Регулирование молочной отрасли РФ государством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 07:16, контрольная работа

Описание работы

Статистические данные свидетельствуют о падении производства молока в сельскохозяйственных организациях (-19 745 /1980 к 2011/) и незначительный рост в хозяйствах населения, крестьянских (фермерских) хозяйствах соответственно (+3 142; +958 /1980, 2000 к 2011/).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….……с.3-6
1.Регулирование молочной отрасли РФ государством…………………..с.7-23
1.1 Анализ современного состояния рынка молочной отрасли РФ…с.12-18
1.2. Оценка регулирования рынка молочной отрасли……………………..с.19-23
Заключение. Рекомендации по государственной политике в развитии молочной отрасли………………………………………………………………………………с.24-26
Список литературы……………………………………………………………………………..с.27-29

Файлы: 1 файл

молоко.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

-господдержка пострадавшим  от засухи 2012 года регионам; реструктуризация  кредитов;

-агрострахование (проблема с доказательной базой страховых случаев, например при засухе);

-разработка отдельной  программы развития молочной  отрасли ;

-увеличение сроков  кредитования на строительство  и модернизацию не менее чем  20 лет, на оборудование – не  менее 10 лет, на закупку поголовья – не менее 5 лет; отсрочка по началу выплаты кредита – на 3 года, до выхода предприятия на полную мощность;

-разработка  системы  контроля за качеством, объемами  и ценами поставляемой в Россию  молочной продукции;

-усиление функций  государственного контроля за исполнением ТС и ТР;

-стимулирование потребления  молока и молочной продукции;

-разработка системы  планирования и контроля товарооборота  в рамках Таможенного союза  (с законодательным закреплением) и гарантированным уровнем господдержки;

-изменение п.4 ст. 154 Налогового Кодекса РФ о применении и начислении НДС (льготы); [ 1]

-контроль Федеральной  антимонопольной службы за соблюдением  конкуренции и предотвращением  возможных сговоров на молочном  рынке;

-совершенствование методики  оперативных и достоверных статистических данных;

-совершенствование методики  расчета себестоимости производства  молока.

Реализация приоритетного  Национального проекта «Развитие  АПК» способствовала появлению отдельных  современных молочных ферм с высокими показателями продуктивности (средний надой на фуражную корову в год – 8300литров; выход телят на 100 коров – 84; выбраковка стада – 30,5%). [3] Однако, некоторые факторы препятствуют развитию мегаферм в России:

 

 

 

«ЗА»

«ПРОТИВ»

1.снижение поголовья  и дефицит сырья на молочном рынке;

2.наличие льготных  лизинговых программ;

3.возможность получения  субсидий и кредита под гарантии  местных властей;

4.использование в качестве  залога – оборудования, поголовья,  строящейся фермы;

5.крупные хозяйства  дают возможность  к снижению  себестоимости молока;

6.обеспечение индустриального  производства сырья для крупных  переработчиков (качественное сырье,  стабильная сырьевая база);

7.срок окупаемости  на 1—15% меньше, в сравнении с традиционными  фермами;

8.возможные проблемы  со сбытом (нет собственной переработки);

9.высокие риски заболевания  животных;

10.проблема утилизации  навоза;

11.необходимость земель  для выращивания кормов и утилизации  навоза с фермы.

1.длительная окупаемость;

2.трудности с соинвесторами;

3.сложности с площадками  под строительство;

 

4.отсутствие готовой  инфраструктуры;

 

5.отсутствие опыта  эксплуатации мегаферм;

6.дефицит квалифицированных  кадров;

 

 

7.неразвитость кормовой  базы;


 

Одной из причин, сдерживающих развитие рынка данной отрасли, является отсутствие эффективных связей между производителями и переработчиками сырья (особенно в ЛПХ).

Схемы организации закупок:

- Молокоперерабатывающее предприятие осуществляет сбор и доставку - транспортировка (как автопарком переработчика, так и с услугами транспортной компании) – переработка на молочном комбинате – либо частично для продажи другим переработчикам;

- Сельскохозяйственные организации самостоятельно доставляют сырье на переработку - занимаются сбором молока у населения – занимаются сбытом молока;

-Услуги по сбору и реализации молока предоставляют индивидуальные предприниматели;

- Сдачу молока на молокозаводы осуществляют потребительские кооперативы.

Национальный проект «Развития АПК» способствует созданию сельскохозяйственных потребительских  кооперативов и поддержки их развития путем льготного кредитования с оказанием организационной и консультативной помощи. Трудности составляют:

-несвоевременная оплата  за молочное сырье;

-удаленность перерабатывающих  предприятий от производителей  молока;

-неразвитая система  дорог;

-доминирующее положение перерабатывающих предприятий, диктующих цену и условия поставки.

Молочная промышленность работает в условия дефицита качественного  молочного сырья (сезонность, кормовая база, модернизация ферм, поголовье). Мощности по переработке молока неравномерно распределены по территории России (самые крупные в Уральском, Центральном, Приволжском, Западно-Сибирском районах, их доля около 59% валового производства молока). [6] На внутреннем рынке доминирующее положение занимают несколько передовых компаний (например: ОАО «Юнимилк», ОАО «Вимм-Билль-Данн», ООО «Данон»), хотя в отрасли продолжают функционировать мелкие перерабатывающие предприятия, ориентированные на местные рынки. Для стабилизации дел в отрасли необходимы меры и программы, стимулирующие инвестиции в повышение уровня соответствия стандартам молока. Эти инвестиции должны быть сконцентрированы на закупочной и транспортной инфраструктуре, на системах тестирования молока, что важно при партнерстве с крупными современными молочными компаниями. Поддержка кооперативов мелких производителей молока наталкивается на дефицит соответствующего оборудования на внутреннем рынке.

Еще одна проблема, которая  не способствует росту производства молока – ограниченный спрос на молочную продукцию (сдерживающий фактор – доходы мало- и средне - необеспеченных слоев населения, в то время как стоимость услуг постоянно растет). При этом мировые рынки – конкурентны, и способны покрыть спрос на молочную продукцию поставками из других стран. Например, молочное производство таких крупнейших компаний как «Нестле», «Фонтерра» с их новейшими технологиями, немедленно реагируют на растущий спрос такой специфической продукции. Специальные государственные программы, как например программа «Школьное молоко» могла бы обеспечить рост спроса и поддержку производителей молока.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПОЛИТИКЕ В РАЗВИТИИ МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ

Проанализировав собранный  материал по теме «Молочная отрасль  России», в целях государственной поддержки отрасли необходимо:

-принятие не целевых, а комплексных программ поддержки АПК (ее отдельных отраслей), потому что производители молока напрямую связаны с производителями кормов (следовательно, с земельными отношениями: сделки с землей; инвестиции; транзакционные издержки по земельным сделкам); с механизацией; с семенной базой; с организацией сбора молока; с переработкой молока; с внутренним и внешним рынком: экспорт, импорт, регулирование тарифов; с потребителями данной продукции;

-разработка комплекса  защитных мер для отечественных производителей молока и молочной продукции (инвестиционные кредиты, субсидии, с учетом мониторинга НС «СОЮЗМОЛОКО»,);

-осуществление государственного  ручного управления всем экономическим   механизмом АПК (понятные и  долгосрочные, прозрачные  решения  по приобретению земли, налогам, контролю, безопасности,  т.д.);

-необходим переход  к интегрирующим функциям управления  сельским хозяйством, к сотрудничеству  с союзами и ассоциациями сельскохозяйственных  товаропроизводителей и перерабатывающих  предприятий. Например, по мнению профессора Б.А.Воронина, - Минсельхозпрод, как специально уполномоченный орган государственной исполнительной власти в области сельского хозяйства, исходя из задач государственной агропродовольственной политики, устанавливает для каждого продуктового подкомплекса среднесрочные и стратегические направления и индикаторы развития производства. Союз (ассоциация) сельскохозяйственных товаропроизводителей обсуждает рекомендации Минсельхозпрода и вырабатывает комплексные мероприятия по их реализации. Затем за столом переговоров уточняются и устраняются разногласия и подписывается соглашение между органом государственного управления сельским хозяйством субъекта РФ и сельскохозяйственными товаропроизводителями в лице Союза (ассоциации). В Соглашении устанавливаются обязанности сельскохозяйственных товаропроизводителей – обеспечить выполнение в полном объеме установленных плановых показателей, и органа госуправления сельским хозяйством – оказать услуги по кредитованию, субсидированию, информационно-консультационному, кадровому, научному, правовому обеспечению производственно-хозяйственной деятельности субъектов аграрного предпринимательства. [18]

-разработка  государственной  системы агрострахования;

-разработка программ  по энергетике и инфраструктуре  АПК;

-разработка мер по  борьбе с фальсифицированной  продукцией на рынке молока;

-установка фиксированных  цен на сырое молоко; усовершенствование  методики расчета себестоимости  производства молока;

-разработка мер по доступности продукции для потребителя (государственная поддержка производителя по максимальному снижению себестоимости продукции; повышение спроса на продукцию; например в США – карточки для бедных);

-разработка идеи создания технопарков в отрасли; Например, агротехнопарк - племзавод «Краснодарское» специализируется на производстве молочной продукции, выращивая около тысячи коров черно-пестрой породы. Основа технологии – беспривязное содержание животных и доение в специальных залах на современном оборудовании (оборудование ведущего мирового производителя в этой области – шведской компании Delaval), позволяющем доить большее количество коров за единицу времени. Современный, хорошо оснащенный доильный зал, дает возможность получать молоко высочайшего качества, контролировать состояние животных. Оборудование обеспечивает быстрое охлаждение молока, сохраняя его качество за счет сдерживания роста микроорганизмов. Итог – получение 6,5 тыс.кг молока от коровы в год (благодаря рекомендациям и технологиям, разработкам ученых). [20]

   Рынок молока  и молочной продукции – важная  составная часть продовольственного  рынка России. В настоящее время,  как видно из источников периодической  печати, черты рыночной экономики  проявляются на предприятиях: ориентация  на получение прибыли; маркетинговые структуры молочных компаний, отслеживающих покупательский спрос и выпускающих востребованный  ассортимент молочной продукции; ценовые решения.  Отрасли необходима по-прежнему комплексная государственная поддержка и защита отечественного товаропроизводителя.

 В одной из недавних  телевизионных программ Пермского  телевидения был показан  сюжет с предложением  приобрести в собственность в ЛПХ сотые доли коровы за 350 рублей, взамен за поставку молочных продуктов от этой коровы (чтобы прокормить данное животное, как это предлагают зоопарки страны). Значит, ЛПХ нуждаются в государственной поддержке в первую очередь.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Налоговый кодекс РФ, [Текст] М.; Проспект, 2012, С.233

2.Российский статистический ежегодник, 2012, [электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.qks.ru/bqd/reql/b12_13main.htm

 3.Приоритетный национальный проект «Развитие аграрно-промышленного комплекса» [электронный ресурс]. - режим доступа:www.rost.ru

4.Отраслевая целевая программа «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в РФ на 2009-2012 годы» [электронный ресурс].-режим доступа:http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/bs-qosudarstvo/m1r.htm

 5.Резолюция Всероссийского совещания представителей предприятий молочной отрасли, 14.09.2012. [электронный ресурс].-режим доступа: advis.ru

6.Киселева Е.Н., Рынок продовольственных товаров [Текст] учебное пособие, М.; Вузовский учебник, 2012, С.144

7.Национальная экономика  [Текст] учебник, под ред. Р.М.Нуреева, М.; ИНФРА-М, 2010, 655, С.241-262

8.Национальная экономика  [Текст] учебник под ред. П.В.Савченко, М.; ИНФРА-М, 2011,832, С.283-291

9.Экономика, организация и управление общественным сектором [Текст] учебник под ред. Н.А.Восколович, М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2008, С.367

10.Молочники не оправдывают ожиданий правительства [Текст]//Экономика и жизнь.-05.08.2011-№30-С.1,14

11.Россияне будут пить заграничное молоко и резать своих коров [Текст]//Экономика и жизнь.-30.09.2011-№38-С.19

12.Присоединение России к ВТО удвоило запросы молочников [Текст]//Экономика и жизнь.-23.12.2011-№50-С.19

13.Белорусское молоко уходит из России [Текст]//Экономика и жизнь.-11.03.2012-№9-С.20

14.Молочники не устают просить помощи у государства [Текст]//Экономика и жизнь.-11.05.2012-№18-С.20

15.Молочников субсидируют по-новому [Текст]//Экономика и жизнь.-08.02.2013-№5-С.20

16.Статистика…чем в тринадцатом году [Текст]//Российская газета.-14.01.2013-№4

17.Узбекова А.,Есть и будем [Текст]//Российская газета.-16.01.2013-№6-С.1

18.Воронин Б.А., Система управления сельским хозяйством в РФ: состояние, проблемы совершенствования [Текст]//Управленец.-2010-№1-2-С.40-47

19.Воронин Б.А., Концепция продовольственной безопасности УФО на период до 2020г. [Текст]//Управленец.-2010-№11-12-С.62-69

 20.Полутина Т.Н., Опыт и перспективы развития агротехнопарков [Текст]//Высшее образование в России.-2013-№1-С.69-70

21.Национальный союз производителей молока [электронный ресурс].-режим доступа:http://ru.wikipedia.orq/wiki

22.Молочная промышленность [электронный ресурс].- режим доступа: http://ru.wikipedia.orq/wiki

23.Продажа – покупка [электронный ресурс].-режим доступа: http://www.milkbranch.ru/prices.html

24.Обзор рынка молока в России [электронный ресурс].- режим доступа: http://www.ekondez.ru/news/cat/16241

25.Агропромкомплектация – за повышение конкурентоспособности молочной отрасли РФ [электронный ресурс].- режим доступа: http://apkholdinq.ru/news/157

26.Еженедельный обзор рынка молока и молочной продукции [электронный ресурс].-режим доступа:http://www.milkbranch.ru/obzor.html

Информация о работе Регулирование молочной отрасли РФ государством