Реформирование системы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 14:24, реферат

Описание работы

Новые образовательные ориентиры получили международное признание в 90-е годы XX в. и приняты в качестве рабочих программ ЮНЕСКО. В докладе Римскому клубу «Нет предела обуче¬нию» сформулированы представления об основных типах обучения в широком смысле слова — как процесс приращения индивидуального и социокультурного опыта. К этим типам обучения относятся: поддерживающее и инновационное обучение.

Файлы: 1 файл

реформирование системы образования.docx

— 66.39 Кб (Скачать файл)

Это не исключено. Чтобы выбить себе достойное финансирование, школы могут зачислять несуществующих учеников. Такой печальный опыт есть в России, где введена подобная практика финансирования школ. Но чтобы этого избежать, контролирующие органы должны периодически проводить ревизии и сверять реальное количество учеников с теми, что указаны в списках. Коррупция любит тишину и боится гласности. Если проверки будут проводиться как минимум пару раз в год, то коррупционных «мертвых душ» не будет.

В общем, в скором времени за учеников начнется битва. Высок риск, что у школ будет исключительно коммерческий интерес к ученикам. Они будут рассматриваться как объекты, приносящие прибыль школе. И вот тут появится отличная среда для коррупции! Директора школ ради сохранения численности учащихся, а значит, сохранения денег будут делать все, чтобы ученик не был отчислен за неуспеваемость. А значит, появится возможность «развести» экзамен и купить аттестат. Ведь педагог и ученик окажутся в некотором смысле в одной лодке…

В исследованиях уровня образованности приняли участие 15-летние школьники из 57 стран [8]. Оценивались: естественнонаучная грамотность; математическая грамотность; грамотность чтения. Приведенная нами таблица ограничена перечнем только первой десятки стран, учащиеся которых набрали наивысшие баллы. Из нее видно, что страны с наиболее эффективными процедурами отбора будущих учителей находятся в верхней половине десятки — Финляндия, Гонконг, Южная Корея и др. Здесь же отметим, что в Японии (входящей в эту первую десятку) школьные учителя входят в категорию 25 % самых высокооплачиваемых специалистов, для сравнения — в России заработная плата педагогов составляет 50-60 % от средней по экономике.

Вернемся к вопросу реформирования образования в РК и выделенным нами ее приоритетным целям — повышения качества образования и соответствия системы образования стратегическим планам социально-экономического развития страны.

Вполне диалектично, что для реального повышения качественного уровня системы образования (обучения) необходим адекватный кадровый потенциал учителей — квинтэссенции любой педагогической системы.

Как же решается проблема подготовки и формирования компетентных учительских кадров — педагогов новой формации? Ничего оптимистичного в настоящее время не наблюдается, по крайней мере, в столице. Сверхвысокие конкурсы на финансово-экономические специальности становятся непреодолимым барьером даже для самых лучших выпускников школ — отличников и медалистов (2007-2008 гг.) и противоположная ситуация — отторжение молодежи от системы образования, как сферы их будущей профессиональной деятельности. Об этом свидетельствуют наборы абитуриентов на специальности, предусматривающие работу в школе, например, по естественнонаучным дисциплинам: Химия в школе (Хш), Биология в школе (Бш), Физика в школе (Фш), далее Мш, Иш и другие. В 2006 г. на специальности Бш и просто Биология (Б) было по одному студенту на место, а на других из перечисленных — максимум до 5-6 студентов. Такая ситуация складывается и в настоящее время. Естественно, что руководство университета решило закрыть наборы на эти специальности, несмотря на отсутствие педагогического вуза в столице.

Приведенные факты наводят на мысль, что спектр профессионального разнообразия определяется предпочтениями абитуриентов (молодежи) — не выбрали они специальности Фш, Хш, Бш и другие — закрылись наборы на необходимые для сферы образования профессии. Что же ожидает в такой ситуации систему образования? Попытки регулировать предпочтения и выбор абитуриентов выделением определенного количества грантов не дали пока ощутимых результатов — рейтинги педагогических (учительских) профессий остаются крайне низкими. Не привлекает абитуриентов и то, что на вышеуказанные специальности проходные баллы устанавливались ниже, чем на самые престижные, с точки зрения сегодняшней молодежи, специальности.

Следует отметить, что для поддержания и поднятия системы образования на более высокий качественный уровень в нынешних непростых социально-экономических условиях делается немало позитивного: для сельской школы — выдача кредитов на приобретение жилья, «подъемные» — для тех, кто решил трудиться в сельских школах и т.д.

Однако это решение точечных, локальных, давно назревших и перезревших проблем, а нынешняя ситуация, как представляется автору, требует более серьезных, более кардинальных мер для обновления и повышения качественного уровня кадрового потенциала системы образования. Необходимо формирование педагогов новой формации — учителя-ученого-воспитателя в одном лице, создание привлекательного для молодежи имиджа современного учителя, особенно по естественнонаучным дисциплинам.

Сложившиеся нынешние обстоятельства в сфере образования не могут не вызывать серьезной озабоченности у автора данной статьи, посвятившего половину столетия служению высшей школе Казахстана, а именно обучению студентов физике — фундаментальной науке о природе, базисе всех научно-технических достижений современной цивилизации, основе всех инновационных преобразований в любой индустриально-производственной сфере, основе для развития и внедрения нанотехнологий, лидеру всего современного естествознания. Глубокое разочарование вызывало и продолжает вызывать стремительное падение интереса у молодежи ко всем естественным наукам в последние десятилетия, на фоне социально-экономических изменений в стране — перехода к рыночным отношениям, ставящим во главу угла материально-финансовые ценности. В результате ощущается острый дефицит компетентных высококвалифицированных инженерно-технических кадров с фундаментальным естественнонаучным образованием, так необходимых стране сегодня для индустриальноинновационных преобразований, провозглашенных Главой государства в своем Послании народу Казахстана 29 января 2010 г.[4]

Заключение.

Таким образом, повышение качества обучения упирается в проблему подготовки педагогических кадров — педагогов новой формации, способных на основе инновационных технологий обучения развивать у учащихся еще на школьной скамье познавательный интерес прежде всего к естественным наукам: физике, химии, астрономии, биологии. Очевидно и то, что ни один сколь угодно блестящий суперпедагог не сможет эффективно развивать познавательный интерес к фундаментальным наукам без соответствующего современным требованиям оснащения учебных лабораторий и предметных кабинетов необходимым учебно-исследовательским оборудованием, измерительными приборами, реактивами, аудиовизуальными и другими средствами, составляющими дидактические комплексы.

Чрезвычайную важность поднятия (хотя бы на прежний, доперестроечный уровень) интереса молодежи к естественным наукам вообще трудно переценить. Не требует никаких обоснований, что именно достижения естественных (фундаментальных и прикладных) наук всегда определяли и будут определять и политическую, и экономическую, и военную мощь любого государства, особенно в нынешний век стремительного научно-технического прогресса.

В связи с изложенным выше, нам представляется, что важнейшей стратегией Министерства образования и науки, всего правительства РК и общества в целом в сфере среднего и высшего образования сегодня должно стать поднятие престижа, реноме педагога, стимулирование интереса молодежи к педагогическим профессиям и естественным наукам. Для этого у нашей страны немало возможностей, за время своей независимости достигшей колоссальных успехов в своем успешном прогрессивном развитии на благо каждого человека и всего народа.

Процессы глобализации также требуют от национальных систем высшего образования новой целевой ориентации, учитывающей потребности в международной солидарности. В условиях глобализации неизбежна универсализация содержания и технологий образования, которую невозможно остановить при существующих мировых информационных и коммуникационных системах в виде Интернет. Происходит интернационализация высшего образования, которая постепенно приобретает черты качественно нового этапа – интеграции, всемерного сближения национальных образовательных систем, их взаимодополняемости. Превращение высшего образования в мировую социальную систему характеризуется множеством взаимосвязанных элемен тов разного уровня и характера. Занимая свое специфическое место на рынке образо вательных услуг, вузы взаимодействуют в форме сотрудничества или соперничества, вырабатывая основные ориентиры этого рынка.

Потребность в устойчивости системы высшего образования предполагает постоянное ее развитие и приспособление к меняющимся условиям современного мира.

В этой связи кризис высшего образования, о котором пишут многие эксперты в последние годы, есть не что иное, как сигнал к необходимости реформирования его содержания, форм и задач в ответ на “вызов эпохи”. Кризис усиливает потребность в международной интеграции высшего образования.[5]

Таким образом, интеграция высшего образования в мировую систему - это объективно развивающийся процесс, в который можно пытаться не включаться, но который нельзя не замечать. Международное сотрудничество, являясь мощным рычагом развития мировой системы высшего образования, призвано решить ряд актуальных задач, таких как:

„- соблюдение адекватности содержания и уровня высшего образования потребностям экономики, политики, социокультурной сферы общества;

„- выравнивание уровней подготовки специалистов в разных странах и регионах;

„- укрепление международной солидарности и партнерства в сфере высшего образования;

„- совместное использование знаний и навыков в разных странах и на разных континентах;

„- содействие развитию высших учебных заведений, особенно в развивающихся странах, в том числе с помощью финансирования из международных фондов;

„- координация деятельности образовательных учреждений в целях развития высшего образования;

„- стимулирование общего повышения гибкости, охвата и качества высшего образования, способствующего устранению причин “утечки умов”;

„- поощрение конкуренции научных школ и образовательных систем в сочетании с академической солидарностью и взаимопомощью.

Анализируя практику реформирования образования в разных странах мира, можно выделить несколько ключевых моментов, решение которых будет способствовать изменению взглядов на систему образования в 21 веке:  
- обращение особого внимания на дошкольную подготовку и обучение младших школьников;  
- развитие каждого учащегося в соответствии с его склонностями и способностями, индивидуализация и дефференциация обучения, развитие критического мышления учащихся, умения рефлексивного оценивания собственных достижений;  
- обучение в условиях неравенства стартовых позиций учащихся (социальных, языковых, религиозных);  
- развитие у учащихся навыков саморегуляции, самообучения, изучение вопросов мотивирования;  
- изменение подхода к оцениванию образовательных достижений, более широкое использование критериального оценивания, изменение содержательного подхода к суммативному оцениванию и целей его проведения;  
- использование новых подходов в обучении и преподавании;  
- изменение видения профессионального развития школьных учителей, системы повышения квалификации;  
- разработка показателей для сопоставления стран и предоставление информации, способствующей принятию решения о преобразованиях (например, такая работа проводится ОЭСР). 

И для страны в целом и для отдельно взятой школы очень важно получить истинную картину, установить действующие взаимосвязи, оценить необходимость внесения тех или иных изменений.  
Сознавая всю важность и необходимость преобразований, следует вносить изменения на основе мониторинга, позволяющего определить проблемы и приоритетные направления реформирования. Кроме того, необходимо понимать тот факт, что механический перенос одной системы (страны, отдельно взятой школы с ее сложившейся культурой) на другую невозможен в силу сложившихся традиций современного образования и общественного уклада. 

Любая школа является частицей системы образования страны, выполняя социальный заказ общества, а, следовательно, организация обучения в ней идет в соответствии с принятыми в стране законами, проводимыми реформами. И если на уровне собственной школы невозможно решить проблему направления реформирования образования, определения содержания образования, создания качественной учебной и методической литературы, платности образования, то выбор технологий, методик и приемов преподавания остается правом действующего, неравнодушного к результатам своего труда педагогического коллектива и отдельных его участников. [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

    1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан до 2010 года. - Астана, 2004
    2. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года. – Алматы, 2000
    3. Научно-методическое пособие «Реформа системы образования и здравоохранения». 1 ноября 2013 года 
    4. http://bnews.kz/ Госпрограмма «Образование–2020»
    5. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы // Образование в РК.
    6. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года // Педагогический вестник. — 2003. — № 12.
    7. {HYPERLINK http://jazzyhat.com/politika/65-reformirovanie-sistemy-obrazovaniya-kazahstana.html} Реформирование системы образования Казахстана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

  1. Введение…………………………………………………………1
  2. Основная часть………………………………………………...1-18
  3. Заключение……………………………………………………...18-21
  4. Список использованной литературы……………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Реформирование системы образования