Региональное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:34, лекция

Описание работы

Региональная политика, ее сущность и задачи. Механизм реализации региональной политики государства Государственное регулирование социально-экономического развития регионов. Местные бюджеты как финансовая основа социально-экономического развития региона.

Файлы: 1 файл

Тема 1.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Региональное управление (4 часа)

 

1.  Региональная политика, ее сущность и задачи.

2.  Механизм реализации региональной политики государства.

3.  Государственное регулирование социально-экономического развития регионов.

4.  Местные бюджеты как финансовая основа социально-экономического развития региона.

1. Региональная политика, ее сущность и задачи

В состав Украины  входят 24 области, АР Крым, два города республиканского подчинения: Киев и  Севастополь. Всего в государстве  существует около 12 тысяч разных территориальных образований. Разные территории Украины имеют свои особенности и отличия как относительно экономического развития, так и в социальном, историческом, языковом и ментальном аспектах. В настоящее время в Украине сложились реальные предпосылки для разработки и реализации социально-экономической политики и на общегосударственном, и на региональном, уровнях. Именно нехватка собственной региональной политики в недалеком прошлом привела к значительным диспропорциям в региональной структуре экономики государства, нагромождения экономических и социальных проблем.

Из таких проблем  нужно прежде всего назвать несовершенство отраслевой структуры большинства  региональных хозяйственных комплексов, их низкую экономическую эффективность; значительные отличия между регионами в уровнях социально-экономического развития и существенное отставание некоторых регионов от действующих нормативов развития социальной и производственной инфраструктуры (особенно это касается сельской местности); нерациональное использование местных природных и трудовых ресурсов; избыточное загрязнение окружающей среды во многих городах и районах; отставание в комплексном развитии городов и сел; неудовлетворительную реализацию возможностей регионов относительно международной интеграции Украины, общего предпринимательства, в отрасли туризма и рекреации, привлечения к стране иностранных инвестиций, но др.

Для решения  этих проблем появляется необходимость  создать условия для оптимальной  экономической самостоятельности  регионов, принять организационные, правовые и экономические меры для обеспечения эффективной государственной регуляции процессов регионального развития страны и координации межрегиональных связей, то есть проработать принципы продуманной государственной региональной политики (ДРЕП).

Рассматривая региональную политику государства с точки  зрения распределения власти между  центром и регионами, можно дать такое определение ДРЕП. Государственная региональная экономическая политика — это совокупность организационно-правовых и экономических мероприятий, которые осуществляются государством в сфере регионального развития страны в соответствии с ее текущими и стратегическими целями.

Эти мероприятия направляются на стимулирование эффективного развития производительных сил регионов, рационального использования ресурсов, создания нормальных условий жизнедеятельности населения, обеспечения экологической безопасности и совершенствования территориальной организации общества.

Объектами ДРЕП являются территориальные образования, в  пределах которых осуществляется государственное управление и местное самоуправление. Состав этих объектов определяется административно-территориальным устройством и экономическим районированием Украины.

Субъектами ДРЕП являются органы государственной власти, представительские органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции решают проблемы социально-экономического развития регионов.

Как составная часть  общей социально-экономической политики Украины ДРЕП включает структурную  перестройку производительных сил региона, улучшения территориальных пропорций, в стране, способы осуществления разгосударствления и приватизации имущества, направления земельной реформы, развития предпринимательства, и тому подобное.

Региональная политика государства предусматривает постепенное выравнивание существующих отличий между экономическими и социальными уровнями развития отдельных регионов, ввиду их исторических, демографических, естественно ресурсных и экономических особенностей, и направляется в поддержку внутрирегиональной и межрегиональной сбалансированности социально-экономического развития и существенное улучшение экологического состояния регионов.

Следовательно, предметом  ДРЕП является как распределение  власти между центром и регионами, так и практическая деятельность государства, в регионах.

Важно различать государственную  региональную политику как стратегию  и тактику государства относительно региональных процессов и «внутреннюю» политику самих регионов. Политика регионов не всегда отвечает политике государства. Регионы могут иметь свои приоритетные направления развития, которые иногда не совпадают с государственными. ДРЕП и политика регионов не должны быть противоречивыми: в идеале они должны составлять одно целое, дополняя и обогащая друг друга.

Внутренняя политика регионов направляется на использование внутренних ресурсов региона для совершенствования структуры материального производства, развития социальной инфраструктуры, экологической безопасности, но др.

Тактика государства  рассматривается как действия государства  относительно выравнивания условий деятельности и социально-экономического состояния разных регионов, создания условий, для их эффективного функционирования.

Государственное управление развитием региона основывается на определенных засадных принципах. Важнейшим из них является распределение власти между центром и регионами, другие принципы выплывают из текущих проблем развития государства.

ДРЕП переходного периода  основывается на таких принципах:

  • правовое обеспечение дальнейшего усиления экономической самостоятельности регионов четким разграничением полномочий между центральными и местными органами государственной исполнительной власти, органами местного самоуправления и представительскими органами;
  • соблюдение приоритетов общегосударственного значения и органического единства развития производительных сил регионов и заданий социально-экономического развития страны;
  • учет требований экологической безопасности во время реформирования структуры хозяйственных комплексов регионов и размещения новых предприятий.

В соответствии с разнообразием процессов, которые происходят в регионах, выделяют и определенные составные части ДРЕП: экономическую, социальную, экологическую, научно-техническую, гуманитарную, национальную, управленческую, демографическую и внешнеэкономическую. Для каждой из них государство устанавливает цели, задания, приоритеты, в региональном аспекте, то есть определяет права, сферы, ресурсы и методы работы регионов, осуществляет определенные действия относительно них и поручает им выполнение отдельных заданий.

Рассмотрим детальнее  составные части ДРЕП.

1.  Экономическая политика. Сущность экономической политики заключается в обеспечении регионам возможностей для самостоятельного развития на условиях самофинансирования и самообеспечения. В состав экономической политики входят бюджетная и налоговая политика; планирование, прогнозирование и программирование развития региона; использование природных ресурсов и собственности региона (инвестиционная политика); размещение производительных сил; политика развития региональных комплексов (АПК; транспортный, строительный); контрольно-аналитическая деятельность и информационное обеспечение.

2.  Социальная политика. Составляющими социальной политики является: обеспечение роста уровня благосостояния населения; социальная защита; обеспечение гражданам ровных прав и возможностей относительно выбора местожительства и трудоустройства. Эффективность социальной политики очень зависит от экономических возможностей государства, то есть от частицы национального дохода, который направляется на потребление. Главным заданием социальной политики является обеспечение социальной защиты разных слоев населения регионов, который осуществляют органы регионального и местного управления в пределах своих возможностей. Это может быть финансовая поддержка, трудоустройство, продажа товаров, за сниженными ценами, бесплатное питание, медицинское обслуживание инвалидов, и тому подобное. Важнейшей составляющей социальной политики является обеспечение гражданам прожиточного минимума.

3.  Научно-техническая политика. Она направляется на определение приоритетов относительно совершенствования и развития инвестиционной и инновационной деятельности в регионе и базируется на предыдущем изучении и анализе научно-технического комплекса региона.

4.  Экологическая политика. В настоящее время приобрела чрезвычайно важное значение в связи с недопустимым промышленным загрязнением окружающей среды. Особенно острой является эта проблема в Донецкой, Днепропетровской, Луганской, Запорожской, Харьковской и Киевской областях. Главной целью экологической политики является оздоровление окружающей среды.

5.  Демографическая политика. Она направляется на торможение депопуляційних процессов и деструктурування население. Демографическое состояние страны и ее регионов является важным фактором социально-экономического развития.

6.  Гуманитарная политика. Главная цель — это духовное развитие общества, его моральное и физическое состояние. В состав гуманитарной политики входит государственная поддержка учебных заведений, больниц, поликлиник, театров, кинотеатров, клубов, то есть развитие коммунальной собственности. Особенностью гуманитарной политики является ее четкая региональная направленность.

7.  Национальная политика. Направляется на обеспечение конституционных, политических, экономических и социальных прав граждан независимо от национальности и вероисповедания. Особенно это касается регионов Украины, что связанные с процессами переселения татар, немцев, в районы их исторического обитания.

8.  Внешнеэкономическая политика. Направленная на создание СЕЗ для активизации предпринимательства, формирования рыночной инфраструктуры, привлечения иностранных инвестиций, наращивания экспортного потенциала отдельных регионов, которые нуждаются в ускоренном развитии.

9.  Управленческая политика. Основная ее цель — это создание единственной системы регионального управления, которое отвечает заданием регионального развития.

Основные направления  ДРЕП утверждает Верховная Рада Украины. Президент Украины направляет деятельность государственной исполнительной власти на решение важнейших проблем социально-экономического развития регионов, выдает нормативно правовые акты по этим вопросам, возглавляет Совет регионов при Президенте Украины.

Правительство Украины  определяет государственные приоритеты и утверждает государственные программы социально-экономического развития регионов, обеспечивает их выполнение, принимает участие в создании системы экономических регуляторов, нормативной и методологической базы пространственного размещения производительных сил.

Правительство АР Крым, местные органы государственной исполнительной власти обеспечивают сбалансированное экономическое и социальное развитие соответствующих территорий, разрабатывают и организуют выполнение программ, бюджетов регионов, реализуют решение Президента Украины, Кабинета Министров Украины, относительно структурной перестройки экономики, разгосударствления и приватизации имущества, земельной реформы, социальной защиты населения, но др.

Органы местного самоуправления разрабатывают, утверждают и выполняют программы и бюджеты соответствующих административно-территориальных единиц. Они распоряжаются коммунальной собственностью, внедряют предусмотренные законодательством местные налоги и собрания, обеспечивают рациональное использование природных и трудовых ресурсов.

Представительские органы утверждают местный бюджет и контролируют его выполнение, одобряют программы  социально-экономического развития соответствующих  административно-территориальных единиц, осуществляют другие полномочия, установленные  законом.

2. Механизм реализации  региональной политики государства

Важным практическим инструментом реализации ДРЕП является четкое законодательное распределение  полномочий, ответственности и финансово-экономической  базы, между разными уровнями управления: общегосударственным, региональным и местным.

Государственная регуляция регионального  экономического развития обеспечивает активизацию хозяйственной деятельности в регионах, внедряя новые производственные отношения и влияя на улучшение использования естественно ресурсного и экономического потенциала; создает условия для усиления специализации регионов, ускоренного развития прогрессивных отраслей экономики, привлечения иностранного капитала, в регионы с самыми благоприятными условиями, а также осуществляет государственную регуляцию, направленную на ликвидацию локальных экологических кризисов и создание надлежащих условий для жизнедеятельности населения на территории страны.

Основными составными элементами механизма  государственной регуляции является:

  • законодательно нормативная база;
  • бюджетно-финансовая регуляция регионального развития и селективная поддержка отдельных регионов со стороны государства;
  • реализация государственных региональных программ, а также индикативных прогнозов и местных программ социально-экономического развития соответствующих административно-территориальных образований;
  • создание и развитие специальных (свободных) экономических зон в определенных регионах;
  • развитие межрегионального и пограничного сотрудничества.

Информация о работе Региональное управление