Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:24, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в теоретическом изучении истории и современного состояния сельских кредитных кооперативов.
Исходя из цели, были поставлены задачи, которые необходимо решить в процессе написания курсовой работы:
рассмотреть теоретические основы развития кредитной кооперации;
определить предпосылки послужившие началу создания кредитной кооперации;
выявить основные направления поддержки сельской кредитной кооперации в России.
Введение …………………………………..……………………………………… 3
1. Исторический опыт развития кредитной кооперации в России………….5
2. Социально-экономические предпосылки создания кредитной кооперации.…………………………………………………………….…….. 11
3. Основные направления поддержки развития сельской кредитной кооперации………………………………………………………………….....16
Заключение ………………….………............................................................. …...23
Литература ……………………………………………………………………...... 25
Развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации в России должно идти по пути создания многоуровневой системы: первый и второй уровень в регионах и последний – третий – на федеральном уровне.
Главная задача кредитных кооперативов первого уровня – удовлетворение финансовых потребностей сельхозтоваропроизводителей и жителей села. Основным направлением развития кооперативов данного уровня должны стать расширение их влияния и масштабный охват сельского населения кредитной кооперацией, увеличение фондов взаимопомощи кредитных кооперативов за счет большего привлечения свободных средств сельских жителей. Это направление должно развиваться не путем создания многочисленных мелких кооперативов, а путем создания филиалов и представительств действующих кредитных кооперативов. Опыт работы филиальной сети кредитных кооперативов показывает, что такая структура позволяет решать в первую очередь кадровые вопросы (их подготовку, повышение квалификации), а так же финансовые и правовые проблемы, а главное создать крепкую финансовую основу кредитно-кооперационной системы в российском селе.
Основными функциями второго уровня системы является защита интересов кредитных кооперативов первого уровня, организация учебы и повышения квалификации кадров кредитного кооператива, финансовая помощь кооперативам первого уровня, информационно-консультационная помощь. Основным направлением развития этого уровня должно стать расширение объемов финансовой помощи кооперативам первого уровня за счет создания и расширения фонда взаимопомощи путем формирования собственных фондов (целевых, резервных, развития, социальной помощи), а так же увеличения ресурсов, привлекаемых от кредитных и иных организаций, фондов, бюджетов всех уровней и средств других структур.
Другим важным направлением, от которого в немалой степени зависит развитие кредитной кооперации, является совершенствование системы подготовки кадров и повышение их квалификации. Чтобы соответствовать требованиям закона, работники кредитного кооператива должны иметь высокую квалификацию в правовой и заемно -сберегательной деятельности, владеть основами экономики и анализа кредитно-кооперативной деятельности, уметь прогнозировать перспективы развития кредитной кооперации на предстоящий и долгосрочный периоды. Поэтому федеральные структуры системы сельской кредитной кооперации в настоящее время разрабатывают единую Федеральную программу подготовки и повышения квалификации кадров сельскохозяйственной кредитной кооперации, отвечающую международным стандартам.
Большую роль в становлении и развитии сельской кредитной кооперации играют структуры, действующие на федеральном уровне – Фонд развития сельской кредитной кооперации и Союз сельских кредитных кооперативов.
Фонд развития сельской кредитной кооперации (ФРСКК) был зарегистрирован в феврале 1997 г. в качестве некоммерческой организации с целью развития и поддержки системы сельской кредитной кооперации Российской Федерации. Учредителями ФРСКК являются АККОР (Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России) при поддержке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Весомый вклад внесен Фондом в развитие многоуровневой системы кредитной кооперации: через финансирование кооперативов второго и третьего уровней оказывается финансовая поддержка более чем 150 кредитным кооперативам первого уровня из 22 регионов России.
Деятельность ФРСКК позволила добиться достаточно высокой репутации в сельском микрофинансировании и кредитовании сельскохозяйственного производства, получить признание международных организаций. Важным направлением деятельности ФРСКК является научно-методическая работа, целью которой является выработка стратегии развития сельской кредитной кооперации в России. Большое внимание Фонд уделяет работе по совершенствованию законодательства, разработке единых норм и стандартов деятельности сельских кредитных кооперативов, осуществлению консультационной и информационной поддержки, обучению и подготовке кадров для сельских кредитных кооперативов.
ФРСКК содействует развитию инфраструктуры сельской кредитной кооперации. По его инициативе организован Учебно-консультационный центр «Кооперативный кредит», обучение в котором ежегодно проходят до 400 человек, и Российская саморегулируемая организация ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов союз "Агроконтроль", основной задачей, которой является создание эффективной системы контроля деятельности сельскохозяйственных кооперативов, в том числе и кредитных
ФРСКК через сельские
кредитные кооперативы
Союз сельских кредитных кооперативов (ССКК) – это негосударственная некоммерческая организация, созданная 27 августа 1997 г. по инициативе Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) и Фонда развития сельской кредитной кооперации (ФРСКК).
Основная цель Союза СКК - содействие развитию сельской кредитной кооперации как важному направлению в реформировании финансово-кредитного механизма сельского хозяйства. В настоящее время ССКК координирует деятельность 220 кредитных кооперативов и кредитных союзов из 50 регионов России.
18 июля 2009г. Президент
России Медведев подписал
В новом законе большая роль в регулировании деятельности кредитного кооператива отведена уставу и внутренним нормативным документам. Многие вопросы напрямую отнесены к урегулированию на локальном уровне. Это накладывает особую ответственность на членов кооператива, которым следует обращать внимание на содержание внутренних документов и принимать активное участие в их разработке и обсуждении.
Введена система регулирования, которая может существенно повлиять на содержание требований к уставу и внутренним документам кооперативов.
Во-первых, регулирования государственного. Оно отдано федеральному органу исполнительной власти, который осуществляет регулирование в сфере банковской деятельности (на сегодня это – Минфин РФ). И полномочия этому органу отданы довольно серьезные – например, установление порядка размещения средств резервного фонда кредитных кооперативов; установление дополнительных финансовых нормативов, помимо тех, что указаны в законе; проведение проверок (в том числе - неплановых) деятельности кредитных кооперативов.
Во-вторых, саморегулирования
– путем создания саморегулируемых
организаций кредитных кооперат
В новом законе уточнены или введены многие понятия, отсутствие или неясность которых в действующем законодательстве зачастую приводит к конфликтным ситуациям: членский взнос; пайщик; дополнительный взнос – как вид членского взноса; пай; привлеченные средства; договор передачи личных сбережений. Определена обязательность денежной формы для любых взносов членов в кооператив. Хотя на практике случаются ситуации, когда для кооператива и для члена удобнее сделать взнос в неденежной форме (например, внесение в качестве паевого взноса здания под офис), все же в настоящее время слишком часты случаи злоупотребления неденежной формой взносов, что приводит к затруднениям работы кооперативов. Ясно прописано понятие паенакопления и порядок начислений на паевые взносы и дальнейшей работы с ними. Более четко и жизнеспособно, по сравнению с действующим законодательством, описаны финансовые нормативы для кредитных кооперативов (особенно следует отметить: определение минимальной величины резервного фонда в процентах от суммы средств, привлеченных от членов кооператива; установленные максимальные суммы привлеченных и выданных займов). Определено минимальное количество членов для кооператива, членами которого являются и физические, и юридические лица. Четко определены сроки проведения очередного общего собрания, предусмотрена возможность проведения общего собрания в форме заочного голосования и, что не менее важно, определен круг вопросов, решения по которым не могут быть приняты заочным голосованием.
Принятие нового закона вызывает серьезную уверенность в том, что сельскохозяйственные кредитные кооперативы смогут не только выжить и наладить свою работу, но и стать серьезным элементом системы кредитной кооперации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возрождение кредитных кооперативов в России началось в начале 90-х прошлого века. Первые кредитные кооперативы появились как самостоятельные организации в конце 1991 г.- начале 1992 г. Это было время резких экономических реформ и мощной инфляции. Инфляция поставила новые задачи: дать людям доступный заем на потребительские нужды.
Решающую роль сыграло принятие в 1992 г. Федерального закона «О потребительской кооперации в Российской Федерации». Кредитные кооперативы стали регистрироваться как потребительские кооперативы или потребительские общества. И сегодня такая форма наиболее распространена среди кредитных кооперативов.
Развитие движения поставило задачу четкого и фундаментального, единого правового поля деятельности кредитных союзов. Почти десять лет пробивал себе дорогу закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан». Принятый 7 августа 2001 года, этот закон закрепил непредпринимательский характер основной деятельности кредитных союзов, их некоммерческий статус, взаимный, внутренний характер их деятельности, принципы членства в них, прописал меры защиты финансовых интересов пайщиков, ограничения финансовых и управленческих рисков деятельности кредитного союза. В этом его главные плюсы. Однако многие из тех ограничений, которые он накладывает на кредитные союзы по численности пайщиков, процедурам проведения общего собрания пайщиков и по ряду других вопросов, сегодня мешают и требуют корректировки.
Для успешного становления сельской кредитной кооперации необходима система мер государственного регулирования. В современной России государство как гарант не только политической, но и социально-экономической стабильности бытия своих граждан должно содействовать развитию таких форм хозяйствования, как кооперация. При совершенствовании системы кредитной кооперации государственным органам требуется обратить особое внимание на:
Сегодня наблюдается интерес к движению кредитной кооперации, как простых граждан, так и представителей органов власти. Кредитные кооперативы стали появляться в тех субъектах Федерации, где эта форма организации финансовой взаимопомощи граждан ещё мало распространена. Продолжается объединение кредитных кооперативов в региональные ассоциации.
Коллективные действия участников кредитного кооператива направлены не на получение ими «экономической прибыли», а на достижение других частных благ (доступного и недорогого денежного займа, более надежного и выгодного, чем в банке).
Популярность кредитных кооперативов росла по мере того, как развивались сами эти организации, более четко определялись их функции и проявлялись преимущества. К настоящему времени в стране на 1 октября 2009г. официально зарегистрировано 1912 сельскохозяйственных кредитных кооперативов.4Кредитные кооперативы завоевали репутацию надежных и устойчивых финансовых кооперативов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ