Реформа пенсионного обеспечения: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Современная пенсионная система РФ предусматривает уплату страховых взносов работодателями, которые обеспечивает право граждан на получение финансовой поддержки при выходе на пенсию. Реформа пенсионной системы должна обеспечить соблюдение принципов социальной справедливости.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Пенсионное обеспечение в России и предпосылки его реформирования…………………………………………………………………..5
1.1. Сущность пенсионного обеспечения, его принципы……………...5
1.2. Необходимость реформирования пенсионного обеспечения в России……………………………………………………………………………...8
Глава 2. Реформа пенсионного обеспечения в России………………………..14
2.1. Характеристика современного состояния пенсионного обеспечения………………………………………………………………………14
2.2. Проблемы и перспективы реформы пенсионого обеспечения в России…………………………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

эконом. основы. оксана.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

- обеспечивает справедливую дифференциацию пенсий, поскольку их размер в этом случае зависит только от объема накопленных за время работы средств и от эффективности инвестирования его накоплений;

- позволяет, в отличие от распределительной  системы, «оживить» накопляемые  пенсионные средства, эффективно инвестировав их в экономику страны;

- сочетается с системой конкурирующих  друг с другом негосударственных  пенсионных фондов, что приводит  к демонополизации пенсионной  системы, облегчает внедрение  рыночных начал в пенсионное  страхование;

- позволяет каждому гражданину  самому рассчитать приблизительный  размер собственной пенсии.

Предлагаемая реформа пенсионного  обеспечения - это стратегический вклад  в будущее страны, в среднее  и подрастающее поколение.

При нынешней пенсионной модели никто не может самостоятельно рассчитать свою пенсию, система расчета запутанна, обязательства государства четко не определены.

В случае поэтапной реализации новой  пенсионной модели каждый гражданин  легко может рассчитать свою пенсию на основе регулярно поступающих к нему данных о пенсионных накоплениях, при этом обязательства государства ясны и конкретны.

В распределительной системе пенсионного  обеспечения учитывались либо заработок  только за последние два года, либо за любые пять лет подряд, т.е. имелась возможность не платить налоги (взносы) в Пенсионный фонд в течение практически всего периода трудовой деятельности и только в последние два года подумать о пенсии и ее размере.

В новой системе зарплата учитывается  в полном объеме и на протяжении всей трудовой деятельности. На перераспределение идет только часть нынешнего тарифа. Вторая составляющая накапливается в виде пенсионных обязательств государства перед конкретным работником.

Согласно новой системе работник стимулируется к предъявлению полной зарплаты для уплаты с нее налога и страховых взносов. Создаются условия для вывода реальной зарплаты из «тени».

При распределительной пенсионной системе размер пенсий сильно отставал от стоимости жизни и прожиточного минимума пенсионера.

При новой системе появляются условия и возможности для повышения пенсии до уровня прожиточного минимума как за счет вывода размера зарплаты из «тени», так и за счет ее повышения.

Распределительная пенсионная система  порождала социальную нестабильность, вызывала конфликт поколений, работников и работодателей, дестабилизировала власть.

Новая система пенсионного обеспечения  призвана обеспечить условия для  взаимопомощи поколений и социального  партнерства.

Распределительная пенсионная система  приводила к тому, что сборы  на выплату пенсий ложились тяжким бременем на экономику.

Новая система пенсионного обеспечения  за счет накопительной части страхового сбора создает инвестиционный ресурс «длинных денег» (со сроком востребования  в 25 - 30 лет). Таким образом, пенсионная система не только обслуживает граждан пожилого возраста, но и реально работает на развитие отечественной экономики.12

Итак, выделим основные экономические  причины пенсионной реформы:

  1. устойчивая на протяжении десятилетия тенденция к снижению покупательской способности пенсии;
  2. сужение дифференциации размеров пенсий, обусловленное, с одной стороны, стремлением застрахованных к сокрытию своих доходов от уплаты в пенсионное страхование (т.е. занижение базы начисления страховых взносов), а с другой стороны, сохранением жестких ограничений на предельный размер («потолок») пенсий при необходимости перманентного повышения её минимального уровня исходя из покупательной способности пенсии;
  3. окончательная утрата связи пенсии с «трудовым вкладом» пенсионера, которая выражалась в том, что размер трудовой пенсии по старости практически не зависел ни от продолжительности трудового стажа, ни от размера заработка, т.к. для исчисления максимальной пенсии могла быть учтена только половина с среднемесячной зарплаты;
  4. снижение стимулов к уплате взносов в пенсионную систему не только работодателями, но и самими работниками, которые фактически вступали в «сговор» для сокрытия полной суммы выплат в пользу работника для начисления обязательных пенсионных платежей;
  5. ухудшение демографических факторов развития рынка труда, которые проявлялись при прогнозируемом резком сокращении численности населения в трудоспособном возрасте при одновременном росте численности граждан в нетрудоспособном возрасте;
  6. сохранение нестабильности финансовых ресурсов для долгосрочного развития системы обязательного пенсионного страхования по причине продолжения спада производства и периодических финансовых кризисов;
  7. «замораживание» цены рабочей силы в нашей стране на недопустимо низком для цивилизованного европейского государства с «социально-ориентированной» экономикой (как записано в Конституции Российской Федерации) уровне по причине низких темпов развития отечественной экономики в долгосрочной перспективе13.

 

 

 

 

 

Глава 2. Реформа пенсионного обеспечения  в России

 

2.1. Характеристика современного состояния пенсионного обеспечения

 

Пенсионное обеспечение рассматривается  как базовая и одна из самых  важных социальных государственных  гарантий стабильного развития общества, поскольку затрагивает непосредственно  интересы нетрудоспособного населения, составляющего, как правило, свыше 1/3 жителей любой страны, и косвенно всего трудоспособного населения. Поэтому вопрос о повышение эффективности функционирования национальных пенсионных систем требует особого внимания со стороны государственных органов власти.

В России от величины пенсионных выплат зависит уровень жизни четверти населения, социальные взносы во многом определяют налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. За последние 20 лет в нашей стране проведено четыре реформы пенсионного законодательства, три раза принципиально изменяли налоговое законодательство или законодательство о социальных взносах. При этом результаты проведения данных мероприятий остаются спорными, а проблемы пенсионного обеспечения так и не решены.

Реформа 2002г. – важнейшее событие  последнего десятилетия в пенсионной сфере России. И, несмотря на то, что оценить ее результаты в полной мере можно будет лишь после 2022 года, когда начнутся первые регулярные выплаты накопительных частей трудовых пенсий, уже сегодня возможен и необходим анализ влияния этой реформы на ситуацию в пенсионном обеспечении.

Институциональный каркас новой пенсионной системы сформирован следующими законами, четыре из которых были приняты  в 2001–2002 годах:

  • ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (от 1 апреля 1996 года, № 27-ФЗ),
  • ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (от 16 июля 1999 года, № 165-ФЗ),
  • ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (от 15 декабря 2001 года, № 167-ФЗ),
  • ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (от 17 декабря 2001 года, № 173-ФЗ),
  • ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» (от 24 июля 2002 года, № 111-ФЗ),
  • ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (от 15 декабря 2001 года, № 166-ФЗ).

На основе этих законодательных актов современная пенсионная модель в России основана на трех важнейших компонентах:

  • пенсионная подсистема базовых пенсий, организованная на принципах перераспределения страховых взносов в пользу низкодоходных слоев населения, предназначенная для борьбы с бедностью;
  • пенсионная подсистема страховых пенсий, организованная на принципах обязательного социального страхования, на основе условно-накопительных способов пенсионных прав, предназначенная для замещения пенсией заработной платы в сопоставимых с ней размерах;
  • пенсионная подсистема страховых пенсий, организованная на принципах обязательного страхования доходов населения, на основе капитализации финансовых ресурсов и индивидуального выбора инвестиционных программ, предназначенная для замещения пенсией заработной платы в сопоставимых с ней размерах.

За свою короткую историю стартовавшая в 2002 г. пенсионная реформа несколько  раз корректировалась, что, конечно, не способствовало укреплению доверия  к ней со стороны населения. По ее нынешней версии, для граждан 1967 года рождения и моложе трудовая пенсия будет состоять из трех частей - базовой, страховой и накопительной. Для граждан, родившихся ранее 1967 г., накопительная часть пенсии не предусматривается и, стало быть, их пенсия состоит из двух частей - базовой и страховой.

Застрахованные граждане 1967 года рождения и моложе имеют сейчас в ПФР  два индивидуальных счета - страховой  и накопительный (после 2004 г. застрахованный может по желанию перевести свой накопительный счет из ПФР в избранный им негосударственный пенсионный фонд), от сумм на которых и будут зависеть соответственно страховая и накопительная части пенсии.

В настоящее время для большинства  работающих граждан сумма отчислений в Пенсионный фонд России составляет 26% заработной платы. Для граждан, родившихся ранее 1967 г., все отчисления поступают на их страховые счета в ПФР. Для более молодых граждан 20% заработной платы направляется на их страховые счета, а остальные 6% - на накопительные счета.

Как и до пенсионной реформы, страховые части пенсий выплачиваются по распределительному принципу: все страховые взносы направляются на выплату текущих пенсий, а на страховых индивидуальных счетах работающих накапливаются не реальные денежные средства, а лишь обязательства государства перед ними на будущее. Поэтому говорят, что страховая часть пенсий организована по схеме условно-накопительных счетов в рамках распределительной системы пенсионного обеспечения.

Существование третьей (накопительной) компоненты трудовой пенсии означает, что часть пенсионных взносов граждан должна расходоваться не на выплату текущих пенсий, а накапливаться на их индивидуальных счетах. Реальные средства на накопительных счетах граждан должны, по замыслу реформы 2002 г., инвестироваться в экономику и приносить инвестиционный доход. Средства на индивидуальном накопительном счете застрахованного лица могут быть потрачены только на выплату пенсии этому лицу или на выплаты его наследникам (в случае смерти застрахованного до выхода на пенсию).

По закону Пенсионный фонд России не имеет права сам заниматься инвестированием пенсионных накоплений. С этой целью привлекаются частные управляющие компании (ЧУК), избранных Правительством РФ по конкурсу, а также Банк внешнеэкономической деятельности СССР (кратко, Внешэкономбанк или ВЭБ) - единственная государственная управляющая компания, специально назначенная Правительством РФ. Застрахованный имеет право выбрать управляющую компанию из указанных компаний и, тем самым, предложенный ею инвестиционный портфель. Накоплениями промолчавших («молчунов») управлять призван Внешэкономбанк. По закону ВЭБ обязан инвестировать пенсионные накопления только в государственные ценные бумаги, которые относятся к высоконадежным, но малодоходным финансовым активам, а также в гарантированные государством ипотечные ценные бумаги, рынка которых в России пока нет.

У ЧУК возможности более широкие, они могут покупать как государственные, так и наиболее надежные ценные бумаги корпораций. Однако и этот набор  инструментов, в которые инвестируются  средства обязательных пенсионных накоплений, стал причиной весьма средних, если не сказать неудовлетворительных, результатов финансовой деятельности управляющих компаний.

Острые споры сейчас идут по поводу реального размера накопительной  пенсии в России, с учетом всех экономических факторов. По оценкам экспертов 14он не превысит 50-70 руб. в мес., или составит менее 1% от распределительной части пенсии. Такая ничтожно малая величина накопительной пенсии ставит под вопрос саму идею данного пенсионного института. В России в 2006-2007гг. ВЭБ, которая распоряжается 90% всех пенсионных накоплений, не смогла преодолеть даже уровень инфляции. Экономический кризис еще более усугубил ситуацию. Накопленные пенсионные сбережения «похудели» на 15%, а размещенные в НПФ и управляющих компаниях – на 25%.

Таким образом, основная причина заключается  в том, что государство не представляет пока, куда именно направлять средства пенсионных накоплений, как заставить  их работать на экономику; не вполне ясно, могут ли они вообще принести пользу.

 

2.2. Проблемы и перспективы реформы пенсионного обеспечения в России

 

Пенсионное обеспечение – «вечный  вопрос» в диалоге между гражданами и властью, предпринимателями и профсоюзами. Несмотря на ряд законодательных мер, предпринятых в последнее время, существенное повышение размера пенсий, дискуссии вокруг «пенсионного вопроса» разворачиваются с новой силой. Так, по мнению представителей Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), пенсионная система все еще не стала страховой по своей сути, а поэтому не содержит стимулов к производительному труду.

С одной стороны, должным образом  не решен вопрос пенсионного страхования  работников, чей доход превышает 415 тысяч рублей в год. При заработной плате в 50-90 тысяч рублей в месяц  размер пенсии составляет всего 15, а то и 10 процентов ранее получаемого заработка. С другой стороны, пенсионная система ведет к росту финансовой нагрузки на бизнес.

Представители бизнеса предлагают, например, такое решение: государство  должно отдать гражданам пенсионные долги - то, что заработано в советский период до 1991 года, а новый финансовый механизм пенсионного обеспечения организовать исключительно на страховой основе. Предложение заслуживает рассмотрения, тем более что его использовали многие страны, осуществившие пенсионные реформы, направив большую часть средств, полученных от приватизации государственной собственности, в свои пенсионные системы.

Информация о работе Реформа пенсионного обеспечения: проблемы и перспективы