Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 17:48, курсовая работа
Цель работы: на основе изучения учебной литературы рассмотреть регулирование Банком России деятельность коммерческих банков.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.РЕГИСТРАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ БАНКОМ РОССИИ 4
2.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ, УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ БАНКОМ РОССИИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 8
2.1. Банковская система: понятие и виды 8
2.2. Центробанк России – центральный банк государства 9
2.3. Коммерческие банки в России 10
2.4. Экономические нормативы банковской деятельности 13
3.КОНТРОЛЬ БАНКА РОССИИ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ БАНКАМИ БАНКОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 18
3.1.Объекты банковского надзора 19
3.2.Кредитные организации и их деятельность как объект банковского надзора 20
3.3.Задачи и функции банковского надзора 22
3.4.Подразделения банковского надзора 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Рейтинг банков по активам за февраль 2012.
Банк |
Регион |
Активы (тыс. руб.) | |
1. |
Сбербанк России |
Москва |
10 572 183 281 |
2. |
ВТБ |
Санкт-Петербург |
3 998 550 301 |
3. |
Газпромбанк |
Москва |
2 350 058 666 |
4. |
Россельхозбанк |
Москва |
1 371 527 990 |
5. |
Банк Москвы |
Москва |
1 182 875 075 |
6. |
ВТБ 24 |
Москва |
1 139 476 251 |
7. |
АЛЬФА-БАНК |
Москва |
886 421 526 |
8. |
Юникредит Банк |
Москва |
858 409 072 |
9. |
Росбанк |
Москва |
579 960 286 |
10. |
Райффайзенбанк |
Москва |
574 237 201 |
11. |
Промсвязьбанк |
Москва |
541 042 095 |
12. |
ТрансКредитБанк |
Москва |
471 014 993 |
13. |
НОМОС-БАНК |
Москва |
443 836 536 |
14. |
УРАЛСИБ |
Москва |
407 969 038 |
15. |
МДМ Банк |
Новосибирск |
321 598 564 |
16. |
Банк «Санкт-Петербург» |
Санкт-Петербург |
306 630 344 |
17. |
АК БАРС |
Казань |
292 656 125 |
18. |
Россия |
Санкт-Петербург |
292 205 535 |
19. |
Ситибанк |
Москва |
285 734 843 |
20. |
Нордеа Банк |
Москва |
246 920 720 |
21. |
Связь-Банк |
Москва |
217 919 302 |
22. |
Петрокоммерц |
Москва |
216 900 631 |
23. |
МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК |
Москва |
215 695 198 |
24. |
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ БАНК |
Ханты-Мансийск |
213 428 685 |
25. |
Банк ЗЕНИТ |
Москва |
210 196 024 |
Источник: http://bankir.ru/bank/search
Банки
в России могут создаваться на основе
любой формы собственности: частной, коллективной,
акционерной, смешанной, государственной.
Для формирования уставных капиталов
российских банков допускается привлечение
иностранных инвестиций. Такие банки могут
быть совместными (их уставной капитал
формируется за счет средств резидентов
и нерезидентов) и иностранными (уставной
капитал формируется исключительно за
счет средств нерезидентов) [6,115].
По
способу формирования уставного капитала
банки подразделяются на акционерные
(открытого и закрытого типа) и паевые.
Следует отметить, что для нынешнего этапа
характерно преобразование паевых банков
в акционерные и создание новых банков
в форме акционерных обществ.
В
целях оперативного кредитно-расчетного
обслуживания клиентов, территориально
удаленных от места расположения коммерческого
банка, он может организовывать филиалы
и представительства. Филиалы банка –
это обособленные структурные подразделения,
расположенные вне места его нахождения
и осуществляющие все или часть его функций.
Филиал не является юридическим лицом.
Он заключает договоры и ведет иную хозяйственную
деятельность от имени коммерческого
банка, его создавшего.
Основной
целью деятельности представительств
банка является представление его интересов,
осуществление защиты, изучение рынка
банковских услуг на определенной территории.
Управление банковской деятельностью через систему экономических нормативов дает возможность косвенным, опосредованным путем влиять на величину общего размера платежных средств, необходимого для обслуживания воспроизводственного процесса.
Новая редакция нормативного акта Банка России об обязательных нормативах банков, разработанная в развитие требований Закона о Банке России, учитывает отечественную и международную практику банковского надзора. Данным нормативным актом предусмотрено сокращение перечня обязательных нормативов, снижение минимально допустимого значения нормативов мгновенной и текущей ликвидности, изменение порядка расчета нормативов ликвидности, уточнение методики расчета нормативов, регулирующих кредитный риск, а также предоставление территориальным учреждениям права устанавливать контрольные значения обязательных нормативов. Установлено требование о необходимости соблюдения кредитными организациями обязательных нормативов на ежедневной основе, что способствовало нейтрализации распространенной в прошлом практики проведения отдельными кредитными организациями «регулирующих» операций, направленных на обеспечение формального соблюдения обязательных нормативов на отчетные даты.
В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы:
Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, являющихся по отношению друг к другу зависимыми или основными и дочерними, устанавливается в процентах от размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и не может превышать 25% размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).
При определении максимального размера риска учитывается вся сумма кредитов кредитной организации, выданная одному заемщику или группе связанных заемщиков, а также суммы гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией заемщику или группе связанных заемщиков.
Максимальный размер крупных кредитных рисков устанавливается как выраженное в процентах отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы). Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5% собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы). Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800% размера собственных средств (каптала) кредитной организации (банковской группы).
Нормативы ликвидности кредитной организации определяются как:
Нормативы достаточности собственных средств (капитала) определяются как отношение размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) к сумме ее активов, взвешенных по уровню риска.
Нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретении акций (долей) других юридических лиц определяются как выраженное в процентах отношение сумм инвестируемых и собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы). Размер норматива использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц не может превышать 25% размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).
Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам), определяется в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы). Указанный норматив не может превышать 50%.
В целях определения размера собственных средств (капитала) кредитной организации Банк России проводит оценку ее активов и пассивов на основании методик оценки, устанавливаемых нормативными актами Банка России. Кредитная организация обязана отразить в своей бухгалтерской и иной отчетности размер собственных средств (капитала), определенный Банком России. Если размер собственных средств(капитала) кредитной организации окажется меньше размера уставного капитала кредитной организации, определенного ее учредительными документами, то Банк России обязан направить в такую кредитную организацию требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала. Кредитная организация обязана исполнить требование Банка России на условиях, которые установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Банковский надзор - это наблюдение Банка России за исполнением и соблюдением кредитными организациям законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.
Сущность банковского надзора состоит в проверке соответствия решений и действий кредитной организации законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам Банка России.
По сути, это надзор за реализацией нормативности в банковской деятельности. Его значение заключается в том, что он используется Банком России для управления рисками в банковской системе.
Банк России не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками и другими кредитными организациями. Он не имеет права вмешиваться в деятельность коммерческих банков и других кредитных организаций, поскольку они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений. Поэтому Федеральный закон не предоставил Банку России полномочия контролировать целесообразность деятельности кредитных организаций. Ему предоставлены права осуществлять надзор, то есть наблюдать за кредитной организацией с точки зрения нормативности принимаемых ею решений. Это означает, что Банк России может проверять соблюдение кредитной организацией законов, финансовых нормативов и нормативных актов Банка России.
Дистанционное наблюдение - это наблюдение за деятельностью кредитных организаций на основе представленных ею банковских и, в частности, бухгалтерских документов (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные документы и т. п.).
Для решения этих задач в системе Банка России созданы подразделения банковского надзора - Департамент пруденциального надзора, Департамент лицензирования кредитных организаций и некоторые другие департаменты, а в территориальных учреждениях - управления (отделы) регулирования банковской деятельности.
Контактный надзор - это проверки деятельности кредитных организаций с выходом на места их расположения и изучением всех запрашиваемых группой инспекторов банковских документов.
Для этих целей в структуре
Банка России создаются специальные
подразделения - Департамент инспектирования
кредитных организаций и
Информация о работе Регулирование Банком России деятельность коммерческих банков