Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 06:49, курсовая работа
Система банкротств, которая начинает действовать в России, вызывает резкую реакцию у различных общественных институтов, партий и движений, которые пытаются ускорить или приостановить процедуру банкротства у предприятий, ссылаясь, как правило, на моральные и социальные последствия для населения, экономики, судьбы России. Изложенные цели и принципы действия системы банкротства позволяют судить о банкротстве с более объективных позиций.
Введение 3
1. «Банкротство предприятия» 5
1.1. Понятие банкротства предприятия 5
1.2. Характеристика глубины состояния банкротства 6
1.3. Признаки банкротства 6
1.4. Предотвращение краха 12
1.5. Банкротная реорганизация 14
1.6. Мониторинг управления банкротством предприятия 26
1.7. Антикризисное управление деятельностью предприятия 30
1.8. Причины несостоятельности предприятия 32
1.9. Пути предотвращения банкротства предприятия 36
Заключение 40
Список используемой литературы 42
1) участников системы, к которым относятся предприятия-банкроты, их кредиторы, государство, трудовые Коллективы, руководитель, конкурсный (арбитражный) управляющий, арбитражный суд, инвесторы, дебиторы;
2) государственное регулирование, включающее:
• правовое (законодательное, методические, информационное) обеспечение;
• налоговое регулирование, в том числе установление моратория на уплату обязательных платежей, замораживание начисления пеней, рассрочку и отсрочку погашения долга, налоговый кредит, наделение льготами по налогам;
• реструктуризацию — очистку от несвойственных бизнесу предприятия объектов, выделение самостоятельно функционирующих элементов бизнеса или их продажа. Осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства» от 22 мая 1998 г, № 476;
• приватизацию несостоятельных предприятий;
• обучение административных и арбитражных управляющих;
• финансово-кредитную политику государства, выражающуюся в оказании финансовой поддержки на безвозмездной основе и. на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям в соответствии с Положением о порядке . предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использовании средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий (Приложение № 2 к Постановлению Правительства РФ от 20.05.1994 г. №498);
• коммерциализацию на основе контрактной системы, в результате которой предприятие остается в государственной собственности. Нанимается менеджер на контрактной основе. Перед ним ставится задача антикризисного управления предприятием на условиях, если дело пойдет успешно, то ему будет бесплатно передано 12 % акций этого предприятия;
• социальную защиту работников предприятия-банкрота, выражающуюся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий.
Регулируется в соответствии с Положением об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 г. № 99;
• методическое обеспечение проведения диагностики деятельности предприятий, профилактики банкротства, а также санации в случае его возникновения;
3) систему государственных органов и служб на федеральном и территориальных уровнях, обеспечивающих государственное регулирование, в которую входят службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению; арбитражные суды; департаменты управления инвестициями; службы занятости; государственные налоговые службы; налоговая полиция; внебюджетные фонды; в отдельных случаях контрольно-ревизионные комиссии;
4) принципы управления банкротством, к которым относятся:
• создание правовой основы предпринимательских отношений в условиях банкротства;
• уменьшение влияния государственного и административного управления банкротством, т.е. демократический подход к решению судьбы предприятия-должника;
• предоставление честным должникам возможности возобновления своей деятельности;
• введение системы безопасных мер при банкротстве;
• создание мер для возрождения бизнеса;
• защита предприятия от влияний споров, тяжб на ускорение его развала;
• сохранение перспективных предприятий, имеющих временные финансовые трудности;
• защита интересов всех участников банкротства, причем отдается приоритет интересам кредиторов;
• справедливое распределение конкурсной массы,; которая составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и подлежащее распродаже.
5) меры, применяемые к банкроту, их можно, объединить в две группы.
Рассмотрим сущность каждой из мер, разрешенных законом.
• Добровольная ликвидация — внесудебная процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по соглашению между его собственниками и кредиторами под контролем кредиторов.
• Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов в результате ликвидации должника и распродажи его имущества.
Законом определена очередность при расчетах с кредиторами. Вне очереди покрываются судебные издержки, а также расходы по оплате труда конкурсного управляющего и по осуществлению деятельности предприятия-банкрота в период его правления. В первую очередь по требованиям граждан погашается задолженность по выплате пособий за причинение вреда жизни и здоровью. Затем — по выплате выходных пособий, по оплате труда лицам, работающим по трудовым договорам (контрактам), и по выплате авторских вознаграждений. В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Далее требования по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды. В последнюю очередь производятся расчеты с другими кредиторами по установленной задолженности перед ними.
• Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании его банкротом в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния.
• Внешнее управление — процедура банкротства, применяемая к должнику в судебном порядке в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.
• Мировое соглашение — достижение договоренности с кредиторами относительно рассрочки, отсрочки или скидки с долгов.
• Санация (оздоровление) — реорганизационная процедура, когда собственниками предприятия-должника, кредиторами или иными лицами оказывается ему финансовая помощь. Таким образом, в России создана мощная система мониторинга банкротства предприятий на макроуровне, которая впитала в себя успешный зарубежный опыт многих развитых стран.
1.7. Антикризисное управление
Антикризисное управление деятельностью предприятий представляет собой совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию-должнику. В отличие от мониторинга это микроэкономическая категория, отражающая производственные отношения на уровне предприятия.
Антикризисное управление начинается лишь на этапе резкого спада производства, т.е. «критического банкротства». Механизм
антикризисного
управления включает: диагностику технико-
Рассмотрим
диагностику технико-
Слово диагностика произошло от греч. diagnostikos и понимается как процесс распознавания проблемы и обозначение ее с использованием принятой терминологии, проще говоря, это установление диагноза.
С экономической точки зрения, технико-экономическое и финансовое диагностирование деятельности предприятия — периодическое исследование соответствующего состояния предприятия с целью уточнения тенденций развития всех его видов деятельности в траектории жизненного цикла и принятия экономически и социально обоснованных корректировочных решений.
С организационной точки зрения, диагностирование — это система методов, приемов и методик проведения исследований для определения целей функционирования хозяйствующего субъекта, способа их достижения, выявления проблем и выбора вариантов их решения.
Диагностика необходима для выработки стратегии и тактики хозяйственного поведения предприятия при быстро изменяющейся конъюнктуре.
Предметом диагностирования является технико-экономический и финансовый уровень развития предприятия:
• технико-экономический уровень развития предприятия — это комплексная качественная характеристика уровня развития производительных сил, их использования и конечных результатов;
• финансовый уровень развития предприятия — обеспеченность или необеспеченность его необходимыми денежными средствами для осуществления нормальной хозяйственной деятельности и своевременного проведения денежных расчетов.
Диагностика предприятия предполагает следующие процедуры:
• анализ
состояния предприятия и
• выявление факторов, способствующих развитию кризисных ситуаций и оздоровлению предприятия;
• разработку мер по ослаблению одних и усилению других. Методы диагностирования предприятия—это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регулятивных принципов исследования технико-экономического и финансового состояния развития предприятия.
Таким образом,
необходимым средством
1.8. причины несостоятельности предприятия
Деятельность предприятия подвержена влиянию многочисленных факторов. В целях антикризисного управления деятельностью предприятия необходимо знать характер их влияния. По направлению этих влияний факторы различаются на положительные и отрицательные. Очевидно, несостоятельность предприятий обусловлена влиянием последних. Кроме того, по степени зависимости от субъекта хозяйственной деятельности все факторы делятся на внешние и внутренние. Американские ученые отмечают, что треть вины за банкротство обусловлена отрицательным воздействием внешних факторов; а остальная часть —внутренних. В России — наоборот. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим различия факторов по их содержанию.
Внешние факторы:
• экономические: уровень доходов и накоплений населения (покупательная способность); платежеспособность экономических партнеров, кредитная и налоговая политика государства; изменение рыночных ориентации потребителя, конъюнктуры внутреннего и мирового рынков, государственное регулирование, уровень развития науки и техники, инфляция;
• социальные: изменение политической обстановки внутри страны и за рубежом; международная конкуренция, уровень культуры предпринимателей и потребителей их продукции, организация досуга населения, нравственные притязания и религиозные нормы, определяющие образ жизни; демографическая ситуация.
• правовые: наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность (например, упрощенная и ускоренная процедура регистрации предприятий); защита от государственного бюрократизма, совершенствование налогового законодательства, методов учета и форм отчетности, развитие совместной деятельности с привлечением иностранного капитала; обеспечение гарантии сохранности прав на собственность и соблюдения договорных обязательств; защита фирм друг от друга, потребителей от недоброкачественной продукции.
• природно-климатические и экологические: наличие материальных ресурсов, климатические условия, состояние окружающей среды и т.п.
Внутренние факторы:
•
материально-технические — факт
• организационные — факторы, обусловленные совершенствованием организации производства, труда и управления; выбором организационно-правовой формы. Все они объединены в три группы:
а) организация производства: размещение предприятия по территории страны; организация транспортных связей; специализация, кооперация и разделение, организация материально-технического снабжения и сбыта продукции; организация энергоснабжения, ремонтного обслуживания; организация системы контроля за качеством; организационно-техническая подготовка производства; проведение текущего и капитального ремонта; организация бесперебойной работы оборудования; повышение сменности работы оборудования; организация внутрипроизводственного материально-технического снабжения и т.п.;
б) организация труда: рациональное разделение и кооперация труда; организация и обслуживание рабочих мест; улучшение санитарно-гигиенических условий труда, доведение их до комфортных; устранение производственных вредностей и опасностей; внедрение передовых приемов и методов труда; организация рациональных режимов труда и отдыха; укрепление трудовой и производственной дисциплины; развитие коллективных форм труда; совершенствование системы стимулирования труда; нормирование труда; развитие многостаночного и многоагрегатного обслуживания; рациональная расстановка и эффективное использование кадров и т.п.;
Информация о работе Реорганизация, банкротство и ликвидация предприятий