Региональные целевые программы социально-экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Необходимость управления экономическим развитием в регионе обусловлена в первую очередь общими недостатками функционирования рыночной экономики, ее нацеленностью на получение экономического эффекта и игнорированием проблем социальной справедливости. Общие недостатки функционирования рыночной экономики связаны с так называемыми «провалами» рынка, его неспособностью учитывать социальные запросы населения. Вместе с тем необходимость управления экономическим развитием в регионе связана также со спецификой экономической системы в стране, наличием особенностей в развитии и размещении производства, ее природно-климатических и этнографических особенностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………...3
ГЛАВА 1. Основы программно-целевого регулирования социально-экономического развития регионов
1.1 Основные аспекты программирования развития
экономики региона………………………………………………………..............5
1.2 Состав и структура комплексной программы
социально-экономического развития региона………….……..…...……………9
1.3 Механизм разработки и реализации региональных
программ развития. ………………...……………………………….…………..13
ГЛАВА 2. Международный опыт и российские методы программно-целевого регулирования развития регионов. Пути совершенствования.
2.1 Опыт развитых стран в области программирования регионального развития……………………………….………………………….………............19
2.2 Проблемы программно-целевого регулирования развития регионов в России и меры их решения………………….………………………….... .........23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...………..………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….…...………….........28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА РЭУ.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ В Г. ПОЙКОВСКИЙ

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине : Региональная экономика и управление

Тема: Региональные целевые программы социально-экономического развития: механизм разработки и реализации.

                                                                                

 

 

 

 

 

                                                                                         Выполнила:

                                                                                студентка курса

                                                                                специальность Государственное и муниципальное управление

                                                                                заочная форма обучения,

                   

 

                                                                                           Проверил:

                                                                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

Пыть-Ях 2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………...3

 

ГЛАВА 1. Основы программно-целевого регулирования социально-экономического развития регионов

1.1 Основные аспекты программирования развития

экономики региона………………………………………………………..............5

1.2 Состав и структура комплексной программы

социально-экономического развития региона………….……..…...……………9

1.3 Механизм разработки и реализации региональных

программ развития. ………………...……………………………….…………..13

ГЛАВА 2. Международный опыт и российские методы программно-целевого регулирования развития регионов. Пути совершенствования.

2.1 Опыт развитых стран в области программирования регионального развития……………………………….………………………….………............19

2.2 Проблемы программно-целевого регулирования развития регионов в России и меры их решения………………….………………………….... .........23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...………..………..26

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ….…...………….........28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный этап экономического развития страны характеризуется быстро растущим интересом к обширному  комплексу региональных программ. В этих условиях роль государства в управлении регионами резко возрастает.

Необходимость управления экономическим развитием в регионе  обусловлена в первую очередь  общими недостатками функционирования рыночной экономики, ее нацеленностью на получение экономического эффекта и игнорированием проблем социальной справедливости. Общие недостатки функционирования рыночной экономики связаны с так называемыми «провалами» рынка, его неспособностью учитывать социальные запросы населения. Вместе с тем необходимость управления экономическим развитием в регионе связана также со спецификой экономической системы в стране, наличием особенностей в развитии и размещении производства, ее природно-климатических и этнографических особенностей.

В условиях рыночной экономики программно-целевой метод управления становится наряду с прогнозированием социально-экономического развития страны и ее регионов одним из основных инструментов осуществления государственной и региональной экономической и социальной политики.

К настоящему времени  накоплен значительный опыт разработки региональных и муниципальных программ, который требует своего обобщения. Тем более это необходимо, что  при достаточно активной и массовой разработке региональных целевых программ в течение последних нескольких лет их результативность по ряду причин остается на невысоком уровне. Нуждается в корректировке и дополнении их правовая основа. Особое внимание при этом необходимо уделять обоснованию критериев выделения целевых программ региональной направленности, с тем, чтобы обеспечить решение программными методами наиболее важных проблем экономического и социального развития регионов.

Несмотря на различия в ведомственной и территориальной  принадлежности, разработка региональных программ должна проводиться на единой методологической основе, а различия в методологических подходах к их составлению должны быть обусловлены учетом специфики особенностей развития соответствующих хозяйственных комплексов и территорий.

Обострение проблем  регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной структуры хозяйства, обеспечения занятости населения и т.д. В этих условиях оправдано использование новых эффективных методов воздействия на экономику, в частности программно-целевого прогнозирования, которое позволяет квалифицированно и надежно, в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных районов в увязке с единой региональной политикой государства.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Основы программно-целевого регулирования социально-экономического развития регионов.

 

1.1 Основные аспекты программирования развития экономики региона.

Разработка региональных программ – это целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных таксономических  уровней.

Региональные программы  представляют собой разновидность  целевых комплексных программ и  служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

Различают следующие виды региональных программ: межгосударственные, государственные (федеральные) и собственно региональные, формируемые и реализуемые по отраслевому признаку и комплексные. Узкоспециализированные программы, как правило, разрабатываются в составе целевых федеральных программ, например «Здравоохранение в России». В этой программе практически по всем регионам разрабатываются соответствующие программы «Здравоохранение в регионе», в которых определяются потребности в финансовых ресурсах по источникам финансирования, материальных ресурсах, кадрах и т.д.

Сумма финансовых ресурсов по источникам финансирования и других ресурсов по региональным программам составляет общую потребность в  них в целом по федеральной  целевой программе. В комплексные  программы социально-экономического развития регионов включаются все узкоспециализированные программы социальной ориентации (здравоохранение, просвещение, культура, торговля, коммунальное хозяйство, туризм, отдых и т.д.). Комплексные программы по соответствующему региону позволяют произвести увязку всех узкоспециализированных программ по потребности во всех видах ресурсов и определить приоритетность их решения по срокам.

Региональные программы  классифицируются по следующим признакам: территориальная принадлежность, функциональная ориентация, содержание решаемых проблем, масштабность программной задачи, отраслевая локализация, характер возникновения проблем и др. Выделение признаков и соответствующих им классов программ служит условием поиска общих закономерностей в процессе их формирования и реализации. Классификационные признаки отражают содержание проблемы, характеризуют объекты программ, особенности управления ими и т.д. (схема №1).

 

Схема №1. Классификация региональных программ (по данным Института микроэкономики)

 











 




 




 



 



 






 

Каждая региональная программа характеризуется одновременно  несколькими классификационными признаками. Например, конкретная региональная (местная) программа может быть по территориальной принадлежности – областной; по функциональной ориентации – экологической; по масштабности проблемы – узкоспециализированной; по продолжительности – среднесрочной и т.д.

Вместе с тем изучение практики программирования на местах свидетельствует о недостатках в использовании этой формы хозяйствования: перенос способов общегосударственного программирования на региональный уровень; бессистемность в разработке и принятии территориальных программ; попытки одновременной реализации чрезмерно большого количества не увязанных между собой мелких и частных программ; отсутствие объективной экспертизы программ; завышенные потребности  в финансовых и материально-технических ресурсах; отсутствие расчетов потребности во всех видах обеспечивающих средств и эффективности их использования; зачастую игнорирование учета ресурсного потенциала регионов и реальных возможностей государственной поддержки при формировании проектов, нереальные сроки завершения программ и отдельных мероприятий; отсутствии организационно-управленческих и нормативно-законодательных основ регионального программирования; разработка региональных программ в условиях острого дефицита информации и невозможности учета всех объективных факторов на стадии проектирования; отсутствии статистики по выполнению программ.

Совершенствование программирования предполагает решение целого комплекса  вопросов, связанных с изменением методологии и технологии управления, преобразованием организационных  структур, разработкой определенной системы стимулов и экономических нормативов с учетом требований рынка. Устанавливаются общий порядок и правила разработки и реализации региональных (республиканских, краевых, областных городских и т.д.) программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Состав и структура комплексной программы социально-экономического развития региона.

«Состав и структура  программы социально-экономического развития региона представляет собой  перечень и взаиморасположение разделов, отражающих, содержательную и функциональную характеристики принятого к реализации программного проекта». [Видяпин В.И., Степанов М.В. «Региональная экономика»: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 666 с.]

Рассмотрим пример такой  программы.

Раздел 1. Анализ и оценка сложившейся социально-экономической ситуации региона. Рассматриваются социально-экономическая ситуация и ее последствия для региона и выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.

Раздел 2. Оценка природных ресурсов и состояния окружающей среды. Описываются имеющиеся в регионе природные ресурсы (земельные, водные, лесные, топливно-энергетические, минеральные, сырьевые, и т.д.), их количество, возможности использования для внутрирегиональных целей и вывоза за пределы региона, экологическая ситуация в регионе и мероприятия по ее оздоровлению. Выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.

Раздел 3. Состояние демографической ситуации и рынок труда в регионе. Выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.

Раздел 4. Концепция социально-экономического развития региона. Выполненные в предыдущих разделах анализ социально-экономического развития региона и оценка природных ресурсов, состояния окружающей среды, демографической ситуации и рынка труда дают представление о современных масштабах и структуре хозяйства региона, его материально-производственной базе, выявленных диспропорциях в экономике, а также дают прогноз численности трудовых ресурсов и возможностей использования природно-ресурсного потенциала, позволяют с учетом тенденций технического прогресса и выдвигаемых перед регионом хозяйственных задач выработать и сформулировать концепцию (прогнозный замысел) социально-экономического развития региона на расчетную перспективу.

Информация о работе Региональные целевые программы социально-экономического развития