Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 09:16, курсовая работа
На современном этапе большую роль в развитии ВЭД, кредитовании совместного предпринимательства, экспортно-импортных операций играют коммерческие банки: Внешторгбанк, Внешэкономбанк; появились и новые структуры, например. Тендерный комитет в рамках МВЭС РФ и др.
Поскольку регулирующая роль государства базируется на иных, чем в условиях командной экономики, принципах, происходит перераспределение полномочий между звеньями государственных органов управления. Серьезная организационная перестройка управления ВЭД произошла на отраслевом уровне:
• в министерствах созданы управления и отделы ВЭД;
• в ведение министерств переданы отраслевые внешнеторговые объединения за рубежом;
• созданы новые организационные хозяйствующие образования.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Характеристика современной внешнеэкономической деятельности
1.1. Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности ……….3
1.2. Цели и принципы внешнеэкономической политики государства….4
1.3. Этапы реформирования и создания сферы ВЭД…………………….9
2. Реформирование и внешнеэкономическая деятельность в России
2.1. Реформа внешнеэкономических деятельности России: основные направления………………………………………………………………………12
2.2. Методы государственного регулирования…………………………18
3. Cовременное состояние внешнеэкономического сектора России
3.1. Стратегические цели развития ВЭД России………………………..25
3.2. Реформирование таможенного законодательства в контексте развития сферы ВЭД в России………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………..32
Список литературы……………………………………………………….34
Из числа действующих ныне законов в сфере ВЭД в России следует указать: Указ Президента «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991г., Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992г., Закон «О таможенном тарифе» от 24 мая 1993г., «Таможенный кодекс Российской Федерации» от 10 июня 1993г., Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995г., Закон «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999г.
Органы, регулирующие ВЭД России. Органы регулирования можно разделить на органы общей компетенции и специальные. К первым относятся Президент, Федеральное собрание, Правительство России. Центральным государственным органом регулирования ВЭД является Министерство экономического развития и торговли, которое отвечает за разработку и проведение единой государственной социально-экономической политики в целом, определяет и разрабатывает эффективные методы развития экономики, организует и координирует инвестиционную политику, организует разработку и контролирует выполнение федеральных программ. В систему Министерства входят: Внешнеэкономические объединения, Всероссийская академия внешней торговли, Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт, Объединение информационного обеспечения и автоматизированной обработки данных. В условиях децентрализации управления ВЭД особую роль играет институт уполномоченных в регионах. В структуре Министерства важное место занимают торговые представительства за рубежом. Кроме того, регулирование некоторых вопросов находится в ведении таких органов, как Министерство финансов, Центральный банк, Министерство науки и технологий, Государственный таможенный комитет. К организациям, содействующим внешнеэкономической деятельности относится Торгово-промышленная палата и ее представительства за рубежом.
Торгово-политическое содействие государства развитию внешнеторговой деятельности. Мировая торговля, несмотря на постоянную тенденцию к все большей ее либерализации, не является рыночным механизмом, предполагающим абсолютную свободу участников. Имея многовековые традиции и обычаи, она представляет собой вполне определенное правовое пространство, в рамках которого можно действовать только при условии выполнения сложившихся правил.
В настоящее время в мире существует множество союзов и организаций со статусом международных, региональных, отраслевых, которые заняты разработкой, совершенствованием торговых процедур, правил, типовых документов, а также осуществляют контроль за соблюдением установившегося порядка и согласованных совместных обязательств и требований. Помимо международных организаций регулирование торговых отношений осуществляется на двустороннем межгосударственном уровне, путем заключения межправительственных соглашений и протоколов.
Одной из наиболее авторитетных и представительных международных организаций такого рода является Всемирная торговая организация, функционирующая с 1 января 1995 г. и выступающая правопреемницей действовавшего с 1948 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Полноправными участниками ВТО являются 110 стран, еще 13 государств рассматривают в качестве кандидатов в члены организации.
Целью ВТО является проведение политики, направленной на максимальную либерализацию внешней торговли. Правилами ВТО регулируется свыше 90 % объема мировой торговли, а основа ее позиции – это режим наибольшего благоприятствования в торговле. Стремление к свободной торговле, освобожденной от пут высоких таможенных барьеров и администрирования порядка передвижения товаров через национальные границы, связано с тем, что мировое хозяйство, основанное на принципе режима наибольшего благоприятствования в торговле, может стать более эффективным с точки зрения рационализации размещения ресурсов и достижения более высокого уровня материального благосостояния. Реализация принципа сравнительных издержек приведет к тому, что каждая страна должна будет ориентироваться в своей специализации на те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, обменивая их на товары, издержки производства которых выше относительно других стран. При условии, что каждая страна будет придерживаться этого принципа, мировое сообщество сможет в полной мере использовать преимущества международной специализации, получая больший реальный доход за счет рационального использования мировых ресурсов.
Антиподом либерализации является протекционизм – политика, направленная на защиту национального производства и рынка через систему таможенных барьеров, ограждающих национальных производителей от конкуренции с более дешевыми иностранными товарами на внутреннем рынке.
Либерализм во внешней торговле, напротив, направлен на стимулирование конкуренции, ограничение монополий, поскольку конкуренция иностранных фирм вынуждает местные фирмы переходить на более энерго- и ресурсосберегающие технологии, снижать издержки, внедрять достижения технического прогресса, повышать качество производства. Поэтому нет ничего удивительного в том, что большинство экономистов оценивают свободную торговлю как экономически обоснованное явление.
Вопрос присоединения России к ВТО носит сложный характер. Принципиальность вопроса заключается в том, что, вступив в ВТО, Россия будет обязана полностью привести свой внешнеторговый режим в соответствие с нормами ВТО, и прежде всего осуществить меры по снижению импортных пошлин.
В условиях кризисной экономики России безоговорочное снижение импортных пошлин чревато не только подрывом интересов национальных производителей, но и доведением до окончательного разорения целых отраслей экономики. Прежде всего, это автомобилестроение, АПК, текстильная промышленность и некоторые другие, по которым импортные пошлины на продукцию иностранных конкурентов в настоящее время самые высокие. Эти отрасли, да и большинство других, не смогут конкурировать с аналогичной импортной продукцией, которая станет значительно дешевле после снижения пошлин. Это касается и производителей алкогольной продукции, защита интересов которых была проведена правительством РФ в 1997 г. путем резкого ужесточения режима ее импорта. Противоречивость позиции России в вопросах пересмотра импортных пошлин связана с внутренними экономическими проблемами, незавершенностью реформирования, создания условий для роста и структурной перестройки экономики.
Для российских экспортеров торговля по правилам ВТО не дает ощутимых ценовых преимуществ либо потерь, так как импортные пошлины у большинства их партнеров и так довольно низкие, а устав ВТО не заменит конъюнктуры мировых рынков. Однако сведет до минимума дискриминацию российских экспортеров отдельных товаров, которая в явной или скрытой форме проводится уже многими странами (США, Канадой, Мексикой, Бразилией, Чили, Польшей, Индией, странами ЕС). Обвинения, как правило, предъявляются в применении демпинговых (заниженных по сравнению с установившимися) цен, что сопровождается ведением против российских экспортеров антидемпинговых расследований (иногда даже без консультаций с правительством РФ), наложением штрафов и введением квот на российский экспорт. Членство в ВТО должно обеспечить необходимую защиту.
Что касается самой Всемирной торговой организации, то она в значительной степени заинтересована в принятии России в число своих членов. Во-первых, без России как важнейшего поставщика сырья невозможна полная либерализация и недопущение демпинга в мировой торговле сырьевыми товарами. Во-вторых, согласно решениям Уругвайского раунда в 1994 г., страны-члены ВТО в 2005 г. значительно ослабили защитные меры при импорте даже в отношении стран не членов ВТО и, если Россия не будет связана аналогичными обязательствами, их рынки рискуют пострадать от российского экспорта.
Организация управления ВЭД в новейшей истории нашей страны делится на три основных этапа.
Первый этап: 1918-1986 гг. – советский, характеризующийся государственной монополией во внешнеэкономической сфере. Для него характерна внешнеэкономическая модель плановых взаимосогласованных поставок преимущественно со странами Совета Экономической Взаимопомощи, куда входили практически все социалистические страны. Государственное регулирование ВЭД было представлено мобилизационным типом государственного вмешательства.
Второй этап: 1986-1991 гг. – перестроечный:
- право выхода на внешний рынок было представлено ряду министерств, ведомств, крупных производственных объединений, а также предприятиям на принципе валютной самооокупаемости;
- разрешено создание совместных предприятий российскими участниками ВЭД как на территории РФ, так и за рубежом;
- введена система
Для этого этапа характерна торгово-экономическая модель внешнеэкономическая модель внешнеэкономических связей, базирующаяся на взаимности экономических интересов партнеров из разных стран, возможности использования преимуществ МРТ, приближению национальных цен к мировым. В систему ВЭС вовлечена сфера обращения: продаем лишнее, покупаем недостающее.
Третий этап: с 1991 г. По настоящее время:
- все юридические лица получили
право осуществлять ВЭД с
- создана и постоянно
- реорганизована система
- в основе государственного
регулирования ВЭД лежат
Этому этапу соответствует производственно- инвестиционная модель внешнеэкономического сотрудничества, когда в сферу международного взаимодействия вовлекаются все факторы (рабочая сила, средства производства, капитал, предпринимательские способности) и стадии национального воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен и потребление). Тип государственного вмешательства во внешнеэкономическую сферу можно назвать инновационным, предполагающим создание условий для расширенного воспроизводства, в том числе и средства ВЭД.
В результате производство приобретает инновационный характер, что проявляется в атакующем типе поведения на внутреннем и мировых рынках; проводится прогнозирование «технологических разрывов» и современное инвестирование научных исследований и разработок, обеспечивающих успешное освоение эффективных технологических нововведений. Целевой ориентир – в потреблении. Новая стратегия ВЭД России была разработана в середине 1992 г. с учетом обстановки, сложившейся после распада СССР: разрушения хозяйственных связей, неопределенности нормативно-договорной базы ВЭД, ослабления контроля государства за экспортно-импортными и платежно-расчетными операциями из-за отсутствия таможенных границ и недееспособности системы регулирования торговли со странами СНГ с использованием прежних методов, не учитывающих новой специфики внешнеэкономических отношений; отсутствия надежного банковского и валютного контроля; кризиса неплатежей и денежного обращения, негативно влияющего на курс рубля и затрудняющего его использование в качестве платежного средства во внешнеторговых операциях.К внутренним факторам добавились и внешние. Прежде всего -- огромный внешний долг, составивший на начало 1992 г. 81 млрд долл. (без восточноевропейских стран) и необеспеченность зарубежных активов развивающихся и слаборазвитых стран, долг которых достигал 142 млрд долл., а также резкое сокращение внешнеторгового оборота с бывшими партнерами из Восточной Европы в результате разрушения прямых и кооперационных связей и перехода к расчетам в свободно конвертируемой валюте по мировым ценам.
2.1. Реформа внешнеэкономических деятельности России: основные направления.
Для того чтобы ориентироваться в обосновании подготовки тех или иных решений, связанных с регулированием внешнеэкономической деятельности как тактических мероприятий правительства, необходимо представлять всю совокупность тенденций стратегического характера, воздействующих на этот процесс в условиях длительной перспективы. Естественно, что во всех деталях предвидеть его невозможно, но представить себе основные опорные точки развития этого процесса, имея в виду преемственность и взаимосвязь его составляющих, вполне доступно.
Вступивший в действие в 2004 г. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», предусматривает право на ведение внешней торговли любыми российскими и иностранными лицами, как юридическими, так и физическими. Это право может быть ограничено лишь в случаях, предусмотренных международными договорами и федеральными законами Российской Федерации (ст. 10).
В зависимости от функционального предназначения число участников внешнеторговой деятельности (ВТД) можно подразделить на следующие группы:
Информация о работе Реформирование и внешнеэкономическая деятельность в России