Развитие системы социального партнерства в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Особенность современного этапа развития социально-трудовых отношений в стране состоит в их переходном характере: не сложились до конца субъекты отношений, не оформились интересы этих субъектов, нет единой правовой базы и институтов реализации социального партнерства. Целью этой работы является рассмотрение тенденций развития системы социального партнерства в Республике Беларусь на современном этапе. Для этого представляется необходимым показать трехсторонний характер системы социального партнерства, особенности его развития, а также перспективы на основе опыта некоторых зарубежных стран.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Сущность и основные задачи социального партнерства……….....4
1.1 Социальное партнерство. Понятие и принципы……………..…....4
1.2 Цели и задачи социального партнерства ……………………........6
1.3 Субъекты, уровни, объекты и органы системы социального партнерства………………………………………………………………..7
ГЛАВА 2. Модели социального партнерства………………………………….11
2.1. Классификация основных моделей социального партнерства в западном обществе………………………………………………………11
2.2. Анализ систем социального партнерства Германии и Швеции…………………………………………………………………...15
ГЛАВА 3. Проблемы становления социального партнерства в Беларуси………………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...……………………………28

Файлы: 1 файл

курсовая .doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

После дошкольного  воспитания дети идут в 12-летнюю бесплатную школу, где школьников привозят в школу и увозят из нее на школьных автобусах. Кроме того, все школьники, начиная с первого класса, получают от государства ежемесячную стипендию 750 крон. А после окончания школы для всех ребят, а не только для детей из хорошо обеспеченных семей, открывается дорога в любой вуз или колледж, в котором тоже бесплатно учат, лечат, содержат в общежитиях, да еще и выделяют ежемесячно стипендию (около 250 долларов).

Предмет особой заботы шведского государства – пенсионеры, ветераны. Шведы, достигшие 65-летнего возраста, получают две пенсии: одну народную – в сумме 2500 крон, другую – дополнительную, размер которой зависит от трудового стажа, среднего заработка, времени проживания в стране и доходит до 11500 крон. Все шведские пенсионеры получают также 50-процентные государственные льготы по оплате жилья. А жилье это, как правило, отдельные дома или комфортабельные квартиры со всеми коммунальными удобствами. Не удивительно, что средняя продолжительность жизни шведских женщин достигает 81 года, а шведских мужчин – 77 лет. Смертность здесь одна из самых низких по мировым показателям. [7]

Но шведская модель «государства всеобщего благоденствия», в котором обеспечивается эффективная социальная  защита  наиболее  уязвимых  слоев  населения,  ныне уже  не  является  чем-то  исключительным. 

В настоящее  время в западном обществе наблюдаются  три модели социального партнерства, каждая из которых опирается на различные варианты взаимодействия субъектов. Но ни одна из трех моделей социального партнерства не представлена в развитых странах в «чистом» виде. В Германии, например, сформировалась разветвленная система соучастия,  т. е.  система партнерских отношений бизнеса и трудящихся в управлении производством. Основной целью, которой, является доступ представителей трудящихся к важнейшим органам власти на предприятиях и концернах, а не стремление к ограничению частной собственности. А особенностью шведской модели социального партнерства являются ее социальная направленность, за счет перераспределения общественных благ которой устранены бедность и массовая безработица, а также эффективно  функционирует всеобщая система социальной защищенности граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В БЕЛАРУСИ.

 

  Социально-экономические  реалии  переходного  периода  объективно  подталкивают  к  дальнейшему  развитию социального партнерства в республике Беларусь, упрочению и совершенствованию его нормативной правовой базы. Особенность нынешнего этапа состоит в неустойчивости социально-экономической ситуации, неотработанности организационно-правового  обеспечения  проводимых  преобразований,  относительной  неразвитости правового статуса субъектов трудовых отношений,  незавершенности  организационной  структуры системы социального партнерства.

На  эффективность  функционирования  системы  коллективно-договорных отношений и ее дальнейшее развитие в республике существенно влияют следующие обстоятельства:

1.  Недостаточно  активно  протекает  процесс  становления  субъектов  партнерских  отношений.  Не  завершено формирование объединений нанимателей как стороны социального партнерства. Органам государственного управления приходится брать на себя часть их функций.

2.  На отраслевом и местном уровнях объединения нанимателей еще не сформировались. Профсоюзы на отраслевом уровне предпочитают при заключении соглашений вести  переговоры  с  отраслевыми  министерствами,  которые практически не связаны с предприятиями негосударственного сектора.

3.  В законодательстве республики Беларусь не в полной мере раскрыты полномочия и функции органов исполнительной  власти  и местного  самоуправления,  а  также нанимателей и их объединений в области регулирования социально-трудовых отношений.

4.  Слабо  развито  коллективно-договорное  регулирование  социально-трудовых  отношений  в  негосударственном секторе экономики, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, финансируемых из бюджета.[8]

Изучение явлений, снижающих возможности социального  партнерства, разработка  методов  и  путей  их преодоления  поможет  в  ближайшее  время  повысить действенность  социального  партнерства.  Дальнейшее развитие системы социального партнерства в республике будет самым тесным образом взаимосвязано с темпами перехода к рыночной экономике и демократизации общества.

Первейшей  задачей  социального  партнерства  на нынешнем  этапе  социально-экономического  развития является  совершенствование  нормативной  правовой базы и формирование на этой основе сильных, независимых объединений нанимателей и профсоюзов, а также  развитие  коллективно-договорного  регулирования социально-трудовых  отношений  в  негосударственном секторе экономики. Необходимо усилить роль местных соглашений, а также теснее увязывать содержание договоров и соглашений с результатами деятельности отраслей и предприятий.

В  дальнейшем  по  мере  социально-экономического развития целесообразно:

−  постепенно осуществлять мероприятия по сокращению непосредственного участия государства в трехсторонних переговорах и усилению роли двусторонних соглашений нанимателей и профсоюзов;

−  на уровне отраслей и территорий развивать  отношения между объединениями нанимателей и профсоюзов;

−  постепенно функции отраслевых производственных министерств как субъектов социального партнерства передавать отраслевым объединениям нанимателей;

−  уточнить функции органов государственной  власти на местах как субъектов социального партнерства;

−  активно  развивать систему участия работников в управлении предприятиями;

−  совершенствовать организационные формы социального  партнерства  (процедуры  проведения  переговоров  и консультаций,  присоединения  к  заключенному  соглашению, порядка распространения действия договоров и соглашений и т. п.);

−  учитывать  происходящие  интеграционные  процессы в рамках СНГ, особенно между Беларусью и Россией, способствовать  осуществлению  интеграции  систем  социального партнерства стран содружества, введению единых стандартов социальной защиты.

Реализация стратегии социального партнерства требует совершенствования его организационной основы и более четкого определения в законодательстве правомочий и функций субъектов коллективных трудовых отношений.

В связи с этим на государственном уровне в ближайшей перспективе необходимо решить следующие задачи:

1)  максимально   использовать  в  законодательстве  Беларуси международный опыт и правовые нормы, принятые Международной организацией труда;

2)  продолжить  разработку  законодательных  и  нормативных  актов  по  регулированию  социально-трудовых отношений,  совершенствованию  организационных  форм социального  партнерства  и  механизма  взаимодействия нанимателей с профсоюзами и органами исполнительной власти на всех уровнях;

3)  внести  изменения и дополнения в законодательство  по вопросам регулирования коллективных трудовых отношений, повышения ответственности должностных лиц и сторон за точное и безусловное выполнение материальных и процедурных норм, определяющих условия, механизмы и порядок взаимодействия социальных партнеров.

Для  успешного  выполнения  профсоюзами  своих  защитных функций нужны юридические гарантии, которые бы препятствовали действиям представителей государства или  нанимателей,  противоречащим  интересам  наемных работников. Необходимо также отработать и механизмы взаимодействия различных профсоюзов как одной стороны социального партнерства. [9]

В плане совершенствования организационных форм социального партнерства весьма важно:

−  разработать  механизмы и процедуры формирования представительства сторон на национальном, отраслевом и местном уровнях;

−  обеспечивать перемещение преимущественно на отраслевой и местный уровни договорное регулирование социально-трудовых отношений;

−  в  перспективе  в  республике  создать  трудовые  суды для рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

−  установить  в  законодательном  порядке  ответственность  сторон за невыполнение договорных обязательств.[10]

В  целях предупреждения  и конструктивного  разрешения  возникающих  конфликтов  необходимо  продолжить  работу  по  совершенствованию  применяемой  в республике  схемы  их  разрешения  (примирительная  комиссия, посредник, трудовой арбитраж, обязательный арбитраж, республиканский трудовой арбитраж и при несогласии с решением арбитража рассмотрение вопросов на общем собрании (конференции) коллектива о забастовке).

Интересы развития системы социального партнерства требуют  комплексного  подхода  к  разработке  и  осуществлению  мер,  направленных  на  совершенствование  механизмов  регулирования  социально-трудовых  отношений.

Научно-методическое  обеспечение  социального  партнерства предполагает глубокую и всестороннюю проработку и научное обоснование подходов сторон к оценке и прогнозированию  социально-экономической  ситуации,  выбору приоритетов при подготовке и заключении коллективных договоров, соглашений. Необходима  выработка  научно-методической  основы для  формирования  правового,  экономического  и  других механизмов,  заинтересовывающих стороны вступать  в партнерские отношения, выделять соответствующие финансовые и материально-технические ресурсы для реализации соглашений и коллективных договоров.

Для решения этих проблем должны быть использованы возможности научных организаций республики, государственных, негосударственных и профсоюзных учебных и научно-исследовательских заведений, социологических служб, центров и т. п.

Весьма актуально создание системы подготовки специалистов, организующих переговоры и разработку соглашений и коллективных договоров, участвующих в оказании посреднических  услуг  в  урегулировании коллективных трудовых споров.

Требуется  также  разработка  типовых  учебных  программ и учебно-методических пособий; широкое привлечение консультантов из числа высококвалифицированных специалистов в этой области; введение в учебные программы высших и средних специальных учебных заведений соответствующих курсов.

Развитие системы социального партнерства напрямую зависит от полноты и своевременности информационного обеспечения этой работы. Информационно-пропагандистская работа должна строиться на основе широкого использования средств массовой информации.

Функционирование  системы  социального  партнерства, как и любой организационной системы, связано с определенными  финансовыми  затратами.  Источниками ее  финансирования  могут  быть  средства,  выделяемые сторонами социального партнерства, а также средства из бюджета.

Решение  перечисленных  выше  и  других  вопросов позволит  повысить  эффективность  системы  социального  партнерства,  поможет  мобилизовать  имеющийся потенциал социального партнерства для эффективного социально-экономического развития нашей страны.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социальное партнерство - правовой институт регулирует отношения, связанные с разрешением конфликтов, возникающих в трудовой сфере и реализацией принципа равенства сторон в правовых отношениях.

Социальное партнерство  основывается на закрепленных законом  принципах, практическая реализация которых позволяет достичь целей правового регулирования в сфере труда. Так же социальное партнерство выполняет интегративную, коммуникативную и организаторскую функции.

Таким образом, социальное партнерство – один из ведущих институтов трудового права, регулирующий широкий спектр отношений, возникающих в ходе реализации субъективных прав и интересов субъектов трудового права.

В настоящее  время в западном обществе наблюдаются  три модели социального партнерства, каждая из которых опирается на различные варианты взаимодействия субъектов. Но ни одна из трех моделей социального партнерства не представлена в развитых странах в «чистом» виде. В Германии, например, сформировалась разветвленная  система  соучастия,  т. е.  система  партнерских отношений бизнеса и трудящихся в управлении производством. Основной целью, которой, является доступ представителей трудящихся к важнейшим органам власти на предприятиях и концернах, а не стремление к ограничению частной собственности. А особенностью шведской модели социального партнерства являются ее социальная направленность, за счет перераспределения общественных благ которой устранены бедность и массовая безработица, а так же эффективно  функционирует всеобщая система социальной защищенности граждан.

Белорусская модель социального партнерства по сути своей близка к европейской. Причем само понятие социального партнерства закреплено законодательно.

 Основная  цель социального партнерства  в республике – совместное  осуществление конкретных мер  по повышению доходов и уровня  жизни населения, обеспечение  занятости, создание здоровых  и безопасных условий труда.

 Первейшая  задача социального партнерства  в республике на современном этапе социально-экономического развития:

- создание нормативной  правовой базы и формирование  на этой основе сильных, независимых  объединений нанимателей и профсоюзов;

Информация о работе Развитие системы социального партнерства в Республике Беларусь