Реформирование и внешнеэкономическая деятельность в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе большую роль в развитии ВЭД, кредитовании совместного предпринимательства, экспортно-импортных операций играют коммерческие банки: Внешторгбанк, Внешэкономбанк; появились и новые структуры, например. Тендерный комитет в рамках МВЭС РФ и др.
Поскольку регулирующая роль государства базируется на иных, чем в условиях командной экономики, принципах, происходит перераспределение полномочий между звеньями государственных органов управления. Серьезная организационная перестройка управления ВЭД произошла на отраслевом уровне:
• в министерствах созданы управления и отделы ВЭД;
• в ведение министерств переданы отраслевые внешнеторговые объединения за рубежом;
• созданы новые организационные хозяйствующие образования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Характеристика современной внешнеэкономической деятельности
1.1. Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности ……….3
1.2. Цели и принципы внешнеэкономической политики государства….4
1.3. Этапы реформирования и создания сферы ВЭД…………………….9
2. Реформирование и внешнеэкономическая деятельность в России
2.1. Реформа внешнеэкономических деятельности России: основные направления………………………………………………………………………12
2.2. Методы государственного регулирования…………………………18
3. Cовременное состояние внешнеэкономического сектора России
3.1. Стратегические цели развития ВЭД России………………………..25
3.2. Реформирование таможенного законодательства в контексте развития сферы ВЭД в России………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………..32
Список литературы……………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

курсовая2.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

Постараемся обозначить основные «болевые точки» нового Таможенного кодекса в вопросе таможенных платежей.

Прежде всего, обращает на себя внимание то, что законодатель проигнорировал неналоговую компоненту таможенных платежей -- таможенные сборы. О таможенных сборах за таможенное оформление, хранение товара на складе временного хранения, таможенном складе в Таможенном кодексе не содержится даже упоминания. При этом законодатель почему-то счел нужным вспомнить о таможенных сборах за таможенное сопровождение (п. 3 ст. 87). Возможно, он посчитал, что таможенные сборы, так же как и таможенные платежи налогового характера -- НДС, акцизы, таможенная пошлина - должны регулироваться нормами второй части Налогового кодекса. Однако если в Таможенный кодекс все же были включены отдельные предписания общего характера, касающиеся таможенной пошлины и налогов, то уж тем более в нем необходимо было найти место для таможенных сборов. Последние, как известно, представляют собой плату за услуги, предоставляемые таможенными органами, и в этом качестве обязательно должны были бы стать предметом правового регулирования в Таможенном кодексе.

Другой «сбой» связан с неопределенностью, которая на момент принятия Таможенного кодекса сложилась относительно закона РФ «О таможенном тарифе». После принятия Таможенного кодекса 2003 г. нормы, регулирующие отдельные элементы механизма таможенно-тарифного регулирования (например, страна происхождения товара), оказались сразу в двух законодательных актах -- Таможенном кодексе и законе «О таможенном тарифе». Причем между аналогичными нормами, содержащимися в разных источниках, возникли противоречия. Создавшийся «параллелизм» правового регулирования едва ли содействует эффективности таможенного права.

Обратим внимание и на то, что федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», на который законодатель ссылается в тексте Таможенного кодекса всякий раз, когда речь заходит о нетарифных мерах таможенного регулирования, сам нуждается в серьезной доработке. И такая работа, как известно, ведется: разрабатывается проект нового закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Важно, чтобы уже на этапе подготовки нового закона состоялась «притирка» таможенного и внешнеторгового законодательства.

Новый Кодекс унаследовал от Кодекса 1993 г. большое количество бланкетных (отсылочных) норм, наделяющих ГТК России существенными полномочиями в сфере создания новых норм таможенного регулирования. Однако новому Таможенному кодексу все же удалось существенно ограничить сферу нормотворческой деятельности ГТК России, направив активность этого федерального органа исполнительной власти, прежде всего, в русло исполнения законодательных норм.

Многочисленные проблемы, связанные с «вписанием» нового Таможенного кодекса в уже сформировавшуюся систему российского законодательства, должны решаться на этапе подготовки к введению Кодекса в действие.

Вопросы и проблемы, возникшие в связи с принятием нового Таможенного кодекса, не могут заслонить собой главную ценность этого законодательного акта. С его помощью осуществлен прорыв в создании четко прописанных и стабильных правил, по которым участник внешнеэкономической деятельности или лицо, пересекающее таможенную границу, строят свои отношения с таможенными органами. Существенно сокращается сфера, где таможня действует по своему усмотрению. Декларант заранее знает, какие требования ему могут быть предъявлены со стороны должностного лица таможенного органа. Кодекс установил исчерпывающий перечень сведений, которые может потребовать таможня, четко определил срок выпуска товаров и т.д. Все это содействует «предсказуемости» прохождения товаров через таможенную границу и, как следствие, созданию благоприятного внешнеторгового и инвестиционного климата.

Более четко прописаны таможенные процедуры. Многие из них традиционно считались уделом ведомственного подзаконного регулирования, и только в новом Кодексе они получили законодательное закрепление. Речь идет о главах, посвященных пересылке товаров в международных почтовых отправлениях, перемещению товаров трубопроводным транспортом и по линии электропередачи.

Особое внимание своей новизной привлекает глава Таможенного кодекса об участии таможенных органов в защите прав и законных интересов правообладателей. Отныне таможенные органы вправе принимать меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, на основании заявления правообладателя, то есть обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара.

Много позитивных изменений произошло и в такой традиционной области таможенного дела как декларирование. Появилась возможность выпуска товаров до подачи таможенной декларации (в настоящее время такая возможность существует, но она носит экстраординарный характер: используется при ввозе грузов, предназначенных для ликвидации последствий стихийных бедствий, каких-то иных чрезвычайных грузов). Вводится форма неполной декларации. Становится возможным использование единой декларации на ввоз и на вывоз.

Срок уплаты таможенных платежей в новом Кодексе максимально приближен к тому времени, когда товар может быть выпущен в оборот. В соответствии с правилами, установленными Таможенным кодексом 1993 г., таможенная декларация может быть принята только после уплаты причитающихся таможенных платежей. Таможенные платежи должны быть уплачены до или одновременно с подачей таможенной декларации. Такой механизм приводит к тому, что значительные финансовые средства выводятся из оборота до того, как плательщик получает ввозимые товары. Новый Таможенный кодекс по этому вопросу занимает иную позицию, выгодную для участника внешнеэкономической деятельности. Законодатель признает, что факт неуплаты таможенных платежей на момент подачи таможенной декларации не является основанием для отказа в приеме декларации. Факт уплаты причитающихся таможенных платежей проверяется на этапе выпуска товаров. И, тем самым, сокращается период времени, отделяющий момент уплаты таможенных платежей и выпуска ввозимых товаров в свободное обращение.

И еще одна новелла Таможенного кодекса, демонстрирующая принципиальные изменения во взаимоотношениях между декларантом и таможенным органом. Декларант освобождается от ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение связано с получением недостоверной информации от самих таможенных органов.

Существенные изменения коснулись и около таможенного бизнеса (деятельности таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, таможенных складов и т.д.). В новом Кодексе отказались от лицензирования этих видов деятельности и установили практику обязательной регистрации упомянутых субъектов предпринимательской деятельности в специальных реестрах. Законодатель установил перечень требований, которым должны удовлетворять такие предприниматели - российские юридические лица - для того, чтобы быть включенными в реестры. Среди требований появились и такие как внесение финансового обеспечения в пользу, как федерального бюджета, так и участников внешнеэкономической деятельности; страхование бизнеса в пользу лиц, которым принадлежат товары, и др. Если заинтересованное лицо отвечает всем установленным требованиям, его автоматически включают в соответствующий реестр и оно получает право осуществлять предпринимательскую деятельность в так называемой околотаможенной сфере.

Безусловно, в рамках одной небольшой статьи не представляется возможным не только охарактеризовать все основные институты нового Таможенного кодекса, но и даже просто перечислить его новеллы. Хотелось бы еще раз обратить внимание читателей на основные направления, по которым происходит реформирование современного таможенного законодательства. Это - максимальное сближение с существующими в международной практике стандартами по таможенному делу; создание стабильных и четких правил, в соответствии с которыми участник внешнеэкономической деятельности строит свои отношения с таможней -- таких правил, которые создавали бы на границе таможенный климат, благоприятный для развития бизнеса и инвестиционных процессов; наконец, эффективная защита публичного порядка и национальных интересов Российской Федерации в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В регулировании внешнеэкономической деятельности в России особая роль принадлежит четкому разграничению компетенций Федерации и ее субъектов с учетом целей и принципов осуществления этого процесса.

К основным органам государственного регулирования различных форм ВЭД относятся: Президент РФ и его администрация, Государственная Дума и Совет Федерации, Правительство РФ, Минэкономразвития, Министерство финансов РФ, Центральный банк России, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральная таможенная служба.

Из негосударственных организаций наибольшее воздействие на развитие и регулирование ВЭД оказывают торгово-промышленные палаты, созданные в России в соответствии с Законом РФ "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" от 7 июля 1993 г., являющиеся негосударственными некоммерческими общественными организациями и обладающие правами юридических лиц.

Большую помощь в осуществлении деятельности хозяйствующих субъектов России как в стране, так и за рубежом оказывают следующие акционерные общества, объединения и организации, созданные ТПП РФ: ОАО "Центр международной торговли", ЗАО "Экспоцентр", АНО "Союзэкспер-тиза", ООО ИА "ТПП-Информ", ООО "Союзпатент", ООО "Экспертиза собственности", ООО "ПРОМИНЭКСПО", НП "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих при ТПП РФ".

Активное воздействие на регулирование ВЭД осуществляют созданные при ТПП РФ Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС), Третейский суд, Морская арбитражная комиссия (МАК), Ассоциация диспашеров, Спортивный арбитраж.

Всемирная торговая организация (ВТО) с 1 января 1995 года является преемницей действовавшего с 1947 года

Генерального соглашения по тарифам и торговле. Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно таможенно-тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин и устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами, услугами.

Присоединению России к ВТО предшествует сложный переговорный процесс, в результате которого она должна стать полноправным участником мировой торговли, активно участвующим в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда и кооперирования, углубления экономического сотрудничества с зарубежными странами.

Наряду с ВТО в мире существуют более сорока международных организаций, осуществляющих регулирование разнообразных аспектов взаимодействия участников ВЭД из разных стран на основе использования правил, положений, различных нормативов и регламентов, выработанных этими организациями.

Международные торговые договоры определяют и конкретизируют пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т. д.

В настоящее время наряду с таможенно-тарифными методами регулирования внешней торговли с учетом международных классификаций можно выделить следующие нетарифные методы: а) паратарифные; б) меры контроля цен; в) финансовые меры; г) методы количественного контроля; д) автоматическое лицензирование; е) монополистические меры; ж) технические барьеры.

К экономическим методам стимулирования экспортного производства можно отнести прямое финансирование экспортеров, косвенное финансирование экспортеров, снижение налогов с экспортеров, страхование экспортеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. Алексеев И.С. Внешнеэкономическая деятельность. - .: Дашков и К, 2010. – 304с.
    2. Арустамов Э.А. Внешнеэкономическая деятельность.: сущность и основы организации внешнеэкономической деятельности в России/ Арустамов Э.А., Андреева Р.С. – М.: Интерэксперт, 2008. – 269с.
    3. Безуглая В.М. Внешнеэкономическая деятельность.: Изд-во ТГУ, 2008 – 80с.
    4. Белоусова Н.И. Практика проведения реформ и теоретические модели государственного регулирования естественных монополий – М.: URSS. – 2008. – 107с.
    5. Безруков В.И.  Внешнеэкономическая деятельность/ В.И. Безруков. – М.: Прогресс, 2009. – 117с.
    6. Бурмистров В.Н. Внешняя торговля РФ/ В.Н. Бурмистров. – М.: Дис, 2008. – 304с.
    7. Воронина А.С. Экономическое развитие России / А.С. Воронина, Е.Т. Гуревич, О.М. Данникова, А.К. Устинов – М.: Экономика, 2010,. – 459с.w
    8. Воронкова О.Н. Внешнеэкономическая деятельность.: организация и проведения: учебн. пособие – М.: Экономистъ, 2008. – 622с.
    9. Голуб К. Функции правовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности/ Констатин Голуб// Власть 2012. - №4. с.93-95.
    10. Красноруцкая Ю.Н.: Выход России на мировые рынки наукоемкой продукции и высоких технологий. – М.:Юристъ – 2009 – 88с.
    11. Максимов Ю. Перспективы и реалии формирования единого таможенного законодательства в таможенном союзе/ Ю. Максимов// Хоз. и право. – 2010 №6. – с.115-119.
    12. Молчалова О.В. Внешнеэкономическая деятельность. – ИНФРА – М, 2011 – 333с.
    13. Междунарадные конвенции и соглашение по внешнеэкономической деятельности. М.С. Арабян, И.Г. Николаева, С.А. Кузовенкова – М.: Экономистъ, 2008. – 1152с.
    14. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая  деятельность: учебн./Е.Ф. Прокушев. – 8-е изд. – М.: Дашков и К, 2012. – 498с.
    15. Положение о ГТК РФ, утвержденное Указом Президента РФ 25.10.1994г. (в ред. Указа Президента РФ от 16.09.1999г. №1235)
    16. О таможенном тарифе: Федеральный закон от 21 марта 2003 № 5003-1 (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ. 2004. № 12.
    17. Рыжкова Н. Последствия реформ внешнеэкономической деятельности: полиэкономия анализа/Н.Рыжкова// Вопросы экономики -  2011 - №12 с.118-138.
    18. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2009г. № 61-Ф3 (с изм. и доп. от 23 декабря 2009 г.) // СПС Гарант.
    19. Фомин С.В. Международные экономические отношения, - М.: «Юркнига», 2004г.
    20. Шевченко И.В. Внешнеэкономические приоритеты развития российской экономики направлении привлечения и использования прямых иностранных инвестиций // Финансы и кредит – 2009 №10 с.2-9.
    21. Экономика России: итоги и перспективы роста.- М.: МЭРтИ, 2008.
    22. Безруков В.И.  Внешнеэкономическая деятельность/ В.И. Безруков. – М.: Прогресс, 2009. – 117с.
    23. Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности/ В.В. Покровская. – М.: Юристъ, 2009. – 352с.
    24.   www. Customs.ru/

Информация о работе Реформирование и внешнеэкономическая деятельность в России