Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:56, курсовая работа
Необходимость управления экономическим развитием в регионе обусловлена в первую очередь общими недостатками функционирования рыночной экономики, ее нацеленностью на получение экономического эффекта и игнорированием проблем социальной справедливости. Общие недостатки функционирования рыночной экономики связаны с так называемыми «провалами» рынка, его неспособностью учитывать социальные запросы населения. Вместе с тем необходимость управления экономическим развитием в регионе связана также со спецификой экономической системы в стране, наличием особенностей в развитии и размещении производства, ее природно-климатических и этнографических особенностей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………...3
ГЛАВА 1. Основы программно-целевого регулирования социально-экономического развития регионов
1.1 Основные аспекты программирования развития
экономики региона………………………………………………………..............5
1.2 Состав и структура комплексной программы
социально-экономического развития региона………….……..…...……………9
1.3 Механизм разработки и реализации региональных
программ развития. ………………...……………………………….…………..13
ГЛАВА 2. Международный опыт и российские методы программно-целевого регулирования развития регионов. Пути совершенствования.
2.1 Опыт развитых стран в области программирования регионального развития……………………………….………………………….………............19
2.2 Проблемы программно-целевого регулирования развития регионов в России и меры их решения………………….………………………….... .........23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...………..………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….…...………….........28
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФИЛИАЛ В Г. ПОЙКОВСКИЙ
Тема: Региональные целевые программы социально-экономического развития: механизм разработки и реализации.
Пыть-Ях 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Основы программно-целевого регулирования социально-экономического развития регионов
1.1 Основные аспекты программирования развития
экономики региона………………………………………………………..
1.2 Состав и структура комплексной программы
социально-экономического развития региона………….……..…...……………9
1.3 Механизм разработки и реализации региональных
программ развития. ………………...……………………………….…………..13
ГЛАВА 2. Международный опыт и российские методы программно-целевого регулирования развития регионов. Пути совершенствования.
2.1 Опыт развитых стран в области программирования
регионального развития……………………………….………………………
2.2 Проблемы программно-целевого регулирования развития регионов в России и меры их решения………………….………………………….... .........23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ….…...………….........
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап экономического развития страны характеризуется быстро растущим интересом к обширному комплексу региональных программ. В этих условиях роль государства в управлении регионами резко возрастает.
Необходимость управления
экономическим развитием в
В условиях рыночной экономики программно-целевой метод управления становится наряду с прогнозированием социально-экономического развития страны и ее регионов одним из основных инструментов осуществления государственной и региональной экономической и социальной политики.
К настоящему времени накоплен значительный опыт разработки региональных и муниципальных программ, который требует своего обобщения. Тем более это необходимо, что при достаточно активной и массовой разработке региональных целевых программ в течение последних нескольких лет их результативность по ряду причин остается на невысоком уровне. Нуждается в корректировке и дополнении их правовая основа. Особое внимание при этом необходимо уделять обоснованию критериев выделения целевых программ региональной направленности, с тем, чтобы обеспечить решение программными методами наиболее важных проблем экономического и социального развития регионов.
Несмотря на различия
в ведомственной и
Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной структуры хозяйства, обеспечения занятости населения и т.д. В этих условиях оправдано использование новых эффективных методов воздействия на экономику, в частности программно-целевого прогнозирования, которое позволяет квалифицированно и надежно, в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных районов в увязке с единой региональной политикой государства.
ГЛАВА 1. Основы программно-целевого регулирования социально-экономического развития регионов.
1.1 Основные аспекты программирования развития экономики региона.
Разработка региональных программ – это целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных таксономических уровней.
Региональные программы представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.
Различают следующие виды региональных программ: межгосударственные, государственные (федеральные) и собственно региональные, формируемые и реализуемые по отраслевому признаку и комплексные. Узкоспециализированные программы, как правило, разрабатываются в составе целевых федеральных программ, например «Здравоохранение в России». В этой программе практически по всем регионам разрабатываются соответствующие программы «Здравоохранение в регионе», в которых определяются потребности в финансовых ресурсах по источникам финансирования, материальных ресурсах, кадрах и т.д.
Сумма финансовых ресурсов по источникам финансирования и других ресурсов по региональным программам составляет общую потребность в них в целом по федеральной целевой программе. В комплексные программы социально-экономического развития регионов включаются все узкоспециализированные программы социальной ориентации (здравоохранение, просвещение, культура, торговля, коммунальное хозяйство, туризм, отдых и т.д.). Комплексные программы по соответствующему региону позволяют произвести увязку всех узкоспециализированных программ по потребности во всех видах ресурсов и определить приоритетность их решения по срокам.
Региональные программы
классифицируются по следующим признакам:
территориальная принадлежность
Схема №1. Классификация региональных программ (по данным Института микроэкономики)
Каждая региональная
программа характеризуется
Вместе с тем изучение практики программирования на местах свидетельствует о недостатках в использовании этой формы хозяйствования: перенос способов общегосударственного программирования на региональный уровень; бессистемность в разработке и принятии территориальных программ; попытки одновременной реализации чрезмерно большого количества не увязанных между собой мелких и частных программ; отсутствие объективной экспертизы программ; завышенные потребности в финансовых и материально-технических ресурсах; отсутствие расчетов потребности во всех видах обеспечивающих средств и эффективности их использования; зачастую игнорирование учета ресурсного потенциала регионов и реальных возможностей государственной поддержки при формировании проектов, нереальные сроки завершения программ и отдельных мероприятий; отсутствии организационно-управленческих и нормативно-законодательных основ регионального программирования; разработка региональных программ в условиях острого дефицита информации и невозможности учета всех объективных факторов на стадии проектирования; отсутствии статистики по выполнению программ.
Совершенствование программирования
предполагает решение целого комплекса
вопросов, связанных с изменением
методологии и технологии управления,
преобразованием
1.2 Состав и структура комплексной программы социально-экономического развития региона.
«Состав и структура
программы социально-
Рассмотрим пример такой программы.
Раздел 1. Анализ и оценка сложившейся социально-экономической ситуации региона. Рассматриваются социально-экономическая ситуация и ее последствия для региона и выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.
Раздел 2. Оценка природных ресурсов и состояния окружающей среды. Описываются имеющиеся в регионе природные ресурсы (земельные, водные, лесные, топливно-энергетические, минеральные, сырьевые, и т.д.), их количество, возможности использования для внутрирегиональных целей и вывоза за пределы региона, экологическая ситуация в регионе и мероприятия по ее оздоровлению. Выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.
Раздел 3. Состояние демографической ситуации и рынок труда в регионе. Выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.
Раздел 4. Концепция социально-экономического развития региона. Выполненные в предыдущих разделах анализ социально-экономического развития региона и оценка природных ресурсов, состояния окружающей среды, демографической ситуации и рынка труда дают представление о современных масштабах и структуре хозяйства региона, его материально-производственной базе, выявленных диспропорциях в экономике, а также дают прогноз численности трудовых ресурсов и возможностей использования природно-ресурсного потенциала, позволяют с учетом тенденций технического прогресса и выдвигаемых перед регионом хозяйственных задач выработать и сформулировать концепцию (прогнозный замысел) социально-экономического развития региона на расчетную перспективу.
Информация о работе Региональные целевые программы социально-экономического развития