Реализации инновационной стратегии в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:20, реферат

Описание работы

Инновационная политика в Республике Казахстан осуществляется на основе стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы, целью которой определено достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике.

Файлы: 1 файл

Реализации инновационной стратегии в Республике Казахстан.docx

— 36.06 Кб (Скачать файл)

 

Таблица а – Проектнофинансирование АО «ИФК»

 

Показатели

 

 

Сумма, млн. тенге

 

Поступление из Республиканского бюджета

 

2003 год

 

 

23000

 

2004 год

 

 

5892,2

 

Уставный капитал фонда

 

2005 год

 

 

28892,2

 

Проект 2004 года

 

- АО «Pamspipe»

 

 

105,9

 

- Булгарконсервпродукт

 

 

1088,4

 

- ЗайсанРыбаПродукт

 

 

154,4

 

- КазРуно

 

 

1613,1

 

- КапсИнтел

 

 

167,9

 

- Лисаковский стеклозавод

 

 

50,3

 

- АО «Мырзабек»

 

 

831,2

 

- Раимбек Инвест

 

 

648,0

 

Проекты 2005 года

 

- Уркер косметик

 

 

1031,1

 

- EURASIAFLOR

 

 

384,3

 

- HEAVENHOUSE

 

 

650,0

 

- Мунаймаш

 

 

387,5

 

- Экопродуктгруппа

 

 

988,9

 

- Досжан темир жолы

 

 

147,0

 

         Инвестиционный  фонд осуществлял финансирование 13 проектов на общую сумму около  6,2 млрд. тенге, что составляет 22% от уставного капитала фонда  при средней стоимости проектов 500 млн. тенге или менее 40 млн.  долларов общего количества проектов  всего (Каз Руно, Булгарконсервпродукт, Уркеркосметик, ЭкопродуктГрупп) характеризуются стоимостью 1 млрд. тенге и более. Следовательно, занимающий вопрос место по уровню капитализации среди институтов развития, Инвестиционный фонд использует свои возможности менее чем на четверть, а финансируемые им проекты в большинстве случаев (более 75%) представлены мелкими производствами, стоимость которых колеблется от 50 млн. тенге до 400 млн. тенге. Естественно последние проект вряд ли могут выступать в качестве системообразующих крупномасштабных проектов.

 

         Как  видим, благодаря высокой капитализации  и льготные условия кредитования  институты развития становится  важнейшим инструментом финансирования  инвестиций.

 

         В  то же время, институты развития, созданные в целях реализации  стратегических крупномасштабных  проектов, способных дать толчок  периода на инновационное развитие  всего народнохозяйственного комплекса,  пока ограничиваются в своей  деятельности традиционными кредитованием  бизнеса и проектным финансированием.  Недостаточная эффективность институтов  развития обуславливается разнонаправленность  инвестиционных усилий, распыленностью  средств на мелкие и зачастую, случайно выбираемые проекты. [11]

 

         Работа  институтов развития осложняется  отсутствием готовности у большинства  предприятий заявителей к работе  с крупными проектами, что выражается  в подаче в национальные институты  развития сравнительно небольших  проектов, ориентированных на удовлетворение  лишь внутреннего рынка, а также  в низком качестве подготовки  крупномасштабных системообразующих  проектов. [11, 12]

 

         Как  показывает мировой опыт организации  инновационных процессов, важное  место среди факторов повышения  их эффективности занимает организационный  фактор, связанный с региональным  объединением производителей. В  результате такого подхода обеспечивается  конкуренция на рынке не отдельных  предприятий, а регионального  промышленного комплекса, построенного  на совместной технологической  кооперации компанией, позволяющей  сокращать трансакционные издержки. В этом случае предлагается организация кластеров, сформированных на территориях из предприятий, выполняющих разные функции, но объединенных одним технологическим процессом, результатом которого является конечный продукт, созданный усилиями всех участников процесса от науки и подготовки кадров до технологов, упаковщиков, транспортников и дилерской сети. [6]     

 

         По  определению кластер представляет  собой группу близкорасположенных  и связанных между собой предприятий  и сопутствующих им организаций,  работающих в определенной отрасли,  объединенных и дополняющих друг  друга. Кластер может охватить  район, область или даже один  город с захватом близлежащего  города или соседних стран.  Кластеры создают возможности для инновационного и производственного роста в связи с формированием каналов для эффективного использования потенциально новых ресурсов для инноваций, с возможностью раннего определения и прогнозирования технологических тенденций, с появлением среди, благоприятствующей образованию новых способностей с созданием благоприятных предпосылок для распределения рисков.

 

         Кластеры стимулируют и облегчают формирование нового бизнеса, поддерживающего инновации и расширение кластера, поскольку обеспечивается лучшая компетенция в образовании с венчурным капиталом и развитием быстрорастущих компаний, связи и каналы внутри кластера способствует появлению взаимно дополняющих навыков, технологий, субсидий, которые позволяет участвовать в более крупных сделках, в которых индивидуальные компании не конкурентноспособны, поддерживаются появление новых участников, укрепляются социальные и другие неформальные связи способствующие появлению новых идей и бизнеса, формируется более совершенные потоки внутри кластера.

 

         Основные  преимущества кластерной организации  экономики относятся:

 

- согласование целей власти, сообщества и бизнеса;

 

- поставка эффективного  бизнеса;

 

- снижение издержек производства;

 

- повышение инвестиционной  привлекательности отраслей;

 

- гарантированная сеть  поставщиков;

 

- модернизация производства  и обновление технологией благодаря  действию с научно-исследовательскими  институтами;

 

- целенаправленная подготовка  кадров.

 

         В  целях определения конкурентноспособности экономики Казахстана в международном разделении труда проведены масштабные аналитические исследования с привлечением известных международных консалтинговых и научно-исследовательских организаций. К примеру, проект «оценка конкурентноспособности» действующих и потенциальном перспективных секторов казахстанской экономики и выработка рекомендаций по их развитию осуществлен Центре маркетингово-аналитических исследований и международно-признанной организацией «Джей и Остин Асашиэйтс» (У.Е. Austin Associates Ink). [2]

 

         Кластеры  принимают различные формы в  зависимости от своей глубины  и сложности, но в большинстве  случаев включают компании готового  продукта или сервисная компании, поставщиков специализированных факторов производства, компонентов, машин, а также сервисных услуг, финан7совые институты, фирмы сопутствующих отраслей.

 

         Кластеры могут включать также фирмы, работающие в низовых отраслях (т.е.е. потребителями), специализированных провайдеров инфраструктуры, производителей побочных продуктов, правительственные и другие организации, обеспечивающие обучение, образование, поступление информации, проведение исследований и предоставляющие техническую поддержку, а также организации, устанавливающие стандарты.

 

         В целях реализации казахстанской кластерной инициативы был осуществлен отбор кластеров на основе анализа имеющихся конкурентных преимуществ, вклада отрасли в экономику и перспектив развития в Казахстане, тенденций и характеристик мирового, регионального и национального рынков, а также сравнение производственных издержек отечественных производителей с зарубежными конкурентами, возможностей экспорта тех или иных товаров или услуг, наличие стратегического видения, готовности к работе и лидерства.

 

         В  качестве перспективных направлений  для создания кластеров были  определены следующие семь кластеров:  «Туризм», «Пищевая промышленность»,  «Тестильная промышленность», «Металлургия», «Нефтегазовое машиностроение», «Строительные материалы», «Транспортная логистика».

 

         Состав  прямых и косвенных участников  производственного процесса, уровень  их развитости и интенсивности  взаимодействие между ними характеризует  карта кластера.

 

Рисунок 2. Карта кластера текстильной промышленности.

 

         Она  разделяет всех участников на  две крупные категории: ядро  – те, кто непосредственно вовлечены  в процесс производства продукта/услуги, поддерживающие и связанные отрасли  – те субъекты, от которых в  той или иной степени зависит  деятельсноть ядра, и ресурсы – факторры производства, специфичные для данной отрасли.

 

         Как  видно из карты текстильной  промышленности, приведенной на  рисунке 2, наибольшая концентрация  новых предприятий текстильной  промышленности приходиться на  Южно-Казахстанскую область, это  обусловлено близостью к сырьевой  базе. Текстильные предприятия предыдущего  поколения такие как АСР, Алматинская трикотажная фабрика, Ак-Жип расположены в Алматинской области, что связано с историко-географическим разделением труда в период Советского Союза.

 

         К  хорошо развитым компонентам  текстильной промышленности в  Казахстане можно отнести: сырьевую  базу, представленную хлопкоперерабатывающими заводами, энергетическую базу (водоснабжение, электричество), а также государственные структуры. В ЮКО на сегодняшний день насчитывается 19 хлопкоперерабатывающих заводов. Несмотря на то, что скорость переработки является низкой, изготовливаемого хлопка более чем достаточно для местных потребителей. По подсчетам экспертов, даже при полной загрузке всех текстильных компаний (включая компании планирующие запуск производства на 2005-2006гг.) внутреннее потребление составит около 25-35% от всего производимого хлопка. Несмотря на достаточное количество поставляемого сырья текстильным компаниям, качество производимого хлопка волокна не всегда соответствует для приозводства высококачественной продукции.

 

         К слабо развитым компонентам на кластерной карте отнесены следубщие компоненты: машины и оборудование, капитал, технологии, ассоциации, образовательные учреждения, поддерживающие отрасли, производство (прядение, тканье).

 

         По  всем предлагаемым кластерам  был проведен анализ конкурентных  преимуществ на основе теории  конкурентных преимуществ М.Пертера, суть которой состоит в том, что любая страна расположена определенным, только ей присущим набором преимуществ, таким как, например, уровень производительности труда, качество трудового ресурсов, качествопроизводимых товаров и услуг, искусство управление и другие. Ключевое место в теории отводится «национальному ромбу», который в себя четыре основных фактора конкурентноспособностистраны, которые формируют конкурентную среду фирмы и продвигают, либо наоборот препятствуют формированию конкурентных преимуществ страны. Этими факторами являются: обеспеченность факторами производства, стратегиями фирм, структура и конкуренциями; условия фирм; родственные и поддерживающие отрасли.

 

         Результаты  анализа конкурентных преимуществ,  приведенные в проекте «Оценка  конкурентоспособности действующих  и потенциальноперспективных секторов казахстанской экономики и разработка рекомендаций по их развитию», отражены на рисунках 3-9.

 

         Как  видно из карт активов предлагаемых  к созданию кластеров, практически  во всех отраслях кроме металлургии,  наблюдается отсутствие активов  по НИОК РК и технологиям.  Так, в частности, по текстильной  промышленности констатируется  слабое развитие компаний занимающихся  исследовательской и проектной  деятельностью, ограниченность финансовых  возможностей у таких компаний  и институтов для коммерциализации  исследований (схема карта кластера). В отрасли отсутствует квалифицированный  персонал, способностей проводить  исследования, которые бы соответствовали  современным мировым стандартам  и могли бы коммерчески использоваться  местными текстильными компаниями. Технологии, используемые в РК при НИОКР не соответствуют мировым стандартам. В мировом производстве текстили всю большую роль играют информационные и производственные технологии, широкоиспользуемые международными текстильными компаниями. Успешное развитие НИОКР является условием развития и усовершенствования остальных сегментов цепочки, например, исследования в области генной инженерии, селекции семян хлопка, совершенствование технологии производства, улучшение информационных технологии необходимы для создания успешной базы текстильного кластера в Казахстане.

 

         Количество  отечественных компаний, занимающихся научно-исследовательскими работами в невфегазовой отрасли ограничено. Зарубжные компании – производители нефтегазового оборудования сами проводят необходимые исследования. В то время как большинство отечественных специалистов в данной отрасли не обладают необходимым знанием стандартов API, ASME, ISO, HACCP. Технологическое обеспечение соответствует только государственным стандартам, но не международным, что затрудняет работу с МНК. Исследовательскими разработками в металлургической промышленности занимается организация – «Национальный центр по комплексной переработке минерального сырья Республики Казахстан» Министерства энергетики и минеральных ресурсов, организованный в декабре 1998г. на базе Научно-исследовательского объединения промышленной экологии «Казмехнабор», истоки создания которого приходятся на 1958 г. в соответствии с казахстанской научно-исследовательской программой Центр занимается разработками в горно-металлургической промышленности. Образовательные институты в данной сфере развиты например, Карагандинский университет включает специализации по цветной и черной металлургии, «Институт Горного Дела» им.Д.А.Кунаева. Однако, технологическое оснащение и технологии используемые на НИОКР организациях являются устаревшими, большинство из них было произведено во времена Советского Союза. Географическая концентрация научно-исследовательских институтов приходиться в основном на город Алматы.

Информация о работе Реализации инновационной стратегии в Республике Казахстан