Развитие системы социального партнерства в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Особенность современного этапа развития социально-трудовых отношений в стране состоит в их переходном характере: не сложились до конца субъекты отношений, не оформились интересы этих субъектов, нет единой правовой базы и институтов реализации социального партнерства. Целью этой работы является рассмотрение тенденций развития системы социального партнерства в Республике Беларусь на современном этапе. Для этого представляется необходимым показать трехсторонний характер системы социального партнерства, особенности его развития, а также перспективы на основе опыта некоторых зарубежных стран.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Сущность и основные задачи социального партнерства……….....4
1.1 Социальное партнерство. Понятие и принципы……………..…....4
1.2 Цели и задачи социального партнерства ……………………........6
1.3 Субъекты, уровни, объекты и органы системы социального партнерства………………………………………………………………..7
ГЛАВА 2. Модели социального партнерства………………………………….11
2.1. Классификация основных моделей социального партнерства в западном обществе………………………………………………………11
2.2. Анализ систем социального партнерства Германии и Швеции…………………………………………………………………...15
ГЛАВА 3. Проблемы становления социального партнерства в Беларуси………………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...……………………………28

Файлы: 1 файл

курсовая .doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. П.О. СУХОГО»

 

 

 

КАФЕДРА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по  макроэкономике

 

РАЗВИТИЕ  СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Выполнил:

         студент гр. УП-21                                       

                                                                                  Новикова О.С.

 

                                                                                  Руководитель:

                                                                                  к.э.н., доцент

                                                                                  Бондарева А. М.

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2012     

                                                                                

СОДЕРЖАНИЕ

 

  Стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Сущность и основные задачи социального партнерства……….....4

    1. Социальное партнерство. Понятие и принципы……………..…....4
    2. Цели и задачи социального партнерства ……………………........6

1.3 Субъекты, уровни, объекты и органы системы социального партнерства………………………………………………………………..7

ГЛАВА 2. Модели социального партнерства………………………………….11

2.1.  Классификация   основных  моделей  социального  партнерства  в западном обществе………………………………………………………11

2.2.  Анализ  систем  социального  партнерства Германии и Швеции…………………………………………………………………...15

ГЛАВА 3. Проблемы становления социального партнерства в Беларуси………………………………………………………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...……………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В связи с  развитием рыночных отношений в  Республике Беларусь возникает социальная напряженность между нанимателями, преследующими цели в качестве получения выгоды, и работниками, которые требуют нормальных условий труда и высокой заработной платы.

Беларусь –  социальное государство. Это означает, что регулирование спорных ситуаций должно осуществляться, исходя из принципов справедливости и социального равенства. Для этого и предусмотрена система регулирования отношений разных субъектов.

 Особенность  современного этапа развития  социально-трудовых отношений в стране состоит в их переходном характере: не сложились до конца субъекты отношений, не оформились интересы этих субъектов, нет единой правовой базы и институтов реализации социального партнерства.

 Целью этой  работы является рассмотрение  тенденций развития системы социального партнерства в Республике Беларусь на современном этапе. Для этого представляется  необходимым показать трехсторонний характер системы социального партнерства, особенности его развития, а также перспективы на основе опыта некоторых зарубежных стран.

В первой главе  будет рассмотрена характеристика социального партнерства, а так  же будет  приведена информация об уровнях и органах системы  социального партнерства. Во второй главе будут освещены модели социального  партнерства в развитых странах. В третьей главе будет охарактеризованы проблемы становления социального партнерства в Беларуси, а именно изучение явлений, снижающих возможности социального партнерства, разработка  методов  и  путей  их преодоления.  Все это поможет  в  ближайшее  время  повысить действенность  социального  партнерства

 

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА.

 

1.1 Социальное  партнерство. Понятие и принципы.

 

Социальное партнерство  – это форма взаимодействия органов  государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять интересы субъектов социального партнерства в разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанная на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов (ст. 352 ТК).[1]

Из данного определения  следует, что социальное партнерство – это совместная деятельность участников общественных отношений в социально-трудовой сфере. Фактически социальное партнерство означает консультации и сотрудничество между наемными работниками и нанимателем на различных уровнях по поводу установления взаимоприемлемых условий найма работников и условий их труда.

 Значение социального  партнерства определяется тем,  что оно является новым методом  урегулирования разногласий между  работниками и нанимателями, налаживает взаимоотношения между субъектами на основе принципа социального равенства.

Социальное партнерство  помогает избегать серьезных конфликтов или минимизировать их последствия. 

Указом Президента от 15 июля 1995 года создан Национальный совет  по трудовым и социальным вопросам.[2] Этот совет рассматривает проекты правовых актов по социально-трудовым и экономическим вопросам, вносит предложения по их совершенствованию, разрабатывает проекты генеральных соглашений и мероприятия по их реализации и т.д.

 Принципы социального  партнерства – основополагающие идеи, выражающие сущность и основной смысл социально-партнерских отношений.

Основные принципы социального  партнерства содержатся в ст. 353 ТК РБ. К ним относятся:

1. Равноправие сторон;

2. Соблюдение норм трудового  права;

3. Полномочность принятия обязательств, определяемая наличием письменных документов, подтверждающих полномочность сторон вести коллективные переговоры и подписывать коллективные договоры, соглашения;

4. Добровольность принятия  обязательств. Учет реальных возможностей  принятия на себя обязательств;

5. Обязанность выполнения  принятых на себя обязательств  и ответственность за их невыполнение;

6. Отказ от односторонних  действий, нарушающих договоренность;

7. Взаимное информирование  сторон переговоров об изменении  ситуации.[1]

Система принципов  является основой при практической реализации правоотношений в сфере  труда и социальной защиты. Принципы определяют границы договорных отношений, которые конкретизируются в конкретных правовых нормах.

Рассматривая  тему дальше, хотелось бы отметить основные цели и задачи социального партнерства.[3]

 

 

 

 

1.2. Цели  и задачи социального партнерства

 

Основной целью  социального партнерства в республике является совместное осуществление конкретных мер, направленных на повышение доходов и уровня жизни населения, обеспечение занятости, создание здоровых и безопасных условий труда.

Важнейшей задачей  социального партнерства на данном этапе развития экономики республики является объединение усилий сторон коллективных трудовых отношений на преодоление кризиса и стабилизацию социально-экономической ситуации, поэтапное повышение доходов населения на основе роста производительности труда и повышения эффективности производства.

Одновременно  должны решаться другие задачи:

- использование  потенциала социального партнерства в интересах развития личности, обеспечения ее конституционных прав и гарантий;

- согласование  интересов сторон в решении  вопросов оплаты труда, занятости,  охраны и безопасности труда,  профессионального обучения и  других;

- уточнение функций,  прав и обязанностей сторон коллективных трудовых отношений, разработка принципов и процедуры, повышение культуры переговоров;

- урегулирование  коллективных трудовых споров (конфликтов) на основе принципов партнерских отношений, уменьшение напряженности в обществе;

- постепенный  переход от командно-административного к коллективно-договорному регулированию социально-трудовых отношений на всех уровнях.[3]

 

 

 

1.3. Субъекты, уровни, объекты и органы системы социального партнерства

 

Система социального  партнерства включает в себя законодательную базу, как основу ее функционирования и развития, принципы, субъекты, функции и объекты социального партнерства, уровни взаимодействия партнеров, организационные структуры.

Субъектами (сторонами) социального партнерства являются наемные работники, наниматели и органы государственного управления. Состав субъектов и их представителей, а также порядок переговоров на разных уровнях и стадиях социального партнерства определяются с учетом особенностей отрасли и региона.

Представителями сторон, выражающими их интересы, могут быть:

- от имени  работников: органы профессиональных  союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, или иные организации, представляющие интересы работников;

- от имени нанимателей: руководители предприятий и организаций независимо от форм собственности или другие уполномоченные лица; полномочные органы объединений нанимателей, иные уполномоченные нанимателями органы;

- от имени  государства: Совет Министров  Республики Беларусь, уполномоченные им органы государственного управления (Министерство труда Республики Беларусь, Министерство социальной защиты Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство предпринимательства и инвестиций и другие), а также органы государственной власти на местах (область, город, район).

В республике несколько  объединений профсоюзов, действующих  независимо и осуществляющих представительство и защиту интересов работников, членов профсоюзов, - это Федерация профсоюзов Белорусская (наиболее крупное объединение профсоюзов) и Белорусский конгресс демократических профсоюзов.

Нанимателей в  системе социального партнерства  в республике представляют руководители предприятий, организаций или объединения нанимателей независимо от форм собственности и хозяйствования. Наиболее крупным объединением нанимателей является Белорусская конфедерация промышленников и предпринимателей, в состав которой вошла Белорусская научно-промышленная ассоциация (БНПА), Белорусский союз предпринимателей (БСП), Белорусский союз предпринимателей и арендаторов (БСПА), а также "Белкоопсоюз" и др. Их права и полномочия определяются законодательством и уставами.

Можно выделить следующие уровни отношений между  сторонами социального партнерства: национальный, отраслевой, местный и уровень предприятия, организации.

Объектами социального  партнерства являются социально-трудовые и другие отношения, складывающиеся в обществе, а также процесс  разработки, принятия и реализации согласованной политики исходя из норм законодательства и показателей, характеризующих состояние экономики и социально-трудовой сферы в республике.

В качестве объектов в данном случае рассматриваются  отношения между нанимателями и  работниками, между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профсоюзов в общенациональных рамках, а также отраслей экономики и регионов.

Коллективные  и индивидуальные переговоры, примирение и посредничество, арбитраж и правовое регулирование спорных вопросов и конфликтов образуют систему социально-трудовых отношений в обществе. Приводится в действие система социально-трудовых отношений органами социального партнерства, которые принимают решения исключительно на основе соглашения или голосования.

Основными органами системы социального партнерства являются трехсторонние (двусторонние) комиссии. В их рамках ведутся коллективные переговоры, подготавливаются и заключаются соглашения и коллективные договоры, рассматривается ход их выполнения.

Не менее важное значение в системе социального партнерства имеют органы, которые выполняют функции по урегулированию коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них. Как правило, они организуют свою работу во взаимодействии с представителями нанимателей и наемных работников, органами государственной власти и местного самоуправления.

В Республике Беларусь постепенно формируются органы системы  социального партнерства. Создан и функционирует Национальный совет по трудовым и социальным вопросам. В областях, отраслях, городах и районах действуют согласительные комиссии по трудовым и социальным вопросам, на предприятиях - комиссии по коллективным переговорам. Урегулированием коллективных трудовых конфликтов занимается Республиканский трудовой арбитраж. Гарантом соблюдения конституционных прав социальных партнеров является Конституционный суд Республики Беларусь.

Информация о работе Развитие системы социального партнерства в Республике Беларусь