Реализации инновационной стратегии в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:20, реферат

Описание работы

Инновационная политика в Республике Казахстан осуществляется на основе стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы, целью которой определено достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике.

Файлы: 1 файл

Реализации инновационной стратегии в Республике Казахстан.docx

— 36.06 Кб (Скачать файл)

 

         Специализированного  исследовательского института для  индустрии строительных материалов  в Казахстане не существует. Исследования  и разработки (диссертации, публикации  и т.д.) производятся в образовательных  учреждениях (около 20 гос. университетов), в которых имеются департаменты, занимающимися исследованиями в этой области, хотя практического применения данных исследований не налажено. Также, крупные компании имеют исследовательские лаборатории для тестирования качества материалов, компонентов, а также разработки новых продуктов.

 

         По  данным компаний существует проблема  нехватки специалистов технологов, которая заключается в недостаточном  количестве подготовки специализированных  кадров, а также в невысоком  качестве образования в казахстанских  университетах, данная проблема  особенно ощутима предприятиями  малого и среднего бизнеса,  так как повышение квалификации  работников за рубежом является  затратной.

 

         Материальная  база для исследований в университетах,  а также техника и методы  исследований является устаревшей. Только крупные компании импортируют  оборудование для лабораторных  исследований. Исследования в области  производства строительных материалов  наиболее развиты в городах  – Алматы, Астана, Тараз, Караганда.

 

         Исследования  и разработки в пищевой промышленности  находятся в неудовлетворительном  состоянии. Отсутствие достаточного  количества компаний для проведения  исследований вынуждает крупные  предприятия по производству  пищевой продукции создавать  отделы по оказанию данных  услуг для собственных нужд  предприятия. Этот факт также  был учтен при оценке человеческого капитала и технологий. Крупные компании обладают абсолютно всеми необходимыми технологиями, и несмотря на отсутствие подготовки со стороны образовательной системы, проводят собственные разработки являющиеся предметов для обмена опытом и экспертизы внутри предприятия. Однако, малые и средние предприятия придают малое значение исследованиям и разработкам в связи с недостатком финансовых ресурсов. Поощрение персонала к дальнейшей работе по исследованиям и разработкам в отрасли, а также поддержка компаний работающих или начинающих работу в данном направлении со стороны государства может значительно улучшить ситуацию в данном звене цепочке добавленных стоимостей.

 

         Специальных  институтов, которые бы занимались  исследованиями в сфере туризма  (в данное время только государственные  учреждения проводят исследования). Казахстанскими компаниями изучение  рынка проводится собственными  силами. Также наблюдается отсутствие  компаний, которые были бы способны  разрабатывать туристические объекты,  например для строительства парка  развлечений. Недостаточно изучается  международный спрос на туристические  услуги, которые может предложить  Казахстан, а также предпочтения  прибывающих в Казахстан туристов. Все образовательные институты  сферы туризма не обеспечивают  данную отрасль специалистами,  обладающими способностями проводить  исследования и разработки.

 

         Созданные  в Казахстане технопарки и  технологический бизнес – инкубаторы  имеют статус коммунальных предприятий  при местных органах государственного  управления и были ориентированы  на загрузку пустующих производительных  площадей и увеличение занятости  трудоспособного населения, традиционно  их деятельность включает следующие  направления:

 

- предоставление в аренду  производительных и административных  площадей;

 

- организация проката  технологического оборудования;

 

- предоставление общих  коммунальных и коммуникационных  услуг.

 

         Как  видим, в деятельности этих  структур отсутствует главное  целевое направление, определяющее  их как технопарки и технологический  бизнес – инкубаторы – создание  и внедрение инноваций. [7]

 

         Преобладание  в деятельности технопарков и  бизнес – инкубаторов направлений,  отдаленных от инновационной  сферы, естественно, обусловлено  особенностями этапа их становления.

 

         Эту  ситуацию наглядно иллюстрирует  пример ОАО «Астана - Технопарк», созданного на базе «Казсельмаша», уставом которого только три из пятнадцати предусмотренных видов деятельности относились к инновационной сфере (разработка проектно-конструкторской и технологической документации, подготовка продукции, сбор и обработка информации по инновациям, экспертиза инновационных проектов).

 

         Как  правило, стратегия технопарка  предполагает три этапа развития: промышленный парк, технологически  ориентированный промышленный парк, исследовательский парк.

 

         На  первом этапе ставилась задача  улучшения финансового положения  технопарка за счет привлечения  инвестиций на новые, готовые  к реализации инновационные проекты  и коммерческие предложения, диверсификации  производства, оптимизации структуры  управления. Второй этап предусматривал  формирование и внедрение системы  взаимоотношений «наука - производство»  на основе установления долгосрочного  сотрудничества с ведущими отечественными  научными учреждениями и зарубежными  парками, техническое перевооружение  и модернизация технологий. Задачей  третьего этапа выступает развертывание  научно-исследовательских работ  по высоким технологиям, формирование  опытно-экспериментальной зоны, внедрение  высокотехнологичных проектов, создание  социальной зоны технопарка. 

 

         Созданные  при научных центрах технопарки  не отвечают в полной мере  классическому определению этого  структурного образования, выступают  в большей степени в качестве  исследовательских подразделений  этих учреждений в связи с  недостатком частных инновационных  предприятий как малых и средних,  так и крупных, отсутствии необходимых  инвестиций и поддержки со  стороны промышленности.

 

         Другие  образцы инновационных производственно-технических  структур-технологический бизнес  – инкубаторы – практически  все характеризуются отсутствием  инновационной направленности в  деятельности созданных на их основе малых и средних предприятий.

 

         В  этих условиях требуется проведение  аттестации существующих и создаваемых  технопарков и бизнес – инкубаторов  на основе разработки нормативных  документов, определения их соответствия  требованиям, предъявляемым к  таким структурам. Выявленные в  результате аттестации действительно  инновационные технопарки и бизнес  – инкубаторы должны быть обеспечены  поддержкой со стороны государства.

 

         Как показывает анализ в Казахстане осуществлены по формированию таких элементов инновационной сферы, как законодательная правовая база, система институтов развития, определены перспективные отрасли для кластерного развития, создаются зоны высоких технологий, технопарки и бизнес – инкубаторы. В то же время принятые меры по поддержке и развитию инновационной сферы не сыграли решающей роли в ее подъеме, инновационный потенциал и создаваемые возможности не взаимодействуют с процессами перестройки казахстанской экономики, практически не повышают эффектность экономики. Нам представляется, что в целях преодоления сложившейся ситуации необходимо придать мерам инновационной политики комплексный, системный характер, основанный на учете состояния и тенденции социально-экономического развития нашей страны и мирового хозяйства, на четком преставлении о возможностях и взаимодействиях в системе «наука-техника-производство».

 

         Дело  в том интеграция всех ресурсов  в инновационной сфере сдерживается  барьерами в подсистемах «наука-инновационный проект», «инновационный проект-финансовая система», «производство-инновационный проект», информационной изолированностью между элементами системы.  


Информация о работе Реализации инновационной стратегии в Республике Казахстан