Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 14:24, реферат
Описание работы
Новые образовательные ориентиры получили международное признание в 90-е годы XX в. и приняты в качестве рабочих программ ЮНЕСКО. В докладе Римскому клубу «Нет предела обуче¬нию» сформулированы представления об основных типах обучения в широком смысле слова — как процесс приращения индивидуального и социокультурного опыта. К этим типам обучения относятся: поддерживающее и инновационное обучение.
Это не исключено. Чтобы выбить
себе достойное финансирование, школы
могут зачислять несуществующих учеников.
Такой печальный опыт есть в России, где
введена подобная практика финансирования
школ. Но чтобы этого избежать, контролирующие
органы должны периодически проводить
ревизии и сверять реальное количество
учеников с теми, что указаны в списках.
Коррупция любит тишину и боится гласности.
Если проверки будут проводиться как минимум
пару раз в год, то коррупционных «мертвых
душ» не будет.
В общем, в скором времени за
учеников начнется битва. Высок риск, что
у школ будет исключительно коммерческий
интерес к ученикам. Они будут рассматриваться
как объекты, приносящие прибыль школе.
И вот тут появится отличная среда для
коррупции! Директора школ ради сохранения
численности учащихся, а значит, сохранения
денег будут делать все, чтобы ученик не
был отчислен за неуспеваемость. А значит,
появится возможность «развести» экзамен
и купить аттестат. Ведь педагог и ученик
окажутся в некотором смысле в одной лодке…
В исследованиях уровня образованности
приняли участие 15-летние школьники из
57 стран [8]. Оценивались: естественнонаучная
грамотность; математическая грамотность;
грамотность чтения. Приведенная нами
таблица ограничена перечнем только первой
десятки стран, учащиеся которых набрали
наивысшие баллы. Из нее видно, что страны
с наиболее эффективными процедурами
отбора будущих учителей находятся в верхней
половине десятки — Финляндия, Гонконг,
Южная Корея и др. Здесь же отметим, что
в Японии (входящей в эту первую десятку)
школьные учителя входят в категорию 25
% самых высокооплачиваемых специалистов,
для сравнения — в России заработная плата
педагогов составляет 50-60 % от средней
по экономике.
Вернемся к вопросу реформирования образования
в РК и выделенным нами ее приоритетным
целям — повышения качества образования
и соответствия системы образования стратегическим
планам социально-экономического развития
страны.
Вполне диалектично, что для реального
повышения качественного уровня системы
образования (обучения) необходим адекватный
кадровый потенциал учителей — квинтэссенции
любой педагогической системы.
Как же решается проблема подготовки
и формирования компетентных учительских
кадров — педагогов новой формации? Ничего
оптимистичного в настоящее время не наблюдается,
по крайней мере, в столице. Сверхвысокие
конкурсы на финансово-экономические
специальности становятся непреодолимым
барьером даже для самых лучших выпускников
школ — отличников и медалистов (2007-2008
гг.) и противоположная ситуация — отторжение
молодежи от системы образования, как
сферы их будущей профессиональной деятельности.
Об этом свидетельствуют наборы абитуриентов
на специальности, предусматривающие
работу в школе, например, по естественнонаучным
дисциплинам: Химия в школе (Хш), Биология
в школе (Бш), Физика в школе (Фш), далее
Мш, Иш и другие. В 2006 г. на специальности
Бш и просто Биология (Б) было по одному
студенту на место, а на других из перечисленных
— максимум до 5-6 студентов. Такая ситуация
складывается и в настоящее время. Естественно,
что руководство университета решило
закрыть наборы на эти специальности,
несмотря на отсутствие педагогического
вуза в столице.
Приведенные факты наводят на мысль,
что спектр профессионального разнообразия
определяется предпочтениями абитуриентов
(молодежи) — не выбрали они специальности
Фш, Хш, Бш и другие — закрылись наборы
на необходимые для сферы образования
профессии. Что же ожидает в такой ситуации
систему образования? Попытки регулировать
предпочтения и выбор абитуриентов выделением
определенного количества грантов не
дали пока ощутимых результатов — рейтинги
педагогических (учительских) профессий
остаются крайне низкими. Не привлекает
абитуриентов и то, что на вышеуказанные
специальности проходные баллы устанавливались
ниже, чем на самые престижные, с точки
зрения сегодняшней молодежи, специальности.
Следует отметить, что для поддержания
и поднятия системы образования на более
высокий качественный уровень в нынешних
непростых социально-экономических условиях
делается немало позитивного: для сельской
школы — выдача кредитов на приобретение
жилья, «подъемные» — для тех, кто решил
трудиться в сельских школах и т.д.
Однако это решение точечных, локальных,
давно назревших и перезревших проблем,
а нынешняя ситуация, как представляется
автору, требует более серьезных, более
кардинальных мер для обновления и повышения
качественного уровня кадрового потенциала
системы образования. Необходимо формирование
педагогов новой формации — учителя-ученого-воспитателя
в одном лице, создание привлекательного
для молодежи имиджа современного учителя,
особенно по естественнонаучным дисциплинам.
Сложившиеся нынешние обстоятельства
в сфере образования не могут не вызывать
серьезной озабоченности у автора данной
статьи, посвятившего половину столетия
служению высшей школе Казахстана, а именно
обучению студентов физике — фундаментальной
науке о природе, базисе всех научно-технических
достижений современной цивилизации,
основе всех инновационных преобразований
в любой индустриально-производственной
сфере, основе для развития и внедрения
нанотехнологий, лидеру всего современного
естествознания. Глубокое разочарование
вызывало и продолжает вызывать стремительное
падение интереса у молодежи ко всем естественным
наукам в последние десятилетия, на фоне
социально-экономических изменений в
стране — перехода к рыночным отношениям,
ставящим во главу угла материально-финансовые
ценности. В результате ощущается острый
дефицит компетентных высококвалифицированных
инженерно-технических кадров с фундаментальным
естественнонаучным образованием, так
необходимых стране сегодня для индустриальноинновационных
преобразований, провозглашенных Главой
государства в своем Послании народу Казахстана
29 января 2010 г.[4]
Заключение.
Таким образом, повышение качества обучения
упирается в проблему подготовки педагогических
кадров — педагогов новой формации, способных
на основе инновационных технологий обучения
развивать у учащихся еще на школьной
скамье познавательный интерес прежде
всего к естественным наукам: физике, химии,
астрономии, биологии. Очевидно и то, что
ни один сколь угодно блестящий суперпедагог
не сможет эффективно развивать познавательный
интерес к фундаментальным наукам без
соответствующего современным требованиям
оснащения учебных лабораторий и предметных
кабинетов необходимым учебно-исследовательским
оборудованием, измерительными приборами,
реактивами, аудиовизуальными и другими
средствами, составляющими дидактические
комплексы.
Чрезвычайную важность поднятия (хотя
бы на прежний, доперестроечный уровень)
интереса молодежи к естественным наукам
вообще трудно переценить. Не требует
никаких обоснований, что именно достижения
естественных (фундаментальных и прикладных)
наук всегда определяли и будут определять
и политическую, и экономическую, и военную
мощь любого государства, особенно в нынешний
век стремительного научно-технического
прогресса.
В связи с изложенным выше, нам представляется,
что важнейшей стратегией Министерства
образования и науки, всего правительства
РК и общества в целом в сфере среднего
и высшего образования сегодня должно
стать поднятие престижа, реноме педагога,
стимулирование интереса молодежи к педагогическим
профессиям и естественным наукам. Для
этого у нашей страны немало возможностей,
за время своей независимости достигшей
колоссальных успехов в своем успешном
прогрессивном развитии на благо каждого
человека и всего народа.
Процессы глобализации также требуют
от национальных систем высшего образования
новой целевой ориентации, учитывающей
потребности в международной солидарности.
В условиях глобализации неизбежна универсализация
содержания и технологий образования,
которую невозможно остановить при существующих
мировых информационных и коммуникационных
системах в виде Интернет. Происходит
интернационализация высшего образования,
которая постепенно приобретает черты
качественно нового этапа – интеграции,
всемерного сближения национальных образовательных
систем, их взаимодополняемости. Превращение
высшего образования в мировую социальную
систему характеризуется множеством взаимосвязанных
элемен тов разного уровня и характера.
Занимая свое специфическое место на рынке
образо вательных услуг, вузы взаимодействуют
в форме сотрудничества или соперничества,
вырабатывая основные ориентиры этого
рынка.
Потребность в устойчивости системы
высшего образования предполагает постоянное
ее развитие и приспособление к меняющимся
условиям современного мира.
В этой связи кризис высшего образования,
о котором пишут многие эксперты в последние
годы, есть не что иное, как сигнал к необходимости
реформирования его содержания, форм и
задач в ответ на “вызов эпохи”. Кризис
усиливает потребность в международной
интеграции высшего образования.[5]
Таким образом, интеграция высшего образования
в мировую систему - это объективно развивающийся
процесс, в который можно пытаться не включаться,
но который нельзя не замечать. Международное
сотрудничество, являясь мощным рычагом
развития мировой системы высшего образования,
призвано решить ряд актуальных задач,
таких как:
- соблюдение адекватности содержания
и уровня высшего образования потребностям
экономики, политики, социокультурной
сферы общества;
- выравнивание уровней подготовки специалистов
в разных странах и регионах;
- укрепление международной солидарности
и партнерства в сфере высшего образования;
- совместное использование знаний и
навыков в разных странах и на разных континентах;
- содействие развитию высших учебных
заведений, особенно в развивающихся странах,
в том числе с помощью финансирования
из международных фондов;
- координация деятельности образовательных
учреждений в целях развития высшего образования;
- стимулирование общего повышения гибкости,
охвата и качества высшего образования,
способствующего устранению причин “утечки
умов”;
- поощрение конкуренции научных школ
и образовательных систем в сочетании
с академической солидарностью и взаимопомощью.
Анализируя практику реформирования
образования в разных странах мира, можно
выделить несколько ключевых моментов,
решение которых будет способствовать
изменению взглядов на систему образования
в 21 веке:
- обращение особого внимания
на дошкольную подготовку и обучение младших
школьников;
- развитие каждого учащегося
в соответствии с его склонностями и способностями,
индивидуализация и дефференциация обучения,
развитие критического мышления учащихся,
умения рефлексивного оценивания собственных
достижений;
- обучение в условиях неравенства
стартовых позиций учащихся (социальных,
языковых, религиозных);
- развитие у учащихся навыков
саморегуляции, самообучения, изучение
вопросов мотивирования;
- изменение подхода к оцениванию
образовательных достижений, более широкое
использование критериального оценивания,
изменение содержательного подхода к
суммативному оцениванию и целей его проведения;
- использование новых подходов
в обучении и преподавании;
- изменение видения профессионального
развития школьных учителей, системы повышения
квалификации;
- разработка показателей для
сопоставления стран и предоставление
информации, способствующей принятию
решения о преобразованиях (например,
такая работа проводится ОЭСР).
И для страны в целом и для отдельно
взятой школы очень важно получить истинную
картину, установить действующие взаимосвязи,
оценить необходимость внесения тех или
иных изменений.
Сознавая всю важность и необходимость
преобразований, следует вносить изменения
на основе мониторинга, позволяющего определить
проблемы и приоритетные направления
реформирования. Кроме того, необходимо
понимать тот факт, что механический перенос
одной системы (страны, отдельно взятой
школы с ее сложившейся культурой) на другую
невозможен в силу сложившихся традиций
современного образования и общественного
уклада.
Любая школа является частицей
системы образования страны, выполняя
социальный заказ общества, а, следовательно,
организация обучения в ней идет в соответствии
с принятыми в стране законами, проводимыми
реформами. И если на уровне собственной
школы невозможно решить проблему направления
реформирования образования, определения
содержания образования, создания качественной
учебной и методической литературы, платности
образования, то выбор технологий, методик
и приемов преподавания остается правом
действующего, неравнодушного к результатам
своего труда педагогического коллектива
и отдельных его участников. [6]
Список использованной литературы:
Государственная программа
развития образования в Республике Казахстан
до 2010 года. - Астана, 2004
Стратегический план развития
Республики Казахстан до 2010 года. – Алматы,
2000
Научно-методическое
пособие «Реформа системы образования
и здравоохранения». 1 ноября 2013 года
http://bnews.kz/ Госпрограмма «Образование–2020»
Государственная программа
развития образования в Республике Казахстан
на 2005-2010 годы // Образование в РК.
Концепция развития
образования Республики Казахстан до
2015 года // Педагогический вестник. — 2003.
— № 12.
{HYPERLINK http://jazzyhat.com/politika/65-reformirovanie-sistemy-obrazovaniya-kazahstana.html} Реформирование системы образования Казахстана