Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:54, контрольная работа
Современная пенсионная система РФ предусматривает уплату страховых взносов работодателями, которые обеспечивает право граждан на получение финансовой поддержки при выходе на пенсию. Реформа пенсионной системы должна обеспечить соблюдение принципов социальной справедливости.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Пенсионное обеспечение в России и предпосылки его реформирования…………………………………………………………………..5
1.1. Сущность пенсионного обеспечения, его принципы……………...5
1.2. Необходимость реформирования пенсионного обеспечения в России……………………………………………………………………………...8
Глава 2. Реформа пенсионного обеспечения в России………………………..14
2.1. Характеристика современного состояния пенсионного обеспечения………………………………………………………………………14
2.2. Проблемы и перспективы реформы пенсионого обеспечения в России…………………………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………23
ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет»
факультет клинической психологии и социальной работы
отделение социальной работы
заочное обучение
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Экономические основы социальной работы»
Тема: «Реформа пенсионного обеспечения: проблемы и перспективы»
Выполнила: студентка 4 курса, 13 потока Трофимова Оксана Николаевна шифр зачётной книжки №СЗСС - 09005 Проверил: д.м.н., профессор Светличная Татьяна Геннадьевна |
Архангельск, 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Пенсионное обеспечение
в России и предпосылки его
реформирования…………………………………………
1.1. Сущность пенсионного обеспечения, его принципы……………...5
1.2. Необходимость реформирования пенсионного
обеспечения в России………………………………………………………………
Глава 2. Реформа пенсионного
обеспечения в России……………………….
2.1. Характеристика современного состояния
пенсионного обеспечения…………………………………………………
2.2.
Проблемы и перспективы реформы пенсионного
обеспечения в России………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Пенсионное обеспечение – одна из важнейших социальных гарантий, действующих в цивилизованном обществе. Всеобщая декларация прав человека 1948г. (ст.22) предусматривает, что в цивилизованном государстве каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. При этом пенсионное обеспечение должно гарантировать человеку достойное существование при наступлении такого этапа его жизненного пути, когда он физически будет не в состоянии получать доход в обмен на затраченный труд.
Современная пенсионная система РФ предусматривает уплату страховых взносов работодателями, которые обеспечивает право граждан на получение финансовой поддержки при выходе на пенсию. Реформа пенсионной системы должна обеспечить соблюдение принципов социальной справедливости.
Особая важность пенсионного обеспечения и его влияние на общественные и политические процессы, определяет политику страны в данной области развития. В России для социального обеспечения населения страны создан государственный пенсионный внебюджетный фонд и сеть негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний.
Актуальность рассматриваемой в данной работе проблемы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является пенсионное страхование. На данном этапе развития и реформирования нашего социально–экономического пространства, общество оказалось неготовым к осмыслению изменений в области пенсионного страхования в условиях развития экономики. В связи с этим важно изучить теоретические основы пенсионного страхования.
Вопрос реформирования российской пенсионной системы представляет собой одну из основных проблем российского законодательства.
Целью данной работы является изучение проблем и перспектив реформы пенсионного обеспечения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение пенсионного
обеспечения, определить его
- рассмотреть особенности
- проанализировать причины
- дать характеристику современного этапа развития пенсионной реформы.
- рассмотреть проблемы и
Глава 1. Пенсионное обеспечение в
России и предпосылки его
1.1. Сущность пенсионного обеспечения, его принципы
Пенсионная система как
Система пенсионного обеспечения
в России базировалась на принципах
обязательного социального
Следующим элементом, устанавливающим страховой принцип в пенсионном обеспечении, является законодательное закрепление порядка, при котором среднемесячный заработок при назначении пенсий за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Значительный шаг в реализации страховых принципов в пенсионном обеспечении был сделан в 1998 г. в связи с введением Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». Этот закон положил начало учету страхового стажа, т.е. продолжительности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.1
Пенсионная реформа является одной из самых сложных и болезненных проблем переходного периода. Неудачи в ее осуществлении ухудшают отношение населения к реформам в целом. Поэтому требования к пенсионной реформе повышенные: реформированная пенсионная система должна иметь прочную финансовую основу, не подверженную разрушению и должна повысить благосостояние всех лиц, которых она затрагивает.
Основу социальной политики государства
в сфере распределения и
Несмотря на то, что новые законы вступили в силу, среди специалистов нет единого мнения относительно целесообразности и масштабов применения накопительных принципов. Одни считают, что перспектива реформирования пенсионной системы в направлении усиления накопительного принципа совершенно определена и не вызывает сомнений. Все страны с переходной экономикой движутся в этом направлении, и Россия не составляет исключения. При этом отмечается необходимость более глубокой научной и практической проработки (например, то, что при разработке стратегии осуществления пенсионной реформы, в том числе и реформы профессиональных пенсионных систем, нужно учитывать более широкий круг факторов и строить многофакторные прогнозы с учетом динамики макроэкономических показателей2).
Другие критически относятся к данной модели реформирования пенсионной системы, отмечая, что, окончательно разрушая существующую общую пенсионную систему и создавая новую, государство не разрешает острейшую социальную проблему - незамедлительного повышения реального уровня пенсионного обеспечения основной массы пенсионеров, не возрождает элементарную социальную справедливость в пенсионном обеспечении.3
Таким образом, следствием пенсионной реформы должно явиться улучшение не только общей экономической, но и социальной ситуации в стране.
1.2. Необходимость реформирования пенсионного обеспечения в России
В России пенсионеры, без учета реального вклада в пенсионную систему, получали слишком маленькую - ниже прожиточного минимума - пенсию. За счет граждан, имеющих достаточно высокий заработок и продолжительный стаж, выплачивались пенсии нестрахового характера. В стране действовало великое множество льгот. Уровень пенсионного обеспечения меньше зависел от размера страховых взносов. Все это вынуждало работодателей к поиску все новых способов уклонения от страховых взносов в Пенсионный фонд.4
Сегодня пенсионная система России
- это рудимент распределительного
сознания и распределительных
При устаревшей распределительной системе, работодателям не выгодно было осуществлять выплаты в ПФ в полном объеме. Единственная возможность улучшить положение дел с пенсиями - это постепенно, планомерно реформировать «причину болезни» - саму пенсионную систему России.
Таким образом, действующая пенсионная модель не удовлетворяла ни граждан, поскольку их пенсии были крайне мизерны, ни работодателей из-за высокого уровня взносов в Пенсионный фонд, ни власть, поскольку низкий уровень пенсий вызывал перманентную социальную и, как следствие, политическую напряженность, ни субъекты Федерации, поскольку распределительная пенсионная система обязывала регионы-доноры отчислять из своих фондов средства на покрытие пенсионных обязательств дотационным регионам. Очевидно, что повысить размер пенсии можно, лишь повысив доходы самой пенсионной системы. А это напрямую зависело от того, удастся ли создать стимул у работающей части населения к уплате отчислений в Пенсионный фонд. Таким стимулом, согласно концепции пенсионной реформы, должен был стать переход от распределительной к накопительной пенсионной системе. В этом случае, как подчеркивал В. Пехтин, «размер пенсии будет находится в прямой зависимости от заработка работника, а не от запутанных и сложно исчисляемых процентов, как сейчас».10
Пенсионная реформа
Вторая часть пенсии - это те средства, которые гражданин будет получать в зависимости от объема перечисленных им (и только им) в Пенсионный фонд средств. Таким образом, чем больше личных накоплений в ПФ, тем выше размер второй части пенсии. Это и есть тот самый накопительный принцип, используемый во многих странах, когда работающее поколение делает отчисления, которые не направляются сразу же на погашение пенсионных выплат пенсионерам. Эти отчисления проходят стадию накопления, а затем инвестируются, после чего вместе с полученными от инвестирования доходами используются для пенсионного обеспечения только тех, кто осуществлял отчисления в накопительную систему.11
У накопительной пенсионной системы есть свои неоспоримые преимущества перед распределительной - уравнительной системой. Назовем некоторые:
- накопительная система
Информация о работе Реформа пенсионного обеспечения: проблемы и перспективы