Регулирование рынка труда в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - на основании литературных источников выявить положительные и отрицательные тенденции белорусского рынка труда, изменения структуры занятого и незанятого населения по стране, разработка предположений по совершенствованию современной модели рынка труда. Задачами данной курсовой работы являются рассмотрение теоретических основ рынка труда, его структуры, основных элементов, механизма его функционирования. Это необходимо сделать для того, чтобы понять что представляет из себя такая экономическая категория, как рынок труда, какие методы анализа применимы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Сущность, структура, функции рынка труда……………………………….5
2. Государственная программа содействия занятости населения Республике Беларусь на 2013 год………………………………………………………….8
2.1 Технико-экономическое обоснование………………………………..9
2.2 Цели и задачи Государственной программы………………………12
2.3 Основные направления Государственной программы…………….13
2.4 Импортоемкость Государственной программы…………………...15
2.5 Финансовое обеспечение Государственной программы…………..16
3. Государственное регулирования рынка труда в Республике Бела-русь………………………………………………………………………….17
Заключение………………………………………………..…………………....23
Список использованных источников………………………………...……….25

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Raka.docx

— 64.57 Кб (Скачать файл)

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
Экономический факультет 
Кафедра менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Регулирование рынка труда в Республике Беларусь

Студент 1 курса 

дневного отделения    _________________ А.И.Пускин

«Менеджмент»                      «___»________2013г.

Научный руководитель   __________________ Ю.Н.Бороденя

Преподаватель                                  «___»________2013г.

 

 

 

Минск, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….3

  1. Сущность, структура, функции рынка труда……………………………….5
  2. Государственная программа содействия занятости населения Республике Беларусь на 2013 год………………………………………………………….8

2.1 Технико-экономическое обоснование………………………………..9

2.2  Цели и задачи  Государственной программы………………………12

2.3 Основные направления  Государственной программы…………….13

2.4  Импортоемкость Государственной программы…………………...15

2.5 Финансовое обеспечение  Государственной программы…………..16

3. Государственное регулирования рынка труда в Республике Беларусь………………………………………………………………………….17

Заключение………………………………………………..…………………....23

Список использованных источников………………………………...……….25

 

ВВЕДЕНИЕ

Рынок  труда  является  одним  из  наиболее  сложных  рынков,   которые существуют и функционируют. В  отличие  от  других  рынков  специфика  этого рынка состоит в том, что здесь объектом контрактов  выступает  сам  человек, его способность к труду.    Сфера труда – важная и многоплановая область экономической и социальной жизни  общества.  Она  охватывает  как  рынок  рабочей  силы,   так   и   ее непосредственное исследование в общественном производстве.  На  рынке  труда получают оценку стоимость труда, определяются условия  найма  работников,  в том числе величина заработной платы, условия  труда,  возможность  получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок  труда отражает основные тенденции в динамике занятости,  ее  основных  структурах, также  мобильность  рабочей  силы,  безработицу.  Поэтому   формирование   и регулирование рынка труда – одна  из  ключевых  и  наиболее  острых  проблем рыночной экономики. Рынок труда – сложная экономическая категория, требующая тщательного детального изучения. Если говорить о среднесрочной перспективе для Беларуси, ситуация, при которой владелец является одновременно и основным управляющим компании, как видится, останется актуальной, и это не всегда плохо. Более того, мы редко видим тех наемных руководителей, которые готовы по своему профессиональному мировоззрению быть собственниками. Владельцы не должны использовать участие в капитале как формальную мотивацию таких управленцев. Рынок труда представляет собой один из трех основных типов рынка в современной экономике наряду с рынком товаров и рынком капитала. Длительное функционирование экономики в административно-государственном режиме, естественно, наложило отпечаток на все закономерности и основные характеристики этого рынка. Прежде всего, это проявилось в государственном секторе экономики – разрушение системы “гарантированного финансирования”, существовавшей в эпоху социалистического планового хозяйства, привело к резкому снижению занятости на предприятиях военно-промышленного и перерабатывающего комплекса, в организациях отраслевой и академической науки, в медицине и образовании.  В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.

Через механизм рынка  труда устанавливаются уровни занятости  населения и оплаты труда. Существенным следствием, происходящих процессов  на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически  неизбежное явление общественной жизни.

Цель курсовой работы - на основании литературных источников выявить положительные  и отрицательные тенденции белорусского рынка труда, изменения структуры занятого и незанятого населения по стране, разработка предположений по совершенствованию современной модели рынка труда. Задачами данной курсовой работы являются рассмотрение теоретических основ рынка труда, его структуры, основных элементов, механизма его функционирования. Это необходимо сделать для того, чтобы понять что представляет из себя такая экономическая категория, как рынок труда, какие методы анализа применимы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА, ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

       Мировой опыт развития рыночной экономики показывает, что рынок труда является одной из важнейших составляющих общеэкономического рыночного механизма. Рынок труда - общественно-экономическая форма движения рабочей силы, при которой рабочая сила обращается как товар, т.е. продается и покупается в соответствии с законами рыночной экономики. Рынок труда предполагает собственность человека на свою рабочую силу, которая становится товаром на рынке, а затем реализуется в трудовой деятельности. Рабочая сила включает разнообразные способности к труду, но не все они используются в процессе труда. Труд в качестве рыночного фактора производства включает услуги наёмных работников и предпринимателей в различных отраслях производства и сферы услуг. [5, с.153-154]. 
       Рынок труда обладает рядом особенностей, отличающих его от рынков других ресурсов. Во-первых, спрос на рынке труда является производным от спроса на товары и услуги производственного и личного потребления. Во-вторых, это специфичность реализуемого на нем товара рабочая сила, связанная непосредственно с личностью работника, что значительно социализирует экономические процессы, происходящие на рынке труда. В-третьих, на нем невозможно в полной мере осуществить характерный для рыночной экономики принцип "примата потребителя". Ведь даже самый высокий уровень развития рыночной экономики не отменяет предложения на рынке труда слабо социально защищенных групп работников. 
Структура (строение) рынка труда может быть раскрыта по разным признакам в зависимости от целей анализа. Мы рассмотрим следующие компоненты: 
      стороны рыночных отношений или субъекты рынка: работодатели или их представители и ищущие работу люди (наемные работники);  
правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынка труда;  
рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы и конкуренция);  
       инфраструктура рынка труда: подготовки и переподготовки работников,       фонды занятости, рекламные фирмы; 
       службы занятости населения (центры, биржи, бюро); 
безработица и социальные выплаты, связанные с ней; 
альтернативные виды деятельности (общественные работы, надомные работы, временная и сезонная занятость и др.).[14,с.154]. 
       Субъекты рынка труда – наемные работники и их объединения (профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы. Наемные работники – это участники общественного производства, продающие свою рабочую силу собственнику средств производства или организатору производства – менеджеру, который сам может быть наемным управляющим у собственника средств производства, например, в акционерном обществе. Наемные работники различаются по полу, возрасту, состоянию здоровья, уровню образования и профессиональной подготовки. 
       Для защиты интересов наёмных работников существуют различные институты. Наиболее массовые организации трудящихся – профсоюзы создаются, как правило, по общности социально-экономических интересов. 
Работодатель – это индивидуум, работающий самостоятельно и постоянно нанимающий на работу одного и более человек. На мелких предприятиях работодатели обычно являются собственниками средств производства. В крупных компаниях, а также на государственных предприятиях работодатели сами являются наемными работниками акционеров или государства. Статистика пока не дает точной численности и не анализирует качественный состав работодателей. В акционерных обществах работодателем выступает менеджер (управляющий). Он может иметь часть (иногда не малую) акций предприятия. На государственном предприятии руководитель (директор) не владеет средствами производства. Менеджеры и директора управляют производством, принимают и увольняют персонал от имени акционеров и государства. Правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынка труда. Для нормального функционирования рынка труда необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые регулировали бы взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли бы их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений. Законодательные нормы и экономические программы создают основу для более полного и цивилизованного действия рыночного механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия спроса на рабочую силу и предложение ее как реакции субъектов рынка труда на информацию о рыночной цене труда и конкуренции.[1,с.32-33]. 
       Также компонентами рынка труда являются цена рабочей силы, конкуренция, спрос и предложение. Цена рабочей силы выступает в виде заработной платы; конкуренция - в форме соперничества работников за рабочие места, работодателей за те же рабочие руки, а также работников-работодателей за условия найма; спрос - в форме потребности в рабочей силе, районов, предприятий и организаций, а предложение - в форме численности и структуры наличных трудовых ресурсов, предъявленных на рынке и способных быть туда доставленными. Цена рабочей силы будет выше, если спрос на рабочую силу будет превышать её предложение. Цена рабочей силы будет ниже, если спрос на рабочую силу меньше её предложения. Цена рабочей силы меняться не будет, если спрос и предложение на рынке труда взаимно уравновешены. Спрос на рабочую силу зависит от уровня развития и структуры экономики, наличия других факторов производства и способов их технологического применения, величины спроса на товары и услуги производственного и личного потребления, фазы экономического цикла (подъема или спада экономики). Предложение труда зависит от численности населения и темпов его прироста, доли трудоспособных в общем количестве населения, продолжительности рабочего дня, интенсивности и производительности труда, квалификации работников, их миграционной подвижности. Основными составляющими рынка труда являются совокупный спрос и совокупное предложение. Совокупный спрос на рынке труда определяется общим количеством всех рабочих и учебных мест, как занятых, так и вакантных. Выразителем совокупного предложения является все экономически активное население. Совокупный спрос и совокупное предложение в своем единстве определяют емкость совокупного рынка труда. Оптимальное функционирование рынка труда предполагает поддержание равновесия между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение спроса и предложения характеризует конъюнктуру рынка труда. При их совпадении конъюнктура рынка труда будет равновесной, при повышении спроса над предложением – трудодефицитной, при превышении предложения над спросом  – трудоизбыточной. Инфраструктуру рынка труда можно определить как совокупность материально-технических, организационных и правовых условий, без которых невозможно нормальное функционирование сферы обращения рабочей силы. В инфраструктуру рынка труда входят, например, служба занятости, бюро по трудоустройству, центры по переподготовке, институты общественных работ и фонды занятости и. На рынке труда осуществляется обмен рабочей силы на созданный в обществе продукт. На уровне непосредственных работников получаемый ими доход выступает в форме заработной платы, экономическое значение которой состоит в обеспечении условий жизнедеятельности человека. Для большинства населения развитых стран заработная плата представляет основной источник существования. Под заработной платой в современной экономической науке понимается цена, выплачиваемая за использование рабочей силы. Сущность заработной платы проявляется в ее функциях. Первая - это воспроизводственная функция, когда заработная плата обменивается на материальные блага и услуги для восстановления израсходованных в процессе труда умственных и физических способностей человека, его рабочей силы. Вторая - стимулирующая функция: с помощью заработной платы усиливается материальная заинтересованность работника в результатах трудовой деятельности. Третья - компенсирующая функция. Заработная плата является основой материальной компенсации за повышенную тяжесть, вредность для здоровья, непривлекательность труда.  
Сущность рынка труда проявляется в следующих его основных функциях: 
- согласование экономических интересов субъектов трудовых отношений; 
- обеспечение пропорциональности распределения рабочей силы в соответствии со сложившимся общественным распределением труда; 
- поддержание динамического равновесия между спросом и предложением рабочей силы; 
- стимулирование эффективной и рациональной занятости; 
- регуляция индивидуальных доходов работников[5,с.168-170].

 

 

2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА содействия занятости населения Республики Беларусь на 2013 год

 

Государственная программа  содействия занятости населения  Республики

Беларусь на 2013 год (далее  – Государственная программа) разработана  в

соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 года«О занятости населения Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 94, 2/1222), основными задачами политики занятости и рынка труда в условиях модернизации экономики, определенными в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 43, 1/12462), а также параметрами прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2013 год.

В Государственной программе  определены основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов государственного управления иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов по реализации государственной политики в области обеспечения занятости населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

 

В результате принимаемых  Правительством Республики Беларусь мер  ситуация на рынке труда остается стабильной и за 11 месяцев 2012 года характеризовалась:

увеличением спроса на рабочую  силу (на 1 декабря 2012 г. Нанимателями заявлены сведения о наличии 67,5 тыс. вакантных рабочих мест, или 121,4 процента к уровню 2011 года); уменьшением количества обращений в органы по труду, занятости и социальной защите и соответственно регистрации безработных в целом по республике (обратилось 274,5 тыс. человек, или 93,5 процента к соответствующему периоду 2011 года, зарегистрировано в качестве безработных 168,1 тыс. человек, или 96,4 процента);

уменьшением количества состоящих  на учете безработных (на 1 декабря

2012 г. − 26 тыс. человек, или 87,5 процента к соответствующему периоду 2011 года). Обеспечивается выполнение показателя прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год − уровень регистрируемой безработицы на 1 декабря 2012 г. составил 0,6 процента к численности экономически активного населения при прогнозе на конец 2012 года до 1,5 процента. Напряженность на рынке труда республики снизилась с 0,5 безработного на вакансию на начало года до 0,4 безработного на вакансию на 1 декабря 2012 г.  

Структура спроса на рабочую  силу существенно не изменилась. Рынок  труда ориентирован на рабочие профессии, которые составляют 78,8 процента от общего количества заявленных нанимателями вакансий (на 1 декабря 2011 г. – 79,4 процента), из них около 10 процентов вакансий – неквалифицированный труд. Спрос на работников формируется в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающая промышленность (заявлено 16,4 тыс. вакансий, или 23,2 процента от общего их числа), строительство (13,4 тыс. вакансий, или 19 процентов), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (8 тыс. вакансий, или 11,3 процента), торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (7,3 тыс. вакансий, или 10,3 процента), транспорт и связь (6,4 тыс. вакансий, или 9,1 процента), здравоохранение и предоставление социальных услуг (4,3 тыс. вакансий, или 6,1 процента). Сложившаяся динамика спроса на рабочую силу способствовала снижению средней продолжительности безработицы до 3,7 месяца. Период трудоустройства безработных составил 1,4 месяца. В составе безработных каждый четвертый относится к категории граждан, неспособных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалиды, лица, впервые ищущие работу в возрасте до 21 года, освободившиеся из мест лишения свободы, и другие).  Более 50 процентов состоящих на учете безработных имеют общее

базовое и общее среднее  образование. Около 10 процентов не имеют  профессии (специальности). Актуальной остается проблема женской безработицы, несмотря на ее

снижение. Вместе с тем  среди безработных в январе–сентябре  2012 г. Мужчин зарегистрировано больше, чем женщин, – 64,6 процента от общей численности зарегистрированных безработных. Их доля в численности состоящих на учете на 1 октября 2012 г. составила 50,2 процента (на 1 октября 2011 г. – 46,4 процента).  Таким образом, среднестатистическим безработным является мужчина в возрасте 38 лет, имеющий общее среднее образование (в январе–июне 2011 г. – женщина в возрасте 34,1 года). В рамках реализации мероприятий по обеспечению содействия занятости населения в январе–ноябре 2012 г.: трудоустроено на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии 183,1 тыс. человек, из них 120,7 тыс. – безработных (соответственно 97,3 и 96,3 процента от ожидаемого результата), в том числе 1143 человека – на рабочие места, созданные нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд; оказано содействие в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агро-экотуризма путем предоставления субсидий 2,8 тыс. безработных (96,2 процента);  организовано обучение 14,7 тыс. граждан (96,6 процента);  в оплачиваемых общественных работах приняли участие 76,8 тыс. человек,  в том числе 39,1 тыс. безработных (соответственно 100,2 и 99,3 процента). За 9 месяцев 2012 года оказана социальная поддержка 65,4 тыс. безработных. Вместе с темна рынке труда наблюдается ряд негативных явлений. Вынужденная неполная занятость в январе–ноябре 2012 г. составила85,5 тыс. человек, или 2,5 процента от списочной численности работников. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года показатель увеличился на 2,9 процента (в январе–ноябре 2011 г. – 83,1 тыс. человек, или 2,2 процента).  Сохраняется тенденция превышения увольнения работников над приемом. В январе–ноябре 2012 г. прием работников восполнил их выбытие на 95,9 процента (в январе–ноябре 2011 г. – на 93,4 процента). На работу принято на 35,1 тыс. человек меньше, чем уволено (принято 821,2 тыс. человек, уволено 856,3 тыс. человек).

Несмотря на относительно низкий уровень безработицы в  республике, на отдельных региональных рынках труда наблюдается более  высокая напряженность, чем в целом по республике, характеризующаяся превышением количества безработных над числом свободных рабочих мест, тенденцией женской безработицы. Сохраняется несоответствие между спросом и предложением рабочей силы по профессиональному, квалификационному составу, территориальному размещению свободных рабочих мест и безработных. В то же время значительное количество вакантных рабочих мест остается невостребованным и непривлекательным для потенциальных работников. Существует конкуренция прежде всего за высокооплачиваемые рабочие места. Существенными факторами, влияющими на дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, являются несогласованность рынка труда и рынка образовательных услуг, диспропорция в подготовке кадров по уровням образования, профессиям и специальностям. С одной стороны, система образования не в полной мере обеспечивает заявки нанимателей на подготовку кадров, с другой стороны, наниматели не могут определить и представить в учреждения образования сведения о перспективной потребности в кадрах. При росте потребности в рабочих кадрах объемы подготовки по рабочим профессиям снижаются. Многие проблемы рынка труда сконцентрированы на конкретных предприятиях (наличие избыточной численности работников, низкий уровень оплаты труда, значительное количество рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, устаревшая система нормирования и организации труда). Необходимо активизировать работу по организации профессионального обучения кадров непосредственно на производстве. Проблему нехватки квалифицированных кадров обострил отток рабочей силыв сопредельные страны. По данным Министерства внутренних дел, в январе–сентябре 2012 г. за пределы Республики Беларусь по заключенным трудовым договорам выехало 5779 граждан (в январе–сентябре 2011 г. – 4565 человек). 

Согласно оценкам специалистов объемы внешней трудовой миграции граждан за пределы Республики Беларусь составляют около 100–120 тыс. человек. Косвенно это подтверждается данными статистики. Так, списочная численность работников организаций в январе–ноябре 2012 г. Снизилась на 80 тыс. человек и составила 3372 тыс. человек, или 97,7 процента от показателя за аналогичный период 2011 года. Численность занятых в экономике за январь–ноябрь 2012 г. составила 4570 тыс. человек (при прогнозе на 2012 год – 4580–4670 тыс. человек).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Информация о работе Регулирование рынка труда в Республике Беларусь