Региональная экономическая политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Главная цель региональной политики заключается в сохранении единства и целостности России, недопущении ее распада на суверенные территории. Одним из условий этого является обеспечение баланса общероссийских и региональных интересов. Для разрешения главной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить региональную политику в Росси, выделить главные понятия, причины, направления;
Осознать концепции, проблемы и их решения;
Понять региональную политику на современном этапе.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 63.04 Кб (Скачать файл)

До настоящего времени  все реформы в России всегда проводились  “сверху” — без участия населения  в принятии решений Взаимодействия региональных и центральных органов  власти в последнее десятилетие  определялись в основном стремлением  центра к системному реформированию экономики, а регионов - к защите от "негативных" последствий реформ. При этом часть регионов стремилась максимально использовать возникающие  в процессе реформ возможности для  экономического продвижения, другая часть  пыталась скорректировать само направление  экономического реформирования. Эти  взаимодействия проходят в весьма сложной  политической обстановке. Прекращение  активного процесса развития федерализма  в России в первую очередь связано  с отсутствием согласованной  государственной политики в этой сфере общественных отношений. Мнения о путях развития федеративных отношений  расходятся не только среди ученых, политиков, но и среди членов Совета Федерации, представляющих российские регионы. Естественно, что при таком  разбросе мнений невозможно согласованно принимать федеральные законы, обеспечивающие дальнейшее развитие федерализма в  РФ. Этим объясняется и затягивание  процесса их принятия на многие годы. По-разному  рассматривают ученые и политики проблему сокращения числа субъектов  Российской Федерации. Одни видят ее решение в “губернизации” или “республиканизации” субъектов РФ, т.е. преобразовании субъектов в однотипные губернии или республики, другие в сокращении количества субъектов до 8-10, на основе экономического районирования, третьи — в административно-территориальной реформе или изменении границ между субъектами РФ. Представленные точки зрения, как правило, основаны на экономических расчетах и исходят из понимания оптимальности отношений Центр — регионы. При их рассмотрении некоторыми авторами сознательно исключается многонациональный состав РФ, или, наоборот, в целях ухода от советской системы “национально-государственного и административно-территориального устройства”, которая, по их мнению, сохранилась. Зачастую предлагается фактически переход к унитарному государству. Все перечисленные варианты фактически означают деэтнитизацию государственности и могут быть реализованы только после внесения изменений в Конституцию РФ. При рассмотрении вопроса государственного устройства возможен только комплексный подход. Одностороннего решения только в политической, экономической, юридической или этнической плоскости быть не может.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Современная  региональная политика

 
Региональная политика федеральных  властей в России должна включать такие элементы, как:

  1. конституционный процесс (правовое определение отношений между субъектами Федерации и центральными структурами, символизирующими Федерацию в целом);
  2. согласование интересов территорий с различным статусом (национальные республики - области) и различных этнических групп. Экономическая составляющая региональной политики рассматривается президентскими структурами скорее, как средство решения, как они считают, действительных проблем - сохранение целостности государства и поддержание межнациональной стабильности.

Распад Федерации рассматривается  как постоянная угроза. Для удержания  под контролем центробежных тенденций  главные усилия она направляет на соблюдение базовых конституционных  принципов (равноправие субъектов  Федерации, единство государственного строя, отсутствие внутренних экономических  границ). Исключительно силовыми методами обеспечить соблюдение этих принципов  не реально, ставка делается на разработку и осуществление новой региональной стратегии российского государства, направленной на преодоление дифференциации регионов по уровню жизни, развитие межрегионального сотрудничества, а также переход  от узкоэкономических к более широким - общественным и социальным целям.

Кроме того, существует необходимость  реформирования налоговой системы (с разделением налоговых баз  бюджетов городов, регионов и Федерации) и окончательно разграничить федеральную  и региональную собственность. Актуальна  проблема создания Федерального фонда  регионального развития, ориентированного на поддержку экономических депрессивных регионов и формируемого за счет территориальной  ренты, изымаемой в более благоприятных  регионах.

В области экономики ключевым элементом региональной политики является предоставление регионам прав на ускоренное реформирование экономических отношений  ради скорейшего преодоления кризиса  переходного периода. Важным элементом  региональной политики является региональная политика в сфере межнациональных  отношений.

В настоящее время обеспечение  государственного единство РФ, решение  проблем повышения эффективности  управления государством, устранение экономической и бюджетной асимметрии видится не в сокращении количества субъектов РФ, а в усилении региональной политики, повышении авторитета федерального Центра и укреплении доверия к нему со стороны регионов и всего населения. Региональная политика должна основываться на идеях:

  1. национального центризма и демократического федерализма (обеспечение всем национально - и административно-территориальным единицам подлинного равноправия);
  2. преодоления асимметричности нынешнего федеративного устройства. Особое значение приобретают согласование и разграничение полномочий по линиям: Центр - республики, Центр - регионы (края, области, города);
  3. освоение специальных механизмов предупреждения конфликтов между нациями. Важно обратить серьезное внимание на массовое ущемление потребностей и нужд этнического характера (как титульные нации, так и национальные меньшинства). Низкая оценка собственного национального статуса русскими, их озабоченность своим будущим в отдельных регионах чреваты возникновением синдрома социальной обиды, расширением масштабов русского национального движения, более жестким противодействием антирусским настроениям и акциям.

учет специфики региона (Северного Кавказа, и Поволжья, и  Сибири, и Дальнего Востока)

укрепление самостоятельности  регионов, не противопоставляющих себя Центру, но сотрудничающих с ним, ведет  к приоритету наднациональных ценностей.

Новая региональная политика России рассчитана на 10 лет. Основные цели (политические):

обеспечение экономических, социальных и правовых основ федерализма, создание единого экономического пространства, становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

Решив эти проблемы, можно  решать все остальные задачи (экономические, социальные, экологические, демографические  и т.д.).

Социально-экономические  задачи региональной политики:

  1. выравнивание социально-экономических условий, создание условий для экономического роста;
  2. обеспечение единых минимальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование прав граждан независимо от экономических возможностей региона.

Методы региональной политики: прямые и косвенные. Прямые методы региональной политики - это когда государство  напрямую финансирует регионы. Федеральное  Правительство предоставляет регионам трансферты, субвенции - финансовые средства, выделяемые для целевого финансирования бюджетов субъектов РФ. Субвенции  бывают текущие и инвестиционные. Этот метод широко применяется в  России, реже на Западе. Косвенные методы - это когда государство создает благоприятные условия для развития регионов. Этот метод преобладает на Западе, применяется и в России. Реализуется он через:                 

нормативное регулирование  путем установления общих правил (например, налогового законодательства);                                                                                                                      

- путем его оперативной корректировки в соответствие с реальными задачами (например, ставки налогов могут корректироваться путем изменения законов);                     

- координацию и общее направление деятельности регионов, содействие ее успешному осуществлению;                                                                                                             

- определение приоритетов и стимулирование этого направление в регионе.                           Развитие регионов во многом зависит от дотаций, трансфертов и региональной политики центра. Но в условиях экономического кризиса финансирование осуществляется неравномерно и не всегда рационально. Широко распространилась практика выдачи отдельным субъектам различных льгот и привилегий на основе "Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий", сегодня около 40 субъектов РФ имеют особый статус и в то же время претендуют на его дотации. Эти факты вызывают противостояние регионов и способствуют желанию "тянуть одеяло на себя". Региональная политика не способна пока преодолеть многие трудности отношений центра с регионами.                                              Хотя в Конституции существует принцип равноправия субъектов РФ, но в реальности этого нет. Важная задача региональной политики - установить это равноправие. Государство может предоставить равные права, но их использование - проблема каждого региона. Создать благоприятные условия во всех регионах невозможно, но возможно их выравнивание. Существует 3 принципа выравнивания регионов:                                 

- отсталые регионы должны достичь уровня развития самых высокоразвитых регионов;               - принципы компенсирования, т.е. различия, которые нельзя преодолеть, должны быть компенсированы;                                                                                                           

- комплексное выравнивание социально-экономических уровней развития регионов

(улучшение качества жизни  человека).                                                                                         Все эти задачи имеют стратегический характер.                                                              Региональная политика в настоящее время во много зависит от объективных условий, сложившихся в России. Полиэтничность страны и этнодисперсность населения, значительные размеры государственной территории обуславливают ряд существенных особенностей. Кроме того это обуславливает значительное число проблем. Одна из них - нечеткое распределение российским законодательством компетенции центра и регионов. Конституция и двухсторонние договоры создают столь "широкое" и аморфное правовое поле, что каждая из участвующих в федеративных отношениях сторон имеет возможность трактовать конституционные основы развития российского общества в свою пользу.

Следующей важной проблемой  является неравенство субъектов  Российской Федерации, обусловленное  функционированием института двусторонних договоров и соглашений между  Центром и регионами. После заключения названных договоров и соглашений начала углубляться тенденция повышения  правового и социально-экономического статуса субъектов Федерации, подписавших  подобные договоры и соглашения с  Центром, по сравнению со статусом субъектов  федерации, не подписавших таких  договоров. Договорной процесс затрагивает  и сферу бюджетного федерализма, - ряд регионов увеличивают свои полномочия в фискальной сфере, что  в условиях централизованной системы  финансово-бюджетных отношений приводит к мультипликации регионального  неравенства - возникает система  узаконенного неравенства федеративных отношений.                                                 Еще одна проблема региональной политики связана с эскалацией потенциала этнической конфликтности под влиянием доставшейся от советской эпохи идеологемы "национальной государственности". Возникает проблема отношений между представителями титульной нации и прочими постоянными жителями "национального" региона. Существует у ряда регионов и определенный уровень конфликтности в отношениях с центральной властью. Большая часть, которых разрешается путем переговоров. Не решенные в свое время проблемы Чечни вылились в вооруженное противоборство с федеральным центром. В настоящее время из 128 статистически учетных этносов Российской Федерации лишь 21 имеет свои государственные образования, еще 11 - автономные образования. Остальные этнические группы собственной государственности не имеют. Подобное положение скрывает в себе государство дестабилизирующий и этноконфликтный потенциал, способный при определенных условиях привести к кризису государственности. Решить все эти проблемы можно только с помощью правильной региональной политики.

Кредитно-денежная и бюджетная  политика в отношении регионов является одним из самых главных инструментов региональной политики в России. Отмечается необходимость осуществить преобразование в сфере кредитно-денежной политики государства в пользу регионов, важность государственной поддержки регионов в части инвестиций. При этом региональная инвестиционная политика становится во все большей степени политикой  самих регионов, а не только федерального центра, но в целом, однако, отмечается слабая инвестиционная ориентация региональных бюджетов. В результате без кардинального  пересмотра региональной инвестиционной политики, отношения к управлению субфедеральной, муниципальной собственностью, к расходованию бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на программы  социально-экономического развития, без жесткой позиции в учете этой собственности и эффективного ее использования преодоление кризисных явлений того или иного региона России практически невозможно.

Информация о работе Региональная экономическая политика в России