Региональное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:34, лекция

Описание работы

Региональная политика, ее сущность и задачи. Механизм реализации региональной политики государства Государственное регулирование социально-экономического развития регионов. Местные бюджеты как финансовая основа социально-экономического развития региона.

Файлы: 1 файл

Тема 1.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

Законодательно  нормативная база создает правовую основу для реализации и укрепления отношений «центр — регионы», влияет на развитие рыночных отношений на местах и определяет организационно управленческие структуры социально-экономического развития в регионах. К ней принадлежат: Законы Украины «О местных Советах народных депутатов и местном и региональном самоуправлении» (в 1995  г.); «О формировании местных органов власти» (в 1994  г.); «О столице Украины — город-герой Киев» (в 1999  г.); «О бюджетной системе Украины» (в 1995  г.); Декрет Кабинета Министров Украины «О местных налогах и собраниях» (в 1993  г.) и других нормативно правовых актах.

Законодательные акты определяют права  и обязанности регионов в бюджетной  и налоговой политике Украины, их полномочий, в управлении имуществом, которое находится в общегосударственной собственности, их участие в реализации общегосударственных и региональных программ.

Нормативные акты регулируют порядок  создания и использования региональных фондов субвенций, инвестирования, социальной поддержки населения. Для более полного учета интересов регионов с помощью нормативных актов вносятся уточнение и дополнение к некоторым законодательно нормативным актам.

Принципы формирования и распределения  финансовых ресурсов между государственными и местными бюджетами являются ключевыми механизмами регионального развития. Государство направляет свою политику на укрепление финансовой автономии административно-территориальных единиц, способствуя росту бюджетных поступлений от их собственных доходов.

Налоговая система на центральном и местном уровнях базируется на законодательно установленных стабильных ставках (нормах) налоговых поступлений к государственному и местных бюджетов и расширении прав местных органов власти относительно внедрения местных налогов и сборов. С целью усиления социальной защиты населения должны применяться региональные системы минимальных социальных стандартов.

Использование прямого  государственного инвестирования, предоставления субсидий, создания специальных фондов, для финансирования программ, привлечения иностранного и отечественного частного капитала, льготное кредитование и налогообложение, преференции и использования внебюджетных средств, усиливают влияние государства на экономику регионов.

Из централизованных источников финансируются  расходы на новое строительство, работы из реконструкции предприятий базовых отраслей промышленности, агропромышленного и военно-промышленного комплексов, строительство важных природоохранных объектов, то есть те предприятия и отрасли, которые имеют общегосударственное значение. Также государством финансируются расходы на ускоренное развитие отраслей экономики отдельных регионов, которые могли бы как можно быстрее обеспечить стабильное поступление валютных средств и рост объемов производства товаров народного потребления.

Особенным направлением государственной помощи является финансирование структурной перестройки и реконверсии депрессивных территорий, то есть таких, где показатели развития отстают от нормативных или средних по региону. Также помощь предоставляется регионам из относительно низким уровнем промышленного потенциала и избытком трудовых ресурсов, горным и другим регионам со сложными естественно географическими и экологическими условиями.

Таким способом государство осуществляет общенациональные программы для решения важнейших  региональных проблем, а именно:

  • обеспечение социальных гарантий для населения регионов;
  • финансирование строительства и функционирование общенациональных объектов культуры, образования, науки, здравоохранения;
  • предоставление целевой финансовой помощи отдельным регионам с целью ускорения реформирования экономики.

Реализация государственных  региональных программ — это средство регуляции развития экономики регионов. Они дают возможность согласовать территориальные, отраслевые и государственные интересы.

3. Государственное регулирование социально-экономического развития регионов

В рамках ДРЕП в процессе децентрализации управления, разгосударствления и приватизации предприятий, государственное вмешательство в экономическую деятельность регионов постоянно сужается, а роль территорий в проведении экономических реформ, трансформации форм собственности, развития рыночной и социальной инфраструктуры, развития предпринимательства, основанного на коммунальной собственности, постоянно растет.

Государство направляет и координирует деятельность местных  органов государственной исполнительной власти в сфере организации экономической  безопасности государства, укрепления финансово-экономической стабильности, денежного обращения, финансово бюджетной дисциплины, валютного и таможенного контроля, реализации общегосударственной структурно промышленной, научно-технической политики и других общегосударственных приоритетов и программ.

Объектами государственной регуляции становятся естественно экономические регионы с предприятиями всех форм собственности, которые находятся на этой территории.

Механизм государственной  регуляции экономикой региона показан  на рис. 1.

Государственная регуляция  регионального развития состоит из административно-правовой, экономической и специфически территориальной регуляции.

Административно-правовая регуляция включает разработку региональных программ на средне- и краткосрочный  периоды (до 5 годов). Программы направлены на решение проблем текущей сбалансированности, стабилизации экономики, преодоления спада производства, финансового оздоровления. Для обеспечения стратегических превращений в экономике региона и позитивных изменений в социально-экономической ситуации могут складываться так называемые структурные программы на довго- и среднесрочную перспективу (5—10 лет). Также разрабатывается комплексный прогноз экономического и социального развития Украины (на 10—15 лет).

Экономическая регуляция  предусматривает использование  экономических регуляторов размещения производительных сил и регионального развития. К экономическим регуляторам со стороны государства принадлежат налоговая политика (виды местных налогов, ставки, льготы и объекты налогообложения); ценовая политика, квоты и лицензии, дотации и субвенции, государственные закупки.

Рис. 1. Механизм государственной регуляции экономики региона

Такая система экономических  регуляторов должна иметь целеустремленный, стимулирующий характер, быть строго ограниченной во времени, особенно относительно льгот и дотаций.

Специфически территориальная  регуляция определяет конкретные методы государственной регуляции развития регионов, через проведение типологізації регионов на макро- и микроуровни.

Типологизация регионов проводится за такими параметрами: географическое положение; климатические условия; наличие природных ресурсов; уровень экономического и социального развития; структура хозяйства; уровень развития производственной и социальной инфраструктуры; уровень развития внешнеэкономических связей.

После основного распределения  регионов за типами можно дополнительно  выделить регионы с разной демографической  ситуацией, разным социально психологическим  климатом и тому подобное.

Для учета естественных, экономических, социально демографических и исторически этнических условий и факторов, которые влияют на формирование региональных комплексов для регуляции основных территориальных пропорций и определения стратегии развития в Украине применяется мезорайонування, в основу которого положено восемь экономических регионов:

  1. Донецкий (Донецка, Луганская обл.);
  2. Приднепровский (Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская обл.);
  3. Восточный (Полтавская, Сумская, Харьковская обл.);
  4. Центральный (Киевская, Черкасская обл., м. Киев);
  5. Полесский (Волынская, Житомирская, Ровенская, Черниговская обл.);
  6. Подольский (Винницкая, Тернопольская, Хмельницкая обл.);
  7. Причерноморский (АР Крым, Николаевская, Херсонская, Одесская обл., м. Севастополь);
  8. Карпатский (Закарпатская, Львовская, Ивано-Франковская, Черновицкая обл.).

С учетом имеющегося естественно ресурсного и научно-производственного  потенциала и необходимости структурной  перестройки экономики страны для  каждого из экономических регионов ДРЕП определяет главные перспективные  направления развития хозяйственных комплексов регионов.

Например, для Донецкого  региона перспективными признано:

  • структурную перестройку народно хозяйственного комплекса через збалансування развития основных отраслей специализации (угольная, металлургическая и химическая промышленность) с потребностями Украины, внедрения современных технологий и техники, новых безотходных производств, опережающего развития отраслей, связанных с удовлетворением потребностей населения;
  • усовершенствование структуры металлургического комплекса, сокращения производства чугуна, нерафинированной стали, огнеупоров и увеличения производства электростали, тонколистовой продукции, развитие вторичной и перерабатывающей цветной металлургии, выпуск новых видов полупроводников;
  • усовершенствование структуры машиностроительного комплекса, в частности перепрофилирование части предприятий ВПК на изготовление технически сложной гражданской продукции и товаров народного потребления;
  • улучшение экологической ситуации перепрофилированием отдельных производств, технической переоснасткой предприятий, осуществлением комплекса природоохранных мероприятий;
  • интенсивное развитие сельскохозяйственного производства, в частности животноводства мясо-молочного направления;
  • обеспечение эффективной занятости населения путем диверсификации производства и создания новых рабочих мест.

Субъектами, которые реализуют  государственную политику в регионах и непосредственно осуществляют государственную регуляцию на местах есть областные, районные и городские  госадминистрации. Они обеспечивают реализацию законов Украины, Указов Президента, постановлений Верховной Рады, Кабинета Министров, решений соответствующих представительских органов регионального самоуправления.

Следовательно, для исполнительной власти — Президента, Кабинета Министров, министерств и ведомств, — госадминистрации являются инструментом в процессе реализации законов и других правовых актов.

Региональные государственные  администрации имеют широкие  полномочия в отрасли социально-экономического развития; в отрасли бюджета и  финансов; управления имуществом, приватизации и предпринимательства; в отрасли градостроения, жилищно-коммунального хозяйства, бытового, торгового обслуживания, транспорта и связи; в отрасли использования и охраны земель, природных ресурсов и охраны окружающей среды; в отрасли международных и внешнеэкономических отношений.

Для выполнения функций управления территорией, реализации общегосударственной и региональной политики, в составе местных госадминистраций существуют соответствующие экономические  службы — комитеты (департаменты), управления экономики. Функции этих служб достаточно широкие и выходят за пределы лишь прогнозно-плановой работы.

Основными заданиями  управлений экономики местных государственных администраций является: реализация ДРЕП на местах; обеспечение комплексного социально-экономического развития региона; содействие проведению экономических реформ, обеспечения рационального использования производственно-технического и научного потенциала региона, его природных, трудовых и финансовых ресурсов; осуществление методического руководства экономической работой в регионе.

Управления экономики  выполняют также определенные функции  относительно использования и охраны земель, природных ресурсов, окружающей среды, в отрасли обслуживания населения, международных и внешнеэкономических связей.

 

4. Местные бюджеты  как финансовая основа социально-экономического  развития региона

Составным элементом  ДРЕП является государственная региональная финансовая политика (ДРФП), то есть совокупность государственных финансовых мероприятий для решения финансовых проблем регионов.

ДРФП предусматривает  ряд мероприятий по совершенствованию  пропорций распределения доходов  и расходов возведенного бюджета  между Государственным бюджетом и местными бюджетами в соответствии с компетенцией, функциями и обязанностями, которые выполняют центральные и местные органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Основными инструментами  обеспечения этой политики является частица закрепленных за территориями доходов в бюджетах на всех уровнях бюджетной системы, местные налоги и собрания, нормативы отчислений, от общегосударственных налогов к местным бюджетам, а также дотации, субсидии и субвенции, которые предоставляются местным бюджетам.

Проведение ДРФП предусматривает  применение соответствующей системы бюджетной регуляции, збалансування доходов и расходов, на всех уровнях бюджетной системы (по вертикали и по горизонтали) с учетом уровней обеспечения территорий страны объектами социальной инфраструктуры и применения финансовых нормативов обеспеченности потребностей населения. Важным относительно этого является создание и использование общегосударственных, региональных и местных целевых фондов для выравнивания доходов территорий предоставлением соответствующих дотаций, субсидий и субвенций.

Все мероприятия ДРФП направлены на укрепление доходной базы депрессивных территорий, административно-территориальных  единиц, в сельской местности, расширение полномочий и ответственности представительских  органов и органов местного самоуправления в сфере управления местными финансами и на усиление государственного контроля за их рациональным использованием.

Информация о работе Региональное управление