6,8 миллиардов долларов США. Благодаря наличию серьезных  ресурсов и государственной поддержке  Индии удалось занять лидирующее положение на мировом ювелирном  рынке:

- огранка драгоценных  камней и ювелирная отрасль  выделены наряду с несколькими прочими индустриями в качестве одних из ключевых промышленных групп;

- разработан ряд общих  и специализированных льгот в  рамках экспортно-импортной стратегии;

- государство способствует  разработке региональных стратегий,  а также активно поддерживает  сеть агентств по продвижению  индийской продукции за рубежом.

Китай, который еще 20 лет  назад  не имел собственной  ювелирной  промышленности, добился в последнее  время значительных успехов: по итогам 2008 года - оборот ювелирной промышленности превысил 14,8 миллиардов долларов США, ожидается, что в 2010 году объем увеличится более, чем на 10%. Экспорт ювелирных украшений составил более 4-х миллиардов долларов США. В Китае ежегодно обрабатывается около трех миллионов карат алмазов, появилось множество ювелирных предприятий и компаний, число занятых в ювелирной отрасли увеличилось с 20 000 в начальный период до двух миллионов в настоящее время.

В России, не смотря на отсутствие ресурсов по ряду ювелирных камней, самые высокие заградительные барьеры на импорт сырья.

- Схема приобретения золота  в России наименее благоприятна производителям.

- Заградительные барьеры  для готовой продукции в Индии  и Турции ниже российских, однако, следует учитывать, что таможенные  пошлины были существенно снижены  в рамках работ данных стран  в ГАТТ и ВТО, и до этого  длительное время находились  на высоком уровне, защищающем внутреннее производство.

- Следует также отметить, что при экспорте зарубежные производители, в отличие от российских, не испытывают каких-либо серьезных проблем с возмещением НДС.

Информация о работе Развитие ювелирного рынка в России