Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:34, лекция
Региональная политика, ее сущность и задачи. Механизм реализации региональной политики государства Государственное регулирование социально-экономического развития регионов. Местные бюджеты как финансовая основа социально-экономического развития региона.
Региональные органы управления с целью выполнения собственных функций и для финансирования расходов из реализации ДРЕП наделяются определенными имущественными и бюджетно-финансовыми правами. Ресурсным обеспечением этих прав становятся так называемые муниципальные финансы.
В состав муниципальных финансов входят местные бюджеты территориально административных единиц и финансы субъектов ведения хозяйства, которые используются для удовлетворения территориальных потребностей.
С помощью муниципальных финансов государство активно проводит социальную политику, осуществляет финансирование образования, здравоохранения, строительство и содержание дорог, коммунальное обслуживание. Также с их помощью государство выравнивает социальное и экономическое развитие регионов, которые по различным причинам отстали от других регионов страны. Для преодоления депрессивности регионов разрабатываются специальные программы, средства на выполнение которых формируются за счет доходов местных бюджетов и за счет государства.
Бюджетные и имущественные
права, которые предоставлены
Через местные бюджеты
до населения приходятся конечные результаты
производства, распределяются общественные
фонды потребления между
Основными функциями местных бюджетов является:
За своей структурой местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей.
Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов. Срок «собственные (закрепленные) доходы» означает, что эти средства принадлежат субъекту бюджетного права или полностью, или в твердо фиксированной частице и поступают в местный бюджет, обходя бюджеты высшего уровня.
Основу собственных доходов составляют местные налоги и сборы, отчисления, от государственных налогов. Таким способом осуществляется бюджетная регуляция, то есть система отчислений из высших бюджетов более низким, с целью согласования доходов с расходами.
Именно в балансировании
доходов и расходов регионов оказывается
государственная регуляция
Регулирующие доходы охватывают всю совокупность денежных средств, которые передаются из государственного бюджета на места: проценты отчислений от государственных налогов, дотации, субвенции, средства, полученные из госбюджета (или высших бюджетов) за взаиморасчетами.
Собственные доходы местных бюджетов формируются с помощью местных налогов и собраний. Все действующие местные налоги и собрания можно классифицировать за двумя признаками: за механизмом действия и по признаку налоговой инициативы.
За механизмом действия выделяют те налоги, которые устанавливаются и изымаются лишь на данной территории и дублируют общегосударственные налоги, и те, которые являются местными надбавками к общегосударственным налогам.
По признаку налоговой
инициативы выделяют налоги, внедрение
которых санкционируется
Действующая система
государственной регуляции
Расходная часть
местных бюджетов наиболее ярко
отображает экономические и социальные
процессы, которые происходят в регионах.
Основная деятельность местных органов власти связана с реализацией планов экономического и социального развития подведомственных им территорий. Свыше трех четвертей бюджетных расходов, как правило, направляется в социальную сферу. Расходы на социальную защиту составляют до сорока и больше процентов, постоянно растет частица дотаций из местного бюджета на содержание коммунального хозяйства и транспорта. Статьи доходов и расходов местных бюджетов показаны на рис 9.3. Как сравнить с развитыми европейскими странами, то такой уровень расходов, связанных с социальной защитой населения, является высоким.
Бюджетная система Украины реформируется способом ее децентрализации, которая согласовывается с опытом других европейских государств. Количество государств, которые расширяют бюджетно-налоговые полномочия органов регионального (местного) самоуправления, постоянно растет.
Местные бюджеты являются автономными и не входят в состав бюджетов высших уровней (табл. 1).
Таблица 1
ОБЩАЯ СХЕМА МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
Доходы |
Расходы |
И. Собственные доходы
в т.о. земельный налог и арендная плата за землю
в т.о. местные налоги и собрания
ІІ. Регулирующие доходы
|
И. Финансовая поддержка отраслей народного хозяйства
ІІ. Социально-культурные мероприятия
ІІІ. Управление ІV. Правоохранительная деятельность V. Другое |
Всего |
Всего |