Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:10, реферат
Экономика Кипра основана на системе свободного предпринимательства и действует достаточно эффективно. В этой связи подробное изучение экономики Кипра и его места в международных экономических отношениях (МЭО) особенно актуально для российской научной и экономической среды. К тому же Кипр обладает ценным опытом по приведению показателей национальной экономики к стандартам, предъявляемым при вступлении во Всемирную Торговую Организацию и Европейский Союз, который Россия могла бы частично позаимствовать.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика и история развития Кипра…………………………..4
1.1. Географическое положение и природно-климатические условия………...4
1.2. Социально-демографическая характеристика……………………………...9
1.3. Государственное устройство и современная политическая ситуация…..11
1.4. Основные показатели экономического развития и состояние валютной системы…………………………………………………………………………...15
2. Место Кипра в современных МЭО…………………………………………..20
2.1. Участие Кипра в международном товарообороте………………………...20
2.2. Участие Кипра в международном движении капитала…………………..24
2.3. Участие Кипра в международном обмене технологиями………………...28
2.4. Место Кипра в международной миграции рабочей силы и участие в международном разделении труда……………………………………………..31
2.5. Свободные экономические зоны на Кипре………………………………..33
2.6. Участие Кипра в международных экономических интеграционных объединениях…………………………………………………………………….38
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………………………………...44
Образовательные учреждения также играют важную роль в ускорении модернизации кипрских технологий. Государственный Университет Кипра и институты более низкого порядка прямо или косвенно содействуют разработке стратегии, создании тактики и реализации проекта перехода в современное информационное сообщество. Это достигается через научные и прикладные исследования, через участие в проектах остальных европейцев по обеспечению студентам дополнительных программ обучения в сфере информационных технологий и выпуск высококвалифицированных специалистов. Эти выпускники, строя и развивая информационное пространство, в итоге становятся важнейшей частью европейского общества сегодня.
Многие государственные и частные учреждения сменили направление своей деятельности и занялись развитием информационных технологий. Кипрский Международный Колледж является самым большим и уважаемым среди них25. Образовательный процесс протекает на английском языке и, таким образом, привлекает многих иностранных студентов. Также он привлекает множество местных студентов, которые видят английский приоритетным языком, особенно после утверждения Кипра в статус европейского и международного центра.
Кипрский Международный Колледж, например, предлагает обучение по следующим степеням:
В свою очередь данные программы поддерживаются:
2.4 Место Кипра
в международной миграции
Политика Министерства труда
и социального страхования
Что касается граждан "третьих стран" (то есть всех, не являющихся членами ЕС), то ограничения в их трудоустройстве только усилились. Теперь они могут устроиться на работу только в том случае, если на это конкретное место нельзя найти кандидатов из числа граждан Кипра или ЕС. При этом пункт о "гражданах ЕС" делает найм работников из упомянутых "третьих стран" практически невозможным. Но каких бы то ни было количественных ограничений на трудоустройство иностранцев пока не существует.
Появление на кипрском рынке труда свежей рабочей силы можно было заметить начиная с лета 2004 г., когда в местных газетах в рубриках о трудоустройстве замелькали предложения от работников из Польши и стран Прибалтики. Другое дело, что этот приток почему-то оказался невелик. Ведь многие ожидали такое усиление трудовой миграции, что даже побаивались, что Кипр повторит судьбу Атлантиды, уйдя под воду от наплыва "работников". Однако этого не случилось. Причина в низком спросе на иностранный труд на острове. Ведь правительство Кипра не регламентирует число наемных иностранцев даже из "третьих стран", тем более не ограничивает "новых европейцев".
Число иностранцев, работающих на Кипре, до декабря 2004 г. учитывалось Министерством через Службу социального страхования. Однако сейчас учет граждан ЕС должен проводиться уже через специальную форму Application Form MEU1 (оформление разрешения на постоянное жительство с трудоустройством для граждан ЕС), а также через информацию, предоставляемую Департаментом миграции. Таким образом был сделан очередной шаг ко взаимной социально-экономической интеграции Кипра и остальных стран Евроблока.
В целом трудовая миграция из десяти новых стран-членов ЕС в государства прежнего состава Евросоюза не превышает 1% от общей численности экономически активного населения новых членов этой региональной организации. Об этом свидетельствуют результаты специального исследования, совместно проведенного Еврокомиссией и Европейским фондом по улучшению условий жизни и труда. По данным экспертов, приток в 15 стран-"ветеранов" ЕС трудовых мигрантов из Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Кипра, Мальты, Латвии, Литвы и Эстонии составило порядка 220 тысяч человек в год.
Международное разделение труда
– объективная основа международного
обмена товарами, услугами, знаниями, развития
производственного, научно-технического,
торгового и иного
Перспективы кипрской внешней
торговли во многом будут зависеть
от внешнеэкономической
2.5 Свободные экономические зоны на Кипре
Идеальное географическое расположение
между тремя континентами и не
в последнюю очередь
Турецкое вторжение 1974 г. нанесло тяжелый удар Республике Кипр. На территории острова, занятой оккупационными войсками (38%), находилось свыше 70% всех хозяйственных мощностей страны – сельскохозяйственных, промышленных, туристических, портовых. 40% населения страны оказались беженцами. В этих условиях правительство Кипра приняло ряд успешных экстренных мер по восстановлению экономики страны, в том числе направленных и на привлечение зарубежных инвестиций29. В первую очередь были созданы свободные промышленные зоны (СПЗ) в районах городов-портов Лимассола и Ларнаки, что превратило островное государство в международный оффшорный деловой и финансовый центр.
СПЗ призваны способствовать развитию и диверсификации индустриальной инфраструктуры. Предприятия, создаваемые инвесторами в свободных зонах должны отвечать ряду критериев (экономическая целесообразность и экологическая безопасность, создание новых рабочих мест, использование передовых технологий, высокая степень обработки продукции, экспортная ориентация)30. Им предоставляются "налоговые каникулы" сроком на 10 лет, возможность сбыта части продукции на внутреннем рынке, освобождение от таможенных пошлин на импорт машин, оборудования и сырья для производства и ряд других льгот.
Поэтому Кипр пользуется наибольшей
популярностью среди
Действовавший с 1 января 1977 года оффшорный режим для компаний международного бизнеса (International Business Companies) прекратился с 1 мая 2004 года (с момента вступления Республики Кипр в ЕС). Оффшорный режим Кипра предполагал применение ставки корпорационного налога 4,25 % для компаний, которые не вели деятельности на территории Республики. В настоящее время компании международного бизнеса не существуют (они либо были ликвидированы, либо были перерегистрированы в течение 2004-2005 годов). Законом "О подоходном налоге" 2002 года для всех видов компаний предусмотрена общая ставка корпорационного налога в размере 10 % (она является самой низкой из стран Европейского Союза). Предусмотрено существование резидентных и нерезидентных компаний. Налоговым резидентом Кипра признается компания, менеджмент которой находится на Кипре, а также эффективное управление которой происходит на Кипре (достаточно, чтобы большое количество директоров, например 2 из 3 являлись налоговыми резидентами Кипра, а лучше и гражданами, а также, чтобы все встречи совета директоров и принятия решений по сделкам и др. принимались на Кипре). Налоговым резидентом физическим лицом признается лицо, находящееся на Кипре более 183 дней.
С 1975 г. на Кипре зарегистрировано свыше 17000 различных оффшорных организаций, причем, за 1994 г. их количество возросло более чем на 30%, в значительной степени благодаря учредителям из бывшего СССР и Восточной Европы.
В 1993 г. от оффшорных предприятий Кипр получил 9% всех чистых валютных поступлений (около 240 млн. долларов США). Они складывались из налогов и регистрационных сборов, зарплаты местным сотрудникам компаний, имеющих на острове развернутые офисы, арендной платы, стоимости юридического и банковского обслуживания, внутреннего экспорта, услуг связи, а также вознаграждения тем физическим и юридическим лицам на Кипре, которые представляют оффшорные организации, не имеющие на острове собственных офисов.
Огромное количество солидных и респектабельных компаний зарегистрировано в "налоговых убежищах". Кипр, как страна с льготным налогообложением, находится на хорошем счету в любой стране мира; Кипр не является оффшорной юрисдикцией или "налоговым убежищем". Кипр – это страна с налоговыми стимулами, где возможно льготное налогообложение, это выгодно отличает Кипр от стран с "нулевым" налогообложением.
Основные преимущества оффшорных компаний на Кипре31:
Налогообложение на Кипре
устроено таким образом, что правильное
пользование всеми привилегиями
льготного налогообложения
Процесс регистрации оффшорной компании начинается с:
1) Одобрения ее названия в Отделе Регистрации Компаний;
2) Получения одобрения
Центрального Банка Кипра для
составления устава и
При одобрении названия в Отдел Регистрации Компаний должны быть представлены: подробное описание компании, включая юридическую форму, название, вид деятельности, управляющих и зарегистрированных учредителей. Для получения разрешения не должны использоваться названия, сходные с названиями уже зарегистрированных структур или общеупотребимые названия, названия, включающие державные, государственные или международные понятия. Срок получения одобрения названия – в пределах 5 дней.
2.6 Международная
и экономическая интеграция
Республика Кипр входит в
следующие организации: Австралийскую
группу по мониторингу химического
и биологического оружия, Британское
Содружество наций, программу Общей
Политики в области иностранных
дел и безопасности Евросоюза, Европейский
банк реконструкции и развития, Европейский
Инвестиционный банк, Продовольственная
и сельскохозяйственная организация
ООН (ФАО), Международное агентство
по атомной энергии (МАГАТЭ), Международная
организация гражданской