Региональные целевые программы социально-экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Необходимость управления экономическим развитием в регионе обусловлена в первую очередь общими недостатками функционирования рыночной экономики, ее нацеленностью на получение экономического эффекта и игнорированием проблем социальной справедливости. Общие недостатки функционирования рыночной экономики связаны с так называемыми «провалами» рынка, его неспособностью учитывать социальные запросы населения. Вместе с тем необходимость управления экономическим развитием в регионе связана также со спецификой экономической системы в стране, наличием особенностей в развитии и размещении производства, ее природно-климатических и этнографических особенностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………...3
ГЛАВА 1. Основы программно-целевого регулирования социально-экономического развития регионов
1.1 Основные аспекты программирования развития
экономики региона………………………………………………………..............5
1.2 Состав и структура комплексной программы
социально-экономического развития региона………….……..…...……………9
1.3 Механизм разработки и реализации региональных
программ развития. ………………...……………………………….…………..13
ГЛАВА 2. Международный опыт и российские методы программно-целевого регулирования развития регионов. Пути совершенствования.
2.1 Опыт развитых стран в области программирования регионального развития……………………………….………………………….………............19
2.2 Проблемы программно-целевого регулирования развития регионов в России и меры их решения………………….………………………….... .........23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...………..………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….…...………….........28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА РЭУ.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Главным содержанием  концепции должны быть принципиальное (вариантное) определение направлений наиболее рационального использования крупных и эффективных ресурсов, оценка на этой основе сравнительной экономичности различных отраслей и установление путей правильного формирования всего хозяйственного комплекса.

Раздел 5. Основные целевые подпрограммы. Выделяются основные для региона целевые подпрограммы, которые могут формироваться по отраслевому, функциональному и проблемному признакам.

Основными подпрограммами могут быть, например:

5.1. Транспортный комплекс.

5.2. Лесопромышленный комплекс.

5.3. Агропромышленный  комплекс.

5.4. Машиностроительный  комплекс.

5.5. Курортно-рекреационный  комплекс.

5.6. Топливно-энергетический  комплекс.

5.7. Социальный комплекс.

5.8. Строительный комплекс.

5.9. Основные направления  решения экономических проблем.

В каждой из этих подпрограмм  определяются цели и задачи, конечные результаты, которые должны быть достигнуты на основе сосредоточения ориентированных  в пространстве и во времени этапов ее выполнения. Каждое программное  мероприятие оценивается соответствующими количественными и качественными показателями.

Раздел 6. Механизм осуществления программы. Излагается взаимоувязанный комплекс мер и действий, экономических рычагов, обеспечивающих решение проблемы. Механизм определяется на основе рассмотрения и сопоставления альтернативных вариантов. Разрабатывается прогнозная модель программы.

Раздел 7. Ресурсное обеспечение программы. Содержит расчеты предстоящих затрат (финансовых – по источникам поступления; материальных – по видам продукции; природных условий и ресурсов – по климатическим условиям, земельным, водным, растительным, топливно-энергетическим и минерально-сырьевым ресурсам; трудовых ресурсов – по профессионально-квалификационным группам; информационных – по видам; временных – по срокам). Из общего объема ресурсов выделяется та их часть, которая поступает из собственных источников.

Раздел 8. Координация программных мероприятий. Обеспечивается согласование действий всех организаций, участвующих в осуществлении программы. Даются обоснования по организации сотрудничества региона, выполняющего программы, с сопредельными территориями России, зарубежными государствами.

Раздел 9. Оценка эффективности осуществления программы. Проводятся расчеты экономической эффективности программы.

Раздел 10. Организация, формы и методы управления программой. Разрабатываемая организационно-функциональная структура управления формируется с учетом специфики программы и региона.

«Каждое программное  задание и программа в целом  оцениваются системой количественных и качественных показателей, из которых используются следующие:

    • показатели целевой программы;
    • показатели эффективности конечных результатов, где оцениваются экономические, социальные, научно-технические, экологические и другие эффекты, в полной мере отражающие полезность осуществления программы;
    • специфические показатели, необходимость и состав которых устанавливаются в зависимости от характера и особенностей каждой программы;
    • показатели выполнения работ в рамках программы (этапы и промежуточные результаты);
    • параметры и оценки клиентских групп, характеризующие пользователей программы;

показатели ресурсных (финансовых, материально-технических, природных, трудовых, информационных, временных) затрат, необходимых для  выполнения заданий программы». [Видяпин В.И., Степанов М.В. «Региональная экономика»: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 666 с.]

Помимо названных показателей  разрабатываются формулировки программных  мероприятий и работ, отдельных  ее подпрограмм, а также другие показатели, необходимые для эффективного управления программой.

«Процесс отбора территориальных  проблем, подлежащих решению на программной  основе, включает в себя три основных этапа:

1)отбор региональных  проблем, требующих решения;

2)обоснование возможности  решения проблем программным  методом;

3)независимая экспертная оценка целесообразности решения проблем программным методом». [Видяпин В.И., Степанов М.В. «Региональная экономика»: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 666 с.]

Оформление каждой программы  является стандартным: на титульном  листе указываются соответствующая  краевая, областная, городская администрация; дата выпуска; на листе согласования – утверждающая инстанция и организация, согласование с которыми необходимо.

Наиболее крупномасштабные комплексные программы должны проходить  рассмотрение и утверждаться в высших законодательных органах.

 

 

 

1.3 Механизм разработки и реализации региональных программ развития.

«Совершенно очевидно, что  для каждого субъекта Российской Федерации, а сегодня и для  каждого федерального округа, как  к концептуальному подходу к  разработке, так и методам, механизмам реализации программ социально-экономического развития, необходим индивидуальный подход. Однако методики создания таких индивидуальных экономических механизмов должны иметь общие закономерности, подходы и механизмы формирования, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации в государстве и регионе». [Нехаев С.А., «Формирование программ социально-экономического развития регионов России в условиях глобализации мировой экономики» www.finansy.ru].

В статье Нехаева С.А. под названием «Формирование программ социально-экономического развития регионов России в условиях глобализации мировой экономики», опубликованной на сайте www.finansy.ru, описывается модельная структура программы социально-экономического развития региона, основанная на региональном бюджетном финансовом планировании, программном и инвестиционном подходе при обеспечении целевых региональных и межрегиональных программ реальными источниками финансирования (в том числе и внебюджетном) и механизмами их практической реализации.

«При разработке такой  модели программы мы полагалось, что  стратегическими целями программы  социально-экономического развития любого региона Российской Федерации, в основном, являются:

- обеспечение стабильного  и сбалансированного развития  экономики региона на основе наиболее эффективного использования его ресурсного потенциала, в том числе рационального природопользования;

- законодательное обеспечение  программы развития региона на  основе гармоничной системы (по  горизонтали и вертикали) законодательных региональных актов, дополняющих и конкретизирующих (для условий региона) федеральное законодательство. Такое обеспечение должно носить долговременный, стратегический характер, а нормативные акты быть взаимосвязанными, взаимодополняющими и целевыми;

- структурная перестройка  организационно-производственной инфрастуктуры  региона (в соответствии с требованиями  глобализации мировой экономики  и интеграции информационных, финансовых  и организационных технологий), достаточной  для реализации целевых региональных проектов и программ (основу которых составят проекты бюджетообразующих предприятий);

- оптимизация использования  регионального и федерального  бюджетов, территориального размещения  и развития производительных  сил региона, административно-территориального деления региона на уровне районов с учетом наличия ресурсного потенциала, обеспечивающего самостоятельное эффективное развитие;

- обеспечение экономической  и экологической безопасности  и соблюдение финансовых интересов  субъектов Федерации, эффективного участия организаций региона в реализации политики Правительства Российской Федерации в области структурной перестройки экономики и федеральных целевых программ;

- повышение уровня  социальной защищенности населения; 

- создание эффективной  организационной инфраструктуры программы, способной представлять интересы региона в федеральных органах власти, международных инвестиционных институтах, согласовывать (координировать) действия субъектов программ социально-экономического развития, учесть интеграционные процессы;

- формирование экономической  основы местного самоуправления  и бюджетного федерализма».

 

 

На основе вышеназванного, модельную структуру региональной программы социально-экономического развития должны формировать следующие  основные элементы:

1. Экономическое развитие региона.  Оценка состояния региональных  рынков промышленных и продовольственных  товаров, экспортного потенциала.

2. Финансовая ситуация и бюджетный  процесс, финансовые интересы  региона. Региональное финансовое  планирование.

Основой построения структуры программы социально-экономического развития региона, формирования механизмов ее реализации является бюджетный процесс, его анализ, планирование и прогнозирование развития, поскольку:

а) именно анализ состояния бюджетного процесса позволяет выделить бюджетообразующие предприятия, программы (в том числе и инвестиционные), развитие которых и должны являться приоритетными для администрации, должны обеспечиваться бюджетной поддержкой (в том числе и федеральной) и составить основу региональных федеральных инвестиционных программ;

б) именно внедрение регионального  бюджетного планирования позволяет  управлять бюджетным процессом, а не надеяться на стихию его формирования. Методически и организационно этот вопрос достаточно проработан;

в) планирование и прогнозирование регионального бюджетного процесса дает необходимую базу для формирования социальных программ и планирования их ресурсной обеспеченности;

г) такой анализ дает возможность  создать систему налоговых льгот  и освобождений для бюджетно- и  социально-значимых предприятий и  их программ.

Результаты анализа  социально-экономической ситуации в регионе, бюджетного процесса, а  также региональный маркетинг должны позволить определить экономические приоритеты и наметить пути обеспечения их реализации в мероприятиях и целевых региональных программах, законодательных и административных мерах.

3. Социально-демографическая  ситуация в регионе. Социальные  программы и приоритеты.

Помимо общепринятых аспектов анализа социально-экономического положения субъекта федерации: население (численность и половозрастная структура, численность и структура семей, миграция и расселение), уровень  и образ жизни (основные источники и уровень доходов, покупательская способность, уровень и структура расходов и потребления), социальная инфраструктура (жилище, транспорт и связь наука, культура и образование), социальное неблагополучие (безработица, забастовки, условия труда, уровень престижа), принципиально необходимо в рамках программ социально-экономического развития регионов отражать:

социальные приоритеты региона, что позволит в условиях дефицита бюджетных ресурсов сосредоточиться  на основных социальных проблемах, создать  организационные, налоговые и законодательные стимулы их разрешения;

социальную региональную политику, как систему первоочередных мер администрации регионов, обеспеченных ресурсами и направленных на развитие и стабилизацию социально-экономического состояния региона;

Наличие достоверного анализа  тенденций социально-демографического развития региона позволяет разработчикам  и реализаторам программ развития региона  прогнозировать направления развития региональных рынков промышленных и  продовольственных товаров.

4. Региональная законодательная и нормативная базы. Законодательная база должна представлять собой гармоничную, сбалансированную многоуровневую систему законодательных и нормативных актов.

 

Региональные акты должны быть согласованы между собой, представляя  систему, охватывающую сферы экономики, экологии, культуры, социальной и региональной государственной политики, управления регионом, с верховенством устава области.

5. Межрегиональное и  международное сотрудничество и  внешнеэкономическая деятельность. Использование экспортного потенциала региона. «Учитывая то, что развитие межрегионального сотрудничества - один из путей к международному безопасному и стабильному экономическому развитию, укреплению государственности, в котором так нуждается сегодняшняя Россия, закономерно и необходимо решать вопросы сотрудничества не только непосредственно между регионами Российской Федерации, но и в рамках объединенной Европы». [Нехаев С.А., «Формирование программ социально-экономического развития регионов России в условиях глобализации мировой экономики» www.finansy.ru]

7. Система управления  социально-экономическим развитием  региона. Его организационное  и инфраструктурное обеспечение.  Немаловажным вопросом реализуемости  программы является наличие профессиональной  команды управления ею. В комплекс региональных программ по организационному обеспечению реализации программы развития региона входит и программа кадрового обеспечения, основным задачами которой является:

- организация системы  повышения квалификации переподготовки  и стажировки персонала всех звеньев, занятых в реализации программы развития региона;

- организация управленческого  консультирования.

8. Информационно-рекламное  и организационное сопровождение  программы социально-экономического  развития региона, которое может быть выделено в отдельную региональную программу. Наиболее важным направлением информационного сопровождения программ социально-экономического развития регионов, являются проекты на динамично развивающемся рынке Internet-услуг. Такие проекты дают возможность посредством Internet создать единое информационное пространство, демонстрирующее потенциал региона, а также среду общения, продвижения и реализации региональных проектов и программ.

Информация о работе Региональные целевые программы социально-экономического развития