Региональное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:34, лекция

Описание работы

Региональная политика, ее сущность и задачи. Механизм реализации региональной политики государства Государственное регулирование социально-экономического развития регионов. Местные бюджеты как финансовая основа социально-экономического развития региона.

Файлы: 1 файл

Тема 1.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

Региональные  органы управления с целью выполнения собственных функций и для  финансирования расходов из реализации ДРЕП наделяются определенными имущественными и бюджетно-финансовыми правами. Ресурсным обеспечением этих прав становятся так называемые муниципальные финансы.

В состав муниципальных  финансов входят местные бюджеты  территориально административных единиц и финансы субъектов ведения хозяйства, которые используются для удовлетворения территориальных потребностей.

С помощью муниципальных  финансов государство активно проводит социальную политику, осуществляет финансирование образования, здравоохранения, строительство  и содержание дорог, коммунальное обслуживание. Также с их помощью государство выравнивает социальное и экономическое развитие регионов, которые по различным причинам отстали от других регионов страны. Для преодоления депрессивности регионов разрабатываются специальные программы, средства на выполнение которых формируются за счет доходов местных бюджетов и за счет государства.

Бюджетные и имущественные  права, которые предоставлены административно-территориальным  единицам разного уровня, дают им возможность  разрабатывать, утверждать и выполнять свои бюджеты, распоряжаться подчиненными предприятиями и получать от них доходы.

Через местные бюджеты  до населения приходятся конечные результаты производства, распределяются общественные фонды потребления между отдельными слоями населения, финансируется развитие отраслей производственной сферы прежде всего местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства.

Основными функциями  местных бюджетов является:

  • формирование денежных фондов для обеспечения деятельности местных органов власти;
  • распределение и использование денежных средств между отраслями экономики;
  • контроль за финансово хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, подведомственных органам местного (регионального) самоуправления.

За своей структурой местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных  и регулирующих источников доходов. Срок «собственные (закрепленные) доходы»  означает, что эти средства принадлежат  субъекту бюджетного права или полностью, или в твердо фиксированной частице и поступают в местный бюджет, обходя бюджеты высшего уровня.

Основу собственных  доходов составляют местные налоги и сборы, отчисления, от государственных  налогов. Таким способом осуществляется бюджетная регуляция, то есть система отчислений из высших бюджетов более низким, с целью согласования доходов с расходами.

Именно в балансировании доходов и расходов регионов оказывается  государственная регуляция местных  бюджетов.

Регулирующие доходы охватывают всю совокупность денежных средств, которые передаются из государственного бюджета на места: проценты отчислений от государственных налогов, дотации, субвенции, средства, полученные из госбюджета (или высших бюджетов) за взаиморасчетами.

Собственные доходы местных  бюджетов формируются с помощью местных налогов и собраний. Все действующие местные налоги и собрания можно классифицировать за двумя признаками: за механизмом действия и по признаку налоговой инициативы.

За механизмом действия выделяют те налоги, которые устанавливаются и изымаются лишь на данной территории и дублируют общегосударственные налоги, и те, которые являются местными надбавками к общегосударственным налогам.

По признаку налоговой  инициативы выделяют налоги, внедрение  которых санкционируется центральной властью или соглашается с ней, и те, что их устанавливают органы регионального (местного) самоуправления самостоятельно.

Действующая система  государственной регуляции местных  бюджетов делает возможным обеспечение  регионов необходимыми средствами для выполнения ими заданий ДРЕП независимо от производительности местных источников доходов, создает предпосылки для выравнивания уровней развития отдельных регионов, стимулирует местные органы власти к выполнению планов мобилизации государственных и местных налогов. Недостатком этой системы можно считать элементы субъективности в формировании регулирующих доходов, возможно необъективное определение нормативов отчислений для разных регионов. Хоть дотации и субвенции как источники пополнения местных бюджетов лишены стимулирующего влияния на поиски дополнительных источников поступлений, но полностью упразднить их пока еще невозможно, потому что это может привести к осложнению финансирования региональных программ.

Расходная часть  местных бюджетов наиболее ярко  
отображает экономические и социальные процессы, которые происходят в регионах.

Основная деятельность местных органов власти связана  с реализацией планов экономического и социального развития подведомственных им территорий. Свыше трех четвертей  бюджетных расходов, как правило, направляется в социальную сферу. Расходы на социальную защиту составляют до сорока и больше процентов, постоянно растет частица дотаций из местного бюджета на содержание коммунального хозяйства и транспорта. Статьи доходов и расходов местных бюджетов показаны на рис 9.3. Как сравнить с развитыми европейскими странами, то такой уровень расходов, связанных с социальной защитой населения, является высоким.

Бюджетная система Украины  реформируется способом ее децентрализации, которая согласовывается с опытом других европейских государств. Количество государств, которые расширяют бюджетно-налоговые полномочия органов регионального (местного) самоуправления, постоянно растет.

Местные бюджеты являются автономными и не входят в состав бюджетов высших уровней (табл. 1).

Таблица 1

ОБЩАЯ СХЕМА МЕСТНЫХ  БЮДЖЕТОВ

Доходы

Расходы

И. Собственные доходы

  1. Налоги на имущество
  2. Платежи за использование природных ресурсов:

в т.о. земельный налог  и арендная плата за землю

  1. Налоги, собрания и пошлина

в т.о. местные налоги и собрания

  1. Другие собственные доходы

ІІ. Регулирующие доходы

  1. Налог на прибыль
  2. Подоходный налог из физических лиц
  3. Налог на добавленную стоимость
  4. Акцизы
  5. Дотации из государственного и регионального бюджетов
  6. Субвенции из региональных бюджетов
  7. Средства, полученные за взаиморасчетами с бюджетами

И. Финансовая поддержка отраслей народного хозяйства

  1. Промышленность, строительство
  2. Сельское и рыбное хозяйство
  3. Транспорт, дорожное хозяйство
  4. Жилищно-коммунальное хозяйство

ІІ. Социально-культурные мероприятия

  1. Образование
  2. Культура и искусство
  3. Здравоохранение
  4. Социальная политика

ІІІ. Управление

ІV. Правоохранительная деятельность

V. Другое

Всего

Всего



Информация о работе Региональное управление