Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:21, автореферат
Цель диссертационного исследования состоит в научном обосновании механизма управления рисками предприятий нефтегазовой отрасли, а также в развитии его теоретико-описательных положений, научно-диагностических и практических рекомендаций.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать особенности и тенденции становления нефтегазовой отрасли отечественной экономики и обосновать сценарный подход к ее развитию;
- выявить рискообразующие факторы предприятий нефтегазовой отрасли;
- классифицировать риски предприятий нефтегазовой отрасли с учетом специфики их функционирования;
- на основе анализа хозяйственной деятельности предприятий нефтегазовой отрасли выявить особенности формирования механизма управления рисками;
- разработать интегрированный механизм управления рисками предприятий нефтегазовой отрасли;
- предложить рекомендации по развитию механизма управления рисками предприятий нефтегазовой отрасли.
Отметим, что разработка программы управления рисками на предприятиях нефтегазовой отрасли должна включать работу по управлению рисками в превентивной деятельности, а также разработку специальных ситуационных программ. На основании комплексного исследования проблем управления рисками в деятельности предприятий, автором предлагается разработка универсальной модели программы управления рисками. Содержательно, данная модель представляет собой гипертаблицу, разработанную в одной компьютерной директории, вмещающей в себя файлы программ пакета MS Office, связанные гиперссылками. В таблице представлена организационная структура организации, а в боковике - различные аспекты управления рисками: виды рисковых экспозиций, виды рисков, источники финансирования.
Далее составляется подробная профилированная рисковая карта предприятий нефтегазовой отрасли, в которой:
- осуществляется выбор горизонта управления рисками на планируемый период, с учетом целевых установок и стратегии;
- составляется организационно-
- формируется список
всех экспонируемых под риск
ценностей, которыми
- составляются списки
релевантных и актуальных
- рассчитывается экспертная
- определяется величина
- оценивается напряженность
- подводятся итоги по выявленным рискам, вошедшим в риск-карту, позволяющие построить общий рисковый портфель и усредненную напряженность;
- разрабатывается план
- бюджетирование и формирование сводного плана мероприятий;
- суммируются финансовые
- осуществляется подготовка
- контроль и мониторинг
С позиции эффективности управления рисками следует учесть динамику количественных и качественных изменений основных экономических показателей деятельности предприятий нефтегазовой отрасли в ходе принятия управленческих решений.
4. Разработан механизм управления рисками предприятий нефтегазовой отрасли, представляющий собой совокупность инструментально-методических способов воздействия на процессы планирования, идентификации, анализа, разработки плана и организации мероприятий риск-менеджмента, обеспечивающих наличие необходимых ресурсов и условий устойчивого развития структурных элементов, формируемые под воздействием механизма государственного регулирования топливно-энергетического комплекса.
Управление
рисками промышленного
Проведенное исследование показывает, что в управлении предприятиями нефтегазовой отрасли процесс принятия управленческого решения с учетом факторов риска сказываются не только на персонале, структурных подразделениях и производственных операциях, но и охватывает весь бизнес-процесс, включая общее управление, научно-исследовательскую деятельность и результаты деятельности в целом.
Рис. 2 Обобщенная схема управления рисками предприятий нефтегазовой отрасли
Формирование механизма управления предприятиями нефтегазовой отрасли в базовой версии осуществляется на основе выявления внешних и внутренних рискообразующих факторов, что в свою очередь способствует созданию необходимых предпосылок по реализации стратегии в условиях неопределенности (рис.3).
Рис. 3 Механизм управления рисками предприятий нефтегазовой отрасли
Разработку интегрированного механизма управления рисками предприятий нефтегазовой отрасли необходимо проводить по следующим этапам:
- проанализировать каждый вид
риска в отдельности, что
- изучить общий рисковый
Комплексное исследование рискового профиля предприятия (рис. 4) позволит получить необходимую информацию для разработки превентивных мер по минимизации или предотвращению риска.
Рис. 4 Алгоритм комплексного исследования рисского профиля предприятий нефтегазовой отрасли
По мнению автора, механизм управления рисками предприятий нефтегазовой отрасли должен сочетать в себе инструменты и методы управления, характерные для конкретного риска. В процессе формирования эффективного механизма управления рисками предприятий нефтегазовой отрасли необходимо учесть критерий сопоставления рисков, позволяющий обобщить их последствия (процесс агрегации) в целях принятия оптимального (однородного) управленческого решения. Зачастую, агрегация приводит к потере информации и чрезмерному обобщению рисков предприятия, но позволяет эффективно распределить существующие ресурсы предприятия на организацию мер риск-менеджмента.
В рамках совершенствования механизма управления рисками нефтегазового комплекса автор предлагает следующие направления минимизации рискообразующих факторов (см. табл. 4).
Таблица 4
Направления
минимизации рискообразующих
Фактор риска |
Направления минимизации |
Внешние | |
Чрезмерный рост инфляции |
Межведомственная координация с Минфином России и Минэкономразвития России по вопросам сдерживания инфляции |
Негативное изменение мировых цен на энергоносители |
Диверсификация рынков сбыта энергоресурсов и диверсификация экспортируемых ресурсов |
Высокая неоднозначность состояния законодательной базы |
Создание национального и региональных ситуационно-аналитических центров управления ТЭК |
Недостаточный прирост разведанных запасов |
Стимулирование геологоразведки, для чего требуется пересмотр лицензионного законодательства |
Высокая неопределенность с состоянием нормативно-правовой базы |
Четкая позиция государства по ключевым вопросам законодательства, включающая в себя разработку ряда основополагающих федеральных законов, внесение необходимых изменений в действующие федеральные законы и подзаконные акты, разработку ведомственных нормативных и правовых актов |
Низкая капитализация российских предприятий и связанное с этим обесценивание основных фондов предприятий и корпораций |
Создание благоприятной экономической и инвестиционной среды |
Внутренние | |
Недостаточная
степень технической |
Создание благоприятных условий
для развития инновационной деятельности,
направленной на коренное обновление
производственно- |
Технологическая отсталость и слабость действующего инновационного механизма |
Создание и внедрение передовых технологий и модернизация производственных мощностей, подготовка специалистов высокого уровня и создание условий для их заинтересованности в работе в ТЭК |
Информационная закрытость ТЭК |
Реализация мер по обеспечению доступа организаций и граждан к информации о деятельности Министерства, формирование государственных информационных ресурсов ТЭК |
Отсутствие эффективной системы стратегического управления ТЭК |
Развитие системы стратегического планирования функционирования ТЭК |
Увеличение внутренних цен на энергоносители |
Внедрение мероприятий по энергосбережению, организация свободного рынка энергоресурсов с прозрачным ценообразованием |
Исходя из вышесказанного, автор делает следующее заключение, что управление рисками предприятиями нефтегазовой отрасли должно опираться на обоснованную комплексную программу с учетом внутренних особенностей деятельности предприятия и на работу компетентных организаций, призванных минимизировать (устранить) риски.
5. Предложено применение модели оптимизации воздействия на нейтивные и интегральные рискообразующие факторы в механизме управления рисками предприятий нефтегазовой отрасли, которая позволяет отслеживать влияние воздействия рисковых ситуаций на интегральные показатели экономической эффективности и за счет своевременного включения управляющих воздействий приближать значения фактически получаемых результатов экономической эффективности к требуемым.
Ведущий в промышленности Поволжья нефтегазовый комплекс является крупнейшим в стране по объемам производства, включающий в себя технологическую цепочку последовательной переработки нефти и газа - от их добычи до производства различных химических продуктов и изделий из них. Развитию данного комплекса способствовало, прежде всего, наличие мощной сырьевой базы. Нефтегазовые производства смогли развиваться быстрыми темпами благодаря хорошей обеспеченности водными, топливными и энергетическими ресурсами. Кроме того, немаловажную роль сыграло транспортно-географическое положение Поволжья, находящегося в непосредственной близости от потребителей продукции.
Нефтедобывающая промышленность остается пока одной из главных отраслей специализации региона, хотя и продолжается наметившаяся в последние годы тенденция спада добычи этого топлива и сырья в результате истощения наиболее продуктивных месторождений. Современные масштабы добычи нефти в районе колеблются в пределах 10-14% от уровня РФ. Для поддержания этого уровня здесь применяют новейшие методы наиболее полного извлечения нефти.
Среди крупных компаний нефтегазовой отрасли Саратовской области можно выделить: ОАО «Саратовнефтегаз», «ОАО «Саратовский НПЗ», ОАО «Саратовнефтепродукт», ОАО «Газпром» (ООО «Газпром трансгаз Саратов»). По данным бухгалтерских отчетов прослеживается следующая динамика деятельности нефтегазовых предприятий Саратовской области (табл. 5).
Наименование показателя |
ОАО «Саратовнефтепродукт» |
ОАО «Саратовский НПЗ» |
ОАО «Саратовнефтегаз» | ||||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год | |
Стоимость чистых активов эмитента |
3756608 |
4 468148 |
4697585 |
4794195 |
5976006 |
7463574 |
7426848 |
8420026 |
11260696 |
Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам, % |
13 |
12 |
24 |
38.51 |
24.42 |
70.56 |
27.96 |
26.38 |
22.36 |
Отношение суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам, % |
12 |
11 |
23 |
36.81 |
22.09 |
42.74 |
26.22 |
16.39 |
21.26 |
Покрытие платежей по обслуживанию долгов, % |
196 |
181 |
199 |
76.32 |
128.32 |
58.86 |
90.93 |
110.71 |
113.62 |
Уровень просроченной задолженности, % |
0 |
0 |
0 |
0.07 |
0.11 |
1.36 |
0.13 |
0.0005 |
0.0002 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз |
14.6 |
21.3 |
65.4 |
1.2 |
1.44 |
1.72 |
1.6 |
0.98 |
0.81 |
Доля дивидендов в прибыли, % |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Производительность труда, тыс. руб./чел |
6 381.8 |
6 905.1 |
13 503.62 |
2 177.88 |
2 597.88 |
3 548.36 |
6 438.9 |
5 387.6 |
7 030.81 |
Амортизация к объему выручки, % |
2 |
2.5 |
12.2 |
8.5 |
8.96 |
7.21 |
10.3 |
8.57 |
5.87 |
Отметим, что
на современном этапе приоритетом
энергетической политики является максимально
эффективное использование
6. Предложены пути и методы формирования и функционирования механизма управления рисками на предприятиях нефтегазовой промышленности на основе: выявления факторов, влияющих на организацию службы риск-менеджмента на предприятии; определения ключевых аспектов и форм воздействия внешне-политической и социально-экономической среды на риски предприятия; распределения затрат на управление рисками на основе дифференциации методов снижения и страхования рисков исходя из интенсивности убывающей динамики рисковых потерь; разработки мероприятий по снижению рисков.
При анализе рисков, свойственных нефтегазовой отрасли, складывается ситуация, при которой системные риски невозможно минимизировать только действиями одного ведомства, так как проблемы, возникающие в отраслях экономики, зачастую влияют на деятельность нескольких смежных секторов экономики или на всю социально-экономическую ситуацию в стране. В этой связи, необходимо создание на базе предприятий службы риск-менеджмента, осуществляющей диагностико-организационную и координационную деятельность по управлению рисками, позволяющую провести всестороннюю и профессиональную оценку состояния рыночной конъюнктуры и выявить, тем самым, возможные риски. Логическим продолжением деятельности службы риск-менеджмента является формирование программы мероприятий по управлению рисками, учитывающей размеры возможного ущерба от риска; существующие инструментально-методические аспекты механизма снижения риска; экономическую эффективность мероприятий; бюджетирование предлагаемой программы, соответствие программы нормативным актам, целям и стратегии развития предприятия.
При разработке механизма управления рисками специалистам службы риск-менеджмента необходимо ориентироваться на унификацию полученных оценок уровня различных рисков, характеризующих объем возможного ущерба. Данный подход позволит провести разработку последующих программ мероприятий по снижению рисков на более качественном уровне с использованием новых полученных знаний о риске.
Использование основных результатов диссертационного исследования даёт возможность создания методических подходов к формированию интегрированного механизма управления рисками нефтегазовой отрасли с учетом специфики ее функционирования посредством введения системы базовых управленческо-рисковых принципов, методов, процедур и оценок.
Информация о работе Развитие механизма управления рисками предприятий нефтегазовой отрасли