Регулирование рынка труда в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - на основании литературных источников выявить положительные и отрицательные тенденции белорусского рынка труда, изменения структуры занятого и незанятого населения по стране, разработка предположений по совершенствованию современной модели рынка труда. Задачами данной курсовой работы являются рассмотрение теоретических основ рынка труда, его структуры, основных элементов, механизма его функционирования. Это необходимо сделать для того, чтобы понять что представляет из себя такая экономическая категория, как рынок труда, какие методы анализа применимы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Сущность, структура, функции рынка труда……………………………….5
2. Государственная программа содействия занятости населения Республике Беларусь на 2013 год………………………………………………………….8
2.1 Технико-экономическое обоснование………………………………..9
2.2 Цели и задачи Государственной программы………………………12
2.3 Основные направления Государственной программы…………….13
2.4 Импортоемкость Государственной программы…………………...15
2.5 Финансовое обеспечение Государственной программы…………..16
3. Государственное регулирования рынка труда в Республике Бела-русь………………………………………………………………………….17
Заключение………………………………………………..…………………....23
Список использованных источников………………………………...……….25

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Raka.docx

— 64.57 Кб (Скачать файл)

 

Основной целью Государственной  программы является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей сильна рынке труда.

В рамках реализации Государственной  программы предполагается

решение следующих задач:

стимулирование экономической  активности населения;

содействие нанимателям  в структурной перестройке производств;

совершенствование подготовки кадров с учетом потребности рынка

труда, повышение конкурентоспособности  рабочей силы;

интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся

в социальной поддержке;

информационное, методическое и иное обеспечение по вопросам занятости населения.

Результатом, характеризующим  достижение цели Государственной

программы, является обеспечение  уровня регистрируемой безработицы  в

пределах до 1,5 процента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

Основными направлениями  Государственной программы являются содействие нанимателям в структурной  перестройке производств, снижение дисбаланса спроса и предложения  рабочих мест по профессионально-квалификационному  составу, достижение согласованности  действий на рынке труда и рынке  образовательных услуг с учетом потребностей нанимателей в кадрах.

Стимулирование экономической  активности и роста занятости  населения

будет осуществляться путем  содействия развитию самозанятости  граждан, в том числе путем  оказания финансовой поддержки безработным. Одновременно предусматриваются проведение мониторинга эффективности этой поддержки, ее информационно-методическое обеспечение. Система мониторинга  рынка труда будет дополнена  направлением, в рамках которого будет  осуществляться анализ развития различных  систем оплаты труда в реальном секторе  экономики.

Предусматривается совершенствование  регулирования процессов внешней  трудовой миграции в целях обеспечения  необходимого баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой предоставления им бюджетных ссуд, компенсаций затрат на создание рабочих мест для инвалидов из средств бюджета государственного вне бюджетного фонда социальной защиты населения (далее – бюджет фонда), выделенных на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения. В рамках территориальных программ содействия занятости населения предусматривается разработка конкретных мер по выполнению мероприятий Государственной программы с установлением прогнозных показателей по уровню регистрируемой безработицы к численности экономически активного населения по соответствующим регионам, а также мероприятий по обеспечению занятости населения в малых, средних городских поселениях, районах с высокой напряженностью на рынке труда:

в Брестской области –  города Ганцевичи, Иваново, Микашевичи Лунинецкого района;

в Витебской области –  Браславский, Поставский районы, г.п. Воропаево  Поставского района;

в Гомельской области –  Жлобинский, Рогачевский, Светлогорский  районы;

в Гродненской области  – Новогрудский, Щучинский районы;

в Минской области –  Вилейский, Солигорский районы, г. Вилейка;

в Могилевской области  – Белыничский, Краснопольский районы.

С учетом того, что в Государственной  программе социально-экономического развития и комплексного использования  природных ресурсов Припятского  Полесья на 2011–2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 29 марта 2010 г. № 161 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 80, 1/11503), определены меры по обеспечению занятости населения еще в 7 регионах – в Лунинецком, Столинском и Пинском районах Брестской области, Житкович- ском, Мозырском, Петриковском и Наровлянском районах Гомельской области, по данным регионам будут разработаны соответствующие мероприятия в областных программах содействия занятости.

Согласно Государственной  программе устойчивого развития села на 2011–2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 1 августа  2011 г. № 342 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 88, 1/12739), предусмотрены мероприятия по обеспечению занятости населения в сельской местности. Информационное обеспечение населения и организаций по вопросам занятости населения будет реализовываться путем создания единого информационного портала службы занятости населения, проведения целевых информационных мероприятий. С 2013 года нанимателям планируется предоставить возможность представлять сведения в Общереспубликанский банк вакансий о наличии свободных рабочих мест (вакансий) посредством глобальной компьютерной сети Интернет с использованием электронного ключа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 ИМПОРТОЕМКОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

В Государственной программе  основными мероприятиями, определяющими ее импортоемкость, являются проведение работ по развитию информационно-вычислительной системы Государственной службы занятости, возможное приобретение нанимателями, создающими рабочие места, а также при организации самозанятости импортного оборудования в рамках оказываемой финансовой поддержки.

С учетом выработки нормативных  сроков эксплуатации используемых средств  вычислительной техники и оборудования, развития информационно-вычислительной системы Государственной службы занятости потребность в закупке указанных средств и оборудования в 2013 году составит 20 процентов от эксплуатируемых. Использование импортного оборудования (принтеры, источники бесперебойного питания, оборудование средств связи и коммуникаций, средства защиты информации) обусловлено отсутствием его аналогов отечественного производства.

Выделение нанимателям денежных средств на приобретение импортного оборудования для создания рабочих  мест будет осуществляться при от-сутствии аналогов отечественного производства и в соответствии с требо-ваниями, установленными законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

Финансирование Государственной  программы содействия занятости  населения Республики Беларусь на 2013 год согласно приложению 2 пла-нируется осуществлять за счет средств бюджета фонда в пределах средств, предусмотренных на эти цели Законом Республики Беларусь от 26 октября 2012 года «О бюджете государственного внебюджетногофонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2013 год» (Национальный право-Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.01.2013,   Интернет-портал Республики Беларусь, 01.11.2012, 2/1982), средств местных юджетов.

На выполнение мероприятий  Государственной программы в 2013 году будет направлено 328 648 200 тыс. рублей, в том числе средства бюджета фонда – 290 898 200 тыс. рублей (в бюджеты областей и г. Минска планируется передать 284 818 800 тыс. рублей), средства местных бюджетов (средства от возврата бюджетных ссуд) – 37 750 000 тыс. рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей  политики государства. В Республике Беларусь создана Государственная служба занятости. Систему государственной службы занятости населения образуют Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, а также подчиненные ему управления областных служб занятости населения (Минское городское управление занятости населения), региональные, городские, районные центры занятости, районные отделения городских центров занятости, информационные центры, центры профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных и их филиалы и отделения. Государственная политика в области занятости основывается на принципах обеспечения равных возможностей всем трудоспособным гражданам в реализации права на труд, предоставлении социальных гарантий и компенсаций безработным, обеспечении мер, направленных на предотвращение безработицы и т.д. Она должна решать две основные задачи:

·удержание безработицы  на докритическом уровне;

·разработка и осуществление  мероприятий по социальной защите безработных граждан.

Для реализации политики занятости  и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости, основными задачами которой являются:

·учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, оказание им помощи в поиске и предложении  подходящей работы;

·регистрация безработных  и оказание им материальной помощи, включая выплату пособий по безработице;

·организация профессионального  обучения и переобучения безработных;

·регулирование процессов  трудовой миграции[9,С. 52-53].

Так как государственная  служба занятости является посредником  между безработными и работодателями, то правоотношения по трудоустройству  устанавливаются между государственной службой занятости и безработным; между государственной службой занятости и работодателем; между работодателем и безработным, который имеет направление службы занятости. Основанием возникновения правоотношений между государственной службой занятости и безработным является решение службы занятости о признании гражданина безработным. В обязанности службы занятости по отношению к безработному входит:

·регистрация его в  качестве безработного при наличии  на то оснований;

·оказание бесплатного посредничества в подборе подходящей работы;

·помощь в выборе такой  работы, в профессиональной ориентации и трудоустройстве, а также выплата в необходимых случаях пособий истипендий, оказание материальной помощи. К правам государственной службы занятости в отношении лица, признанного безработным, относится право требовать от него исполнения обязанностей безработного, предусмотренных Законом о занятости. Государственная служба занятости обладает следующими правами в отношении работодателей:

·требовать предоставления информации о предстоящих массовых увольнениях, о вакантных рабочих местах на предприятии, перечисления в Государственный фонд содействия занятости необходимых денежных сумм;

·требовать принятия на работу граждан, направляемых государственной  службой занятости в счет брони, установленной ст. 6 Закона о занятости; взыскания с работодателя средств на обучение высвобожденного работника, если в течение двух лет, предшествовавших высвобождению, работник (за исключением отдельных случаев) по последнему месту работы не прошел профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки [7,С. 14].

Главной целью деятельности государственной службы занятости  является аккумуляция сведений о  вакантных рабочих местах и предложение  безработным подходящей им работы. Важное значение имеет четкое определение понятие подходящей работы, ибо с наличием или отсутствием подходящей работы законодатель связывает определенные правовые последствия для безработного. Так, например, если безработный дважды отказался от предложенной ему центром занятости подходящей работы, то выплата ему пособия может быть приостановлена на срок до трех месяцев либо размер пособия может быть сокращен [3, С. 88]

Подходящей считается  работа, соответствующая профессиональной подготовке безработного, учитывающая его возраст, состояние здоровья, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового места работы. Подходящей не может считаться работа, если:

·Она предоставляется  в другом населенном пункте по административно-территориальному делению, в районе, где жилищные и  иные существенные условия проживания менее благоприятные, чем те, которые безработный имел до обращения в службу занятости;

·Заработная плата более  чем на 10% ниже заработка по последнему месту работы;

·Отказ от нее обоснован  уважительными личными причинами  либо семейными обстоятельствами.

Если в течение шести  месяцев не было возможности предоставить безработному работу по профессии (специальности), то подходящей может считаться работа, требующая изменения профессии (специальности), но с обязательным учетом способностей безработного, его здоровья, прошлого опыта и доступных для него средств обучения. Для безработных, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), а также для безработных, не работающих более одного года, в качестве подходящей может считаться работа, требующая предварительной профессиональной подготовки, а в случае невозможности ее предоставления - другая оплачиваемая работа (включая работу временного характера), с учетом возрастных и иных особенностей безработных и требований законодательства о труде. Государственная служба занятости населения представляет собой разветвленную систему специальных государственных органов и организаций, осуществляющих реализацию политики занятости населения и социальной защиты временно незанятых граждан. В эту систему входят Главное управление Государственной службы занятости Министерства труда Республики Беларусь, управления областных служб занятости, городские, районные (региональные) центры занятости населения, информационные центры, центры по профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке безработных, их филиалы и отделения. Основным звеном государственной службы занятости являются районные и городские центры занятости. Финансирование государственной службы занятости осуществляется Государственным фондом содействия занятости, который создается за счет: обязательных отчислений работодателей независимо от форм собственности и хозяйствования; ассигнований из республиканского и местного бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений (Положение о Государственном фонде содействия занятости Республики Беларусь от 11 октября 1995 года). [5,C.149].

Информация о работе Регулирование рынка труда в Республике Беларусь