Реформирование системы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 14:24, реферат

Описание работы

Новые образовательные ориентиры получили международное признание в 90-е годы XX в. и приняты в качестве рабочих программ ЮНЕСКО. В докладе Римскому клубу «Нет предела обуче¬нию» сформулированы представления об основных типах обучения в широком смысле слова — как процесс приращения индивидуального и социокультурного опыта. К этим типам обучения относятся: поддерживающее и инновационное обучение.

Файлы: 1 файл

реформирование системы образования.docx

— 66.39 Кб (Скачать файл)

Реформирование системы                                                                     образования.

Введение.

Новые образовательные ориентиры получили международное признание в 90-е годы XX в. и приняты в качестве рабочих программ ЮНЕСКО. В докладе Римскому клубу «Нет предела обучению» сформулированы представления об основных типах обучения в широком смысле слова — как процесс приращения индивидуального и социокультурного опыта. К этим типам обучения относятся: поддерживающее и инновационное обучение.

Поддерживающее обучение — процесс и результат такой учебной (образовательной) деятельности, которая направлена на поддержание, воспроизводство существующей культуры, социального опыта, социальной системы. Такой тип традиционно присущ как школьному, так и вузовскому обучению.

Инновационное обучение — процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, которая стимулирует внесение инновационных изменений в существующую культуру, социальную среду. Такой тип обучения (и образования), помимо поддержания существующих традиций, стимулирует активный отклик на возникающие, как перед отдельным человеком, так и перед обществом, проблемные ситуации.

Основная часть.

В настоящее время система образования охватывает оба типа обучения и характеризуется тенденцией перехода от педагогики авторитаризма к педагогике сотрудничества, поворот к человеку как важнейшей ценности. А введение в научный оборот понятия «человеческий капитал» стало главным моментом в изменении взглядов на образование применительно к социально-экономическому развитию человечества. Осознание значимости образования и образовательного уровня граждан страны, как «стратегического ресурса» любого государства, явилось важнейшим фактором реформирования, как среднего, так и высшего образования, необходимости его адаптации к быстрому темпу изменений в обществе и соответствия системы образования стратегическим планам социального и экономического развития страны.

Масштабные реформы в системе образования Республики Казахстан предусмотрены в Законе РК «Об образовании», Государственной программе развития образования РК на 2005-2010 гг., в Концепции развития образования РК до 2015 г. и других нормативных актах. Интеграционные процессы, происходящие на разных уровнях современной цивилизации, не обошли и сферу образования, о чем свидетельствуют Лиссабонская конвенция, Болонская декларация, приверженцами которых стали не только европейские государства. [1]

Реформирование системы образования Казахстана

 

Глава нашего государства Н.А. Назарбаев - потому и лидер нации, что умеет прогнозировать и вести свой народ чётко выверенными шагами.

Одним из таких приоритетов является система образования. Всенародно обсуждаемый сегодня «Проект Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы» - это организационная основа государственной политики в данной сфере на данном отрезке времени. [2]

Естественно, возникает вопрос, в чём новизна и уникальность этого проекта образовательной госпрограммы?

Во-первых, в ней чётко и достаточно мотивированно раскрывается содержание нового педагогического мышления, сущность новой педагогической парадигмы с её технологической, личностно-центристской направленностью.

В структуру программы, кроме целей, задач и действий, вводится такое понятие, как индикатор отслеживания, который не даст превратить её в голословное рассуждение. А это значит, что конкретно прописанный, исчисляемый в цифрах механизм (сколько процентов от плана по какому направлению деятельности должно быть сделано к обозначенному сроку) делает весь документ практико-ориентированным и реально выполнимым.

К тому же текст программы исчерпывающе раскрывает саму сущность новой педагогической парадигмы. Она сводится к тому, что впервые на государственном уровне образование рассматривается как производительная отрасль страны. Поэтому и финансирование её - это экономические инвестиции, а не затраты на социальную сферу: «Международный опыт, -читаем мы, - подтверждает, что инвестиции в человеческий капитал и, в частности, в образование, начиная с раннего детства до зрелого возраста, способствуют существенным отдачам для экономики и общества».

Во-вторых, в программе определены главный источник и причина всех происходящих изменений - это глобализация мира, с чем связывается прежде всего движение информации, интеллектуальной продукции и идей. Известна же аксиома - кто владеет информацией, тот владеет миром. Отсюда вытекает, что надо научить человека усваивать информацию и использовать её в государственных и человеческих интересах. Сделать это возможно только через образование. В программе называется и способ достижения цели - современные технологии, которые «позволяют быстро и качественно передавать и обрабатывать информацию».[7]

Надо отметить, что итоги ее реализации вполне позитивны. За прошедшую пятилетку был принят Закон РК «Об образовании» в новой редакции, достигнут социальный эффект в различных отраслях образования. Например, в дошкольном образовании охват дошкольным воспитанием и обучением увеличен на 16,3% за счет увеличения сети дошкольных организаций, создана и успешно заработала предшкольная подготовка. 
 
Есть чем гордиться и школьному классическому образованию, в котором существенно сокращен дефицит ученических мест (129 тыс. за 5 лет). Ликвидированы занятия в четвертую смену, сократилось число трехсменных школ – на 48. Еще свыше 3 тыс. школ оборудованы интерактивными кабинетами. Качественно модернизировалась и система оценки в сфере образования через внедрение ЕНТ и ПГК по аналогии с ведущими странами Запада. 
 
Есть зримые успехи и в профтехобразовании. Создана независимая система оценки профподготовленности, подтверждения и присвоения квалификации; сеть профессиональных лицеев увеличена на 118, а контингент «ПТУшников» увеличен на 172 тыс. чел. 
 
В высшем и послевузовском образовании Казахстан вступил в Европейскую зону высшего образования и осуществил переход к трехуровневой подготовке специалистов: бакалавр – магистр – доктор Ph.D, внедрил кредитную технологию обучения. Существенно расширена система образовательных грантов. Все вузы теперь подвергаются ранжированию на основе рейтинговой оценки своего уровня, который постоянно предается гласности и побуждает организации высшей школы стремиться к повышению качества. 
 
Как видим, Казахстан не топтался на месте эти годы и готов к новому витку развития в образовательной сфере. Новая же Программа до 2020 года предусматривает следующие шаги. Во-первых, совершенствование системы финансирования, ориентированной на обеспечение равного доступа к образовательным услугам путем внедрения механизма подушевого финансирования, что позволит повысить эффективность бюджетных расходов и будет способствовать повышению доступности качественного образования для разных слоев населения. 
 
А для педагогов будет вводиться подушевое финансирование повышения квалификации – ваучерно-модульная система. Что дает возможность выбора места и времени прохождения курса повышения квалификации путем перечисления суммы оплаты непосредственно самому педагогу. 
 
Запланировано создание государственной образовательной накопительной системы для педагогических кадров. Во-вторых, произойдет коренная реформа менеджмента образования, который станет государственно-общественным по своей сути через внедрение Попечительских советов и системы корпоративного управления. То есть, общество получит прямые рычаги управления образовательной сферой. 
 
Образование, безусловно, является той лакмусовой бумагой, которая четко показывает общую социально-экономическую ситуацию в нашей стране. Очень характерно, что Казахстан занял 50-е место в ежегодном рейтинге национального благосостояния стран Legatum Prosperity Index 2010, опередив Беларусь (54-е место), Россию (63-е) и Украину (69-е). 
 
Рейтинг страны определяется вычислением средневзвешенного значения 9 индексов, отражающих ключевые макроэкономические показатели, качество образования и здравоохранения, развитость организацию управления, бизнес и инновации, социальный капитал и личную свободу. Причем в этот раз Казахстан значительно улучшил не только прошлогодние (76-е место из 104), но позапрошлогодние показатели (56-я строчка из 104).[4]

 

Стратегией развития Казахстана до 2030 года перед системой образования поставлена цель - обеспечить создание национальной модели образования и ее интеграцию в международное образовательное пространство.

 

Сильной стороной этой стратегии являются:

- Внедрена предшкольная подготовка детей.

- Разработаны и внедрены  стандарты среднего общего образования, на стадии разработки и внедрения  стандарты начального, среднего  и высшего профессионального  образования.

- В основном завершена  компьютеризация системы общего  среднего образования.

- Ведется учет не посещающих  школу детей. При общеобразовательных  школах действует фонд всеобуча, разработан и внедрен механизм  формирования средств фонда.

- Формирование части студенческого  контингента высших учебных заведений  осуществляется в соответствии  с государственным образовательным  заказом путем централизованного  тестирования абитуриентов и  размещения на конкурсной основе  образовательных грантов и кредитов  из средств государственного  бюджета.

- Родители активно участвуют  в поддержании надлежащего состояния  школ.

- Бюджетное финансирование  образования составляет не менее 4,0% от ВВП, при этом упор делается  на обеспечение конституционных  гарантий в сфере образования (см. приложение 3).

- В вузах наблюдается  рост числа студентов, обучающихся  на платной основе.

- В государственном и негосударственном  секторах образования внедрены  ускоренные образовательно-профессиональные  программы, а также кратко- и среднесрочные  образовательные программы по  переподготовке специалистов по  востребованным в экономике специальностям.

Слабые стороны

-Имеющиеся коррекционные  и специализированные школы не  обеспечивают полностью потребности  в обучении детей с ограниченными  возможностями в развитии. Недостаточно  количество организаций, обеспечивающих  потребности в обучении и оздоровлении  детей, -страдающих серьезными заболеваниями.

-Имеет место разрыв  преемственности средней и высшей  школы.

-Не обеспечен принцип  преемственности в обучении государственному  языку в организациях образования  всех уровней.

-Слабо развито партнерство  системы образования и сектора  предприятий в решении проблем  профессионального образования.

-Слабо развит неформальный  сектор образования, сокращается  сеть внешкольных организаций  образования.

-Недостатки механизма  лицензирования организаций образования  дают возможность для открытия  частных университетов и колледжей, своей деятельностью не обеспечивающих  приобретение студентами и учащимися  необходимых знаний, умений и  навыков.

-Существующее явление  протекционизма в высших учебных  заведениях страны негативно  отражается на качестве подготовки  специалистов с высшим профессиональным  образованием.

-Учебные программы системы  переподготовки и повышения квалификации  работников образования не отвечают  требованиям времени, не учитывают  потребности общества.

-Имеет место неадекватная  будущим потребностям страны  подготовка специалистов. Абитуриенты  отдают предпочтение экономическим  и юридическим специальностям. Отсутствие  спроса или малый спрос на  инженерно-технические специальности  создает угрозу будущего недостатка  специалистов и приводит к  необходимости ввоза их из-за  границы.

-Содержание образования  на всех его уровнях не в  полной мере отвечает запросам  общества и экономики страны.

-Все уровни образования  характеризуются слабым материально-техническим  и учебно-методическим обеспечением.

-Не налажен механизм  массового приобретения необходимых  учебников для высших учебных  заведений и монографий ученых  из-за рубежа.

-Малорезультативен механизм внедрения в учебный процесс разновариантных учебников.

-Нет возможности организовывать  для значительной части обучающейся  молодежи производственную практику  и лабораторные занятия на  качественном уровне.

-В системе среднего  общего образования произошла  в основном только компьютеризация, а не информатизация.

-Нет реального механизма  размещения государственного заказа  на проведение научных и инженерных  исследований в ведущих университетах  страны, тем самым не созданы  условия для развития здоровой  конкуренции университетов и  научно-исследовательских институтов  в получении исследовательских  грантов и кредитов, выделяемых  из средств госбюджета.

-Отсутствует система  материального стимулирования работников  и организаций образования за  обеспечение качества обучения.

-В сфере образования  практически отсутствует конкурентный  рынок, что существенно снижает  эффективность затрат.

-Произошедший разрыв  единства воспитания и обучения  приводит к росту употребления  наркотиков, алкоголя и табачных  изделий среди молодежи и подростков. Ослаблена роль трудового воспитания  и обучения в профессиональной  ориентации учащихся школ.

  • Отсутствует индустрия образования.

  • Слабо используются передовые технологии обучения. [7]

Интеграция системы высшего образования Казахстана в мировое образовательное пространство—    один из долговременных стратегических приоритетов. Основное условие интеграции нашей страны в мировое образовательное пространство — адаптация Казахстанской образовательной системы к положениям Лиссабонской конвенции и Болонской декларации, что предполагает: 12-13-летнее школьное образование, являющееся допуском к высшему образованию; двухуровневую систему высшего образования, внедрение зачетных единиц ECTS — European Credit Transfer System, переход на целостную систему подготовки высококвалифицированных кадров: бакалавриат, магистратуру, докторантуру (PhD) и т.д.

Новые концептуальные подходы предполагают развитие таких школ и вузов, которые сумеют эффективно влиять на позитивное социально-экономическое продвижение общества, в них главный акцент делается на развитие личности, его мышления в эмоционально-эстетической, волевой, интеллектуальных сферах, уделяется внимание раскрытию творческого потенциала человека, его политической социализации, качеств, которые должны проявляться в любой сфере его профессиональной деятельности.

Рассмотрим цели и задачи, обозначенные в Государственной программе развития образования РК:

  • обновление содержания и структуры образования;

  • совершенствование учебно-методического и научного обеспечения образовательного процесса;

  • интеграция образования, науки и производства;

  • усиление экологической подготовки обучающихся;

  • внедрение новых педагогических, информационных технологий;

  • повышение социального статуса педагогических профессий и др.

От решения каждой из них зависит достижение конечных обобщенных целей, важнейших приоритетов Новой образовательной политики РК, а именно:

  • повышение качества обучения и воспитания учащихся;

  • соответствие системы образования стратегическим планам социально-экономического развития страны.

Как скоро достижимы эти приоритеты, каковы наиболее актуальные проблемы, решение которых ускорит продвижение к конечным целям сегодняшних планов?

В настоящее время планы правительства нацелены на широкомасштабные инновационные преобразования, прежде всего в индустриально-производственной сфере, ее диверсификацию, внедрение нанотехнологий и др.

Информация о работе Реформирование системы образования