Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 10:04, курсовая работа
Особенность современного этапа развития социально-трудовых отношений в стране состоит в их переходном характере: не сложились до конца субъекты отношений, не оформились интересы этих субъектов, нет единой правовой базы и институтов реализации социального партнерства. Целью этой работы является рассмотрение тенденций развития системы социального партнерства в Республике Беларусь на современном этапе. Для этого представляется необходимым показать трехсторонний характер системы социального партнерства, особенности его развития, а также перспективы на основе опыта некоторых зарубежных стран.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Сущность и основные задачи социального партнерства……….....4
1.1 Социальное партнерство. Понятие и принципы……………..…....4
1.2 Цели и задачи социального партнерства ……………………........6
1.3 Субъекты, уровни, объекты и органы системы социального партнерства………………………………………………………………..7
ГЛАВА 2. Модели социального партнерства………………………………….11
2.1. Классификация основных моделей социального партнерства в западном обществе………………………………………………………11
2.2. Анализ систем социального партнерства Германии и Швеции…………………………………………………………………...15
ГЛАВА 3. Проблемы становления социального партнерства в Беларуси………………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...……………………………28
После дошкольного воспитания дети идут в 12-летнюю бесплатную школу, где школьников привозят в школу и увозят из нее на школьных автобусах. Кроме того, все школьники, начиная с первого класса, получают от государства ежемесячную стипендию 750 крон. А после окончания школы для всех ребят, а не только для детей из хорошо обеспеченных семей, открывается дорога в любой вуз или колледж, в котором тоже бесплатно учат, лечат, содержат в общежитиях, да еще и выделяют ежемесячно стипендию (около 250 долларов).
Предмет особой заботы шведского государства – пенсионеры, ветераны. Шведы, достигшие 65-летнего возраста, получают две пенсии: одну народную – в сумме 2500 крон, другую – дополнительную, размер которой зависит от трудового стажа, среднего заработка, времени проживания в стране и доходит до 11500 крон. Все шведские пенсионеры получают также 50-процентные государственные льготы по оплате жилья. А жилье это, как правило, отдельные дома или комфортабельные квартиры со всеми коммунальными удобствами. Не удивительно, что средняя продолжительность жизни шведских женщин достигает 81 года, а шведских мужчин – 77 лет. Смертность здесь одна из самых низких по мировым показателям. [7]
Но шведская модель «государства всеобщего благоденствия», в котором обеспечивается эффективная социальная защита наиболее уязвимых слоев населения, ныне уже не является чем-то исключительным.
В настоящее время в западном обществе наблюдаются три модели социального партнерства, каждая из которых опирается на различные варианты взаимодействия субъектов. Но ни одна из трех моделей социального партнерства не представлена в развитых странах в «чистом» виде. В Германии, например, сформировалась разветвленная система соучастия, т. е. система партнерских отношений бизнеса и трудящихся в управлении производством. Основной целью, которой, является доступ представителей трудящихся к важнейшим органам власти на предприятиях и концернах, а не стремление к ограничению частной собственности. А особенностью шведской модели социального партнерства являются ее социальная направленность, за счет перераспределения общественных благ которой устранены бедность и массовая безработица, а также эффективно функционирует всеобщая система социальной защищенности граждан.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В БЕЛАРУСИ.
Социально-экономические реалии переходного периода объективно подталкивают к дальнейшему развитию социального партнерства в республике Беларусь, упрочению и совершенствованию его нормативной правовой базы. Особенность нынешнего этапа состоит в неустойчивости социально-экономической ситуации, неотработанности организационно-правового обеспечения проводимых преобразований, относительной неразвитости правового статуса субъектов трудовых отношений, незавершенности организационной структуры системы социального партнерства.
На эффективность функционирования системы коллективно-договорных отношений и ее дальнейшее развитие в республике существенно влияют следующие обстоятельства:
1. Недостаточно активно протекает процесс становления субъектов партнерских отношений. Не завершено формирование объединений нанимателей как стороны социального партнерства. Органам государственного управления приходится брать на себя часть их функций.
2. На отраслевом и местном уровнях объединения нанимателей еще не сформировались. Профсоюзы на отраслевом уровне предпочитают при заключении соглашений вести переговоры с отраслевыми министерствами, которые практически не связаны с предприятиями негосударственного сектора.
3. В законодательстве республики Беларусь не в полной мере раскрыты полномочия и функции органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также нанимателей и их объединений в области регулирования социально-трудовых отношений.
4. Слабо развито коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений в негосударственном секторе экономики, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, финансируемых из бюджета.[8]
Изучение явлений, снижающих возможности социального партнерства, разработка методов и путей их преодоления поможет в ближайшее время повысить действенность социального партнерства. Дальнейшее развитие системы социального партнерства в республике будет самым тесным образом взаимосвязано с темпами перехода к рыночной экономике и демократизации общества.
Первейшей задачей социального партнерства на нынешнем этапе социально-экономического развития является совершенствование нормативной правовой базы и формирование на этой основе сильных, независимых объединений нанимателей и профсоюзов, а также развитие коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в негосударственном секторе экономики. Необходимо усилить роль местных соглашений, а также теснее увязывать содержание договоров и соглашений с результатами деятельности отраслей и предприятий.
В дальнейшем по мере социально-экономического развития целесообразно:
− постепенно осуществлять мероприятия по сокращению непосредственного участия государства в трехсторонних переговорах и усилению роли двусторонних соглашений нанимателей и профсоюзов;
− на уровне отраслей и территорий развивать отношения между объединениями нанимателей и профсоюзов;
− постепенно функции отраслевых производственных министерств как субъектов социального партнерства передавать отраслевым объединениям нанимателей;
− уточнить
функции органов
− активно развивать систему участия работников в управлении предприятиями;
− совершенствовать организационные формы социального партнерства (процедуры проведения переговоров и консультаций, присоединения к заключенному соглашению, порядка распространения действия договоров и соглашений и т. п.);
− учитывать происходящие интеграционные процессы в рамках СНГ, особенно между Беларусью и Россией, способствовать осуществлению интеграции систем социального партнерства стран содружества, введению единых стандартов социальной защиты.
Реализация стратегии социального партнерства требует совершенствования его организационной основы и более четкого определения в законодательстве правомочий и функций субъектов коллективных трудовых отношений.
В связи с этим на государственном уровне в ближайшей перспективе необходимо решить следующие задачи:
1) максимально использовать в законодательстве Беларуси международный опыт и правовые нормы, принятые Международной организацией труда;
2) продолжить разработку законодательных и нормативных актов по регулированию социально-трудовых отношений, совершенствованию организационных форм социального партнерства и механизма взаимодействия нанимателей с профсоюзами и органами исполнительной власти на всех уровнях;
3) внести
изменения и дополнения в
Для успешного выполнения профсоюзами своих защитных функций нужны юридические гарантии, которые бы препятствовали действиям представителей государства или нанимателей, противоречащим интересам наемных работников. Необходимо также отработать и механизмы взаимодействия различных профсоюзов как одной стороны социального партнерства. [9]
В плане совершенствования организационных форм социального партнерства весьма важно:
− разработать механизмы и процедуры формирования представительства сторон на национальном, отраслевом и местном уровнях;
− обеспечивать
перемещение преимущественно на
отраслевой и местный уровни договорное
регулирование социально-
− в перспективе в республике создать трудовые суды для рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
− установить в законодательном порядке ответственность сторон за невыполнение договорных обязательств.[10]
В целях предупреждения и конструктивного разрешения возникающих конфликтов необходимо продолжить работу по совершенствованию применяемой в республике схемы их разрешения (примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, обязательный арбитраж, республиканский трудовой арбитраж и при несогласии с решением арбитража рассмотрение вопросов на общем собрании (конференции) коллектива о забастовке).
Интересы развития системы социального партнерства требуют комплексного подхода к разработке и осуществлению мер, направленных на совершенствование механизмов регулирования социально-трудовых отношений.
Научно-методическое обеспечение социального партнерства предполагает глубокую и всестороннюю проработку и научное обоснование подходов сторон к оценке и прогнозированию социально-экономической ситуации, выбору приоритетов при подготовке и заключении коллективных договоров, соглашений. Необходима выработка научно-методической основы для формирования правового, экономического и других механизмов, заинтересовывающих стороны вступать в партнерские отношения, выделять соответствующие финансовые и материально-технические ресурсы для реализации соглашений и коллективных договоров.
Для решения этих проблем должны быть использованы возможности научных организаций республики, государственных, негосударственных и профсоюзных учебных и научно-исследовательских заведений, социологических служб, центров и т. п.
Весьма актуально создание системы подготовки специалистов, организующих переговоры и разработку соглашений и коллективных договоров, участвующих в оказании посреднических услуг в урегулировании коллективных трудовых споров.
Требуется также разработка типовых учебных программ и учебно-методических пособий; широкое привлечение консультантов из числа высококвалифицированных специалистов в этой области; введение в учебные программы высших и средних специальных учебных заведений соответствующих курсов.
Развитие системы социального партнерства напрямую зависит от полноты и своевременности информационного обеспечения этой работы. Информационно-пропагандистская работа должна строиться на основе широкого использования средств массовой информации.
Функционирование системы социального партнерства, как и любой организационной системы, связано с определенными финансовыми затратами. Источниками ее финансирования могут быть средства, выделяемые сторонами социального партнерства, а также средства из бюджета.
Решение перечисленных выше и других вопросов позволит повысить эффективность системы социального партнерства, поможет мобилизовать имеющийся потенциал социального партнерства для эффективного социально-экономического развития нашей страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальное партнерство - правовой институт регулирует отношения, связанные с разрешением конфликтов, возникающих в трудовой сфере и реализацией принципа равенства сторон в правовых отношениях.
Социальное партнерство основывается на закрепленных законом принципах, практическая реализация которых позволяет достичь целей правового регулирования в сфере труда. Так же социальное партнерство выполняет интегративную, коммуникативную и организаторскую функции.
Таким образом, социальное партнерство – один из ведущих институтов трудового права, регулирующий широкий спектр отношений, возникающих в ходе реализации субъективных прав и интересов субъектов трудового права.
В настоящее время в западном обществе наблюдаются три модели социального партнерства, каждая из которых опирается на различные варианты взаимодействия субъектов. Но ни одна из трех моделей социального партнерства не представлена в развитых странах в «чистом» виде. В Германии, например, сформировалась разветвленная система соучастия, т. е. система партнерских отношений бизнеса и трудящихся в управлении производством. Основной целью, которой, является доступ представителей трудящихся к важнейшим органам власти на предприятиях и концернах, а не стремление к ограничению частной собственности. А особенностью шведской модели социального партнерства являются ее социальная направленность, за счет перераспределения общественных благ которой устранены бедность и массовая безработица, а так же эффективно функционирует всеобщая система социальной защищенности граждан.
Белорусская модель социального партнерства по сути своей близка к европейской. Причем само понятие социального партнерства закреплено законодательно.
Основная цель социального партнерства в республике – совместное осуществление конкретных мер по повышению доходов и уровня жизни населения, обеспечение занятости, создание здоровых и безопасных условий труда.
Первейшая
задача социального
- создание нормативной
правовой базы и формирование
на этой основе сильных,
Информация о работе Развитие системы социального партнерства в Республике Беларусь