Регулирование рынка труда в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - на основании литературных источников выявить положительные и отрицательные тенденции белорусского рынка труда, изменения структуры занятого и незанятого населения по стране, разработка предположений по совершенствованию современной модели рынка труда. Задачами данной курсовой работы являются рассмотрение теоретических основ рынка труда, его структуры, основных элементов, механизма его функционирования. Это необходимо сделать для того, чтобы понять что представляет из себя такая экономическая категория, как рынок труда, какие методы анализа применимы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Сущность, структура, функции рынка труда……………………………….5
2. Государственная программа содействия занятости населения Республике Беларусь на 2013 год………………………………………………………….8
2.1 Технико-экономическое обоснование………………………………..9
2.2 Цели и задачи Государственной программы………………………12
2.3 Основные направления Государственной программы…………….13
2.4 Импортоемкость Государственной программы…………………...15
2.5 Финансовое обеспечение Государственной программы…………..16
3. Государственное регулирования рынка труда в Республике Бела-русь………………………………………………………………………….17
Заключение………………………………………………..…………………....23
Список использованных источников………………………………...……….25

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Raka.docx

— 64.57 Кб (Скачать файл)

Государственная служба занятости  может предоставить финансовую помощь нанимателям для создания новых рабочих мест в виде беспроцентной ссуды, как правило, на срок не более 1 года. Правом на получение финансовой помощи обладают наниматели, создающие дополнительные рабочие места в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов для трудоустройства безработных, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда. Также существуют различные виды компенсаций и гарантий безработным. Государство обеспечивает безработным следующие виды гарантий и компенсаций:

·выплату в установленном  порядке пособия по безработице;

·оказание в некоторых  случаях материальной помощи безработному и членам его семьи;

·выплату стипендий в  период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки;

·возмещение расходов и получение  иных компенсаций в связи с  переездом в другую местность  на новое место жительства и работы по направлению государственной службы занятости;

·возможность участия  в оплачиваемых общественных работах;

·оплату в период безработицы  пособия по временной нетрудоспособности.

Правом на получение пособия  по безработице обладают безработные, не получающие пенсий, пособий (за исключением  пособий семьям, воспитывающим детей) либо компенсаций за ущерб, нанесенный здоровью увечьем или иным повреждением, связанным с выполнением трудовых обязанностей, в размере, превышающем размер пособия по безработице, установленный законодательством о занятости.

Решение о назначении пособий  по безработице либо отказе в их назначении принимается государственной  службой занятости в течение 10 дней с момента регистрации безработного.

Выплата пособий по безработице  производится со дня регистрации  безработного в центре занятости и сохраняется в период выполнения безработным временной работы, о которой он обязан уведомить центр занятости, а также во время выполнения оплачиваемой общественной работы по направлению центра занятости.

Срок выплаты пособия  по безработице не может превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в государственной службе занятости.Безработным, стаж работы которых составляет более 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, срок выплаты пособия по безработице увеличивается за каждый год работы, превышающий указанный срок, на две календарные недели.Безработным, имеющим на иждивении детей до 14 лет (инвалида - до 16 лет), размер пособия увеличивается на 10%, а при наличии двоих детей и более - на 20%[7,C.19].

В случае болезни безработного вместо пособия по безработице или  стипендии выплачивается пособие по временной нетрудоспособности (в том числе по беременности и родам, уходу за больным ребенком), а срок получения пособия по временной нетрудоспособности не включается в общий срок выплаты пособия по безработице.

В отдельных случаях выплата  пособия по безработице может  быть приостановлена на срок до трех месяцев, причем этот срок включается в общий срок выплаты пособия по безработице, или размер пособия может быть сокращен, но не более чем на 50%. Это возможно в случае, если безработный нарушает условия регистрации или перерегистрации в центре занятости; если безработный не уведомляет центр занятости о трудоустройстве на временную работу в период получения пособия по безработице; если безработный дважды отказался от предложенной центром занятости подходящей работы или от профессионального обучения. Безработному и членам его семьи за счет средств фонда занятости может быть оказана материальная помощь, размер которой, как правило, не может превышать минимальной заработной платы. Решение об оказании ее принимается центром занятости на основании письменного заявления с учетом материального положения безработного и членов его семьи [3,C.23-24].

На период профессионального  обучения или переобучения безработным  выплачивается стипендия в размерах, определенных Законом о занятости. Стипендия безработным устанавливается в размере 50%, а при наличии иждивенцев - 75% средней заработной платы по последнему месту работы, но не ниже полуторного размера минимального пособия по безработице для данного безработного и не выше трехкратной минимальной заработной платы. Безработным, не работающим более 1 года, а также уволенным за нарушение трудовой дисциплины либо по собственному желанию без уважительных причин, стипендия выплачивается в размере минимальной заработной платы. Размер стипендии может быть уменьшен или выплата ее прекращена в связи с неуспеваемостью либо систематическим непосещением занятий без уважительных причин. При переезде безработных и членов их семей по направлению центра занятости на новое место жительства и работы в другую местность им возмещаются расходы на переезд (стоимость проезда, перевозки имущества, суточные за время нахождения в пути), выплата этих сумм производится центрами занятости по месту нахождения предприятия, принимающего безработного на работу. Кроме того, безработным оказывается единовременная материальная помощь в размере 5 минимальных заработных плат и по одной минимальной заработной плате на каждого члена семьи.

К социальным гарантиям, предоставляемым  безработным, следует отнести также  возможность участия в оплачиваемых общественных работах. К общественным работам относятся такие виды работ, которые не требуют специальной профессиональной подготовки. К ним относятся различные виды сельскохозяйственных работ, заготовка дикорастущих ягод, грибов, трав, работа на овощных базах, лесозаготовительные, погрузочно-разгрузочные работы, благоустройство городских территорий и т.п. Время участия в общественных работах включается в общий и непрерывный рабочий стаж. Общественные работы выполняются на основе трудового договора, договора подряда, иных гражданско-правовых договоров, которые заключаются между работодателем и безработным. Особые гарантии в сфере занятости и трудоустройства предоставляются:

·лицам, уволенным работодателем  в связи с сокращением численности  штатов либо в связи с ликвидацией  предприятия;

·лицам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС;

·лицам, уволенным с военной  службы без права на пенсию (Закон  о занятости, ст. 16, 16.1, 16.2).

К социально незащищенным категориям лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, Закон о занятости относит: одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей-инвалидов, молодежь до 18 лет, инвалидов, граждан, выехавших из зон радиоактивного загрязнения, лиц предпенсионного возраста, воинов-интернационалистов, уволенных в запас в связи с окончанием срочной службы либо с сокращением военнослужащих, лиц, освобожденных из исправительных учреждений, исполнявших наказание по приговору суда.

Однако, существует и другая сторона медали:

Активное вмешательство  государства в экономику, множество  нормативных актов (часто противоречащих друг другу) регулирующих деятельность субъектов хозяйствования не способствует как развитию экономики в целом, так и решения вопросов связанных с проблемой безработицы в частности.

В механизме регулирования  заработной платы особую роль играют меры государственного воздействия.

Концепция реформы оплаты труда в Республике Беларусь в  условиях рыночных отношений предполагает государственное воздействие на заработную плату, т. е. регулирование на микроуровне, на основе установления минимальной заработной платы, тарифной системы оплаты труда, индексации в зависимости от роста инфляции, нормативов распределения прибыли предприятий на оплату труда и накопление, гибкой политики налогообложения, участия в заключении генерального и отраслевых тарифных соглашений. В настоящее время ключевые проблемы в сфере реформирования заработной платы связаны с регулированием оплаты труда на основе системы тарифных соглашений и коллективных договоров, недопущением неоправданной дифференциации в заработной плате, повышением тарифной ставки первого разряда и установления дифференцированных нормативов формирования фонда оплаты труда в зависимости от результативности деятельности предприятий, введением новых нормативов индексации доходов населения, анализом действующих систем оплаты труда и влиянием на эффективность деятельности предприятий.

Изложенные подходы могут  явиться методологической основой  последовательного совершенствования механизма регулирования заработной платы, позволят усилить взаимосвязь государственных воздействий с результативностью труда и эффективностью деятельности предприятий в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рынок труда является фундаментом  рыночной экономики. Он  диктует  свои непреложные  законы.  Эти  законы  достаточно  просты.   Они   гласят,   что заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума,  что  работающие по найму должны иметь нормальную  продолжительность  рабочего  времени,  что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен  получить  трудовую  и материальную  помощь.  Законы  рынка  труда  действуют  на  уровне  здравого смысла, опираясь на них человек, может добиться в  жизни  того,  на  что  он действительно способен, не полагаясь особо на государство.

Однако достижение этой простой  истины  дается  чрезвычайно  трудно.  В общественном  сознании  безработица   воспринимается   как   беда,   ужастное несчастье, которое приносит в дом рынок труда. И, тем не менее,  безработица - не оборотная сторона свободы труда,  и ее  определяют  более глубокие обоснования, чем рыночные отношения купли продажи рабочей силы.

Ситуация на рынке труда  Беларуси является противоречивой. Проведенный анализ ситуации рынка труда позволил выявить основные проблемы. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов:

·становление и функционирование рынка труда в переходной экономике  отражает специфику предшествующего этапа развития в рамках социалистической модели общественного устройства;

·через рынок труда  регулируются все составляющие занятости, включая воспроизводство, использование и распределение людских ресурсов;

·безработица как экономическая  категория является отражением сложности  процесса согласования предложения  рабочей силы со спросом на неё;

·в стране создан широкий  спектр правовых, экономических и  организационных условий для  сохранения, а в ряде случаев и  роста производственного и кадрового потенциала;

·белорусская модель зарплатообразования, как следует из изложенного выше, является нестандартной. В неё тарифная часть заработной платы ( до 40% в структуре  среднемесячной заработной платы) определена внешними по отношению к работодателю и наемному работнику факторами;

·государственная политика в области занятости основывается на принципах обеспечения равных возможностей всем трудоспособным гражданам  в реализации права на труд, предоставлении социальных гарантий и компенсаций безработным, обеспечении мер, направленных на предотвращение безработицы и т.д.

Итак, теперь можно уже  с уверенностью говорить о том, что  рынок труда это не только отношения  между наемными работниками как  субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений.

Рынок труда является фундаментом  рыночной экономики. Он диктует свои непреложные законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по найму должны иметь нормальную продолжительность рабочего времени, что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудовую и материальную помощь. Законы рынка труда действуют на уровне здравого смысла, опираясь на них человек, может добиться в жизни того, на что он действительно способен, не полагаясь особо на государство.

Однако достижение этой простой  истины дается чрезвычайно трудно. В общественном сознании безработица  воспринимается как беда, ужасное  счастье, которое приносит в дом рынок труда. И, тем не менее, безработица - не оборотная сторона свободы труда, и ее определяют более глубокие обоснования, чем рыночные отношения купли продажи рабочей силы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Белорусская экономика: анализ, прогнозирование, регулирование. /НИЭИ Министерства экономики РБ, №9 2005, С. 32-36.
  2. Ванкевич Е. Рынок труда в РБ: тенденции и особенности развития. // Экономический бюллетень экономики РБ - 2009 г. - №1 - C.11-27.
  3. Гимпельсон, В., Капелюшников, Р. Нестандартная занятость и рынок труда // Вопросы экономики - 2006 -№1 -с.122-143.
  4. Государственная программа занятости РБ на 2013 г.
  5. Котляр А. О понятии рынка труда. // Вопросы экономики - 1998- С. 122.
  6. К.Гайдук, А.Чубрик Рынок труда в РБ:общий обзор. /К.Гайдук //Эковест - 2006г. - в.5 - №3 - С.44-93.Мизес Л. фон. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. -М.: Дело, 1993.- 240 с.
  7. Новостной ресурс [Электронный ресурс] — Режим доступа: http: //www.http:// belta.by/. — Дата доступа: 29.04.2013.
  8. Номинальная заработная плата в Беларуси. [Электронный ресурс]  - Режим доступа: http:// www.belta.by / - Дата доступа: 10.03.2012.;
  9. Рынки труда в странах СНГ// Эковеств - 2006- в.5 - №3 - С.18-27
  10. Экономическая теория: Пособие для преподават., аспирантов и стажёров /Н.И. Базылев, С.П. Гурко. 3-е изд., стереотип. – Мн.: Книжный дом; Эко-перспектива,  2004.   – 637 с.

Информация о работе Регулирование рынка труда в Республике Беларусь