Обязательная продажа экспортерами 75%
валютной выручки – существенный фактор
функционирования валютного рынка, выступающего
составным элементом рыночного механизма
ВТД.
Санкции, предусматривающие возврат
в доход государства незаконно переведенных
за границу вылютных средств при проведении
импортных операций (например, импортер
обязан зачислять на счет в своем уполномоченном
банке рублевый эквивалент платежей по
импорту).
3.Стимулирующие экспорт: обеспечение
кредитования, гарантии и страхование
кредитов, субсидирование экспорта.
Стимулирование экспорта предполагает
в первую очередь создание
системы кредитования и страхования
экспорта и предоставления государственных
гарантий при одновременном возобновлении
государственного кредитования экспортных
производств и проектов. Были проведены
определенные организационные мероприятия
(создание Российского экспортно-импортного
банка, Межведомственной Комиссии по стимулированию
экспорта и др.). К сожалению, реализация
этих мер в настоящее время затруднена
из-за отсутствия необходимых финансовых
средств.
Помимо экономических государство активно
применяет административные меры нетарифного
регулирования.
1. Количественные ограничения экспорта и импорта:
Квотирование – внешнеторговая квота
– количественное ограничение объема
экспорта и импорта определенных товаров.
Импортная квота в отличие от импортной
пошлины позволяет точно ограничить количественный
объем ввоза товара. Экспортная квота применялась в РФ до 1994 г. в основном как
инструмент контроля экспорта при существовавшей
значительной разнице между мировыми
и внутренними (более низкими) ценами на
ряд традиционных товаров российского
экспорта. По мере приближения внутренних
цен к мировым число квотируемых товаров
сокращалось. С 1 июля 1994 г. (постановление
Правительства № 758) квотирование ограничивается
только выполнением международных обязательств
РФ и осуществляется лишь по экспорту
узкого перечня товаров: необработанного
алюминия, карбида кремния, нитрата аммония,
нитей пряжи, тканей, готовых текстильных
изделий.
Лицензирование – метод ограничения
вывоза или ввоза товара на основе выдачи
государством лицензии, представляющей
собой разрешение (право) на экспорт или
импорт и выделяется в отдельный перечень товаров.
Контингентирование – вид лицензирования,
предполагающий ограничение номенклатуры
товаров по экспорту или импорту в пределах
устанавливаемых государством количественных
или стоимостных квот на определенный
период времени. Контроль за выдачей квот ведется также
через предоставление лицензий. В настоящее
время в РФ не применяется.
Добровольное самоограничение экспорта
– добровольный отказ экспортера от расширения
поставок или обязательство по их ограничению
в страну импортера в результате неофициальной договоренности
между страной экспортера и страной импортера.
Осуществляется под угрозой начала «торговых
войн», или применения импортером более
жестких мер. Пример: отказ Японии в 1989
г. от расширения в течение пяти лет экспорта
автомобилей в США. В российской практике
ВТД эти меры не применялись.
2.Запретительные: запрет вывоза
или ввоза отдельных товаров
– законодательно может устанавливаться
исходя из национальных интересов
страны; эмбарго на торговлю с
отдельными странами – применяется обычно на основе решений
ООН (например, в отношении Югославии).
3.Контроль качества – сертификат
соответствия, технический, фармакологический,
ветеринарный, экологический, фитосанитарный.
4.Таможенно-административные требования:
перечень документов для таможен, контроль импортных
цен, система методов определения таможенной
стоимости товаров, определение страны
происхождения товара.
5.Валютный контроль: система уполномоченных
банков-агентов валютного контроля,
паспорт сделки, комплексная информационная система валютного контроля.
В целом применяемая система нетарифных
методов обеспечивает сильное прямое
государственное воздействие на ВТД, что
объективно необходимо в условиях нестабильной
экономики переходного периода. Эта система
нетарифного регулирования должна дополняться активностью
государства в торгово-политическом обеспечении
ВТД, создании максимально благоприятных
условий для реализации национальных
интересов на внешних рынках.
К торгово-политическим методам государственного
регулирования относят:
Создание благоприятных условий для
доступа на внешние рынки: межправительственные
торговые и другие соглашения; участие
в международных торговых и таможенных
организациях, включая ВТО.
Программирование ВЭД: федеральные программы,
региональные программы, отраслевые программы.
Разработка ответных мер по защите экономических
интересов РФ: реестр случаев дискриминации
российских лиц на рынках отдельных стран;
перечень мер по защите торговых интересов
РФ.
Содействие развитию ВЭД:
организация выставок, ярмарок, симпозиумов, конференций;
рекламные компании по развитию экспорта;
информационное обеспечение.
3. Современное состояние внешнеэкономического
сектора России
3.1. Стратегические цели развития ВЭД России
Ориентация на мировой рынок
еще долгое время будет оставаться для
России исключительно выгодным экономическим
направлением, что соответственно потребует
экспортной структуризации национальной
экономики более быстрыми темпами, чем,
например, конверсия военного производства.
Для обеспечения этого процесса Правительством
России были впервые определены стратегические
цели и приоритетные направления дальнейшего
развития ВЭД России:
- развитие экспортного
потенциала России, включая совершенствование
его структуры, повышение степени
конкурентоспособности
и увеличение доли наукоемкой продукции;
- создание механизма
государственного стимулирования
экспорта и импортозамещения
как на микроуровне, посредством
налоговых льгот экспортерам
и долгосрочных льготных кредитов
на развитие экспортного производства,
так и на макроуровне -- путем использования
части доходов от экспортных пошлин и
соответствующего механизма распределения
иностранных кредитов и государственных
инвестиций;
- формирование
современной производственной и
финансово-экономической инфраструктуры
ВЭД;
- устранение
сохраняющейся дискриминации иностранных
инвесторов и формирование институтов
страхования от политического
и экономического риска;
- рационализация
импорта в целях изменения
структуры экономики и обеспечения
процесса модернизации основных
средств производства, направленного
на укрепление экспортной базы страны
(закупка комплектного оборудования и
лицензий и др.).
Достижение этих
целей и обеспечение стабильности ВЭД
России предполагало также изменение
действующих и отработку новых элементов
механизма государственного регулирования
в соответствии с меняющейся конъюнктурой
внутреннего и мирового рынка.
Механизм должен
базироваться на приоритете экономических
мер государственного
регулирования - валютного, налогового,
таможенного, обеспечивая защиту внутреннего
рынка и производителей от разрушительного
воздействия неоправданно быстрого перехода
на мировые цены и от иностранной конкуренции.
Нетарифные методы ограниченно должны
использоваться лишь в отношении важнейших
стратегических позиций.
3.2. Реформирование таможенного
законодательства в контексте развития
сферы ВЭД в России
Последнее десятилетие
убедило всех в том, что таможенное законодательство
касается не какой-то ограниченной прослойки
общества, не какого-то отдельного сектора экономики,
а непосредственно затрагивает интересы
большинства российского общества. Таможенный
кодекс регламентирует интересы бизнес-сообщества
и граждан, пересекающих таможенную границу
с самыми разными целями (туризм, гуманитарные
контакты, деловые поездки и т.д.). Он касается
даже тех, кто не планирует отправляться
за границу, поскольку регламентирует
порядок уплаты таможенных платежей, таможенное
законодательство - словом, затрагивает
интересы многомиллионной армии покупателей
иностранных товаров. Таможенные пошлины,
НДС и акцизы за ввозимые товары, будучи
косвенными налогами, включаются в цену
товара и, тем самым, касаются практически
каждого семейного и иного бюджета российских
граждан.
Наконец, следует
помнить о том, что доходы, собираемые
на таможне, составляют
около трети всех налоговых поступлений
в федеральный бюджет.
Все эти причины
в их совокупности объясняют повышенный
интерес общества к появлению нового Таможенного
кодекса.
В первую очередь
следовало максимально приблизить российское законодательство
к сформировавшимся в таможенной сфере
международным стандартам. В международной
торговле «правила игры», безусловно,
должны быть унифицированы. Существенные
различия между национальным законодательством
и так называемым международным таможенным
правом тормозят поступательное интегрирование
Российской Федерации в систему мирохозяйственных
связей, не позволяют нашему государству
получить максимальные преимущества,
предоставляемые ему системой международного
разделения труда.
Среди наиболее
значимых международно-правовых
актов следует упомянуть Генеральное
соглашение о тарифах и торговле и Киотскую
конвенцию об упрощении и гармонизации
таможенных процедур (последняя принята
под эгидой Совета таможенного сотрудничества
- ныне Всемирная таможенная организация).
Российская Федерация до сих пор остается
за чертой участников упомянутых международных
договоров. Перенесение унифицированных
таможенных правил во внутреннее законодательство
позволяет свести к минимуму негативные
последствия неучастия России в важнейших
договорах международного и таможенного
права.
Другая причина
принятия нового Таможенного
кодекса - значительные изменения, произошедшие
в «смежных» отраслях законодательства.
Таможенный кодекс 1993 г. готовился еще
до принятия действующей Конституции
(отсюда, например, и упоминания о льготах
вице-президенту и т.д.). Принятые за время
действия Таможенного кодекса 1993 г. Налоговый
кодекс, Бюджетный кодекс, Кодекс об административных
правонарушениях со всей остротой поставили
вопрос о внесении изменений в законодательный
каркас таможенного регулирования.
Наконец, за последние
годы изменился взгляд таможенного ведомства
на его взаимоотношения с участниками
внешнеэкономической деятельности. Упростились
многие таможенные процедуры, «зеленый
коридор» сегодня открывается для добросовестных
участников ВЭД, зарекомендовавших
себя за годы сотрудничества с таможенными
органами.
Посмотрим, что
же представляет собой новый Таможенный
кодекс РФ.
Во-первых, произошло
серьезное сужение круга регулируемых
Таможенным кодексом отношений. Справедливости
ради следует отметить, что процесс этот
начался еще раньше. С принятием Кодекса
РФ об административных правонарушениях
Таможенный кодекс лишился двух своих
важных частей: производства по делам
о таможенных правонарушениях и ответственности
за нарушение таможенных правил. Деликатная
часть таможенного права «отошла» в КоАП
(для сравнения заметим, что в Налоговом
кодексе аналогичные разделы были сохранены).
Из Таможенного
кодекса исчезли главы, связанные с «правоохранительной
составляющей» деятельности таможенных
органов. В Таможенном кодексе 1993
г. содержались, например, главы, посвященные
деятельности таможенных органов как
органов дознания, оперативно-розыскной
деятельности таможенных органов. В новом
Кодексе такие главы отсутствуют.
Возникают проблемы
и в отношении будущего таможенно - банковского
валютного контроля. В новом Кодексе не
стало главы, посвященной валютному контролю,
а вместе с ней и норм, в которых был закреплен
статус ГТК России как органа валютного
контроля, а региональных таможенных управлений,
таможен и таможенных постов - как агентов
валютного контроля.
Особого упоминания
заслуживает проблема регулирования таможенных
платежей. Как уже упоминалось, Таможенный
кодекс РФ 1993г. по этому вопросу содержал
ряд норм, которые после принятия Налогового
кодекса оказались не соответствующими
законодательству о налогах и сборах.
Явные противоречия были устранены. Однако
остроту проблемы взаимодействия налогового
и таможенного законодательства, по нашему
мнению, снять не удалось.
Возможно, законодатель,
принимая новый Таможенный кодекс,
исходил из того, что таможенные платежи
станут предметом регулирования специальной
главы второй части Налогового кодекса.
При этом полностью данная проблематика
не исключена и из Таможенного кодекса.
В него включены, прежде всего, те нормы,
которые отражают специфику таможенных
платежей (таможенной пошлины, НДС, акцизов)
и закрепляют особые правила их установления
и взимания. В целом такой подход соответствует
позиции, которую по вопросу таможенных
платежей занял законодатель в Налоговом
кодексе. Напомним, что в соответствии
со ст. 2 Налогового кодекса к отношениям
по установлению, введению и взиманию
таможенных платежей законодательство
о налогах и сборах может быть применено,
если на это есть непосредственное указание
в тексте самого Налогового кодекса. Если
же в Налоговом кодексе нет нормы, регламентирующей
тот или иной аспект практики таможенных
платежей, то должна применяться соответствующая
норма таможенного законодательства.