Реформирование системы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 14:24, реферат

Описание работы

Новые образовательные ориентиры получили международное признание в 90-е годы XX в. и приняты в качестве рабочих программ ЮНЕСКО. В докладе Римскому клубу «Нет предела обуче¬нию» сформулированы представления об основных типах обучения в широком смысле слова — как процесс приращения индивидуального и социокультурного опыта. К этим типам обучения относятся: поддерживающее и инновационное обучение.

Файлы: 1 файл

реформирование системы образования.docx

— 66.39 Кб (Скачать файл)

Достаточно ли в нашей стране высококвалифицированных, компетентных специалистов с фундаментальным, естественнонаучным образованием, способных и готовых эффективно реализовывать планируемые преобразования? Ответ очевиден. Острый дефицит компетентных специалистов инженерно-технического состава, кадров и высшего, и среднего профессионального уровня наблюдается на всем постсоветском пространстве, включая Россию и Казахстан. Причины такой ситуации стали уже общеизвестными. На формирование высококвалифицированного креативного кадрового потенциала страны нужны не годы, а десятилетия. Их подготовку следует начинать со школьной скамьи, с раннего возраста — эта весьма тривиальная аксиома, как нам представляется сегодня, должна быть императивом, важнейшим компонентом в концепции развития образования РК до 2015 г.

Любые реформы в образовании предполагают изменения внутри самой педагогической системы обучения и воспитания, функционирование которой определяется, в частности, важнейшими принципами дидактики.

Как известно, в дидактике любая деятельность, в том числе и образовательная, конструируется на основе структуры (А.Н.Леонтьев), включающей: цель — мотив — содержание (средства) — результаты, что явилось базой для возникновения различных педагогических систем (ПС). Любая ПС представляется взаимосвязанной совокупностью инвариантных элементов, а теория вариативного образования требует максимальной полноты компонентов педагогической системы. Таковой, на наш взгляд, является педагогическая система, предлагаемая Л.В.Загрековой и В.В.Николиной, компоненты которой:

  • цели обучения и воспитания;

  • учащиеся;

  • учителя;

  • содержание обучения и воспитания;

  • средства обучения и воспитания;

  • формы организации обучения и воспитания;

  • педагогические процессы (собственно процессы) обучения и воспитания.

Несомненно, главными компонентами любой ПС, выполняющими в ней роль «несущей опоры», являются педагоги и учащиеся, ставящие перед собой определенные цели и стремящиеся к их осуществлению. Именно тандем педагог — учащиеся является непосредственным функционером процесса обучения и воспитания, к которому из года в год предъявляются все более высокие требования.

Именно учитель, педагог-ученый — это квинтэссенция любой образовательной системы, практический исполнитель важнейших новых концептуальных подходов в сфере обучения и воспитания. Каков же социально-экономический, общественный статус учителя-педагога — квинтэссенции образовательной системы сегодня? Где хоть какой-то отблеск былого: «Учитель — звучит гордо!»?

Таким образом, по-прежнему актуальной остается проблема подготовки и формирования компетентных педагогических кадров, в особенности по естественнонаучным дисциплинам.

Реализация следующего приоритета образовательной политики РК — повышение качества обучения (образования) — тоже упирается в проблему повышения качества подготовки учительских кадров. «Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей». Зависимость качества образования от качества подготовки учителя доказывается как множеством статистических данных, так и на практике.

Международные исследования оценки качества образования PIRLS , PISA и другие показывают, что все высокоэффективные школьные образовательные системы отличаются тем, что привлекают к учительской профессии все более качественные человеческие ресурсы. Умение привлечь к учительской профессии подходящие кадры является решающим условием повышения качества обучения.

Например, наиболее успешные системы школьного образования нанимают учителей из высшей по успеваемости трети выпускников школ: из 5 % лучших выпускников в Южной Корее, из 10 % — в Финляндии, из 30 % — в Сингапуре и Гонконге. По оценкам экспертов, в этих же странах имеются наиболее эффективные процедуры многоступенчатого отбора претендентов на учительскую профессию. А в США созданы специальные программы для привлечения в учителя лучших выпускников престижных вузов: в Бостоне это Teacher Resideney, Нью-Йорке и Чикаго — Teaching Fellows и т.д.

Не стоит обольщаться только положительными примерами, в США немало наихудших школьных систем. Например, одна из квалификационных комиссий (The New Commission on the Skills of the American Workforce) отметила: «Сегодня мы нанимаем наших учителей из нижней (по успеваемости) трети выпускников школ, поступивших в колледжи. Учителя не обладают теми знаниями, умениями и навыками, которыми, как мы считаем, должны обладать наши дети». Более категорично аналогичный вывод сформулировал администратор комиссии: «Невозможно дать другим то, чего у тебя нет». [3]

Советская система образования  дает хорошие результаты, только в  обществе, стремящемуся к коммунизму или как минимум к социализму. Так как, система воспитания Советского образования полностью   опирается на коммунистическую идеологию.  Именно в годы непоколебимой веры в коммунистическую идеологию, Советская система образования давала поразительные результаты. Но уже в Брежневские и более поздние годы Советская система начала терять свое качество. По мере  уменьшения веры в коммунистическую идеологию уменьшалось качество Советского образования.  По- другому и не могло быть, ведь в образовании первично воспитание и вторично обучение. Без качественной системы воспитания образование не может давать положительных результатов. Чтобы образование было качественным, оно должно опираться на науку. В данном случае на педагогику и ее основные законы. А один из основных законов педагогики гласит:- " Педагогика  это наука о воспитании  и лишь часть  педагогики есть методология, то есть обучение. «Но сегодняшняя казахстанская система образования не подчиняется  законам педагогики.» Образование не имеющее системы воспитания, так как  получив в наследство от Советского Союза  уже нулевую, разболтанную,  ни на что не опирающуюся  систему  обучения, Казахстан не смог за 20 лет независимости создать новую идеологию, новую систему  воспитания личности, а следовательно и гражданина. Все оправдания министров образования о том, что якобы в Казахстанском  образовании есть система воспитания  от лукавого, так за систему воспитания выдаются элементы предметного воспитания, которые незаметно существовали в Советской методологии  и  не имели связи с  идеологическим воспитанием, составляя лишь 1-2% от общего воспитания. Таким образом, в нарушении закона система обучения поглотила систему воспитания. Следовательно, во главу образования вышел предмет. Теперь каждый предмет не ограниченный в своих потребностях системой образования гребет под себя, как только может и требует, чтобы ему уделяли максимум времени и внимания. Время выделенное ему в школе не хватает , он требует репетиторов и домашнего внимания. Теперь то, что давали в 7-8 классе , дают в 5классе. Предметные учебники лопаются от ненужного материала, никто уже не смотрит на качество, на способность  и возможность усвоения материала, главное чтобы его там было больше. Теперь  все – общество, государство, учителя и даже родители идут на поводу у предмета. Критериями оценки ребенка стали ни его человеческие качества, а успеваемость по предметам, выигрыши в олимпиадах, отличные результаты по всяким предметам. В школах не осталось педагогов, все они превратились в преподавателей-предметников. А между тем каждый педагог, воспитатель и родитель должен помнить, что ребенок не сосуд, который надо наполнить , а факел который надо зажечь. Что же делаем все мы, мы воспринимаем ребенка как 100 литровую бочку. Школа судорожно заливает в ребенка  огромное количество предметной смеси, причем самого низшего качества. Но и такой сосуд заполняется очень быстро, и  тогда - как школа так и глупые родители начинают утрамбовывать всю эту смесь, не обращая на то, что у ребенка как в душе , так и в голове -каша от всей этой ненужной и некачественной информации. Но и на этом мы не успокаиваемся, гонимые  желанием  получить способного ребенка мы вместе с учителями дальше пихаем  в ребенка знания, которые в большинстве своем никогда ему не пригодятся. И вот вся эта каша за годы превращается в один сплошной камень в душе ребенка. Спасаясь от такого образования и воспитания, он  создает твердую, непроницаемую защитную оболочку, а потом мы удивляемся, откуда у подростков столько черствости, злости, безразличия и бездушия. Поставив обучение выше воспитания, мы  убиваем  в ребенке человека, калечим его, отнимая здоровье  и все это в угоду порой ненужных предметных знаний, не соответствующим действительности отметкам и неподтвержденных знаниями аттестатов и дипломов. Не слишком ли большая цена за показуху. Но мы то верим государству и думаем что делаем лучше нашим детям, пропуская мимо ушей высказывания великих педагогов " Образованный человек отличается от необразованного лишь одной, но главнейшей особенностью - духовностью."  "Воспитание и только воспитание цель школы" И. Песталоцци   " Обучение наукам способствует развитию добродетели в людях с хорошими духовными задатками, в людях не имеющих таковых задатков, оно ведет лишь к тому, что они становятся  еще более глупыми и дурными". Д. Локк     "Знание без нравственного смысла - это меч в руках сумасшедшего" Сократ . и т.д. И так, из всего вышесказанного следует то, что необходима идеология, концепция и система духовно-нравственного развития и воспитания личности в системе образования. Необходимо поставить систему с головы на ноги, т.е.  методологию - обучение сделать частью системы воспитания, а не наоборот, как это сейчас. Вторая причина того, что  настоящая Казахстанская система образования доставшаяся нам в наследство от развалившегося Советского Союза изжила себя в таком виде заключается в том, что  нарушен еще один закон педагогики- Школа и общество не отделимы и должны развиваться в одном направлении. Сегодня казахстанское общество пытается  строить развитой капитализм, а система образования  все еще в принципе Советская, в ней все еще та же командно-административная система управления, это все также авторитарная система имеющая предметно-ориентированную, продуктивную  технологию. Получается нонсенс - образование все еще движется к коммунизму, а общество движется в противоположную сторону к капитализму, где форма собственности уже не коллективная, а частная, индивидуальная, где командные методы управления уже не имеют должного эффекта, где  особо ценится, не умение автоматически исполнять приказы, а умение самостоятельно творчески мыслить и трудиться. Личность сегодня имеет первостепенное значение. Именно личностные качества сегодня более всего влияют на все сферы - экономику, политику и т.д. Но может ли сегодняшняя казахстанско - советская  система образования формировать и воспитывать личность? Система которая изначально создана для  подавления личности ради интересов коллектива, которая предназначена  для  безоговорочного исполнения приказов сверху, не проявляя ненужных инициатив, как эта  авторитарная, командно-административная система может  воспитывать  личность для  рыночных капиталистических отношений?. Не сумев "вчера " правильно сориентировать и реформировать систему образования  мы получили уже сегодня кучу проблем (кадровый дефицит, поголовная коррупция, безнравственность менталитет и многое другое). Причина в том, что мы наплевали еще на один закон педагогики : школа создает общество и проектирует  будущие процессы в нем.  Чтобы не перечислять все глупейшие нарушения законов педагогики казахстанской системой образования  можно сказать лишь то, что эта система взяла за основу безжизненную ,  уже бездыханную, почти нулевую  Советскую систему образования, выбросила уже из этой почти мертвой системы все самое лучшее ( это  качественную методологию точных, технических предметов, качественные учебники, наличие нравственных  общечеловеческих принципов в системе воспитания), а приняла все самое худшее (это командно-административную систему управления, отсутствие общ. контроля, подавление личности учащихся, предметная продуктивность в гуманитарных науках, и т.д.) Кроме того, казахстанская система образования  неосознанно  переняла все самое худшее из капиталистической системы образования ( культ материального благосостояния, отсутствие нравственных общечеловеческих принципов в системе воспитания  и т.д), плюс  национальные особенности (казнокрадство, поголовная чиновничья  коррупция, и т.д.). Все это под названием казахстанская система образования, естественно, отрицательно сказывается  на  воспитании и обучении учащихся, вся эта система медленно, но верно развращает и губит казахстанское общество, все больше и больше уничтожая мораль, нравственность и веру в справедливость, честность и  заботу о людях. Все больше уничтожая веру в благополучное будущее, именно поэтому  большая часть молодежи  уже сегодня открыто  думает о том, как бы покинуть Казахстан. На сегодняшний момент власти предложено немало  прекрасных, действенных концепций и методик по настоящему реформированию системы образования.  Если сегодня просто все сделать наоборот, взять все лучшее  из советской, европейской систем  образования, а выкинуть все плохое, уже эффект был бы значительный ( к примеру вместо командно-административной системы управления взять демократическую систему самоуправления и т. д). Но дело в том, что власть не готова и не хочет реального реформирования системы образования. Министерство Образования выдает за реформирование (ЕНТ, Болашак и т. д). Но это лишь крошечная часть, внесенная в реформу образования. Та же советская система образования произошла от германской системы образования Герберта и от  классно-поурочной системы Яна Амоса Каменского. Другое дело, что власть не хочет и даже всячески не дает реформировать систему образования. Реформирование  системы образования  может произойти только при достаточно проявленной воли  народа.

В Казахстане грядет реформа в образовании

Правда, она попахивает коррупцией и наверняка прибавит работы финансовой полиции в части борьбы с нецелевым использованием бюджетных денег и пресловутым созданием «мертвых душ» среди учеников.

Но есть и хорошие предпосылки для проведения реформы. В 2015 году все школы республики перейдут на новый механизм финансирования - подушевой норматив. Это означает, что школы будут получать из бюджета столько денег, сколько заслуживают своим трудом и качеством преподавания. Чем больше ребят будут хотеть учиться в этой школе, тем больше денег школа получит из бюджета. Тогда как сегодня бюджет выделяет всем школам примерно одинаковые суммы. Теперь уравниловки не будет.

Сейчас эта финансовая реформа обсуждается лишь в узких управленческих кругах и совсем не обсуждается с теми, кого это новшество коснется напрямую - с учителями и родителями. А тема для обсуждения есть - новая реформа может привести к росту коррупции в системе образования. Но обо всем по порядку.

Что такое «подушевое финансирование», зачем оно вводится в Казахстане, какие выгоды получат школьники? Об этом на страницах «Литера» рассказала руководитель общественного объединения «Образование и развитие» Нина Еркаева. Именно это объединение совместно со столичным центром исследований «Сандж» и петропавловским общественным объединением «Активная молодежь СКО» при поддержке Фонда «Сорос-Казахстан» проводит разъяснения по данной реформе и реализует исследовательский проект «Совершенствование системы финансирования среднего образования».

- Нормативно-подушевая модель финансирования школы - это финансирование по формуле «в расчете на одного ученика», - говорит Нина Еркаева. - То есть школа будет получать из бюджета деньги пропорционально численности обучающихся в ней учеников. К примеру, нормативное бюджетное финансирование в расчете на одного ученика составляет 20 тысяч тенге в год. Это значит, что если в школе учатся 700 учеников, то она получит в год 14 млн тенге. Если же в школе учатся 500 детей, то она, соответственно, получит меньше - 10 млн тенге. Если 800, то получит больше денег - 16 млн тенге.

Можно сказать, что бюджет школы формируют сами учащиеся: уйдет ученик из этой школы и денег здесь станет меньше, а там, куда он придет, денег станет больше.

Данная система призвана обеспечить прозрачность всех денежных потоков в образовательной сфере. Ученик будет сам выбирать школу: если его устраивает то, как учитель преподает, если он чувствует, что его знания крепнут, если в школе созданы все условия для получения знаний, если к нему относятся как к личности, то «переманить» ученика в другую школу будет очень трудно.

Географические и другие специфические различия также будут учтены. После утверждения единого подушевого норматива для всех учебных заведений будет утвержден перечень поправочных коэффициентов, которые как раз и учитывают эти индивидуальные особенности школ. Это расположение школы, учет обучающих и воспитательных программ для здоровых учеников и детей с отклонениями в развитии, это способность обучать трудных подростков, которые есть в каждой школе, учет количества детей из малообеспеченных и бедных семей и так далее. Все деньги от подушевого финансирования пойдут на зарплату учителям и на обеспечение учебного процесса. В каких-то школах зарплата вырастет, в других останется прежней. Но зато у педагогов появится стимул работать, а не ждать от государства повышения зарплаты.

Это новшество включено в принятую государственную программу развития образования на 2011-2020 годы. Ожидается, что применение новых механизмов финансирования образования повысит эффективность бюджетных расходов и качество образования.

Дорогие школьники

Комфортнее всех от этой реформы себя будут чувствовать дети с ограниченными возможностями. На их обучение подушевое финансирование будет гораздо выше, чем на других, поскольку учителю придется приложить больше усилий для освоения слаборазвитым ребенком знаний.

Не секрет, что сейчас школы неохотно берут учеников, имеющих ограничения в развитии. Директора ссылаются на нехватку мест, на отсутствие специалистов, пугают родителей таких детей сложной образовательной программой. А с внедрением новых принципов финансирования повысится заинтересованность школы в обучении таких детей. Так как ребенок с ограниченными возможностями «будет стоить дороже» и для его обучения школе будут даваться определенные надбавочные коэффициенты.

Надбавочные коэффициенты будут предусмотрены и для детей с девиантным поведением, то есть склонных к хулиганству, прогулам, одним словом, двоечников.

- Надбавка предусмотрена, потому что директора многих  школ всегда отмахиваются от  «трудных» подростков, чтобы сохранить  имидж школы, - говорит Нина Еркаева. - Но теперь государство будет стимулировать педагогов к тому, чтобы они работали с такими детьми и помогали им стать дисциплинированными и образованными. Такие же надбавки предусмотрены и для детей из малообеспеченных, бедных семей. Им не всегда уделяется должное внимание со стороны педагогов. Поэтому за счет надбавок эта прослойка общества сможет получать больше знаний.

Из республиканского бюджета на образование выделяются огромные деньги. Система образования забирает от этого пирога один из самых больших кусков. Поэтому беспокойство Министерства образования о том, чтобы деньги распределялись правильно, вполне понятно. Но неужели эта реформа упирается только в вопросы распределения денег? Не пострадает ли качество образования?

Деньги системе образования действительно выделяются немалые. В 2011 году финансирование образования из бюджета выросло на 203 млрд тенге и составило более 1 трлн тенге, или 3,8 процента от валового внутреннего продукта. Но рекомендуемого ЮНЕСКО уровня финансирования образования - 5-6 процентов от ВВП - мы еще не достигли. И до сих пор доступ к качественным образовательным услугам является актуальной проблемой. Отечественное образование сегодня малоконкурентно.

Затраты на одного ученика в Казахстане - одни из самых низких в мире. В 2009 году они составляли 117 тысяч 99 тенге, а в 2007 году всего 88300 тенге. Очевидно, что ситуация улучшается. Но, несмотря на это, наша страна остается в списке отстающих.

Сравните: в США расходы на одного ученика в 2009 году составили 9938 долларов, в Норвегии - 11109 долларов, в Люксембурге - 17876, а в Китае, Японии и Корее порядка 6-7 тысяч долларов. В то же время нельзя считать, что чем больше вкладываешь денег в образование, тем лучше. Принято считать, что американское образование не такое уж и хорошее, несмотря на то, что денег на него выделяется гораздо больше. Поэтому качество образования зависит не только от материальных ресурсов. Есть прямая зависимость от методов и систем обучения. Если не обеспечить учителю, ученику и родителю возможности самостоятельно выбирать систему обучения, форму обучения, содержание обучения, то ситуация в образовании не улучшится ни в качестве, ни в воспитательной и духовно-нравственной сферах. Другое дело, что новая модель финансирования повысит вероятность того, что вышеперечисленные вещи наконец-то будут допущены в школьную практику Казахстана.

Если размеры финансирования школ будут зависеть от особенностей учебных программ, то завтра может оказаться, что все школы захотят стать лицеями и гимназиями и будут учить только одаренных детей?

Здоровая конкуренция не мешает никогда. Наоборот, школы будут заинтересованы в высоких результатах образования и будут бороться за количество учеников. Каждая школа будет стремиться принять большее количество учеников, следовательно, будет стараться повышать качество своих услуг, чтобы привлекать этих учащихся. Учителя будут заинтересованы в результатах достижений школьников. Предполагается, что все вышеперечисленное непременно улучшит качество образовательных услуг.

Если учителя будут стремиться привлекать в стены своей школы учеников, то и зарплата увеличится. Сегодня у директоров школ нет рычагов, которые они могли бы применить для поощрения тех, кто работает очень хорошо, или наказать материально за низкий уровень преподавания. Предполагается, что после введения подушевого норматива такая возможность появится. Фонд оплаты труда будет делиться на базовую и стимулирующую части. Стимулирующая часть может колебаться от 20 до 40 процентов от фонда оплаты труда, и эту величину определяет сама школа. Также руководство школы самостоятельно определяет, кому, за что и насколько повысить оплату. В этой ситуации должен быть орган, который обеспечивает открытость и гласность деятельности школ. Контроль тут могут взять родители учеников. Без этого процесс стимулирования может превратиться в поощрение любимчиков администрации и наказания строптивых педагогов.

«Мертвые души» в школах

Одной рукой совершенствуя финансовую сторону в системе образования, другой рукой чиновники создают условия для коррупции. Ведь каждый ученик станет на вес золота. Чтобы увеличить численность учащихся, администрации школ вполне могут внести в списки пару десятков «мертвых душ».

Информация о работе Реформирование системы образования