Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 17:48, курсовая работа
Цель работы: на основе изучения учебной литературы рассмотреть регулирование Банком России деятельность коммерческих банков.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.РЕГИСТРАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ БАНКОМ РОССИИ 4
2.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ, УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ БАНКОМ РОССИИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 8
2.1. Банковская система: понятие и виды 8
2.2. Центробанк России – центральный банк государства 9
2.3. Коммерческие банки в России 10
2.4. Экономические нормативы банковской деятельности 13
3.КОНТРОЛЬ БАНКА РОССИИ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ БАНКАМИ БАНКОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 18
3.1.Объекты банковского надзора 19
3.2.Кредитные организации и их деятельность как объект банковского надзора 20
3.3.Задачи и функции банковского надзора 22
3.4.Подразделения банковского надзора 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
И тот и другой вид банковского надзора должны быть взаимосвязаны. Характер этой взаимосвязи имеет значение с точки зрения оперативности надзора и достоверности его результатов.
Объекты банковского надзора - это та часть банковской системы и банковской деятельности, которая в соответствии с требованиями законов и в установленном им порядке должна контролироваться Банком России,
Правильное определение объектов банковского надзора имеет значение для определения компетенции Банка России по проведению проверок деятельности кредитных организаций. Кроме того, точное определение проверяемых объектов позволяет оптимизировать расходы Банка России на банковский надзор.
Банковский надзор в том виде, в котором он сегодня предусмотрен в российском законодательстве, не охватывает всю банковскую систему, а только распространяется на кредитные организации. Иными словами, его объектом является только нижний уровень банковской системы. Верхний уровень банковской системы - Банк России - не является объектом надзора со стороны какого бы то ни было органа.
В Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации" предусматриваются некоторые элементы контроля со стороны Государственной Думы за Банком России. По сути, они относятся к статусу Банка России [8,325].
В других странах существует так называемый перекрестный контроль над функционированием банковской системы. Это означает, что банковская система контролируется не только центральным банком, но и различными правительственными организациями. Поэтому отчеты центрального банка и вся его деятельность проверяются государством.
Независимость Банка России нужно дополнить его ответственностью за правильность принимаемых им решений, в том числе и в сфере банковского надзора.
В организации и деятельности кредитных организаций в соответствии с целями банковского надзора и тем, как они закреплены в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", можно выделить несколько предметов банковского надзора.
Первым рассматриваемым нами предметом банковского надзора, и в частности банковских проверок, является соблюдение кредитной организацией законодательства и банковских правил, установленных Банком России.
В законодательстве четко не сказано, соблюдение каких законов должен проверять Банк России. Поэтому вопрос этот толкуется специалистами ограничительно. Во внимание принимаются, в лучшем случае, сугубо банковские законы, прежде всего Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", чего, конечно же, недостаточно, поскольку, как было сказано, банковская деятельность регулируется нормативными актами различных отраслей права.
В этом отношении вполне очевидной становится роль юридических подразделений в Банке России, способных определить весь тот состав нормативных актов, нарушение которых создает риски в банковской деятельности. Однако роль юристов, к сожалению, невелика, поэтому в деятельности банков создается нечто похожее на нишу, в которую не заглядывает Банк России. Отсюда берут свое начало самые распространенные злоупотребления в кредитных организациях, которые рано или поздно становятся причиной их краха, как, впрочем, и краха клиентов.
Что касается надзора и инспектирования выполнения банковских правил, то здесь тоже есть множество нерешенных проблем. Во-первых, Банк России ежегодно издает около тысячи различных актов. Эти акты, как уже говорилось, далеко не во всех случаях безупречны с точки зрения юридической техники. Кроме того, они недостаточно систематизированы. В этой связи возникают проблемы доступности нормативных актов не только для широкого потребителя, но и для самих работников Банка России. Во-вторых, нет четкого разделения и специализации в самом банковском надзоре, а главное - в инспектировании кредитных организаций, что снижает его качество.
Вторым предметом банковского надзора является выполнение кредитной организацией предусмотренных законодательством и нормативными актами Банка России финансовых нормативов.
Нормативы - это технические нормы. Это техника банковского дела, технология управления кредитной организацией, правильное построение которой исключает риск неликвидности и неплатежеспособности по отношению к кредиторам и банковским клиентам.
Третий предмет в объекте банковского надзора - проверка правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности, предусмотренной законами и нормативными актами Банка России, отчетности кредитных организаций.
Этот вопрос считается центральным. В отличие от юридических и финансово-аналитических проблем проблема проверки бухгалтерского учета и достоверности отчетности, возможно, в силу своей простоты привлекает наибольшее внимание при проведении проверок. В этом смысле надзор находится еще только на первой стадии своего развития. Это стадия сопоставлений и изолированных оценок.
Задачи и функции банковского надзора конкретизируют и обусловлены целями и объектами банковского надзора.
Задачи банковского надзора - это проверка Банком России тех объектов, которые определяются предметом банковского надзора. Трем основным предметам соответствуют и три задачи банковского надзора:
- проверка соблюдения законов и банковских правил,
- проверка соблюдения экономических нормативов,
- проверка бухгалтерского учета и отчетности.
Функции банковского надзора - это направления проводимой Банком России документальной или непосредственной проверки деятельности кредитной организации. По мнению банковских специалистов, существует определенный перечень этих функций:
- изучение юридических вопросов деятельности банка и соблюдение им устава и лицензии;
- проверка соблюдения
кредитной организацией
- анализ баланса и отчетности банка;
- изучение динамики отдельных показателей банковской деятельности и перспектив развития банка;
- проверка решений органов управления;
- проверка работы ревизионной комиссии;
- анализ договорных
отношений кредитной
- проверка соблюдения
договорных обязательств
- анализ способов размещения
собственных и временно
- проверка управления рисками;
- проверка формирования резервов;
- проверка гарантий;
- проверка обоснованности
и законности формирования
- изучение договоров и причин потерь по отдельным видам деятельности;
- выявление фактов
искажения доходов и расходов,
обнаружение возможных
- выявление причин, мотивов и обстоятельств, способствовавших банковским нарушениям;
- выяснение целей нарушения
нормативных актов ЦБ РФ, выяснение
причин искажения отчетных
- выяснение причин
и целей проведения банком убыт
- проверка соблюдения
кредитной организацией
В системе банка России можно выделить две группы подразделений:
а) регулятивные;
б) надзорные.
К регулятивным относятся такие, например, департаменты и соответствующие им управления, как департамент эмиссионно-кассовых операций, департамент регулирования денежного обращения, департамент лицензирования; юридический департамент, административный департамент, департамент бухгалтерского учета и отчетности, департамент ценных бумаг; департамент валютного регулирования и валютного контроля; департамент информатизации, различного рода расчетно-кассовые центры и некоторые другие подразделения. [13,214].
Надзорный блок составляют два департамента и соответствующие им управления, отделы в территориальных учреждениях Банка России: департамент банковского надзора и департамент инспектирования кредитных организаций.
Между регулятивными и надзорными блоками нет абсолютных разделений. Они не самостоятельны в принятии окончательных решений и не изолированы между собой.
Например, департамент лицензирования, осуществляя государственную проверку кредитной организации, одновременно обязан проверить достоверность тех фактов, которые отражены в представленных учредителями документах. Так, выдавая генеральную лицензию, подразделение лицензирования может прибегнуть не только к проверке документов, представленных руководителями кредитной организации, но и направить соответствующий запрос в подразделение банковского надзора или в подразделение инспектирования кредитных организаций, с тем чтобы была проведена соответствующая проверка.
Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусматривает возможность создания специального надзорного органа при Банке России.
В ч. 4 ст. 55 этого Закона сказано, что надзорные и регулирующие функции Банка России могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Там же далее говорится, что решение о создании данного органа принимается Советом директоров.
Совещательный же орган, на котором обсуждаются результаты проверки кредитной организации, законом не предусмотрен.
В соответствии с Инструкцией проверки кредитных организаций и их филиалов осуществляются уполномоченными Советом директоров представителями Банка России: Председателем Центрального банка Российской Федерации и его заместителями; руководителями и сотрудниками Департамента банковского надзора Банка России, Главного управления инспектирования коммерческих банков Банка России, Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Банка России; начальниками главных управлений (председателями национальных банков) Банка России и их заместителями; руководителями и сотрудниками подразделений банковского надзора, инспектирования коммерческих банков, а также валютного регулирования и валютного контроля главных управлений (национальных банков) Банка России.
Одной из основных задач ЦБ РФ является банковское регулирование и осуществление постоянного надзора за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России. Главной целью банковского регулирования и надзора является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Банковское регулирование и надзор ЦБ РФ в процессе образования коммерческих банков.
Любой коммерческий
банк осуществляет свою
Косвенными инструментами денежно-кредитной политики ЦБР являются: установление минимальных требований формирования фонда обязательного резервирования, регулирование официальной учетной ставки и операции на открытом рынке. Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Операции с ценными бумагами на открытом рынке позволяют: осуществлять для Правительства через ЦБ РФ заимствование временно свободных денег у коммерческих структур, коммерческих банков и населения (путем продажи им гарантированных государством ценных бумаг) и, таким образом, регулировать общую массу денег в обращении, а также повышать ликвидность активов коммерческих банков.
Инструментами валютной политики ЦБР являются валютные интервенции и в определенной степени многие способы денежно-кредитного регулирования, применяемые для операций в валюте России. Регулирование валютного курса - важнейшее направление деятельности ЦБ РФ в валютной сфере. Центральный банк периодически пересматривает структуру валютных резервов с целью обеспечения их устойчивости. Большое внимание ЦБР уделяет регулированию обращения наличной валюты.
Прямой целостный и непрерывный контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков России проводится для того, чтобы обеспечить устойчивость отдельных банков и всей системы в целом.
Задача 1. Приведены данные баланса банка, тыс. руб.
Показатель |
Сумма |
1. Обязательства банка до востребования |
1711380 |
2. Обязательства сроком до 30 дней |
4420890 |
3. Высоколиквидные активы |
136275 |
4. Ликвидные активы |
2309490 |
Информация о работе Регулирование Банком России деятельность коммерческих банков