Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:10, реферат
Экономика Кипра основана на системе свободного предпринимательства и действует достаточно эффективно. В этой связи подробное изучение экономики Кипра и его места в международных экономических отношениях (МЭО) особенно актуально для российской научной и экономической среды. К тому же Кипр обладает ценным опытом по приведению показателей национальной экономики к стандартам, предъявляемым при вступлении во Всемирную Торговую Организацию и Европейский Союз, который Россия могла бы частично позаимствовать.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика и история развития Кипра…………………………..4
1.1. Географическое положение и природно-климатические условия………...4
1.2. Социально-демографическая характеристика……………………………...9
1.3. Государственное устройство и современная политическая ситуация…..11
1.4. Основные показатели экономического развития и состояние валютной системы…………………………………………………………………………...15
2. Место Кипра в современных МЭО…………………………………………..20
2.1. Участие Кипра в международном товарообороте………………………...20
2.2. Участие Кипра в международном движении капитала…………………..24
2.3. Участие Кипра в международном обмене технологиями………………...28
2.4. Место Кипра в международной миграции рабочей силы и участие в международном разделении труда……………………………………………..31
2.5. Свободные экономические зоны на Кипре………………………………..33
2.6. Участие Кипра в международных экономических интеграционных объединениях…………………………………………………………………….38
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………………………………...44
Греки-киприоты (78% населения, около 60% территории на юго-западе), составляющие большинство населения, говорят на греческом языке и исповедуют православие. Они считают себя потомками древних греков и отождествляют себя с современными греками.
Турки-киприоты (18% населения,
около 40% территории на северо-востоке)
говорят на турецком языке, исповедуют
мусульманство, считают себя потомками
турок-османов и развивают
Только в городе Пила округа
Ларнака, при назначении ООН, проживают
обе группы населения. Современные
турки гостеприимны и дружелюбны,
но неторопливостью резко
Годовой доход на душу населения составляет в эквиваленте примерно $13.000. На Кипре нет нищих. Любому, даже обедневшему гражданину предоставляется государственная поддержка, которой вполне хватает на жизнь. Уровень жизни на Кипре может сравниться разве что с Великобританией. Многие киприоты имеют собственные дома (квартиры в многоквартирных домах популярностью не пользуются), а семей, не имеющих хотя бы одной машины, очень мало.
Что касается других социально-экономических показателей, как жилищные условия, уровень преступности, здравоохранение, то здесь показатели намного лучше, чем показатели по уровню жизни населения.
1.3 Государственное
устройство и современная
Административное деление Кипра устроено довольно просто. Он состоит из 6 округов: Фамагуста, Кирения, Ларнака, Лимассол, Никосия, Пафос (на оккупированной территории – Кирения, почти полностью Фамагуста и небольшие части Ларнаки и Никосии). Наиболее крупные города: Никосия, Лимассол (161 тыс.), Ларнака (72 тыс.), Пафос (47 тыс.). На Кипре насчитывается четыре эксклава, принадлежащие британским суверенным базам. Между греческим и турецким секторами находится буферная зона ООН, которая де-факто (но не де-юре) также является эксклавом10.
С политической точки зрения, Кипр является независимым государством, Республикой Кипр, с 1960, за исключением двух участков территории под военными базами, которые оставила в своём владении Великобритания.
Основу государственного устройства независимого Кипра составили международные соглашения 1959 г. Конституция была принята парламентом острова 16 августа 1960 г. Кипр является суверенной республикой. Государственная система страны основана на принципе этнического дуализма. Президентом является грек-киприот, вице-президентом должен быть турок-киприот; каждого должна избирать соответствующая община прямыми выборами на 5-летний срок11. Президент и вице-президент осуществляют исполнительную власть через формируемый ими Совет министров, оба наделены правом вето.
Особенность конституции: обеспечение
фиксированного количественного
Полномочия президента фактически существенно ограничены предоставлением вице-президенту права самостоятельного вето по важнейшим вопросам государственной политики.
Высший орган исполнительной
власти – Совет министров, возглавляемый
президентом и вице-
В греческой части острова
действуют следующие
Крупнейшая политическая партия греческой общины – прогрессивная партия трудового народа Кипра (АКЕЛ). Образована в апреле 1941 как преемница существовавшей с 1926 г. коммунистической партии Кипра. С 1955 по 1959 год АКЕЛ работала в подполье, в независимой Республике Кипр была легализована. Партия выступала против ориентации на западные страны, осуждала НАТО и военную диктатуру с 1967 по 1974 год в Греции. АКЕЛ выдвинула лозунг независимого, суверенного и территориально целостного Кипра, отвергала отделение турецкой общины. Близкий к АКЕЛ кандидат Георгиос Василиу занимал пост президента страны с 1988 по 1993 год. В 1990-х АКЕЛ отошла от марксистско-ленинской идеологии и рассматривает себя как социалистическая партия.
Движение социал-демократов (КИСОС) – социал-демократическая партия, образованная на основе Единого демократического союза центра (ЭДИК). Была основана в марте 1969 г. как левоцентристская и ориентировалась на Социалистический Интернационал. Выступала за урегулирование кипрского вопроса на основе резолюций ООН, за единый, независимый, суверенный и территориально целостный Кипр. Занимала бескомпромиссные позиции в отношении автономистских и сепаратистских устремлений турецкой общины. С начала 2000-х годов социал-демократы Кипра реорганизованы в КИСОС12.
1.3.2 Международный статус
С 1 мая 2004 Кипр входит в Евросоюз. Для граждан Российской Федерации требуется получение визы единого образца Евросоюза. На ноябрь 2007 Кипр не входит в Шенгенскую зону. С 1 января 2008 года Кипр входит в еврозону. Республика Кипр придерживается политики неприсоединения, и не входит в НАТО.
Турецкий сектор обозначается на картах, как "территория, недоступная в связи с турецкой оккупацией", то же на карте северной части города Никосия. Названия городов Северного Кипра даны по состоянию на 1974 год, дорожные указатели на эти города отсутствуют.
Недвижимость, расположенная на Северном Кипре, и принадлежавшая до 1974 этническим грекам, продолжает считаться их собственностью. Покупка такой недвижимости может считаться легальной в Турецкой Республике Северного Кипра, но власти греческого сектора могут расценить такой шаг, как скупку краденного.
Формально под суверенитетом Республики Кипр находится 98% территории острова, за вычетом английских военных баз. Де-факто 38% территории занимает непризнанная Турецкая Республика Северного Кипра.
Движение между двумя частями острова свободное, при наличии легальной визы Республики Кипр. Виза непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра выдаётся при въезде. Действие страховок может не распространяться на турецкую территорию.
При возвращении с северной части острова может быть проведён таможенный досмотр, так как цены на турецкой территории существенно ниже, ввоз товаров из неё ограничивается.
Республика Кипр может отказать во въезде лицам, имеющим в паспорте штамп о посещении бывшей югославской республики Македония. Этот факт связан со спором этого государства с Грецией по поводу своего названия.
Лицам с гостевой визой
запрещается вести трудовую деятельность.
Разрешение на работу должно быть получено
до прибытия в Республику Кипр.7 апреля
1992 Республика Кипр признала Российскую
Федерацию правопреёмником
1.4 Основные показатели
экономического развития и
1.4.1 Характерные
особенности экономического
На экономику Кипра сильно влияет раздел острова на греческий сектор (Республика Кипр) и турецкий (самопровозглашённая Турецкая Республика Северного Кипра).
Экономика греческого сектора
процветает, однако сильно зависит
от внешних рисков. Коэффициенты прироста
в 1990-х годах отражают зависимость
острова от колебаний количества
туристов, и изменений экономических
условий в Западной Европе. В январе
2008 остров входит в Еврозону, и его
монетарная политика будет диктоваться
Европейским центральным банком
Турецкий сектор представляет одну пятую населения и одну треть ВНП, по сравнению с греческой частью острова. В связи с тем, что он признан только Турцией, Северный Кипр испытывает трудности с международным финансированием, и иностранные фирмы обычно избегают инвестиций в него. Половина рабочей силы занята в сельском хозяйстве, на государственной и военной службе. Турция также предоставляет прямую и косвенную помощь туризму, образованию, промышленности.
К проблемам экономики
Турецкой Республики Северного Кипра
(ТРСК) относится недостаток инвестиций,
квалифицированной рабочей силы
и опытных менеджеров, к чему прибавляется
инфляция, и зависимость от турецкой
лиры. Турция предоставляет 55% экспорта,
и принимает 48% импорта Северного
Кипра. Европейский Суд в
Первым по значимости внешнеторговым партнёром для ТРСК является Турция, предоставляющая значительную экономическую помощь. Так как в обороте ТРСК находится турецкая лира, вплоть до 2005 года негативным фактором являлась гиперинфляция, продолжавшаяся до введения новой турецкой лиры.
Власти турецкого сектора Кипра придерживаются принципов свободной внешней торговли, и разрешают постоянным жителям иметь банковские счета в иностранной валюте.
1.4.2 Современный этап экономического развития
Политика кипрского
Сфера обслуживания, или услуг, – сектор, темпы развития которого являются самыми быстрыми. В настоящее время данная сфера включает в себя туризм, транспорт и связь, торговлю, банковское обслуживание, страхование, аудит бухгалтерский учёт, операции с недвижимостью, поставку продуктов, государственную администрацию, бизнес-услуги и правовое обслуживание.
Постоянно повышается роль
Кипра как регионального центра
услуг, а при существующем огромном
информационном потоке реалии современного
образа жизни и намеченные планы
способствуют сегодня превращению
острова также и в
Дефицит торгового баланса покрывается за счет доходов от туризма, который с конца 1980-х годов стал крупнейшим источником валютных поступлений. На юге страны туризм приобрел огромное значение после того, как Турция ввела свои войска в северные районы и там были закрыты многие отели. В 1996 г. на юге Кипра побывали 2,5 млн. туристов, на севере – около 0,4 млн. (в том числе около 0,3 млн. – из Турции). Власти Республики Кипр планируют активно развивать религиозный туризм на юге острова. С этой целью в октябре 2006 года в Никосии прошла 1-я Международная конференция по религиозному туризму, организованная Кипрской туристической организацией, Всемирной туристической организацией и Кипрской Православной Церковью15.
В новейшей истории Кипра туристический сектор является одной из основных доходных статей бюджета. Ежегодно остров посещает около 2,4 млн. туристов, большую часть из которых традиционно составляют подданные Соединенного Королевства. Однако в последние годы туристический бизнес на Кипре переживал спад в связи с тем, что в секторе существует ряд проблем, которые нуждаются в срочном решении.
Индустрия местного туризма
страдает от высоких операционных затрат
и отсутствия необходимой инфраструктуры
для некоторых категорий
Важным источником дохода служат банковские услуги и услуги по регистрации предприятий с льготным налогообложением (оффшор). К концу 1995 г. на Кипре было зарегистрировано около 20 тыс. оффшорных компаний, в настоящее время количество таких компаний более чем удвоилось16. В их офисах на острове работают около 5000 человек, в основном иностранцы.
Действующее на Кипре законодательство по косвенным налогам определяет ставку НДС в размере 8% для облагаемых товаров и услуг. Существует достаточно широкий спектр товаров (например: товары первой необходимости), реализация которых вообще не облагается НДС, при этом оффшорные компании имеют ряд льгот при его исчислении.