Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:56, курсовая работа
Необходимость управления экономическим развитием в регионе обусловлена в первую очередь общими недостатками функционирования рыночной экономики, ее нацеленностью на получение экономического эффекта и игнорированием проблем социальной справедливости. Общие недостатки функционирования рыночной экономики связаны с так называемыми «провалами» рынка, его неспособностью учитывать социальные запросы населения. Вместе с тем необходимость управления экономическим развитием в регионе связана также со спецификой экономической системы в стране, наличием особенностей в развитии и размещении производства, ее природно-климатических и этнографических особенностей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………...3
ГЛАВА 1. Основы программно-целевого регулирования социально-экономического развития регионов
1.1 Основные аспекты программирования развития
экономики региона………………………………………………………..............5
1.2 Состав и структура комплексной программы
социально-экономического развития региона………….……..…...……………9
1.3 Механизм разработки и реализации региональных
программ развития. ………………...……………………………….…………..13
ГЛАВА 2. Международный опыт и российские методы программно-целевого регулирования развития регионов. Пути совершенствования.
2.1 Опыт развитых стран в области программирования регионального развития……………………………….………………………….………............19
2.2 Проблемы программно-целевого регулирования развития регионов в России и меры их решения………………….………………………….... .........23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...………..………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….…...………….........28
Главным содержанием концепции должны быть принципиальное (вариантное) определение направлений наиболее рационального использования крупных и эффективных ресурсов, оценка на этой основе сравнительной экономичности различных отраслей и установление путей правильного формирования всего хозяйственного комплекса.
Раздел 5. Основные целевые подпрограммы. Выделяются основные для региона целевые подпрограммы, которые могут формироваться по отраслевому, функциональному и проблемному признакам.
Основными подпрограммами могут быть, например:
5.1. Транспортный комплекс.
5.2. Лесопромышленный комплекс.
5.3. Агропромышленный комплекс.
5.4. Машиностроительный комплекс.
5.5. Курортно-рекреационный комплекс.
5.6. Топливно-энергетический комплекс.
5.7. Социальный комплекс.
5.8. Строительный комплекс.
5.9. Основные направления решения экономических проблем.
В каждой из этих подпрограмм
определяются цели и задачи, конечные
результаты, которые должны быть достигнуты
на основе сосредоточения ориентированных
в пространстве и во времени этапов
ее выполнения. Каждое программное
мероприятие оценивается соотве
Раздел 6. Механизм осуществления программы. Излагается взаимоувязанный комплекс мер и действий, экономических рычагов, обеспечивающих решение проблемы. Механизм определяется на основе рассмотрения и сопоставления альтернативных вариантов. Разрабатывается прогнозная модель программы.
Раздел 7. Ресурсное обеспечение программы. Содержит
расчеты предстоящих затрат (финансовых
– по источникам поступления; материальных
– по видам продукции; природных условий
и ресурсов – по климатическим условиям,
земельным, водным, растительным, топливно-энергетическим
и минерально-сырьевым ресурсам; трудовых
ресурсов – по профессионально-
Раздел 8. Координация программных мероприятий. Обеспечивается согласование действий всех организаций, участвующих в осуществлении программы. Даются обоснования по организации сотрудничества региона, выполняющего программы, с сопредельными территориями России, зарубежными государствами.
Раздел 9. Оценка эффективности осуществления программы. Проводятся расчеты экономической эффективности программы.
Раздел 10. Организация, формы и методы управления программой. Разрабатываемая организационно-функциональная структура управления формируется с учетом специфики программы и региона.
«Каждое программное задание и программа в целом оцениваются системой количественных и качественных показателей, из которых используются следующие:
показатели ресурсных (финансовых, материально-технических, природных, трудовых, информационных, временных) затрат, необходимых для выполнения заданий программы». [Видяпин В.И., Степанов М.В. «Региональная экономика»: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 666 с.]
Помимо названных показателей разрабатываются формулировки программных мероприятий и работ, отдельных ее подпрограмм, а также другие показатели, необходимые для эффективного управления программой.
«Процесс отбора территориальных проблем, подлежащих решению на программной основе, включает в себя три основных этапа:
1)отбор региональных проблем, требующих решения;
2)обоснование возможности решения проблем программным методом;
3)независимая экспертная оценк
Оформление каждой программы
является стандартным: на титульном
листе указываются
Наиболее крупномасштабные комплексные программы должны проходить рассмотрение и утверждаться в высших законодательных органах.
1.3 Механизм разработки и реализации региональных программ развития.
«Совершенно очевидно, что для каждого субъекта Российской Федерации, а сегодня и для каждого федерального округа, как к концептуальному подходу к разработке, так и методам, механизмам реализации программ социально-экономического развития, необходим индивидуальный подход. Однако методики создания таких индивидуальных экономических механизмов должны иметь общие закономерности, подходы и механизмы формирования, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации в государстве и регионе». [Нехаев С.А., «Формирование программ социально-экономического развития регионов России в условиях глобализации мировой экономики» www.finansy.ru].
В статье Нехаева С.А. под названием «Формирование программ социально-экономического развития регионов России в условиях глобализации мировой экономики», опубликованной на сайте www.finansy.ru, описывается модельная структура программы социально-экономического развития региона, основанная на региональном бюджетном финансовом планировании, программном и инвестиционном подходе при обеспечении целевых региональных и межрегиональных программ реальными источниками финансирования (в том числе и внебюджетном) и механизмами их практической реализации.
«При разработке такой модели программы мы полагалось, что стратегическими целями программы социально-экономического развития любого региона Российской Федерации, в основном, являются:
- обеспечение стабильного и сбалансированного развития экономики региона на основе наиболее эффективного использования его ресурсного потенциала, в том числе рационального природопользования;
- законодательное обеспечение
программы развития региона на
основе гармоничной системы (
- структурная перестройка
организационно-
- оптимизация использования
регионального и федерального
бюджетов, территориального размещения
и развития производительных
сил региона, административно-
- обеспечение экономической
и экологической безопасности
и соблюдение финансовых
- повышение уровня
социальной защищенности
- создание эффективной организационной инфраструктуры программы, способной представлять интересы региона в федеральных органах власти, международных инвестиционных институтах, согласовывать (координировать) действия субъектов программ социально-экономического развития, учесть интеграционные процессы;
- формирование экономической
основы местного
На основе вышеназванного,
модельную структуру
1. Экономическое развитие
2. Финансовая ситуация и
Основой построения структуры программы социально-экономического развития региона, формирования механизмов ее реализации является бюджетный процесс, его анализ, планирование и прогнозирование развития, поскольку:
а) именно анализ состояния бюджетного процесса позволяет выделить бюджетообразующие предприятия, программы (в том числе и инвестиционные), развитие которых и должны являться приоритетными для администрации, должны обеспечиваться бюджетной поддержкой (в том числе и федеральной) и составить основу региональных федеральных инвестиционных программ;
б) именно внедрение регионального бюджетного планирования позволяет управлять бюджетным процессом, а не надеяться на стихию его формирования. Методически и организационно этот вопрос достаточно проработан;
в) планирование и прогнозирование регионального бюджетного процесса дает необходимую базу для формирования социальных программ и планирования их ресурсной обеспеченности;
г) такой анализ дает возможность
создать систему налоговых
Результаты анализа
социально-экономической
3. Социально-демографическая
ситуация в регионе.
Помимо общепринятых
аспектов анализа социально-
социальные приоритеты региона, что позволит в условиях дефицита бюджетных ресурсов сосредоточиться на основных социальных проблемах, создать организационные, налоговые и законодательные стимулы их разрешения;
социальную региональную политику, как систему первоочередных мер администрации регионов, обеспеченных ресурсами и направленных на развитие и стабилизацию социально-экономического состояния региона;
Наличие достоверного анализа
тенденций социально-
4. Региональная законодательная и нормативная базы. Законодательная база должна представлять собой гармоничную, сбалансированную многоуровневую систему законодательных и нормативных актов.
Региональные акты должны быть согласованы между собой, представляя систему, охватывающую сферы экономики, экологии, культуры, социальной и региональной государственной политики, управления регионом, с верховенством устава области.
5. Межрегиональное и
международное сотрудничество
7. Система управления
социально-экономическим
- организация системы
повышения квалификации
- организация управленческого консультирования.
8. Информационно-рекламное
и организационное
Информация о работе Региональные целевые программы социально-экономического развития