Реформа пенсионного обеспечения: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Современная пенсионная система РФ предусматривает уплату страховых взносов работодателями, которые обеспечивает право граждан на получение финансовой поддержки при выходе на пенсию. Реформа пенсионной системы должна обеспечить соблюдение принципов социальной справедливости.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Пенсионное обеспечение в России и предпосылки его реформирования…………………………………………………………………..5
1.1. Сущность пенсионного обеспечения, его принципы……………...5
1.2. Необходимость реформирования пенсионного обеспечения в России……………………………………………………………………………...8
Глава 2. Реформа пенсионного обеспечения в России………………………..14
2.1. Характеристика современного состояния пенсионного обеспечения………………………………………………………………………14
2.2. Проблемы и перспективы реформы пенсионого обеспечения в России…………………………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

эконом. основы. оксана.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Что касается предложения по привлечению  самих работников к уплате страховых  взносов, то и тут возникает много  сложностей. На конец 2010 года около 20 процентов работников (13,6 млн человек) имели доходы ниже прожиточного минимума, а еще 20 процентов (около 13,7 млн человек) имели весьма скромные доходы в интервале 100-135 процентов от прожиточного минимума. Несложно оценить, что и это предложение мало реалистично по своей сути, так как 40 процентов работников за 35-летний период трудовой деятельности не смогут заработать себе пенсии на уровне даже прожиточного минимума пенсионера.

Формирование эффективной системы пенсионного страхования для работников квалифицированного труда (среднего класса общества) - это задача цивилизационного масштаба. От ее решения зависит не только формирование должного качества жизни базовой группы населения, но и решение крупной проблемы по завершению индустриализации страны и созданию тем самым условий для перехода к постиндустриальной модели развития экономики и общества. Важнейшая проблема, не позволяющая развиваться пенсионному страхованию в России, - отсутствие достаточной мотивации у работодателей и работников по уплате страховых взносов в пенсионную систему. В этой связи самым важным и одновременно самым сложным является вопрос собственности пенсионных средств. Низкие уровни заработной платы большей части наемных работников в России не позволяют включить их сегодня в число плательщиков страховых взносов. Но при создании мотивационного механизма, круг работников, принимающих личное финансовое участие в пенсионном страховании (3-5 процентов от их заработной платы) поставил бы пенсионное страхование «на рельсы» цивилизованного страхового института, который индустриально развитые страны применяют последние сто лет. Создание мотивационного механизма, пожалуй, самый важный момент при разработке пенсионной модели. С этой целью предлагается законодательно закрепить ряд новых форм собственности в системе пенсионного страхования. Первой, основной, формой собственности целесообразно определить «общественно-личную» собственность пенсионного страхования, которая формируется с помощью страховых платежей работодателей в пользу наемных работников. При наступлении страховых случаев (старости, инвалидности, утраты кормильца) эта накопленная собственность расходуется в пользу конкретного застрахованного. В случае досрочной смерти застрахованного она переходит в собственность всей совокупности застрахованных данной генерации. Второй формой собственности целесообразно определить «лично-общественную» собственность застрахованных, которая формируется с помощью страховых взносов самих работников. Ей следует придать правовой статус смешанной «паритетной» собственности, для чего следует ввести персональный учет размеров личного вклада застрахованных. Лично-общественная собственность страховых средств позволит застрахованным передавать неиспользованные ими средства (после их смерти) в равной пропорции: половину - всем застрахованным, а половину - иждивенцам (например, супругам) застрахованных. Третьей формой собственности целесообразно определить «личную собственность застрахованных», которая формируется с помощью добровольного профессионального пенсионного страхования. В этом случае страхователями должны выступать как работодатели, так и работники. Пропорции распределения средств должны быть иными: половина неизрасходованных средств должна идти иждивенцам застрахованного, а вторая половина - по завещанию застрахованного его правоприобретателям. В этой связи одной из первоочередных мер в пакете предложений по совершенствованию пенсионного страхования должно быть доведение соотношения минимальной и средней заработной платы до соотношения не менее 40 процентов. Данная мера позволила бы решить ряд других серьезных экономических и социальных задач, в частности, постепенного снижения страховой пенсионной нагрузки на работодателей.

Таким образом, нужно добиться понимания реформы работодателями и застрахованными.

 

 

Заключение

 

Пенсионная реформа 2002г. в России радикально изменила пенсионную систему  нашего государства, включая ее организационную  структуру, экономические принципы формирования пенсионных прав застрахованных лиц и расчет объема государственных обязательств перед пенсионерами, институциональные и правовые основы ее функционирования. К сожалению, пока данные изменения не принесли эффективных положительных результатов. Пенсии остаются на достаточно низком уровне по сравнению с зарубежными странами, Пенсионный фонд РФ испытывает постоянный дефицит бюджета.

Пенсионная система сложилась, когда экономические отношения  базировались исключительно на государственной  собственности и государство  жёстко регулировало все сферы жизни  общества. С помощью пенсионного обеспечения решались многие несвойственные для неё задачи. В частности, в целях привлечения работников на работы, связанные с неблагоприятными условиями труда, в районы Крайнего Севера создано было законодательство, которое предусматривало снижение установленного пенсионного возраста. Значительные преимущества были установлены для назначения пенсии за выслугу лет.

Недостатки финансовой базы пенсионного  обеспечения в немалой степени  объясняются отсутствием какой-либо заинтересованности граждан в перечислении страховых взносов в пенсионный фонд из-за их обезличивания и из-за того, что сумма поступавших страховых взносов не влияла на размер получаемой пенсии. Происходил процесс постоянного уменьшения дифференциации размеров пенсии.

На финансовую устойчивость пенсионной системы оказало также влияние  низкого соотношения численности  между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами. Число пенсионеров  растёт, численность работающих снижается, что приводит к увеличению нагрузки на них по покрытию расходов на пенсионное обеспечение.

Это привело к тому, что проблемы, которые приходится решать сегодня  во многом порождены несовершенством  подходов прошлых лет. Основными  причинами по коренному изменению  пенсионных отношений стали следующие: низкий размер пенсии, малый учёт вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства. Все эти причины обусловили необходимость реформирования системы пенсионного обеспечения РФ.

Решив основные и ряд более частных задач, пенсионная реформа позволит сформировать новую пенсионную модель – более простую, более удобную для расчётов, более понятную гражданам. И, главное, обеспечивающую более высокий уровень пенсий – как нынешним пенсионерам, так и будущим поколениям россиян.

Реформирование пенсионной системы  требует комплексного подхода. Невозможно реформировать пенсионную систему  в отрыве от реформы заработной платы  и системы налогообложения, развития финансовой инфраструктуры экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

    1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993. – М.: Издательский дом «Литера», - 2009.- 64с.
    2. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»: федер. закон от 10 января 2003г. № 14-ФЗ // Пенсия.- 2003.- №1.- С.5 - 24.
    3. О государственном пенсионном обеспечении в РФ: федер. закон РФ от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ (в ред. от 09.04.2007 № 43-ФЗ) // Российская газета.- 2001.- 20декабря.- № 247.
    4. О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений: федер. закон РФ от 30.04.2008 № 56-ФЗ (полностью вступает в силу с 1 января 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. - №18.
    5. Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ: федер. закон РФ от 24 июля 2002 № 111-ФЗ (в ред. от 02.02.2006) // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2002.- №30.- Ст. 3028.
    6. О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы): распоряжение Правительства РФ от 19 января 2006 № 38-р // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2006.- №5.- Ст. 589.

7. Алехин М. О пенсионной реформе  / М. Алехин [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.rospensia.ru

8. Городецкий В.С. Пенсионная реформа в России / В.С.Городецкий [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. reformy.ru

9. Дегтярев Г.П. Пенсионные реформы в России / Г.П.Дегтярев [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pensioninfo.ru.

10. Морро Г.И. О необходимости пенсионной реформы / Г.И.Морро [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //viperson.ru

11. Сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных им пенсий в целом по Российской Федерации по состоянию на 1 января 2008 года [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.pfrf.ru

12. Тучкова Э. Формирование системы пенсионного обеспечения России / Э.Тучкова [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.actuaries.ru/lit/books/book1/01.htm.

1 О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий: федер. закон РФ  от 21.07.1997  № 113-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - № 30. – ст.3585.

2 Тучкова Э. Формирование системы пенсионного обеспечения России / Э.Тучкова [Электронный ресурс] /: http://www.actuaries.ru/lit/books/book1/01.htm.

3 Дегтярев Г.П. Пенсионные реформы в России / Г.П.Дегтярев [Электронный ресурс] /  Режим доступа: http://www.pensioninfo.ru.

4 Городецкий В.С. Пенсионная реформа в России / В.С.Городецкий [Электронный ресурс] /  Режим доступа: http://www. reformy.ru.

5. Морро Г.И. О необходимости пенсионной реформы / Г.И.Морро [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //viperson.ru

6 Там же.

7 Там же.

8 Там же.

9 Там же.

10 Алехин М. О пенсионной реформе / М. Алехин [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.rospensia.ru

11 Накопительная система – благополучная старость [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.rospensia.ru

12 Моро Г.И. О необходимости пенсионной реформы / Г.И.Морро [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //viperson.ru

13 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. – М.: Издательский дом «Литера». – 2008. – С.6.

14 Муравлева Т.В. Проблемы инвестирования пенсионных накоплений // Экономический анализ: теория и практика.  – 2009. - №1.


Информация о работе Реформа пенсионного обеспечения: проблемы и перспективы