Региональные целевые программы социально-экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Необходимость управления экономическим развитием в регионе обусловлена в первую очередь общими недостатками функционирования рыночной экономики, ее нацеленностью на получение экономического эффекта и игнорированием проблем социальной справедливости. Общие недостатки функционирования рыночной экономики связаны с так называемыми «провалами» рынка, его неспособностью учитывать социальные запросы населения. Вместе с тем необходимость управления экономическим развитием в регионе связана также со спецификой экономической системы в стране, наличием особенностей в развитии и размещении производства, ее природно-климатических и этнографических особенностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………...3
ГЛАВА 1. Основы программно-целевого регулирования социально-экономического развития регионов
1.1 Основные аспекты программирования развития
экономики региона………………………………………………………..............5
1.2 Состав и структура комплексной программы
социально-экономического развития региона………….……..…...……………9
1.3 Механизм разработки и реализации региональных
программ развития. ………………...……………………………….…………..13
ГЛАВА 2. Международный опыт и российские методы программно-целевого регулирования развития регионов. Пути совершенствования.
2.1 Опыт развитых стран в области программирования регионального развития……………………………….………………………….………............19
2.2 Проблемы программно-целевого регулирования развития регионов в России и меры их решения………………….………………………….... .........23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...………..………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….…...………….........28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА РЭУ.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

9. Механизмы и инструментарий  реализаций региональных программ  социально-экономического развития регионов. Комплекс целевых программ с единым целевым назначением, согласованными и взаимосвязанными мероприятиями позволяет создать механизмы практической реализации программы социально-экономического развития региона. Опыт реализации федеральных и региональных программ в России за последнее десятилетие неосознанно создал банк данных типовых механизмов решений региональных проблем, в том числе и эффективных. Унификацией таких организационных решений - один из надежных путей создания модельного инструментария реализации программ социально-экономического развития регионов.

Таким образом, программу  социально-экономического развития региона  правильнее называть интегрированной  системой целевых программ развития региона, комплексно обеспечивающей разработку и реализацию системы ресурсно- и организационно обеспеченных мероприятий развития различных элементов такой сложной социально-экономической системы, которой является субъект Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Международный опыт и российские методы программно-целевого регулирования развития регионов. Пути совершенствования.

 

2.1 Опыт развитых  стран в области программирования  регионального развития.

Программно-целевой метод  приобрел активных сторонников во многих развитых странах мира. В ряде развитых стран разрабатывались и реализовывались программы социально-экономического развития, в том числе программы регионального развития, главным назначением которых было выравнивание условий развития отдельных регионов и обеспечение достойного уровня жизни их населению.

Особенно интересным представляется опыт Соединенных Штатов Америки, которые при общей рыночной ориентации экономики осуществили ряд социально-экономических программ, обеспечивающих влияние государства на экономические процессы и поддержку конкурентоспособности страны на мировой арене.

«Соединенные Штаты стали использовать заимствованный у нашей страны опыт государственного регулирования народно-хозяйственных процессов с 1933 г. Непосредственной причиной этого стала необходимость вывода американской экономики из состояния Великой депрессии. Вмешательство государства в экономику выражалось главным образом во введении элементов центрального планирования, и в первую очередь была начата разработка ряда целевых программ. Особое значение придавалось программам развития сельскохозяйственных отраслей».[Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление: учебник/ Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 416 с.]

Цель данных программ заключалась в снижении социальной напряженности в обществе путем увеличения производства продуктов питания и снижения за счет этого цен на продовольствие. «Был принят также ряд программ по развитию строительной индустрии и других отраслей, обеспечивающих высокую занятость населения. В тот же период была развернута масштабная региональная программа — программа развития долины реки Тенесси, которая продолжает свое функционирование до настоящего времени. Эта программа является характерным примером комплексной целевой программы, т.е. такой программы, которая используется для достижения комбинации различных целей. Программа предусматривает развитие территорий в долине реки Тенесси и предполагает совместное решение ряда частных задач, в числе которых можно выделить освоение потенциальных гидроэнергетических ресурсов, расширение водоемов, а также создание новых искусственных водоемов с целью смягчения засушливого климата и создания источников воды для искусственного орошения сельскохозяйственных угодий, комплексную мелиорацию земель, рост производства сельскохозяйственной продукции, улучшение условий судоходства на реке Тенесси и развитие сети транспортных коммуникаций региона, совершенствование условий жизни населения, создание новых рабочих мест в регионе, создание зон отдыха, улучшение экологической обстановки в регионе». [Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление: учебник/ Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 416 с..].

 «Основная причина, по которой правительства развитых стран прибегают к целевым программам, — расхождение интересов между общественными и государственными интересами, с одной стороны, и интересами частного капитала — с другой. Такая ситуация часто возникает в инвестиционной сфере. Обычно она бывает связана с масштабными, но медленно окупающимися проектами, формирующими инфраструктуру одного или нескольких регионов. Такие проекты (например, строительство сети автодорог) весьма целесообразны с точки зрения государственной, но непривлекательны для частных предпринимателей из-за большого срока окупаемости и большого объема вложений». [Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление: учебник/ Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 416 с..].

Применение целевых  программ представляется особенно значительным в периоды экономического спада, когда остро ощущается необходимость  сохранения уровня занятости, поддержки нормального функционирования фирм и корпораций, имеющих стратегическое значение для экономики страны. В развитых странах целевые программы являются также важным инструментом, с помощью которого осуществляется структурная политика государства. Без целевых программ немыслимо решение задач в таких сферах, как развитие производственной и социальной инфраструктуры, научных исследований, создание систем вооружений и т.д.

Эта роль целевых программ особенно хорошо видна на примере Японии, где они используются как средство стимулирования новых, наукоемких отраслей, таких как электроника, робототехника, информационные системы. Экономические программы в Японии имеют индикативный характер, в связи с чем частным предпринимателям не определяются конкретные показатели производства того или иного товара, что невозможно в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры, а государственные органы, осуществляющие управление программой, занимаются только общей координацией, не вмешиваясь в конкретные производственные процессы.

В отдельных странах существует практика создания в регионах специальных государственных предприятий, вкладывающих средства государственного бюджета, выделенные соответствующим регионам, в развитие инфраструктуры. «Наиболее известный пример такого рода — программа поддержки юга Италии, где наблюдается отставание в социально-экономическом развитии. Программа предполагает широкий спектр мер, направленных на развитие промышленного производства в регионе, причем более, половины средств выделены государством. Другой важный пример активного участия государства в региональном развитии — север Швеции (провинция Норланд). Программа развития провинции предполагает, что более трети предназначенных для нее средств будет получено из централизованных источников». [Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление: учебник/ Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 416 с. Во Франции помимо среднесрочных программ экономического развития разрабатывались краткосрочные государственные программы, так называемые экономические бюджеты. Как среднесрочные программы (аналог пятилетних планов), так и экономические бюджеты (аналог годовых планов) не являются обязательными для выполнения не только для частных предпринимателей, но даже для государственных органов. Таким образом, программы по существу играют роль перспективных рекомендаций, их роль в процессе экономического регулирования определяется той мерой, в которой они учитываются при принятии конкретных решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Проблемы  программно-целевого регулирования развития регионов в России и меры их решения.

 

«Поскольку программы (как и другие используемые в Российской Федерации методы государственного регулирования территориального развития и селективной поддержки регионов) пока еще не исходят из системного представления о критических региональных ситуациях, было бы полезным составить перечень потенциальных зон программного регулирования, включив сюда ограниченное число локальных отсталых и депрессивных территорий, где отсутствуют рыночные механизмы и естественно-природные условия саморазвития (прежде всего самостоятельного выхода из депрессии), а также таких территорий, где это имеется, и нужна лишь целевая поддержка будущих «точек опережающего роста». Такие зоны следовало бы объявить сферами приоритетного программного финансирования с предоставлением гарантий государственного участия; не исключено, что в отдельных случаях было бы полезно придание соответствующим расходам статуса защищенных статей бюджетов всех уровней». [Коваленко Е.Г. «Региональная экономика и управление»: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 288 с.]

В настоящее время  программы не отвечают одному из обязательных требований – решению небольшого числа наиболее приоритетных, самых  острых и неотложных региональных проблем. При отсутствии централизованной информации о таких проблемах, общепринятой методик их сравнительной оценки и ранжирования, государственно выраженного интереса к их объективной оценке российскую региональную политику вообще нельзя рассматривать как приоритетно ориентированную. Однако в том случае, когда речь идет о необходимости наиболее эффективного распределения весьма небольших средств на реализацию однотипных мер государственной поддержки регионов (в первую очередь программ), ранжирование решаемых проблем и конкурсный отбор предложений о разработке и реализации соответствующих программ представляются необходимыми. Для этого могут быть предложены следующие меры:

  • разработка порядка формирования ежегодно обновляемого официального перечня наиболее острых региональных проблем – потенциальных объектов программ. Конкретные, подающиеся решению проблемы (а не регионы и их социально-экономическое развитие) должны стать объектом программ;
  • установление формализованной процедуры отбора приоритетных проблем из указанного перечня, для реализации которых могут быть гарантированы бюджетные ресурсы;
  • организация по тем же критериям конкурса предложений для включения их в проект правительственных предложений о разработке, начале реализации и продолжении федеральных программ в будущем финансовом году; отбор должен быть организован гласно и открыто;
  • установление порядка прохождения предложений о разработке программ через процедуры разработки и утверждения федерального бюджета на очередной год; обязательность представления в Государственную думу материалов конкурсного отбора программ.

Осуществление таких  предложений не представляет серьезных  трудностей, а незначительные дополнительные затраты могут сразу же окупиться  за счет исключения малоэффективных  программ. В то же время это позволит, если не полностью, то хотя бы в определенной части (в зоне действия программ) впервые ориентировать региональную  политику на конкурсно выявленные приоритеты.

«Расходование государственных  бюджетных средств на разработку и реализацию программ требует постоянного контроля. Предлагается ввести оценку эффективности и результативности программ». [Коваленко Е.Г. «Региональная экономика и управление»: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 288 с.]

Ограниченность финансовых, материальных и других ресурсов делает невозможной и нецелесообразной одновременную разработку большого количества программ. Речь идет, таким образом, о непременном ранжировании и отборе наиболее актуальных и перспективных проблем из числа потенциальных.

Наиболее сложной проблемой  является разработка программы комплексного развития экономики и социальной сферы региона как целостного образования, поскольку в этом случае необходимо учесть все многообразий ограничений на экономическое развитие региона, а именно: состояние природного фактора, современную социально-демографическую ситуацию, прогноз социальной напряженности в регионе и пр. Принципиальное значение имеет положение о том, что для стабильного развития региона нельзя ограничиваться только решением задач, имеющих преимущественно оперативный характер и связанных с функционированием жизнеобеспечивающих систем и объектов. Необходимо решать задачи стратегического порядка, призванные обеспечить совершенствование (модернизацию) экономики базы, развитие социальной среды. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Программирование развития экономики региона означает разработку и реализацию специальных документов, описывающих цели, процедуру и мероприятия и средства решения наиболее актуальных проблем регионального развития. Программирование знаменует активное участие властных структур не только в опосредованном (косвенном) воздействии на экономические процессы, но и в непосредственном управлении ходом общественного воспроизводства. Этот процесс имеет место во всех развитых странах мира. В основу программно-целевого подхода как инструмента проведения региональной администрацией целенаправленной политики по решению проблем региона должна быть положена система программ, которые реализуются либо государственными органами разного уровня, либо частными компаниями при государственной поддержке.

Специфика региональных программ заключается в том, что  они формируются и реализуются  на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, обусловлены  общегосударственными и территориальными интересами. Отбор региональных проблем для программирования проводится территориальными органами власти и управления. Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона, единицы административно-территориального деления Российской Федерации (республика, край, область, города федерального значения). Управляют проектированием и реализацией программ структуры исполнительной власти региона. Финансирование программ осуществляется в основном за счет субсидий государства – в том случае, когда проблема имеет федеральное значение и не может быть решена только за счет средств региона; используются также другие источники финансирования (иностранные инвестиции, частные капиталовложения и др.).

Информация о работе Региональные целевые программы социально-экономического развития