Региональный рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 23:24, реферат

Описание работы

Эта стратегия имеет преимущество доступности данных для этих регионов. Недостаток состоит в обычной необходимости сокращать и подразделять функционально связанные сферы рынка труда, которые часто не придерживаются административных границ. Игнорирование функциональных взаимозависимостей может иметь серьезные последствия в обоснованности параметрической оценки теоретических моделей рынка труда.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..…………3
ГЛАВА 1. Рынок труда……………………..…….…………………………………….…5
1.1. Понятие рынка труда…………...……………………………………………….........5
1.2. Регуляторы рынка труда………………………………………………….………......7
ГЛАВА 2. Формирование и развитие рынков в регионе………………..………..….…9
2.1. Особенности регулирования регионального рынка труда……………………..….12
ГЛАВА 3. Безработица…………………………………………………………………...15
3.1. Меры по снижению безработицы……………………………………………….…..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..……19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………......…21

Файлы: 1 файл

2.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

- потребительский  рынок (рынок благ);

- рынок  земли и недвижимости;

- рынок  труда;

- рынок  капиталов (кредитный рынок и  рынок ценных бумаг);

- рынок  информации;

- рынок  природных ресурсов;

- рынок  культурных ценностей;

- рынок  образовательных услуг и др.      

Все рынки взаимосвязаны друг с другом, они обслуживаются соответствующими составляющими рыночной инфраструктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Особенности  регулирования регионального рынка  труда.     

 

Целью государственного и регионального  регулирования является максимальное сохранение трудового потенциала, его  приумножение, обеспечение эффективной  занятости населения.    

Вместе  с тем региональное регулирование  способствует:    

- во-первых, распределению и размещению  трудовых ресурсов путем децентрализованного  и централизованного регулирования  (через систему индикативного планирования);     

- во-вторых, осуществлению политики  макроэкономической стабилизации  в регионе;    

- в-третьих, осуществлению распределения  и перераспределения региональных  доходов путем введения местных  налогов и др.;    

- в-четвертых, влиянию на правовые основы, учитывающие особенности функционирования регионального рынка труда;    

- в-пятых, осуществлению развития  муниципального сектора экономики  (расширяя или сужая его границы);     

- в-шестых, развитию региональной  рыночной инфраструктуры и институциональной рыночной среды.    

На  уровне региона имеется больше возможностей для оптимизации процессов централизованного  государственного регулирования и децентрализованного частнопредпринимательского саморегулирования.     

Изменение соотношения госрегулирования и  саморегулирования и его характера  по мере решения конкретных задач  приводит к стабилизации и преобразованию рынка труда. Критерием эффективного регулирования регионального рынка труда выступает успешное решение задач на каждом этапе (можно предположить, что развитие регионального рынка труда прошло два этапа: процесс становления, выразившийся в нарастании безработицы (кризисное состояние) и депрессивное состояние). Региональное регулирование проявляется в различных комбинациях объемов, соотношений мер и методов регулирования. Они вытекают из прежнего состояния региональной экономической системы, а также из социально-демографической структуры населения, профессионально-квалификационной структуры рабочей силы, национального состава, традиционных видов занятости, распространенных на данной территории.     

Проблема  сегментации рынка труда, в целом, и регионального, в частности, является дискуссионной.    

Под сегментацией рынка труда понимают объективно обусловленный процесс  его структурирования, при котором  под воздействием политико-экономических  и социальных факторов развития общества возникает необходимость разделения рынков на отдельные субрынки или сегменты, отличающиеся различными характеристиками и правилами поведения, исходя из особенностей каждой категории работников.    

Имеются разные подходы к классификации  сегментов рынка труда. Так, многие ученые отмечают: “В наиболее общем виде существуют два сегмента: рынок первичных независимых и подчиненных рабочих мест и рынок вторичных рабочих мест. В первом сегменте первичных независимых рабочих мест заняты работники, имеющие специальное высшее и среднее специальное образование, административно-управленческий персонал, высококвалифицированные рабочие. Это более высокооплачиваемые группы, занятость которых стабильна и гарантирована. В первом сегменте первичных подчиненных рабочих мест заняты рабочие средней квалификации, административно-вспомогательный персонал, инженерно-технические работники. Данная группа имеет относительно высокий уровень заработной платы и определенные гарантии занятости. Второй сегмент, состоящий из вторичных рабочих мест, не требует специальной подготовки и высокой квалификации. В него входят неквалифицированные рабочие, работники обслуживания, низшие категории служащих (например, клерки)”. Региональное регулирование сглаживает противоречия между “шоковой” и “перестроечной” формами протекания регулятивных процессов. Так, недостаточное внимание к конверсионным процессам в Саратовской области обусловливает дополнительное напряжение на региональном рынке труда.    

На  региональном уровне более четко  просматриваются возможности применения поощрительных и ограничительных мер регулирования.    

В условиях низкой инвестиционной активности, крайней скудости бюджетных средств  различных уровней только региональное регулирование позволяет обеспечить многоканальное финансирование программ развития рынка труда.    

Необходимость сочетания государственных и  региональных целей, задач регулирования  рынка труда объективно придает  региональным органам исполнительной власти роль координаторов. В этом случае правы те авторы, которые утверждают, что центр реформ смещается в регионы.    

Разработка  же стратегии, форм, методов регионального  регулирования рынка труда –  важная научная задача. Решение этой задачи позволит достичь следующих  целей:     

1) уйти от шаблонных подходов  в регулировании рынка труда  (спрос и предложение рабочей силы всегда конкретны в отдельном регионе); 

   2) выявить муниципальные приоритеты;

    3) повысить эффективность целевого  бюджетного финансирования;

    4)эффективнее воздействовать на сферы рынка труда, порождающие  наибольшую социальную напряженность.    

Региональное  регулирование, таким образом, решает задачу сосредоточения ресурсов, принадлежащих  различным собственникам на наиболее значительных для населения региона  направлениях.  

 

ГЛАВА 3. Безработица.

В данной главе рассмотрены  различные определения относительно безработицы, а также показатели безработицы. Ниже представлены  несколько определений, которые взяты из разных источников:

Безработица - как незанятость  экономически активного населения  в хозяйственной деятельности.

Безработица - социальное явление, когда часть экономически активного населения не имеет  возможности применить свою рабочую силу.

Безработица - отсутствие работы при наличии нужды в  ней; невозможность найти себе службу, заработок.

Также безработица определяется как контингент лиц старше определенного  возраста, не имеющих работы, пригодных  в настоящее время к работе и ищущих ее в рассматриваемый период. Безработицу можно охарактеризовать, как социальное явление, когда экономически активное население не может применять трудоспособные навыки по причине отсутствия условий, необходимых для этого, т.е. не может обеспечить себя работой в силу тех или иных обстоятельств, например таких, как отсутствие работы, отсутствие желания работать, недостаточно информации, знаний, навыков и т.п.

Безработица - неотъемлемое свойство рыночной системы хозяйствования. Об этом свидетельствует история  развития рыночной экономики. Уже во второй половине XVIII века в Англии были массовые выступления рабочих против применения машин, использование которых в производстве сопровождалось формированием армии лишних людей. В последующие два века - XIX и XX -число безработных непрерывно возрастало и в 1995 г. только в промышленно развитых странах оно достигло рекордного уровня - 635 млн. человек.

Население любой страны подразделяется на три большие группы:

- в первую группу включены лица, которые не считаются потенциальными компонентами рабочей силы. В нее входят лица, не достигшие 16 лет (возрастная граница варьируется в связи с принятыми законами различных стран), а также лица, находящиеся в специализированных учреждениях, например в психиатрических больницах или в исправительных заведениях.

- вторую группу, которая  называется “выбывшие из состава  рабочей силы”, составляют взрослые, потенциально имеющие возможность  работать, но по какой-то причине  не работающие и ищущие работу.

- третья группа - это  рабочая сила. В эту группу входят все лица, которые могут и хотят работать.

В свою очередь рабочая  сила состоит из тех людей, которые  заняты, то есть это люди, выполняющие  любую оплачиваемую работу, а также  те, кто имеет работу, но не работает по причине болезни, забастовки или отпуска; и тех, кто не имеет работы, но хотел бы трудиться. Именно последние входят в число безработных.

 

 

 

 

 

3.1. Меры по  снижению безработицы.

Достижение нового равновесного состояния на рынке труда с  целью роста производства возможно в России путем сохранения неизменной или даже небольшого снижения реальной зарплаты и увеличения спроса на труд. При этом сдвиг кривой спроса на труд под влиянием тех или иных факторов может привести к росту занятости и выпуску продукции в большей мере, чем при теоретически нормальном наклоне кривой предложения труда. Уникальность сложившейся ситуации заключается в том, что предельный продукт труда может увеличиваться какое-то время в большей мере, чем вырастет реальный уровень зарплаты. Это выражается в том, что можно обеспечить превышение роста ВВП по сравнению с ростом занятости путем интенсификации труда занятых работников, готовых какое-то время работать и производить больше при условии гарантии занятости и стабильности получения гарантированного уровня реальной зарплаты.

Регулирующая роль государства  в области занятости выражается в следующих формах: воздействие  через органы занятости на уровень  и продолжительность безработицы; сокращение время поиска работы путем  организации и совершенствования  системы информирования безработных о свободных рабочих местах; развитие системы непрерывных переподготовки и повышения квалификации; содействие в деятельности бирж труда; проведение мониторинга состояния рынка рабочей силы: развитие системы адресной помощи малоимущим; поддержки традиционных отраслей экономики и крупных предприятий с целью сохранения рабочих мест; стимулирование создания новых производств и дополнительных рабочих мест; льготное налогообложение малого и инновационного бизнеса с целью вовлечения в него определенной части экономически активного населения, высвобождаемого из бюджетной сферы; социальная защита и поддержка пострадавших от безработицы лиц.

Государству следует  более активно и широко использовать комплекс косвенных мер для стимулирования занятости посредством увеличения совокупного спроса методами фискальной и кредитно-денежной политики. большее внимание нужно уделять такой эффективной мере, которая всегда давала высокую отдачу, как активное содействие профессиональной подготовке и переподготовке кадров, ориентированной на отдельные сегменты рынка труда и основанной на прогнозе объема и структуры будущего спроса на определенные группы профессий.

Для части незанятого населения, которое состоит в  основном из низкоквалифицированных работников, целесообразно организовать общественные работы. Предполагаемые большие масштабы таких работ способны на некоторое время снять напряженность на российском рынке труда.

Стратегические решения  в области государственного регулирования  занятости должны носить комплексный  характер и лежать в плоскости обеспечения роста производства и создания новых рабочих мест с одновременным развертыванием программы переобучения и повышения квалификации работников. При этом необходимо учитывать опыт развитых стран, социальные и национальные особенности России, реально сложившуюся в стране ситуацию и внутреннюю логику развития с учетом складывающихся тенденций развития.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Роль рынка труда  в эволюции экономики непрерывно возрастает. Впервые в истории  производительные силы выходят на такой уровень развития, при котором их эволюция возможна лишь в условиях творческой активности работников значительной части профессий и широкого использования в сфере общественного труда новейших технических средств и сопутствующих им знаний.

Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества (речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения).

Итак, на рынке труда  начало экономического подъема сопровождается, во-первых, появлением большого количества новых экономически эффективных рабочих мест, преимущественно в производственном секторе. Во-вторых, имеется избыток дешевой и высокопроизводительной рабочей силы, то есть, высок уровень безработицы. Наконец, рабочая сила должна быть достаточно мобильной. Ничего этого на отечественном рынке труда нет. Платежеспособный спрос со стороны работодателей есть в основном в финансовом секторе и сфере услуг.

Большинство населения любой страны способно лишь занимать готовые рабочие места - и только малая часть может открывать новые. Низкий размер пособия при увольнении является одним из факторов, обеспечивающих мобильность рабочей силы. Коллективные договоры должны заключаться преимущественно на уровне предприятия. Коллективные же договоры на уровне отраслей, регионов, тем более, общенациональном не должны иметь обязательной силы. Это вносит огромные диспропорции в размер заработной платы и способно привести к разорению многих предприятий, которые в противном случае могли бы выжить. Право на забастовки должно быть обеспечено безусловно. Но его необходимо дополнить эффективным арбитражем, механизмами обеспечения исполнения индивидуальных и коллективных трудовых договоров - это то, чего сейчас нам не хватает: до суда не всегда могут достучаться даже крупные работодатели или профсоюзы, не говоря уже об отдельном работнике.

Информация о работе Региональный рынок труда