Развитие сельской кредитной кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в теоретическом изучении истории и современного состояния сельских кредитных кооперативов.
Исходя из цели, были поставлены задачи, которые необходимо решить в процессе написания курсовой работы:
рассмотреть теоретические основы развития кредитной кооперации;
определить предпосылки послужившие началу создания кредитной кооперации;
выявить основные направления поддержки сельской кредитной кооперации в России.

Содержание работы

Введение …………………………………..……………………………………… 3

1. Исторический опыт развития кредитной кооперации в России………….5

2. Социально-экономические предпосылки создания кредитной кооперации.…………………………………………………………….…….. 11

3. Основные направления поддержки развития сельской кредитной кооперации………………………………………………………………….....16

Заключение ………………….………............................................................. …...23

Литература ……………………………………………………………………...... 25

Файлы: 1 файл

курсовая кооперация.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации в России должно идти по пути создания многоуровневой системы: первый и второй уровень в регионах и последний – третий – на федеральном уровне.

Главная задача кредитных  кооперативов первого уровня – удовлетворение финансовых потребностей сельхозтоваропроизводителей и жителей села. Основным направлением развития кооперативов данного уровня должны стать расширение их влияния и масштабный охват сельского населения кредитной кооперацией, увеличение фондов взаимопомощи кредитных кооперативов за счет большего привлечения свободных средств сельских жителей. Это направление должно развиваться не путем создания многочисленных мелких кооперативов, а путем создания филиалов и представительств действующих кредитных кооперативов. Опыт работы филиальной сети кредитных кооперативов показывает, что такая структура позволяет решать в первую очередь кадровые вопросы (их подготовку, повышение квалификации), а так же финансовые и правовые проблемы, а главное создать крепкую финансовую основу кредитно-кооперационной системы в российском селе.

Основными функциями  второго уровня системы является защита интересов кредитных кооперативов первого уровня, организация учебы и повышения квалификации кадров кредитного кооператива, финансовая помощь кооперативам первого уровня, информационно-консультационная помощь. Основным направлением развития этого уровня должно стать расширение объемов финансовой помощи кооперативам первого уровня за счет создания и расширения фонда взаимопомощи путем формирования собственных фондов (целевых, резервных, развития, социальной помощи), а так же увеличения ресурсов, привлекаемых от кредитных и иных организаций, фондов, бюджетов всех уровней и средств других структур.

Другим важным направлением, от которого в немалой степени  зависит развитие кредитной кооперации, является совершенствование системы подготовки кадров и повышение их квалификации. Чтобы соответствовать требованиям закона, работники кредитного кооператива должны иметь высокую квалификацию в правовой и заемно -сберегательной деятельности, владеть основами экономики и анализа кредитно-кооперативной деятельности, уметь прогнозировать перспективы развития кредитной кооперации на предстоящий и долгосрочный периоды. Поэтому федеральные структуры системы сельской кредитной кооперации в настоящее время разрабатывают единую Федеральную программу подготовки и повышения квалификации кадров сельскохозяйственной кредитной кооперации, отвечающую международным стандартам.

Большую роль в становлении  и развитии сельской кредитной кооперации играют структуры, действующие на федеральном уровне – Фонд развития сельской кредитной кооперации и Союз сельских кредитных кооперативов.

Фонд развития сельской кредитной кооперации (ФРСКК) был  зарегистрирован в феврале 1997 г. в качестве некоммерческой организации с целью развития  и поддержки системы сельской кредитной кооперации Российской Федерации. Учредителями ФРСКК являются АККОР (Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России) при поддержке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Весомый вклад внесен Фондом в развитие многоуровневой системы кредитной кооперации: через финансирование кооперативов второго и третьего уровней оказывается финансовая поддержка более чем 150 кредитным кооперативам первого уровня из 22 регионов России.

Деятельность ФРСКК  позволила добиться достаточно высокой репутации в сельском микрофинансировании и кредитовании сельскохозяйственного производства, получить признание международных организаций. Важным направлением деятельности ФРСКК является научно-методическая работа, целью которой является выработка стратегии развития сельской кредитной кооперации в России. Большое внимание Фонд уделяет работе по совершенствованию законодательства, разработке единых норм и стандартов деятельности сельских кредитных кооперативов, осуществлению консультационной и информационной поддержки, обучению и подготовке кадров для сельских кредитных кооперативов.  

ФРСКК содействует развитию инфраструктуры сельской кредитной  кооперации. По его инициативе организован  Учебно-консультационный центр «Кооперативный кредит», обучение в котором ежегодно проходят до 400 человек, и Российская саморегулируемая организация ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов союз "Агроконтроль", основной задачей, которой является создание эффективной системы контроля деятельности сельскохозяйственных кооперативов, в том числе и кредитных

ФРСКК через сельские кредитные кооперативы осуществляет финансирование частных сельских товаропроизводителей – пайщиков кредитных кооперативов, обеспечивая их необходимыми средствами для развития производства, покупки кормов, семян, горючего, удобрений, пестицидов, техники, скота и оборудования.

Союз сельских кредитных  кооперативов (ССКК) – это негосударственная некоммерческая организация, созданная 27 августа 1997 г. по инициативе Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) и Фонда развития сельской кредитной кооперации (ФРСКК).

Основная цель Союза  СКК - содействие развитию сельской кредитной  кооперации как важному направлению  в реформировании финансово-кредитного механизма сельского хозяйства. В настоящее время ССКК координирует деятельность 220 кредитных кооперативов и кредитных союзов из 50 регионов России.

18 июля 2009г. Президент  России Медведев подписал Федеральный  закон № 190 "О кредитной кооперации». Новый закон, разработанный Министерством экономического развития, значительно улучшает нормативно-правовую базу для существующих и будущих кредитных кооперативов в России. Этот закон  является результатом более чем семилетней совместной работы экспертов и участников сектора кредитной кооперации. Координирующую роль в консолидации экспертных наработок и продвижении закона сыграл Российский Микрофинансовый Центр. Новый закон заменяет закон 2001 года, который впервые сформировал юридическую основу для деятельности кредитных кооперативов в России, но, при этом, имел существенные недостатки препятствующие развитию таких кооперативов.

  В новом законе  большая роль в регулировании  деятельности кредитного кооператива отведена уставу и внутренним нормативным документам. Многие вопросы напрямую отнесены к урегулированию на локальном уровне. Это накладывает особую ответственность на членов кооператива, которым следует обращать внимание на содержание внутренних документов и принимать активное участие в их разработке и обсуждении.

  Введена система регулирования, которая может существенно повлиять на содержание требований к уставу и внутренним документам кооперативов.

Во-первых, регулирования  государственного. Оно отдано федеральному органу исполнительной власти, который осуществляет регулирование в сфере банковской деятельности (на сегодня это – Минфин РФ). И полномочия этому органу отданы довольно серьезные – например, установление порядка размещения средств резервного фонда кредитных кооперативов; установление дополнительных финансовых нормативов, помимо тех, что указаны в законе; проведение проверок (в том числе - неплановых) деятельности кредитных кооперативов.

Во-вторых, саморегулирования  – путем создания саморегулируемых организаций кредитных кооперативов. У саморегулируемых организаций – довольно широкие полномочия – так, установление правил и стандартов деятельности для своих членов дает возможность активно влиять на содержание уставов и других внутренних документов.

 В новом законе  уточнены или введены многие понятия, отсутствие или неясность которых в действующем законодательстве зачастую приводит к конфликтным ситуациям: членский взнос; пайщик; дополнительный взнос – как вид членского взноса; пай; привлеченные средства; договор передачи личных сбережений. Определена обязательность денежной формы для любых взносов членов в кооператив. Хотя на практике случаются ситуации, когда для кооператива и для члена удобнее сделать взнос в неденежной форме (например, внесение в качестве паевого взноса здания под офис), все же в настоящее время слишком часты случаи злоупотребления неденежной формой взносов, что приводит к затруднениям работы кооперативов. Ясно прописано понятие паенакопления и порядок начислений на паевые взносы и дальнейшей работы с ними. Более четко и жизнеспособно, по сравнению с действующим законодательством, описаны финансовые нормативы для кредитных кооперативов (особенно следует отметить: определение минимальной величины резервного фонда в процентах от суммы средств, привлеченных от членов кооператива; установленные максимальные суммы привлеченных и выданных займов). Определено минимальное количество членов для кооператива, членами которого являются и физические, и юридические лица. Четко определены сроки проведения очередного общего собрания, предусмотрена возможность проведения общего собрания в форме заочного голосования и, что не менее важно, определен круг вопросов, решения по которым не могут быть приняты заочным голосованием. 

Принятие нового закона вызывает серьезную уверенность в том, что сельскохозяйственные кредитные кооперативы смогут не только выжить и наладить свою работу, но и стать серьезным элементом системы кредитной кооперации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

        Возрождение кредитных кооперативов в России началось в начале 90-х прошлого века. Первые кредитные кооперативы появились как самостоятельные организации в конце 1991 г.- начале 1992 г. Это было время резких экономических реформ и мощной инфляции. Инфляция поставила новые задачи: дать людям доступный заем на потребительские нужды.

Решающую роль сыграло  принятие в 1992 г. Федерального закона «О потребительской кооперации в Российской Федерации». Кредитные кооперативы стали регистрироваться как потребительские кооперативы или потребительские общества. И сегодня такая форма наиболее распространена среди кредитных кооперативов.

Развитие движения поставило  задачу четкого и фундаментального, единого правового поля деятельности кредитных союзов. Почти десять лет  пробивал себе дорогу закон «О кредитных  потребительских кооперативах граждан». Принятый 7 августа 2001 года, этот закон закрепил непредпринимательский характер основной деятельности кредитных союзов, их некоммерческий статус, взаимный, внутренний характер их деятельности, принципы членства в них, прописал меры защиты финансовых интересов пайщиков, ограничения финансовых и управленческих рисков деятельности кредитного союза. В этом его главные плюсы. Однако многие из тех ограничений, которые он накладывает на кредитные союзы по численности пайщиков, процедурам проведения общего собрания пайщиков и по ряду других вопросов, сегодня мешают и требуют корректировки.

Для успешного  становления сельской кредитной кооперации необходима система мер государственного регулирования. В современной России государство как гарант не только политической, но и социально-экономической стабильности бытия своих граждан должно содействовать развитию таких форм хозяйствования, как кооперация. При совершенствовании системы кредитной кооперации государственным органам требуется обратить особое внимание на:

  • формирование законодательно-правовой и нормативной базы, которая способствовала бы развитию кредитных кооперативов и регулировала бы (при необходимости) порядок их лицензирования;
  • становление системы аудита и улучшение стандартов работы кредитных кооперативов;
  • приведение налогообложения в соответствие с некоммерческим характером их деятельности;
  • обеспечение материальной (в том числе финансовой) поддержки для пополнения кооперативных ресурсов.

Сегодня наблюдается  интерес к движению кредитной  кооперации, как простых граждан, так и представителей органов власти. Кредитные кооперативы стали появляться в тех субъектах Федерации, где эта форма организации финансовой взаимопомощи граждан ещё мало распространена. Продолжается объединение кредитных кооперативов в региональные ассоциации.

Коллективные действия участников кредитного кооператива направлены не на получение ими «экономической прибыли», а на достижение других частных благ (доступного и недорогого денежного займа, более надежного и выгодного, чем в банке).

Популярность кредитных  кооперативов росла по мере того, как  развивались сами эти организации, более четко определялись их функции и проявлялись преимущества. К настоящему времени в стране на 1 октября 2009г. официально зарегистрировано 1912 сельскохозяйственных кредитных кооперативов.4Кредитные кооперативы завоевали репутацию надежных и устойчивых финансовых кооперативов.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Федеральный закон от 18 июля 2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (с послед. ред. и изм.).

 

    1. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (с изменениями от 7 марта 1997 г., 18 февраля 1999 г., 21 марта 2002 г., 10 января, 11 июня 2003 г., 3 ноября, 18 декабря 2006 г.)
    2. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: учеб. пособие.-1 часть./ К.И.Вахитов. - М., 1998.- 400с.-ISBN-978-5-91131-802-4.

 

    1. Гухаров В.А Концепция развития потребительской кооперации //Деловой вестник «Российской кооперации» .-2006. -№10 (70).-10-20 c.
    2. Пахомов В. М. Кредитная кооперация: теория и практика./ В.М.Пахомов. – М.: Росинформагротех, 2002.-252c. –ISBN-5-7367-0387-4.
    3. Плахотная Д. Г. История прохождения Федерального закона «О кредитной потребительской кооперации граждан» в контексте теории коллективных действий./ П.Н.Крючкова. – М.: Институт национального проекта «Общественный договор», 2002. -170с.
    4. Пахомов В. М. Кредитная кооперация: теория и практика./ В.М.Пахомов. – М.: Росинформагротех, 2002.-252c. –ISBN-5-7367-0387-4.
    5. Сельскохозяйственная кредитная кооперация: учеб. пособие / под ред. Коваленко С.Б., Козенко З. Н. – М.: финансы и статистика, 2005.- 447c.-ISBN-5-279-03082-1.
    6. Теплова Л.Е. Основы потребительской кооперации: учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений./ Л.Е.Теплова. - М., 2001.-160 c.-ISBN-5-7755-0312-0.

 

    1. Шкляр М.Ф. Кредитная кооперация: учеб. пособие / М.Ф.Шляр. 2-е изд., перераб.и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003.-332 с.-ISBN-5-94798-210-2.

Информация о работе Развитие сельской кредитной кооперации