Регулирование молочной отрасли РФ государством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 07:16, контрольная работа

Описание работы

Статистические данные свидетельствуют о падении производства молока в сельскохозяйственных организациях (-19 745 /1980 к 2011/) и незначительный рост в хозяйствах населения, крестьянских (фермерских) хозяйствах соответственно (+3 142; +958 /1980, 2000 к 2011/).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….……с.3-6
1.Регулирование молочной отрасли РФ государством…………………..с.7-23
1.1 Анализ современного состояния рынка молочной отрасли РФ…с.12-18
1.2. Оценка регулирования рынка молочной отрасли……………………..с.19-23
Заключение. Рекомендации по государственной политике в развитии молочной отрасли………………………………………………………………………………с.24-26
Список литературы……………………………………………………………………………..с.27-29

Файлы: 1 файл

молоко.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………….……с.3-6

1.Регулирование молочной отрасли РФ государством…………………..с.7-23

1.1 Анализ современного состояния рынка молочной отрасли РФ…с.12-18

1.2. Оценка регулирования рынка молочной отрасли……………………..с.19-23

Заключение. Рекомендации по государственной политике в развитии молочной отрасли………………………………………………………………………………с.24-26

Список литературы……………………………………………………………………………..с.27-29

 

 

ВВЕДЕНИЕ

   Молочная промышленность  – отрасль пищевой промышленности, объединяющая предприятия по выработке из молока различных молочных продуктов. В состав промышленности входят предприятия по производству животного масла, цельномолочной продукции, молочных консервов, сухого молока, сыра, брынзы и другой молочной продукции.

Переработка молока промышленным путем

(млн.т) [16, 2 ]

года 

1913

1973

2007

2011

показатели

2,3

52

10 500

14 395


 

   Молоко – один  из основных продуктов питания.  Его потребителями являются представители  разных возрастных групп вне  зависимости от места проживания и уровня дохода. Это объясняется относительно невысокой ценой молока, его полезностью и традициями.

  При численности  населения России в 1913г. –  174 млн. человек; 2013 г. – 143 млн.  человек (-31 млн. к предыдущему  периоду), годовое потребление молока на душу населения составило: 1913г. – 154 кг; 2013 – 145 кг.[16, 17]

Нормативы потребностей молока в среднем на 1 человека в  год [19, 4]

Продукты питания

Постановление Правительства  РФ № 192, 17.02.1999, ред. №342, 04.06.2007

 

нормы для

трудоспособного

населения

нормы для

пенсионеров

нормы для детей

(0-6)     (7-15)

АМН

ВОЗ

ООН

Молоко и

молочные продукты (кг)

257,2

218,9

294,4

321,7

404

359,9


 

 

Производство молока по категориям хозяйств (тыс. тонн) [2]

года

1980

2000

2008

2011

Сельскохозяйственные  организации

34 240

15 271

14 247

14 395

Хозяйства населения

12 583

16 420

16 737

15 725

Крестьянские (фермерские) хозяйства

-

568

1 379

1 526


 

   Статистические  данные свидетельствуют о падении  производства молока в сельскохозяйственных  организациях (-19 745 /1980 к 2011/) и незначительный рост в хозяйствах населения,  крестьянских (фермерских) хозяйствах соответственно (+3 142; +958 /1980, 2000 к 2011/).

   Современное состояние  молочной отрасли России характеризуется  снижением объемов производства  сырого молока и молочных продуктов. Происходит сокращение поголовья молочного стада.

 

Динамика поголовья молочного скота (тыс. голов). [15]

года

2009

2010

2011

2012

Крестьянские (фермерские)

хозяйства

555

643

850

953

Личные подсобные

хозяйства

4 648

4 405

4 328

4 267

Сельскохозяйственные

объединения

3 727

3 653

3 677.7

3 602.8


 

На 1 декабря 2011г. в хозяйствах всех категорий насчитывалось 8 827 000 голов (на 100 000 голов меньше, чем в 2009г.).

Личные подсобные хозяйства  и сельскохозяйственные объединения (-2.04% 2012 к 2011гг.) – сокращали поголовье; крестьянские (фермерские) хозяйства – наращивали (за счет программы субсидирования по приобретению племенного скота).

 Наблюдаются низкие  надои и невысокое качество  сырого молока.

 

Диаграмма 1. Валовые надои молока (млн.т) в РФ в 1990-2010гг. [27]

 

По данным Росстата, валовые  надои молока в РФ в 2010г. составили 31,8 млн.т. [2]

Производство молока в 2012г. увеличилось на 1% к уровню 2011г. и составило 32 млн. тонн (спад избежали благодаря росту производительности – надои на 1 корову в сельхозпредприятиях увеличились на 5,5% или на 260кг. [15]

   Основными причинами  аналитики считают – отсутствие  заинтересованности производителей  сырого молока в совершенствовании  производственного процесса, отсутствие коммерческих инвестиций в молочное животноводство, отсутствие гарантий возврата вложенных средств.

   Возрождение молочной  отрасли в России является  проблемой государственного масштаба  и ее решение практически невозможно  без наличия эффективной программы государственной поддержки производителей и переработчиков молока.

   Цель контрольной  работы -  на основе собранных  и обобщенных статистических, аналитических, нормативных, периодических материалов изучить современное состояние молочной отрасли России и возможности перспектив ее развития.

 

1.РЕГУЛИРОВАНИЕ МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ РФ ГОСУДАРСТВОМ

   Государственное  регулирование АПК представляет  собой целенаправленное воздействие  государства на функционирующую  экономическую систему с целью  обеспечения нормального функционирования аграрного сектора экономики и развития устойчивого воспроизводства.

Основные цели государственного регулирования: [7]

*повышение конкурентоспособности  российской сельскохозяйственной  продукции и ее качества;

*обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости населения, повышения его жизни, оплаты труда;

*сохранение и воспроизводство,  используемых природных ресурсов;

*формирование эффективного  функционирования рынка сельскохозяйственной  продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающих доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка;

*создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства;

*наблюдение за индексом  цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов).

   Основные направления  государственной аграрной политики включают:

*поддержание стабильности  обеспечения населения российскими  продовольственными товарами;

*формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры;

*государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей;

*защиту экономических  интересов российских сельхозпроизводителей  на внутреннем и внешнем рынках;

*развитие науки и  инновационной деятельности в  сфере агропромышленного комплекса;

*устойчивое развитие  сельских территорий;

*совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов для сельского хозяйства.

   Приоритетный  национальный проект «Развитие  АПК» включает в себя следующие  направления: [3]

*ускоренное развитие  животноводства;

*стимулирование развития малых форм хозяйствования;

*обеспечение доступным  жильем молодых специалистов (или  их семей) на селе.

   Государство хотя и признает важность восстановления сельского хозяйства и необходимость содействия в его развитии, но не может сразу решить всех сложных проблем АПК, делая акцент на ключевые вопросы. Так прежде всего, с учетом постоянно сокращающегося поголовья скота и уменьшения в ряде отраслей животноводства выхода продукции, ставится задача ускоренного развития животноводства. Предполагается субсидирование на 2/3 процентную кредитную ставку за счет госбюджета на строительство животноводческих построек, за счет бюджетных средств возможен лизинг племенного скота и будут отменены таможенные пошлины на импортное оборудование для животноводческих ферм. Еще одно направление – оказание помощи мелким хозяйствам (личным подсобным хозяйствам, крестьянским (фермерским) хозяйствам) в виде льготных кредитов, развития заготовительных и снабженческо-сбытовых кооперативов с оказание им бюджетной поддержки. Вышеперечисленные меры помогут увеличить товарность хозяйств.

   Хотя национальный  проект носит целевой, но выборочный  характер, тем не менее он предусматривает  пересмотр аграрной политики  и увеличение бюджетных средств  выделяемых на сельское хозяйство,  что позитивно скажется на развитии отрасли.

   Программа «Развитие  пилотных семейных молочных животноводческих  ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009-2011 годы», включает  следующие направления: [28]

-разработка типовых  проектов семейных  молочных животноводческих ферм для крестьянских (фермерских) хозяйств;

-строительство, реконструкцию  или модернизацию, а также комплектацию 300 новых молочных животноводческих ферм;

-тиражирование и распространение  положительного опыта создания  семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств во всех субъектах РФ.

   Действующими законодательными документами по молоку и молочной продукции являются: ФЗ №88  действующий с 2008 года, ФЗ № 163 вступивший в силу с июля 2011 года. Здесь ужесточены требования к молокосодержащим продуктам; запрещены стабилизаторы, консерванты, ароматизаторы для национальных кисломолочных продуктов; запрещено использование наименований «сметанка», «кефирчик», «творожок»; для наименования продуктов, в которых более 50% жира заменено растительным, запрещено использовать терминологию молочных.

С августа 2011 по март 2013гг. «СОЮЗМОЛОКО» провел мониторинг качества молочных продуктов:

-более 50% продаваемого  в торговых сетях сливочного  масла; 30% сметаны и творога; 70% плавленых сыров являются фальсификатом (сырный, сметанный продукт). Замена растительными жирами тропического происхождения 4 млн.т. молока, приводит к потерям в молочной отрасли 60 млрд. рублей. [14]

 1 июля 2013 года планируется принять ТР и ТС «О молоке и молочной продукции». [17]

6 ноября 2008 приказом Минсельхоза  РФ № 495 утверждена и вступила  в силу Отраслевая целевая  программы «Развитие молочного  скотоводства и увеличение производства  молока в Российской Федерации на 2009-2012 годы». [4]

Цель программы:

*Создание экономических  и технологических условий устойчивого  развития отечественной отрасли  молочного скотоводства и увеличение  объемов производства молока  с 32,2 млн. тонн в 2007г. до 37 млн. тонн в 2012г.

Задачи программы:

*Укрепление племенной базы молочного скотоводства;

*Увеличение производства  молока и ускоренное развитие  молочного скотоводства в рамках  реализации региональных программ  развития молочного скотоводства, поддерживаемых на конкурсной  основе;

*Реализация мер по  регулированию рынка молока.

Объем финансирования из средств федерального бюджета на реализацию Программы на период 2009-2012гг. составил – 30 499 млн. рублей (из них на НИОКР -92 млн. руб.).

Ожидаемые результаты (основные):

*Увеличение удоев  коров к 2012г. – 4 500кг;

*Валовое производство молока – 37 млн. тонн;

*Производство молока  на душу населения – 261 кг  в год;

Информация о работе Регулирование молочной отрасли РФ государством