Реформа пенсионного обеспечения: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Современная пенсионная система РФ предусматривает уплату страховых взносов работодателями, которые обеспечивает право граждан на получение финансовой поддержки при выходе на пенсию. Реформа пенсионной системы должна обеспечить соблюдение принципов социальной справедливости.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Пенсионное обеспечение в России и предпосылки его реформирования…………………………………………………………………..5
1.1. Сущность пенсионного обеспечения, его принципы……………...5
1.2. Необходимость реформирования пенсионного обеспечения в России……………………………………………………………………………...8
Глава 2. Реформа пенсионного обеспечения в России………………………..14
2.1. Характеристика современного состояния пенсионного обеспечения………………………………………………………………………14
2.2. Проблемы и перспективы реформы пенсионого обеспечения в России…………………………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

эконом. основы. оксана.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)


ГОУ ВПО «Северный государственный  медицинский университет»

факультет клинической  психологии и социальной работы

отделение социальной работы

заочное обучение

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Экономические основы социальной работы»

 

Тема: «Реформа пенсионного обеспечения:  проблемы и перспективы»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 4 курса, 13 потока

Трофимова Оксана Николаевна

шифр зачётной книжки №СЗСС - 09005

Проверил: д.м.н., профессор

Светличная  Татьяна Геннадьевна




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архангельск, 2013

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Пенсионное обеспечение  в России и предпосылки его  реформирования…………………………………………………………………..5

             1.1. Сущность пенсионного обеспечения, его принципы……………...5

             1.2. Необходимость реформирования пенсионного обеспечения в России……………………………………………………………………………...8

Глава 2. Реформа пенсионного  обеспечения в России………………………..14

           2.1. Характеристика современного состояния пенсионного обеспечения………………………………………………………………………14

           2.2. Проблемы и перспективы реформы пенсионного обеспечения в России…………………………………………………………………………….18

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Пенсионное обеспечение – одна из важнейших социальных гарантий, действующих в цивилизованном обществе. Всеобщая декларация прав человека 1948г. (ст.22) предусматривает, что в цивилизованном государстве каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. При этом пенсионное обеспечение должно гарантировать человеку достойное существование при наступлении такого этапа его жизненного пути, когда он физически будет не в состоянии получать доход в обмен на затраченный труд.

Современная пенсионная система РФ предусматривает уплату страховых взносов работодателями, которые обеспечивает право граждан на получение финансовой поддержки при выходе на пенсию. Реформа пенсионной системы должна обеспечить соблюдение принципов социальной справедливости.

Особая важность пенсионного обеспечения и его влияние на общественные и политические процессы, определяет политику страны в данной области развития. В России для социального обеспечения населения страны создан государственный пенсионный внебюджетный фонд и сеть негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний.

Актуальность рассматриваемой  в данной работе проблемы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является пенсионное страхование. На данном этапе развития и реформирования нашего социально–экономического пространства, общество оказалось неготовым к осмыслению изменений в области пенсионного страхования в условиях развития экономики. В связи с этим важно изучить теоретические основы пенсионного страхования.

Вопрос реформирования российской пенсионной системы представляет собой одну из основных проблем российского законодательства.

Целью данной работы является изучение проблем и перспектив реформы пенсионного обеспечения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать определение пенсионного  обеспечения, определить его место  и роль в системе социальной  защиты населения;

- рассмотреть особенности возникновения  и развития пенсионного обеспечения  в России;

- проанализировать причины пенсионного  реформирования;

- дать характеристику современного этапа развития пенсионной реформы.

- рассмотреть проблемы и перспективы  реформы пенсионного обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Пенсионное обеспечение в  России и предпосылки его реформирования

 

1.1. Сущность пенсионного обеспечения, его принципы

 

Пенсионная система как правовое понятие – комплексное образование. Совокупность её норм регулирует в  основном три различные по характеру  группы общественных отношений. Первая группа – это отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счёт которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты. Эта группа отношений составляет главным образом предмет финансового права в широком понимании. Вторая группа – отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами. Это, по существу, пенсионное право, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения. Третья группа – отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения. В её структуре выделяются основные институты или группы правовых норм, регулирующих неразрывно связанные между собой однотипные пенсионные отношения – пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, государственные пенсии. Они объединяют нормы по видам пенсий. К обособленным институтам относятся правовые предписания, регулирующие процедурные отношения в сфере пенсионного обеспечения. Наиболее существенные из них – назначение и выплата пенсий, исчисление страхового стажа, перерасчеты, индексация пенсионных выплат. Такие отношения затрагивают основные институты, они касаются реализации права на материальное обеспечение в виде пенсий и могут предшествовать возникновению пенсионного правоотношения либо функционировать наряду с ним.

Система пенсионного обеспечения  в России базировалась на принципах  обязательного социального страхования  и социальной помощи с использованием распределительных механизмов финансирования. Отсюда следует, что значительный объем  финансовых ресурсов пенсионной системы использовался для перераспределения с целью поддержания определенного уровня доходов малообеспеченных групп пенсионеров.

Следующим элементом, устанавливающим  страховой принцип в пенсионном обеспечении, является законодательное закрепление порядка, при котором среднемесячный заработок при назначении пенсий за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Значительный шаг в реализации страховых принципов в пенсионном обеспечении был сделан в 1998 г. в связи с введением Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». Этот закон положил начало учету страхового стажа, т.е. продолжительности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.1

Пенсионная реформа является одной  из самых сложных и болезненных  проблем переходного периода. Неудачи  в ее осуществлении ухудшают отношение  населения к реформам в целом. Поэтому требования к пенсионной реформе повышенные: реформированная пенсионная система должна иметь прочную финансовую основу, не подверженную разрушению и должна повысить благосостояние всех лиц, которых она затрагивает.

Основу социальной политики государства  в сфере распределения и потребления составляет гарантированный минимум жизненных благ. Поэтому, в новой пенсионной системе, единая базовая пенсия будет выполнять роль социальной гарантии пенсионерам в части обеспечения минимальных средств к существованию, а основу доходов пенсионеров составят фактически накопленные ими в период активной трудовой деятельности пенсионные права, причем сумма всех доходов застрахованного, учитываемая при определении размера трудовой пенсии, не будет ограничиваться, а при исчислении заработка будет приниматься во внимание весь период трудовой деятельности. Среди прочих принципов реформы пенсионной системы можно выделить обеспечения равных возможностей для разных возрастных когорт ныне работающих граждан.

Несмотря на то, что новые законы вступили в силу, среди специалистов нет единого мнения относительно целесообразности и масштабов применения накопительных принципов. Одни считают, что перспектива реформирования пенсионной системы в направлении усиления накопительного принципа совершенно определена и не вызывает сомнений. Все страны с переходной экономикой движутся в этом направлении, и Россия не составляет исключения. При этом отмечается необходимость более глубокой научной и практической проработки (например, то, что при разработке стратегии осуществления пенсионной реформы, в том числе и реформы профессиональных пенсионных систем, нужно учитывать более широкий круг факторов и строить многофакторные прогнозы с учетом динамики макроэкономических показателей2).

Другие критически относятся к  данной модели реформирования пенсионной системы, отмечая, что, окончательно разрушая существующую общую пенсионную систему и создавая новую, государство не разрешает острейшую социальную проблему - незамедлительного повышения реального уровня пенсионного обеспечения основной массы пенсионеров, не возрождает элементарную социальную справедливость в пенсионном обеспечении.3

Таким образом, следствием пенсионной реформы должно явиться улучшение  не только общей экономической, но и  социальной ситуации в стране.

 

 

1.2. Необходимость реформирования пенсионного обеспечения в России

 

В России пенсионеры, без учета  реального вклада в пенсионную систему, получали слишком маленькую - ниже прожиточного минимума - пенсию. За счет граждан, имеющих  достаточно высокий заработок и  продолжительный стаж, выплачивались пенсии нестрахового характера. В стране действовало великое множество льгот. Уровень пенсионного обеспечения меньше зависел от размера страховых взносов. Все это вынуждало работодателей к поиску все новых способов уклонения от страховых взносов в Пенсионный фонд.4

Сегодня пенсионная система России - это рудимент распределительного сознания и распределительных механизмов. Что касается «сознания», то по опросам  ВЦИОМ в 51 регионе страны 80% опрошенных считают, что только государство  должно нести ответственность за пенсионное обеспечение.5 Однако следует признать, что уже в начале 90-х государство постепенно стало утрачивать свое тотальное влияние на пенсионное обеспечение. Старая система, которая предполагала прямую зависимость между числом работающих количеством пенсионеров, стала давать сбой. Так в настоящее время 100 активных работающих граждан фактически содержат 60 пенсионеров.6 В дальнейшем, если не предпринять мер, связанных с реформированием пенсионной системы, этот показатель будет только расти: к 2015 году на сто работающих будет приходиться 70 пенсионеров, к 2023 г. - 80, а в 2056 количество пенсионеров превысит количество работающих и составит 108 человек.7 При этом уровень пенсии обязательно будет снижаться, ведь, согласно расчетов ВЦИОМ, с каждым годом будут понижаться отчисления в Пенсионный фонд. Одновременно следует помнить и о критической ситуации с демографическим положением в России. Еще в одиннадцать лет назад марте 2001 года Б. Грызлов, говорил: «...Россия находится в состоянии демографического кризиса, грозящего перерасти в демографическую катастрофу».8 В этом смысле, по словам Б. Грызлова, «по мере старения общества распределительная пенсионная система становилась все менее эффективной экономически, и более того, неплатежеспособной».9 Вместе с тем, неблагоприятное соотношение численности работающих граждан и пенсионеров в нашей стране определяется не только низкой рождаемостью, но и тем, что в сравнении с развитыми странами у нас установлен самый низкий возраст выхода на пенсию.

При устаревшей распределительной  системе, работодателям не выгодно  было осуществлять выплаты в ПФ в  полном объеме. Единственная возможность  улучшить положение дел с пенсиями - это постепенно, планомерно реформировать  «причину болезни» - саму пенсионную систему России.

Таким образом, действующая пенсионная модель не удовлетворяла ни граждан, поскольку их пенсии были крайне мизерны, ни работодателей из-за высокого уровня взносов в Пенсионный фонд, ни власть, поскольку низкий уровень пенсий вызывал перманентную социальную и, как следствие, политическую напряженность, ни субъекты Федерации, поскольку распределительная пенсионная система обязывала регионы-доноры отчислять из своих фондов средства на покрытие пенсионных обязательств дотационным регионам. Очевидно, что повысить размер пенсии можно, лишь повысив доходы самой пенсионной системы. А это напрямую зависело от того, удастся ли создать стимул у работающей части населения к уплате отчислений в Пенсионный фонд. Таким стимулом, согласно концепции пенсионной реформы, должен был стать переход от распределительной к накопительной пенсионной системе. В этом случае, как подчеркивал В. Пехтин, «размер пенсии будет находится в прямой зависимости от заработка работника, а не от запутанных и сложно исчисляемых процентов, как сейчас».10

Пенсионная реформа предполагала, что пенсия должна складываться из двух частей. Первая часть - это гарантируемая  государством всем гражданам России пенсия (социальная пенсия) в одинаковом размере и поэтапно повышаемая до уровня прожиточного минимума.

Вторая часть пенсии - это те средства, которые гражданин будет  получать в зависимости от объема перечисленных им (и только им) в  Пенсионный фонд средств. Таким образом, чем больше личных накоплений в ПФ, тем выше размер второй части пенсии. Это и есть тот самый накопительный принцип, используемый во многих странах, когда работающее поколение делает отчисления, которые не направляются сразу же на погашение пенсионных выплат пенсионерам. Эти отчисления проходят стадию накопления, а затем инвестируются, после чего вместе с полученными от инвестирования доходами используются для пенсионного обеспечения только тех, кто осуществлял отчисления в накопительную систему.11

У накопительной пенсионной системы  есть свои неоспоримые преимущества перед распределительной - уравнительной системой. Назовем некоторые:

- накопительная система пенсионного  обеспечения не зависит от  демографической ситуации в стране, от соотношения работающих и  пенсионеров, хотя зависит от  темпов экономического роста;

Информация о работе Реформа пенсионного обеспечения: проблемы и перспективы