Республика Кипр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:10, реферат

Описание работы

Экономика Кипра основана на системе свободного предпринимательства и действует достаточно эффективно. В этой связи подробное изучение экономики Кипра и его места в международных экономических отношениях (МЭО) особенно актуально для российской научной и экономической среды. К тому же Кипр обладает ценным опытом по приведению показателей национальной экономики к стандартам, предъявляемым при вступлении во Всемирную Торговую Организацию и Европейский Союз, который Россия могла бы частично позаимствовать.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика и история развития Кипра…………………………..4
1.1. Географическое положение и природно-климатические условия………...4
1.2. Социально-демографическая характеристика……………………………...9
1.3. Государственное устройство и современная политическая ситуация…..11
1.4. Основные показатели экономического развития и состояние валютной системы…………………………………………………………………………...15
2. Место Кипра в современных МЭО…………………………………………..20
2.1. Участие Кипра в международном товарообороте………………………...20
2.2. Участие Кипра в международном движении капитала…………………..24
2.3. Участие Кипра в международном обмене технологиями………………...28
2.4. Место Кипра в международной миграции рабочей силы и участие в международном разделении труда……………………………………………..31
2.5. Свободные экономические зоны на Кипре………………………………..33
2.6. Участие Кипра в международных экономических интеграционных объединениях…………………………………………………………………….38
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………………………………...44

Файлы: 1 файл

дима.docx

— 92.14 Кб (Скачать файл)

1.4.3 Общее состояние  валютной системы

Национальной валютой  до 1 января 2008 года являлся Кипрский фунт (CYP). 1 CYP примерно равен 2 USD, и делится  на 100 центов. Банкноты имеют надписи  на трёх языках: английском, греческом  и турецком. Эквивалентом слова "фунт" (pound) является "лира", на Кипре  обычно употребляемое в турецком языке.

С 1 января 2008 осуществлен  переход на евро по фиксированному курсу 0,585274 CYP за евро. Решение об этом принято Еврокомиссией 16 мая 2007 (вместе с Мальтой), подтверждено Европарламентом 20 июня 2007, и лидерами Евросоюза 21 июня 2007. Курс обмена определён на совещании  министров финансов Евросоюза 10 июля 2007.

Фунты остаются в легальном  обращении (при уплате наличными) до 31 января 2008. Банкноты принимаются банковскими  учреждениями до 30 июня 2008.

Полный обмен монет  завершится в срок до 31 декабря 2009, и банкнот до 31 декабря 2017.

Крупнейший банк – Bank of Cyprus. Центральный банк Кипра, главный  эмиссионный центр страны, образован 24 июня 1963 года17. Центробанк регулирует денежную массу в обращении и осуществляет дополнительные эмиссии, поддерживает требуемый уровень валютных резервов, следит за выполнением закона о валютном контроле, кредитует правительство, контролирует деятельность прочих банков, как местных, так и иностранных, оставшихся ещё с колониальных времен, прежде всего английских, греческих и турецких.

 

  1. МЕСТО КИПРА В СОВРЕМЕННЫХ МЭО

2.1 Участие Кипра  в международном товарообороте

Международная торговля –  система (совокупность) международных  товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира. Субъектами международной торговли могут быть физические, юридические  лица, правительства государств, международные  концерны, трасты. Международные торгово-экономические  отношения это связи, устанавливающиеся  между субъектами хозяйственной  деятельности разных стран, а также  между странами мира в результате торговли, миграции рабочей силы, вывоза капитала, международного кредита, валютных отношений, научно-технического производственного  сотрудничества18. Основные показатели международной торговли – экспорт и импорт страны, основная информация по партнерам и группам товаров, которые представляются Министерством торговли, промышленности и туризма Кипра в ежегодном отчете, были использованы в этом параграфе для исследования участия Кипра в международной торговле.

Кипр, вследствие небольшого внутреннего рынка и открытой модели экономики, рассматривает вопрос о доступе к международным  рынкам крайне важно. Торговля всегда являлась одним из основных секторов экономики Кипра и значительно  содействовала экономическому развитию острова. В 2006 году экспорт оценивался в 8% от ВВП. Кроме того, в мае 2004 года Кипр сделал, решающий для своего дальнейшего  экономического и политического  развития, шаг.

Страны ЕС и по сей день остаются главными поставщиками товаров  на Кипр, обеспечивая 65% импорта страны. Главными экспортирующими на Кипр странами в зоне ЕС остаются Греция, Великобритания, Франция, Нидерланды. Азиатские же страны являются второй по важности группой  поставщиков на протяжении десятков лет, обеспечивая при этом около 10 % импорта Кипра.

 

Рис.2.1. Импорт по категориям товаров.

Источник: Сайт Департамента торговли Министерства торговли, промышленности и туризма. - http://www.mcit.gov.cy/

Рис.2.2. Импорт по группам стран.

Источник: Сайт Департамента торговли Министерства торговли, промышленности и туризма. - http://www.mcit.gov.cy/

Азиатские же страны являются второй по важности группой поставщиков  на протяжении десятков лет, обеспечивая  при этом около 10 % импорта Кипра. Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Тайвань  и Сингапур являются важнейшими поставщиками. Импорт из Ближнего Востока составляет также около 10% от общего значения. Главные  поставщики в этой группе стран: ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт, Грузия, Ливан.

Импорт из Северной Америки  достиг 2% от общего кипрского импорта. США – крупнейший поставщик в  этой группе. Импорт из стран Европы, не входящих в ЕС, также возрастает в последние годы, достигнув в 5% от общего импорта. Основные поставщики этой группы: Украина, Швейцария, Россия. Остальной мир охватывает только 7% импорта Кипра.

Экспорт готовых товаров, которые составляют основу кипрского  экспорта, равняется 60% от общего значения. Экспорт сельскохозяйственного  сырья составляет около 20. Экспорт  готовой сельскохозяйственной продукции  составляет 15%.

Рис.2.3. Группы продуктов на экспорт.

Источник: Сайт Департамента торговли Министерства торговли, промышленности и туризма. - http://www.mcit.gov.cy/

Экспорт сырья и готовых  сельскохозяйственных продуктов принимает  отношения в 20% и 16% от общего значения, соответственно.

Страны Евросоюза составляют наиболее значимый рынок для экспортной продукции Кипра. Этот рынок получил 58% годового экспорта. Главными рынками сбыта являются такие страны, как Великобритания, Греция, Франция, Германия и Италия. Страны Ближнего Востока – вторая по важности группа для экспортной продукции Кипра, составляет в среднем около 15% от общего экспорта

Экспорт в Северную Америку  с наиболее важным рынком США остался  на уровне около 1,5%. Экспорт в остальной  мир вырос на 8% общего экспорта Кипра (рис. 2.4.).

 

Рис.2.4. Экспорт по группам стран.

Источник: Сайт Департамента торговли Министерства торговли, промышленности и туризма. - http://www.mcit.gov.cy/

 

Значительную часть дохода в международном обмене составляет вторичный экспорт (реэкспорт). Реэкспорт  – вывоз из страны ранее импортированных  в неё товаров – чаще всего  сырьевых, для перепродажи другим странам. Предметом реэкспорта могут  являться нефть, природный газ, каучук, цветные металлы, шерсть, кожа, пищевые  продукты. Товары могут реэкспортироваться как в неизменном виде, так и  после незначительной обработки (например, переупаковки и сортировки), исключающей  переработку.

Основной целью Министерства торговли, промышленности и туризма  Кипра является расширение экспорта товаров и услуг. Для достижения этой цели осуществляется план действий. Этот план исходит из идеи создания возможностей для дополнительного  проникновения кипрских компаний на внешние рынки. План среди всего  прочего включает в себя представление  ориентированных на экспорт схем, участие в международных ярмарках, организацию миссий для бизнеса  и программ за границей, включающих в себя рекламу и исследования рынков.

Министерство сотрудничает также с одиннадцатью Центрами по Торговле, расположенными на целевых  рынках. В настоящее время Министерство поддерживает центры в Австрии, ОАЭ, Египте, Франции, Германии, Греции, Ливане, Польше, России, Великобритании и США. Основная цель Центров по Торговле – продвижение экспорта товаров  и услуг на зарубежных рынках. Кроме  того, Центры играют активную роль в  продвижении Кипра в качестве Центра Международного Бизнеса, а также  в привлечении иностранных инвестиций на Кипр19.

2.2 Кипр в международном  движении капитала

До недавнего времени  вопросы прямых инвестиций, вносимых на Кипре гражданами третьих стран, рассматривались в Законе о движении капиталов 115 (1) 2003, статья 10. Этот закон предусматривал множество ограничений для не граждан ЕС, желающих открыть бизнес на Кипре: владение от 49% до 100% акций компании в зависимости от области деятельности, для большинства видов бизнеса устанавливались минимальные инвестиционные требования, начиная с 50000 до 300000 к.ф. И, кроме того, в определенных секторах промышленности ведение бизнеса не гражданами ЕС было запрещено. Теперь эти требования отменены.

30 сентября 2004 года совет  Министров Кипра принял решение  о следующем: 

1) Полная либерализация  прямых иностранных инвестиций  на Кипре, приходящих из стран  – не членов ЕС, с 1-ого октября  2004;

2) Отмена обязательного  минимума объема инвестиций и  максимальных процентов для иностранного  участия во всех секторах экономики,  как это определено в существующей  политике управления прямыми  инвестициями иностранцев на  Кипре, который был одобрен  Советом Министров 27-ого мая  2004;

3) Лицензии, которые могут  потребоваться для осуществления  инвестиций, а также любой финансовой  деятельности на Кипре должны  быть получены у соответствующих  государственных органов власти;

4) Начиная с 1-ого октября  2004 года для вновь регистрируемых  компаний – не будет никаких  различий между компаниями, осуществляющими  деловую активность вне Кипра  (бывшие оффшорные) или в пределах  Кипра.

Таким образом, не гражданин  ЕС может вести практически любой  вид бизнеса на Кипре без ограничений  относительно количества процентов  его акций в такой компании и минимума инвестиций. Он должен подчиняться  теперь другим постановлениям. Кроме  того, не гражданин ЕС теперь имеет  право купить акции любой существующей кипрской компании. Точно такая же ситуация для иностранных бизнесменов существует и в остальной части Европейского Союза.

Единственное неудобство для IBC заключается в налогах. Как  только международная компания решит  начать деятельность в местном бизнесе, ей немедленно будет начислен корпоративный  налог в размере 10% от прибыли. Тогда  как если IBC занимается только международной  деятельностью и получает доходы вне Кипра, то она по-прежнему платит уменьшенную норму налога 4,25%20.

По имеющейся у CIBA информации, ни одна из до сих пор действующих  на Кипре международные компаний пока не свернула свою деятельность из-за новых законов и увеличенной  налоговой ставки. Кроме тех оффшорных  компаний, которые прекратили свою деятельность на острове из опасения перед начавшимся обменом информацией  между налоговыми властями в различных  странах ЕС. Такие компании не вносили  особого вклада в кипрскую экономику, кроме выплаты налогов 4,25% от их прибыли.

Благодаря 10%-ой ставке корпоративного налога, самой низкой во всем Евросоюзе, Кипр надеется в ближайшем будущем  привлечь еще больше международных  бизнесменов. Теперь остров избавился  от нехорошего клейма "оффшорного налогового убежища" и является полноправным членом ЕС с соответствующим законодательством.21 Одновременно Кипр по-прежнему предлагает важное преимущество низкого налогообложения.

В этом есть и заслуга CIBA. Ассоциация проводила настойчивую  работу с соответствующими властями, чтобы они приняли размер налоговой  ставки ниже, чем в Ирландии, предлагающей 12,5%. До 1мая 2004 г. это была самая низкая норма налога в ЕС.

Рассмотрим факторы, способствующие притоку иностранных инвестиций на Кипр:

  • стабильное политическое и экономическое развитие страны в настоящем, а также благоприятные перспективы развития в будущем,
  • привлекательный для иностранных инвестиций правовой режим,
  • наличие потенциально привлекательных отраслей,
  • удобное геоположение,
  • низкие уровни налоговых ставок.

Большая часть прироста инвестиций была из Евросоюза – 58,9%, особенно из Греции, Великобритании и Германии, остальные из стран, не относящихся  к Европейскому Союзу – 35,3%, а  меньше всего инвестиций поступило  из США – 4,2%.22 (рис. 2.6.).

 

Рис.2.6. Доля основных инвесторов в экономику Кипра в 2006 г.

Источник: разработано автором на основе данных: Сайт Cyprus Investment Promotion Agency. - http://www.investincyprus.gov.cy/

 

По секторам экономики  инвестиции: добывающая и перерабатывающая промышленности и производственная отрасль – 1,97%, строительство –  3,92%, недвижимость и бизнес – 35,03%, торговля – 17,1%, другие – 41,16% (рис. 2.7.).

 

Рис.2.7. Структура инвестиций по секторам экономики Кипра в 2006 г. Источник: разработано автором на основе данных: Сайт Cyprus Investment Promotion Agency. - http://www.investincyprus.gov.cy/

2.3 Кипр в международном  обмене технологиями

В развитии и распространении  своих технологий Кипр отдает предпочтение информационным технологиям, эта индустрия  сегодня лидирует с большим отрывом  на острове. Кипр все чаще называют не иначе как Сингапуром в Европе. Никосия является не только развитой столицей острова, но и признается международным  бизнес-центром, обеспечивающим современную  технологическую поддержку местным  и иностранным компаниям. Развивающейся  экономике Кипра и сотням оффшорных  компаний, работающих на острове, не было бы возможности нормально функционировать  без применения современных информационных технологий и телекоммуникаций (электронных  портов, каналов). IT-инфраструктура Кипра  эффективно поддерживается многочисленными  специалистами в области компьютерных наук и компьютерных разработок23.

Индустрия информационных технологий играет важную роль в преобразовании кипрского сообщества в современное  информационное сообщество. Частные  компании и государственные IT-департаменты активно внедряются в актуальные проекты. Кипрская Телекоммуникационная компания (CYTA) является ключевым игроком  в наблюдаемых преобразованиях24. Правительство Кипра, участвуя во многих европейских технологических проектах, создает план Средиземноморского Информационно-Технологического Центра (MITN), который своей целью будет ставить соединение всех средиземноморских стран в единое информационное пространство. Такие международные технологические гиганты, как IBM, SUN, NCR, CSC, SAP и NetU, уже имеют свои огромные представительства на Кипре, которые долго время функционируют как штаб-квартиры в Средней Азии и обеспечивают консультационные и экспертные услуги в данной области. Программные продукты кипрской компании Large Cypriot software известны довольно хорошо в Средней Азии и часто используются в местных IT-проектах.

Информация о работе Республика Кипр