Реализации инновационной стратегии в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:20, реферат

Описание работы

Инновационная политика в Республике Казахстан осуществляется на основе стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы, целью которой определено достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике.

Файлы: 1 файл

Реализации инновационной стратегии в Республике Казахстан.docx

— 36.06 Кб (Скачать файл)

Реализации инновационной  стратегии в Республике Казахстан

 

         Инновационная  политика в Республике Казахстан  осуществляется на основе стратегии  индустриально-инновационного развития  на 2003-2015 годы, целью которой определено  достижение устойчивого развития  страны путем диверсификации  отраслей экономики, способствующей  отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода  в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике. []

 

         Реализация  стратегии осуществляется в три  этапа. Первый этап – 2003-2005 гг. связан с реализацией мероприятий  подготовительного характера. В  этот период должна быть сформирована  необходимая вспомогательная база  и налажена эффективная деятельность  финансовых и инновационных институтов  развития. Правительством определен  алгоритм реализации начального  этапа Стратегии: первое –  проведение конъюктурных, маркетинговых исследований отраслей экономики с целью определения их конкурентноспособности; второе – подготовка и переподготовка кадров и формирование нового формата менеджеров; третье – обеспечение системной работы созданных институтов развития; четвертое – создание эффективной инновационной инфраструктуры и развитие научно-производственной системы вокруг базовых отраслей экономики.

 

         Второй  этап – 2006-2010 гг. – станет периодом  активной Стратегии во всех  отраслях экономики. Это позволит  комплексно решать вопросы создания  мощностей на основе достижений  науки и техники, а также  подготовки специалистов международного  уровня. Также на данном этапе  будет в основном сформирована  научно-инновационная инфраструктура  и начата реализация проектов, направленных на модернизацию  промышленности и диверсификацию  структуры экономики.

 

         Третий  этап – 2011 – 2015 гг. – будет  самым продуктивным в части  реализации Стратегии. В этот  период будет происходить освоение  введенных мощностей и развитие  цепочек добавленных стоимостей  в новых сферах – машиностроении, нефтехимии, информационных технологий  и других. Произойдет кардинальная  диверсификация структуры отраслей  экономики и эксперта.

 

         В  процессе выполнения задач первого  этапа были внесены изменения  и заполнения в действующее  законодательство, приняты новые  законы, проведена работа по дальнейшей  гармонизации отечественного законодательства  в области внешторговой деятельности в соответствии с международными правилами. В настоящее время инновационная деятельность в Республике Казахстан регулируется на основе следующих нормативных документов: Закон о науке РК, Патентный закон, Концепция инновационной деятельности РК, Программа инновационного развития Республики Казахстан, Правила организации и проведения государственной научно-технической экспертизы, закон об инновационной деятельности в Республике Казахстан, Закон об инвестиционных фондах, Закон о техническом регулировании, Закон о регулировании торговой деятельности, Закон об инвестиционном фонде Казахстана, Закон об информатизации, Правила формирования и аккредитации специализированных субъектов инновационной деятельности, Программа по формированию и равитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 гг. [8, 9, 10]

 

         Составляющий  основу нормативно-правовой базы  инновационных профессов Закон Республики Казахстан «Об инновационной деятельности» определяет содержание инновационной деятельности, субъекты и объекты инновационной деятельности, цели и принципы государственной инновационной политики, формы государственной поддержки инновационной деятельности.

 

         В  целях стимулирования высокотехнологичных  экспортоориентированных производств, освоения выпуска новых видов продукции внесены изменения в Налоговый кодекс, ……могающие меры, непосредственно связанные с инновационной деятельностью, так и косвенно способствующие повышению предпринимательской активности, создающие благоприятные условия для модернизации и обновление техники и технологии. [] К числу мер первого направления прежде всего относится расширение формы предоставления инвестиционных налоговых преференции от корпоративного, подоходного налога, выражающие в освобождении вновь созданных налогоплатильщиков, осуществляющих деятельность исключительно в рамках инвестиционных проектов по созданию новых производств. Такие инвестиционные преференции предоставляются согласно перечню приоритетных отраслей, который включает виды деятельности, характеризующиеся несколькими уровнями переделов, цепочки добавленных стоимостей. К мерам, непосредственно способствующим развитию наукоемких отраслей относятся установление особого режима налогообложения для организаций, осуществляющих деятельность на территориях СЭЗ в области научных разработок и информационных технологий, введение льготного режима обложения корпоративным подоходным налогам для внедряющих высокие технологии организаций нефтехимической отрасли.

 

         Введение особого режима обложения корпоративным налогам организаций, реализующих продукцию собственного производства с высокой добавленной стоимостью с учетом долей доходов от такой продукции и добавленной стоимости в общей сумме доходов от реализации направлено на стимулирование отечественных предприятий к производству товаров с высокой добавленной стоимостью, внедрение системы менеджмента качества и охраны окружающей среды, соответствующей международным стандартам.

 

         Для  предприятий, обеспечивающих сертифицирование процесса производства товаров с высокой добавленной стоимостью на соответствие требованиям международных стандартов качества и экологического менеджмента серии ISO 9000 и 1400 е сумма корпоративного подоходного налога снижена на 50 процентов, что по существу представляет собой меру косвенного стимулирование развития высокотехничных процессов.

 

         Для стимулирования обновления основных фондов осуществлен переход на новый метод исчисления амортизационных отчислений к отнесения на вычет расходов на ремонт. Новый метод предусматривает следующие изменения:

 

- сокращение групп фиксированных  активов с девяти до четырех  установлением предельных норм  амортизации по группам от 8 до 20 процентов;

 

- выделение подгрупп фиксированных  активов в зависимости от года  ввода их в действие;

 

-   упрощение механизма  учета и сокращение форм налоговой  отчетности;

 

-   формирование срока  амортизации с 4 до 15 лет;

 

- полное описание стоимости  фиксированных активов по истечении  определенного периода.

 

         Расширение  сферы применения специальных  налоговых режимов для субъектов  малого предпринимательства, снижение  ставки НДС до 15 процентов, снижение  максимальной ставки подоходного  налога до 20 процентов, введение  регрессивной школы ставок, социального  налога направленные на создание  налоговой системы, гармонично  сочетающей интересы государства  и налогоплатильщики, также будут способствовать созданию благоприятных условий для инновационной деятельности.

 

         В соответствии с программой мероприятий подготовительного первого этапа реализации стратегии в целях формирования единой системы государственного управления индустриально-инновационным развитием, функционирующей на принципах децентрализации, специализации, конкуренции и транспарентности создана система институтов развития, включающая Банк Развития Казахстана, Казахстанский инвестиционный фонд, Национальный инновационный фонд, государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Центр инжиниринга и трансферта технологий, Центр маркетингово-аналитических исследований. Институты развития специализируется на определенных операциях и видах деятельности.

 

         Так,  Инвестиционный фонд Казахстана (ИФК) оказывает финансовую поддержку  инициативам частного сектора  в нечастном сектора экономики  путем долевого и неконтрольного  участия в уставном капитале  предприятий, как в Казахстане, так и за рубежом. Банк развития  Казахстана (БРК) специализируется  на финансировании инициатив  частного сектора и государства  (в части индустриальных проектов) путем предоставления долгосрочных  и среднесрочных низкопроцентных кредитов, в том числе и экспортных, а также путем выдачи гарантийных обязательств по займам и кредитам, предоставляемым другими кредитными институтами. Национальный инновационный фонд (НИФ) стимулирует венчурную функцию рыночной экономики для создания и развитие высокотехнологичных отраслей экономики, таких как информатика, электроника, биотехнология и другие. Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций занимается содействием эксперту товаров и услуг казахстанских производителей путем страхования и перестрахования политических и регулятивных рисков. Центр инжиниринга и трансферта технологий и Центр мартекингово-аналитических исследований является сервисными организациями.

 

         Поскольку  все институты развития созданы  для решения единой задачи  – содействие в осуществлении  государственной индустриальной  политики, они объединяют свои  усилия по реализации Стратегии  по принципу «Специализации на  определенных видах деятельности»  на основе «Протокола намерений  между участниками процесса индустриально-инновационного  развития Республики Казахстан». [3]

 

         За  прошедший период институты развития  значительно укрепили свои позиции  в финансовом секторе, их финансовые  средства в 2005 году составили  106,821 млрд. тенге, что соответствует  третьему месту после пенсионных  договоров и коммерческих банков. Среди институтов развитие наиболее  капитализированным является Банк  развития Казахстана, капитал которого  оценивается в 58,4 млрд. тенге,  т.е. более половины общего  капитала институтов развития.

 

         О  большей привлекательности финансовых  услуг институтов развития по  сравнению с банками второго  уровня свидетельствует то, что  исчисляемая с учетом средней  стоимости заимствования и операционных  расходов средняя ставка вознаграждения  по представляемым Банком развития  Казахстана (БРК) кредитам при  среднем сроке кредитования 9,6 лет  составляет 8,22% против ставки коммерческих  банков – 13,1%. (таблица )

 

Таблица  . Динамика объемов кредитования и процентная ставка АО«БРК» и коммерческих банков

 

 

 

2002

 

 

2003

 

 

2004

 

Банк Развития

 

- объем кредитования, млн.  тенге

 

 

11740

 

 

19697

 

 

29727,7

 

- темп роста объемов  кредитования, %

 

 

 

 

≈1,62

 

 

1,51

 

- процентная ставка, %

 

 

-

 

 

10,4

 

 

8,2

 

Коммерческие банки

 

- объем кредитования, млн.  тенге

 

 

513359

 

 

659668

 

 

995910

 

- темп роста обьъемов кредитования, %

 

 

-

 

 

1,28

 

 

1,5

 

- процентная ставка, %

 

 

-

 

 

12,8

 

 

13,1

 

Соотношение между объемами кредитования БРК и коммерческих банков, %

 

 

2,2

 

 

3

 

 

3

 

Примечание:

 

Составлено на основе отчета БРК и статистического бюллетеня  НБРК.

 

         Как  видно из данных таблицы  , несмотря  на на динамичность объемов кредитования экономики наиболее капитализированного среди институтов развития БРК, его доля пока незначительна и составляет лишь 3% о объемов кредитования коммерческих банков. В то же время в течение 2002-2004 годов наблюдается положительная тенденция возрастания доли объема финансируемых БРК инвестиционных проектов в инвестициях в основной капитал обрабатывающей промышленности от 6,7% до 13,0%, при этом следует отметить, что эти инвестиции составили 71,2% от общей суммы кредитов БРК. [3]

 

         Все  институты развития рассмотрели  в 2004 году 777 проектов, из которых  одобрено к финансированию 96 проектов  на общую сумму 1,7 млрд. тенге.  На конец 2004 года количество финансируемых проектов составило 53 при общей сумме 470 млн. тенге. Среди институтов развития по показателям количества финансируемых проектов и их стоимости лидирующее положение занимает БРК (41% и 66% соответственно).

 

         БРК  в соответствии со своим предназначением  способствует развитию приоритетных  отраслей и сфер национального  хозяйства, о чем свидетельствует  отраслевая структура инвестиционных  проектов (рисунок ), кредитует производство новой ранее не выпускавшийся в стране продукции, способствует привлечению в страну иностранного капитала, в результате чего осуществлено заимствование на общую сумму 378,8 млн. долларов США, выполняет посреднические функции путем объединения ресурсов различных источников в «финансовые пакеты», на агентской основ БРК, обслуживает 10инвестиционных проектов на сумму 84 млрд. тенге.

 

         АО  «Инвестиционных фонд Казахстана»  предоставляет государственно-частное  предприятие, принятое инвестировать  новые и действующие производства  в приоритетных отраслях с  использование методов и элементов  венчурного и проектного финансировании.

 

         Таким  образом, благодаря высокой капитализации,  льготным условиям кредитования, высоким уровня менеджмента институты  развития превращаются в один  из важнейших инструментов финансирования  инновационного развития страны. Однако, объемы кредитования пока  остаются недостаточными, если учесть, что для реализации Стратегии  предполагаются инвестиционные  затраты около 180 млрд. тенге, то  объемы кредитования БРК, составляющие  всего 16% от этой суммы и  включающие в себя не только  кредиты чисто инновационного  характера, далеко не достаточны  для обеспечения инвестиционных  потребностей страны. В соответствии  с Инвестиционной декларацией  участие инвестиционного фонда  Казахстана в инвестиционном  проекте обусловленности прежде всего соответствием проекта основным направлениям инновационно-индустриальной политики, привлекательностью финансово-экономических параметров, ориентированных на повышение технико-технологического уровня производства и продукции.

 

         В  течении 2003-2005 годов на формирование и увлечение уставного фонда Инвестиционного фонда из государственного бюджета было выделено более 28 млрд. тенге, использование этих бюджетных средств показано в таблице А.

Информация о работе Реализации инновационной стратегии в Республике Казахстан