Реформирование системы
образования.
Введение.
Новые образовательные ориентиры получили
международное признание в 90-е годы XX в.
и приняты в качестве рабочих программ
ЮНЕСКО. В докладе Римскому клубу «Нет
предела обучению» сформулированы представления
об основных типах обучения в широком
смысле слова — как процесс приращения
индивидуального и социокультурного опыта.
К этим типам обучения относятся: поддерживающее
и инновационное обучение.
Поддерживающее обучение — процесс и
результат такой учебной (образовательной)
деятельности, которая направлена на поддержание,
воспроизводство существующей культуры,
социального опыта, социальной системы.
Такой тип традиционно присущ как школьному,
так и вузовскому обучению.
Инновационное обучение — процесс и
результат такой учебной и образовательной
деятельности, которая стимулирует внесение
инновационных изменений в существующую
культуру, социальную среду. Такой тип
обучения (и образования), помимо поддержания
существующих традиций, стимулирует активный
отклик на возникающие, как перед отдельным
человеком, так и перед обществом, проблемные
ситуации.
Основная часть.
В настоящее время система образования
охватывает оба типа обучения и характеризуется
тенденцией перехода от педагогики авторитаризма
к педагогике сотрудничества, поворот
к человеку как важнейшей ценности. А введение
в научный оборот понятия «человеческий
капитал» стало главным моментом в изменении
взглядов на образование применительно
к социально-экономическому развитию
человечества. Осознание значимости образования
и образовательного уровня граждан страны,
как «стратегического ресурса» любого
государства, явилось важнейшим фактором
реформирования, как среднего, так и высшего
образования, необходимости его адаптации
к быстрому темпу изменений в обществе
и соответствия системы образования стратегическим
планам социального и экономического
развития страны.
Масштабные реформы в системе образования
Республики Казахстан предусмотрены в
Законе РК «Об образовании», Государственной
программе развития образования РК на
2005-2010 гг., в Концепции развития образования
РК до 2015 г. и других нормативных актах.
Интеграционные процессы, происходящие
на разных уровнях современной цивилизации,
не обошли и сферу образования, о чем свидетельствуют
Лиссабонская конвенция, Болонская декларация,
приверженцами которых стали не только
европейские государства. [1]
Реформирование системы образования
Казахстана
Глава нашего государства Н.А. Назарбаев - потому
и лидер нации, что умеет прогнозировать
и вести свой народ чётко выверенными
шагами.
Одним из таких приоритетов
является система образования.
Всенародно обсуждаемый сегодня «Проект
Государственной программы развития образования
Республики Казахстан на 2011-2020 годы» -
это организационная основа государственной
политики в данной сфере на данном отрезке
времени. [2]
Естественно, возникает вопрос,
в чём новизна и уникальность этого проекта
образовательной госпрограммы?
Во-первых, в ней чётко и достаточно
мотивированно раскрывается содержание
нового педагогического мышления, сущность
новой педагогической парадигмы с её технологической,
личностно-центристской направленностью.
В структуру программы, кроме
целей, задач и действий, вводится такое
понятие, как индикатор отслеживания,
который не даст превратить её в голословное
рассуждение. А это значит, что конкретно
прописанный, исчисляемый в цифрах механизм
(сколько процентов от плана по какому
направлению деятельности должно быть
сделано к обозначенному сроку) делает
весь документ практико-ориентированным
и реально выполнимым.
К тому же текст программы исчерпывающе
раскрывает саму сущность новой педагогической
парадигмы. Она сводится к тому, что впервые
на государственном уровне образование
рассматривается как производительная
отрасль страны. Поэтому и финансирование
её - это экономические инвестиции, а не
затраты на социальную сферу: «Международный
опыт, -читаем мы, - подтверждает, что инвестиции
в человеческий капитал и, в частности,
в образование, начиная с раннего детства
до зрелого возраста, способствуют существенным
отдачам для экономики и общества».
Во-вторых, в программе определены
главный источник и причина всех происходящих
изменений - это глобализация мира, с чем
связывается прежде всего движение информации,
интеллектуальной продукции и идей. Известна
же аксиома - кто владеет информацией,
тот владеет миром. Отсюда вытекает, что
надо научить человека усваивать информацию
и использовать её в государственных и
человеческих интересах. Сделать это возможно
только через образование. В программе
называется и способ достижения цели -
современные технологии, которые «позволяют
быстро и качественно передавать и обрабатывать
информацию».[7]
Надо отметить, что итоги ее реализации
вполне позитивны. За прошедшую пятилетку
был принят Закон РК «Об образовании»
в новой редакции, достигнут социальный
эффект в различных отраслях образования.
Например, в дошкольном образовании охват
дошкольным воспитанием и обучением увеличен
на 16,3% за счет увеличения сети дошкольных
организаций, создана и успешно заработала
предшкольная подготовка.
Есть чем гордиться и школьному классическому
образованию, в котором существенно сокращен
дефицит ученических мест (129 тыс. за 5 лет).
Ликвидированы занятия в четвертую смену,
сократилось число трехсменных школ –
на 48. Еще свыше 3 тыс. школ оборудованы
интерактивными кабинетами. Качественно
модернизировалась и система оценки в
сфере образования через внедрение ЕНТ
и ПГК по аналогии с ведущими странами
Запада.
Есть зримые успехи и в профтехобразовании.
Создана независимая система оценки профподготовленности,
подтверждения и присвоения квалификации;
сеть профессиональных лицеев увеличена
на 118, а контингент «ПТУшников» увеличен
на 172 тыс. чел.
В высшем и послевузовском образовании
Казахстан вступил в Европейскую зону
высшего образования и осуществил переход
к трехуровневой подготовке специалистов:
бакалавр – магистр – доктор Ph.D, внедрил
кредитную технологию обучения. Существенно
расширена система образовательных грантов.
Все вузы теперь подвергаются ранжированию
на основе рейтинговой оценки своего уровня,
который постоянно предается гласности
и побуждает организации высшей школы
стремиться к повышению качества.
Как видим, Казахстан не топтался на месте
эти годы и готов к новому витку развития
в образовательной сфере. Новая же Программа
до 2020 года предусматривает следующие
шаги. Во-первых, совершенствование системы
финансирования, ориентированной на обеспечение
равного доступа к образовательным услугам
путем внедрения механизма подушевого
финансирования, что позволит повысить
эффективность бюджетных расходов и будет
способствовать повышению доступности
качественного образования для разных
слоев населения.
А для педагогов будет вводиться подушевое
финансирование повышения квалификации
– ваучерно-модульная система. Что дает
возможность выбора места и времени прохождения
курса повышения квалификации путем перечисления
суммы оплаты непосредственно самому
педагогу.
Запланировано создание государственной
образовательной накопительной системы
для педагогических кадров. Во-вторых,
произойдет коренная реформа менеджмента
образования, который станет государственно-общественным
по своей сути через внедрение Попечительских
советов и системы корпоративного управления.
То есть, общество получит прямые рычаги
управления образовательной сферой.
Образование, безусловно, является той
лакмусовой бумагой, которая четко показывает
общую социально-экономическую ситуацию
в нашей стране. Очень характерно, что
Казахстан занял 50-е место в ежегодном
рейтинге национального благосостояния
стран Legatum Prosperity Index 2010, опередив Беларусь
(54-е место), Россию (63-е) и Украину (69-е).
Рейтинг страны определяется вычислением
средневзвешенного значения 9 индексов,
отражающих ключевые макроэкономические
показатели, качество образования и здравоохранения,
развитость организацию управления, бизнес
и инновации, социальный капитал и личную
свободу. Причем в этот раз Казахстан значительно
улучшил не только прошлогодние (76-е место
из 104), но позапрошлогодние показатели
(56-я строчка из 104).[4]
Стратегией развития Казахстана
до 2030 года перед системой образования
поставлена цель - обеспечить создание
национальной модели образования и ее
интеграцию в международное образовательное
пространство.
Сильной стороной этой стратегии являются:
- Внедрена предшкольная
подготовка детей.
- Разработаны и внедрены
стандарты среднего общего образования,
на стадии разработки и внедрения
стандарты начального, среднего
и высшего профессионального
образования.
- В основном завершена
компьютеризация системы общего
среднего образования.
- Ведется учет не посещающих
школу детей. При общеобразовательных
школах действует фонд всеобуча,
разработан и внедрен механизм
формирования средств фонда.
- Формирование части студенческого
контингента высших учебных заведений
осуществляется в соответствии
с государственным образовательным
заказом путем централизованного
тестирования абитуриентов и
размещения на конкурсной основе
образовательных грантов и кредитов
из средств государственного
бюджета.
- Родители активно участвуют
в поддержании надлежащего состояния
школ.
- Бюджетное финансирование
образования составляет не менее
4,0% от ВВП, при этом упор делается
на обеспечение конституционных
гарантий в сфере образования
(см. приложение 3).
- В вузах наблюдается
рост числа студентов, обучающихся
на платной основе.
- В государственном и негосударственном
секторах образования внедрены
ускоренные образовательно-профессиональные
программы, а также кратко- и среднесрочные
образовательные программы по
переподготовке специалистов по
востребованным в экономике специальностям.
Слабые стороны
-Имеющиеся коррекционные
и специализированные школы не
обеспечивают полностью потребности
в обучении детей с ограниченными
возможностями в развитии. Недостаточно
количество организаций, обеспечивающих
потребности в обучении и оздоровлении
детей, -страдающих серьезными заболеваниями.
-Имеет место разрыв
преемственности средней и высшей
школы.
-Не обеспечен принцип
преемственности в обучении государственному
языку в организациях образования
всех уровней.
-Слабо развито партнерство
системы образования и сектора
предприятий в решении проблем
профессионального образования.
-Слабо развит неформальный
сектор образования, сокращается
сеть внешкольных организаций
образования.
-Недостатки механизма
лицензирования организаций образования
дают возможность для открытия
частных университетов и колледжей,
своей деятельностью не обеспечивающих
приобретение студентами и учащимися
необходимых знаний, умений и
навыков.
-Существующее явление
протекционизма в высших учебных
заведениях страны негативно
отражается на качестве подготовки
специалистов с высшим профессиональным
образованием.
-Учебные программы системы
переподготовки и повышения квалификации
работников образования не отвечают
требованиям времени, не учитывают
потребности общества.
-Имеет место неадекватная
будущим потребностям страны
подготовка специалистов. Абитуриенты
отдают предпочтение экономическим
и юридическим специальностям. Отсутствие
спроса или малый спрос на
инженерно-технические специальности
создает угрозу будущего недостатка
специалистов и приводит к
необходимости ввоза их из-за
границы.
-Содержание образования
на всех его уровнях не в
полной мере отвечает запросам
общества и экономики страны.
-Все уровни образования
характеризуются слабым материально-техническим
и учебно-методическим обеспечением.
-Не налажен механизм
массового приобретения необходимых
учебников для высших учебных
заведений и монографий ученых
из-за рубежа.
-Малорезультативен механизм
внедрения в учебный процесс разновариантных
учебников.
-Нет возможности организовывать
для значительной части обучающейся
молодежи производственную практику
и лабораторные занятия на
качественном уровне.
-В системе среднего
общего образования произошла
в основном только компьютеризация,
а не информатизация.
-Нет реального механизма
размещения государственного заказа
на проведение научных и инженерных
исследований в ведущих университетах
страны, тем самым не созданы
условия для развития здоровой
конкуренции университетов и
научно-исследовательских институтов
в получении исследовательских
грантов и кредитов, выделяемых
из средств госбюджета.
-Отсутствует система
материального стимулирования работников
и организаций образования за
обеспечение качества обучения.
-В сфере образования
практически отсутствует конкурентный
рынок, что существенно снижает
эффективность затрат.
-Произошедший разрыв
единства воспитания и обучения
приводит к росту употребления
наркотиков, алкоголя и табачных
изделий среди молодежи и подростков.
Ослаблена роль трудового воспитания
и обучения в профессиональной
ориентации учащихся школ.
Отсутствует индустрия образования.
Слабо используются передовые технологии обучения. [7]
Интеграция системы высшего образования
Казахстана в мировое образовательное
пространство— один из долговременных
стратегических приоритетов. Основное
условие интеграции нашей страны в мировое
образовательное пространство — адаптация
Казахстанской образовательной системы
к положениям Лиссабонской конвенции
и Болонской декларации, что предполагает:
12-13-летнее школьное образование, являющееся
допуском к высшему образованию; двухуровневую
систему высшего образования, внедрение
зачетных единиц ECTS — European Credit Transfer System,
переход на целостную систему подготовки
высококвалифицированных кадров: бакалавриат,
магистратуру, докторантуру (PhD) и т.д.
Новые концептуальные подходы предполагают
развитие таких школ и вузов, которые сумеют
эффективно влиять на позитивное социально-экономическое
продвижение общества, в них главный акцент
делается на развитие личности, его мышления
в эмоционально-эстетической, волевой,
интеллектуальных сферах, уделяется внимание
раскрытию творческого потенциала человека,
его политической социализации, качеств,
которые должны проявляться в любой сфере
его профессиональной деятельности.
Рассмотрим цели и задачи, обозначенные
в Государственной программе развития
образования РК:
обновление содержания и структуры образования;
совершенствование учебно-методического
и научного обеспечения образовательного
процесса;
интеграция образования, науки и производства;
усиление экологической подготовки обучающихся;
внедрение новых педагогических, информационных
технологий;
повышение социального статуса педагогических
профессий и др.
От решения каждой из них зависит достижение
конечных обобщенных целей, важнейших
приоритетов Новой образовательной политики
РК, а именно:
повышение качества обучения и воспитания
учащихся;
соответствие системы образования стратегическим
планам социально-экономического развития страны.
Как скоро достижимы эти приоритеты,
каковы наиболее актуальные проблемы,
решение которых ускорит продвижение
к конечным целям сегодняшних планов?
В настоящее время планы правительства
нацелены на широкомасштабные инновационные
преобразования, прежде всего в индустриально-производственной
сфере, ее диверсификацию, внедрение нанотехнологий
и др.