Реструктуризация как способ предотвращения банкротства предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть вопросы управления предприятием в условиях финансового кризиса, способы предотвращения банкротства и ликвидации предприятия.
Для осуществления поставленной цели были рассмотрены следующие задачи:
* теоретические основы реструктуризации корпорации;
* банкротство корпорации;
* реструктуризация как способ предотвращения банкротства предприятия.

Файлы: 1 файл

банкротство.docx

— 58.11 Кб (Скачать файл)

Крайне ограничен  доступ к истинной информации о размерах прибыли корпораций, а также о  качестве проводимых мероприятий по охране окружающей среды.

В результате, учитывая достаточно широкий спектр возможного негативного воздействия ТНК  на экономику и безопасность принимающих  государств и с одной стороны  и современные возможности ТНК  с другой, разработать эффективную  систему, позволяющую обеспечивать сбалансированное распределение выгод  между принимающей страной и  ТНК, представляется достаточно трудным.

Становится очевидным  тот факт, что корпорации могут  быстро и эффективно реагировать  на те или иные попытки различных  государств ввести строгое регулирование  их деятельности [3].

Вместе с тем  в настоящее время правительства  принимающих стран располагают  более многочисленными способами  избегать негативных последствий деятельности ТНК, чем 30-50 лет назад, если обладают для этого административными  возможностями, силой, опытом общения  с подобными структурами и  если относительная значимость данных стран для ТНК достаточно велика.

Но здесь нужно  отметить, что участие Казахстана на международном уровне в процессах  регулирования деятельности ТНК  в настоящее время недостаточно развито и сконцентрировано только на участии в конвенции подписанной  с рядом стран СНГ "О транснациональных  корпорациях", а также в двусторонних инвестиционных соглашениях.

В результате ТНК  как в Казахстане, так и в  других странах бывшего СССР чувствуют  себя более уверенно, чем в странах  Европы и Америки.

 

1.2 Понятие реструктуризации  и ее условия

 

Реструктуризация  предприятия — это структурная  перестройка в целях обеспечения  эффективного распределения и использования  всех ресурсов организации. Ее цели:

   * обеспечить  стабильное и эффективное функционирование;

   * увеличить  объем поступлений в бюджет;

   * оздоровить  обстановку за счет увеличения  рабочих мест и регулярно выплачиваемой  заработной платы.

При реструктуризации должны быть соблюдены следующие  требования:

   * сохранение  сформировавшегося научного, технического, производственного и кадрового  потенциала;

   * согласование  интересов всех сторон, целевая  ориентация на сбалансированность, гармонию интересов фирмы, потребителей  и общества;

   * решение  проблем погашения задолженности  перед кредиторами;

   * увеличение  реальных поступлений в бюджет;

   * минимально  возможное сокращение и создание  новых рабочих мест;

   * защита  прав акционеров.

Реструктуризация, являясь составляющей частью стратегии, представляет собой лишь один из инструментов достижения долгосрочных целей предприятия. Далее должны быть задействованы  механизмы использования имеющихся  у предприятия преимуществ.

Эффективность реструктуризации в значительной мере зависит от принципов  ее осуществления — это основное правило, в соответствии с которым  осуществляются изменения на предприятии, достигается успех [3].

Принцип системности  — это поиск и определение  связей, целостности, сопоставление  свойств, нахождение границ внутренней и внешней среды. Данный принцип  позволяет концентрировать внимание на главном, оценивать связи, разграничивать их на внешние и внутренние, понимать свойство как проявление целого в  одном случае и как проявление отдельного — в другом.

Принцип последовательности требует проведения исследования по определенной, заранее разработанной  технологии. В использовании этого  принципа большое значение имеет  ответ на вопрос, с чего начать и  как двигаться к результату. При  этом каждый предыдущий этап становится исходной базой для последующего.

Принцип целенаправленности означает, что любое преобразование должно иметь вполне определенную цель, которая определяет выбор решений  и последовательность их разработки, интегрирует деятельность в самых  сложных ее вариантах. К началу процесса реструктуризации необходимо иметь  ее четкий план и полностью представлять предполагаемый результат, коренные изменения, которые произойдут в деятельности компании. Реструктуризация компании — долгосрочная стратегическая задача, требующая постоянных, Целенаправленных усилий. Важно, чтобы разрешение временных  кризисных ситуаций не сводило на нет долгосрочные стратегические действия, а служило бы их поддержкой.

Принцип корпоративности, которая в организации или  фирме может проявляться в  различной степени, — это понимание  и принятие всеми работниками  целей реструктуризации, готовность самоотверженно работать для их достижения, это особый вид интеграции всех деловых, социально-психологических и организационных  отношений, это внутренний патриотизм и энтузиазм [4].

Принцип оперативности  и гибкости. При реструктуризации часто возникает потребность  в быстрых и решительных действиях, оперативных мерах, изменении управления по складывающимся ситуациям, адаптации  к меняющимся условиям. Инерционность  в этом случае может играть отрицательную  роль.

Принцип концептуальности. Реструктуризация должна обладать концептуальным единством, содержать единую доступную  терминологию, деятельность всех подразделений  и руководителей должна строиться  на единых «несущих конструкциях» (цели, этапы, фазы, функции) для различных  по экономическому содержанию процессов  управления.

Принцип прозрачности. Любой работник организации должен знать и понимать сущность и значение тех мероприятий, которые проводятся при реструктуризации. Целевая ориентация на сбалансированность, гармонию интересов  фирмы, потребителей и общества в  результате эффективного управления приводит к оптимальным решениям. Важно  не испортить то хорошее, что было в организации.

Принцип инновационности  или постоянного улучшения —  это постоянный поиск и инициирование  перспективных изменений потребностей, использование новых форм коммуникации (например через Интернет), стремление быть первым. Все, что предприятие  делает во внутренней и внешней среде, должно систематически и непрерывно совершенствоваться: товары и услуги, производственные процессы, маркетинг, обслуживание, технологии, подготовка и обучение кадров, использование  информации [5].

Принцип мониторинга  или эффективного контроля. Контроль — это обратная связь, позволяющая  корректировать все действия, находить и оценивать новые решения. Реструктуризация предусматривает сокращение затрат за счет ликвидации ненужных или убыточных  видов деятельности, улучшением качественного  состава руководителей и всего  персонала, но требует наличия четких критериев оценки эффективности  деятельности и точной системы отчетности. Процесс должен сопровождаться разработкой  эффективных механизмов контроля (планы  действий, отчеты о достигнутых результатах, личной заинтересованности и ответственности  руководства), без которого невозможна успешная реструктуризация. Показатели контроля необходимы на каждом этапе реструктуризации.

Принцип стабилизации и управляемости. Изменения, которые  происходят при реструктуризации, не должны проводиться стихийно. Долгая реструктуризация ведет к застою, поэтому при ее проведении необходимо соблюдать ограниченность во времени. Главной задачей здесь является возможность проведения успешных изменений, которые заключаются в использовании  собственных достижений и превращении  их в фундамент последующей деятельности.

Эффективность проведения реструктуризации связана с определением ее критериев.

Специалисты казахстанского центра приватизации выделяют два типа критериев:

   * «жесткие»,  которые поддаются количественному  измерению;

   * «эластичные», которые не могут быть измерены  количественно.

«Жесткие» критерии эффективности реструктуризации —  это привлечение внешних инвестиций; создание совместных предприятий; установление стратегического партнерства; повышение  объемов реализации; увеличение объемов  экспорта; снижение издержек производства. Согласно данным критериям компания должна реализовывать рекомендованные  инвестором изменения таким образом, чтобы они привели к позитивным результатам, которые могут быть измерены и подтверждены документально (например, расширение рынков сбыта, явившееся  результатом осуществления рекомендованных  изменений).

«Эластичные»  критерии эффективности реструктуризации — это число руководителей  верхнего и среднего звена, охваченных программами помощи; степень участия  казахстанских консультантов в  реализации проектов технической помощи; количество регионов, занятых осуществлением программ реструктуризации; число слушателей тематических семинаров по изучению позитивного опыта; количество распространенных учебных пособий, книг и материалов. «Эластичные» критерии учитывают позитивные результаты реструктуризации, которые  не поддаются прямому измерению, но могут быть отнесены к долгосрочным инвестициям в «человеческий  капитал».

Поскольку у большинства  руководителей казахстанских предприятий  не хватает разнообразных управленческих и профессиональных навыков, необходимых  для работы в рыночных условиях, то важным элементом эффективного проведения системных реформ становится ознакомление управляющих с возможными путями решения проблем [6].

 

1.3 Классификация  реструктуризации корпорации

 

Сам процесс реструктуризации довольно сложен, поскольку трансформации  могут подвергаться различные элементы и их взаимосвязи, составляющие стратегический потенциал компании, а не только структура организации, как считалось  ранее. Это можно отразить в некоторой  классификации, содержащей основные направления  и виды реструктуризации в рамках хозяйствующего звена в зависимости  от объектов реструктурирования.

Сущность и  содержание процесса реструктуризации зависит от того, какая ее форма  осуществляется. В экономической  литературе выделяют два основных направления:

- стратегическая (корпоративная) реструктуризация, целью которой является повышение  эффективности функционирования  и инвестиционной привлекательности  за счет внешнего развития  компании, то есть реализация  программы корпоративного реструктурирования  происходит за счет двух основных  организационных стратегий –  либо расширения бизнеса (слияния,  поглощения и т.д.), либо его  сокращения (разделение, выделение,  переорганизация и т.д.);

- оперативная  реструктуризация, реализуется за  счет внутренних резервов предприятия  и направлена на решение проблем  компании в краткосрочном периоде.  Она является предпосылкой для  осуществления стратегической формы  реструктурирования. В рамках оперативной  реструктуризации в зависимости  от объекта, на который она  направлена, можно выделить следующие  виды:

1) реструктуризация  по элементам, образующих экономический  потенциал компании. Это: а) производственно-технологическая  (объектом является производственный  потенциал предприятия); б) финансовая (объект – денежные потоки  внутри организации); в) социальная  или кадровая (объект - это трудовые  ресурсы компании); г) экологическая  (объект – взаимодействия предприятия  с окружающей средой);

2) реструктуризация  по внутрисистемным отношениям, предполагающим управление и  стратегическую направленность  компании. Здесь можно выделить  такие ее формы как: а) антидемпинговая,  предполагающая деятельность предприятия  в условиях нестабильного объема  продаж и сопряженных с ним  доходов. В такой ситуации реальна  ориентация предприятия на замедление  темпов спада путем экономии  всех видов затрат, структурных  сдвигов в составе выпускаемой  продукции; б) кризисно-ситуационная, представляющая собой воздействие на структуру предприятия в условиях кризиса, направленное на избежание или ослабление критических ситуаций. Последовательное антикризисное преодоление ресурсной и структурно-технологической нестабильности позволит предприятию создать условия для новых перспектив; в) ускоренного развития, представляющая собой кардинальные преобразования структуры предприятия, направленные на существенное повышение эффективности бизнеса. Она требует значительных инвестиционных вложений и сопряжена с высокой степенью риска [7].

Таким образом, выбор  направления реструктуризации, вида и объектов трансформации будет  зависеть от целей, возможностей, а  также стратегической направленности каждого отдельно взятого бизнеса.

 

2 Банкротство  корпорации

 

2.1 Понятие банкротства  и его основные этапы

 

В соответствии с  Законом РК от 2 апреля 2010 года № 261-IV "О банкротстве" под банкротством (несостоятельностью) предприятий понимается признанная арбитражным судом неспособность  должника в полном объеме удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

История становления  и развития рыночной экономики в  развитых странах показывает неравномерность  процесса функционирования предприятия, наличие колебаний значений объемов  производства и сбыта продукции. Возникновение спада производства определяется как кризисная ситуация и рассматривается как некая  общая для всех предприятий закономерность, тесно увязанная с характером их жизненного цикла, которая может  возникнуть на любой из его стадий. Спад производства обусловливает состояние  банкротства, которое характеризуется  продолжительностью во времени и  длится на протяжении второй фазы жизненного цикла предприятия, различаясь при  этом «амплитудой падения» на каждом интервале (этапе) фазы. По глубине банкротства  различают его стадии:

• I стадия — допустимое банкротство — характеризует  зарождение негативного состояния, возникает на этапе жизненного цикла  «реорганизация», когда появляется угроза потери прибыли от предпринимательской  деятельности;

• II стадия — критическое  банкротство — определяет усиление негативных тенденций на этапе «спад», когда затраты на осуществление  деятельности приходится возмещать  за счет средств кредиторов;

• III стадия —  катастрофическое банкротство —  возникает на этапах «банкротство»  и «ликвидация» жизненного цикла  предприятия, сопровождается его закрытием  или принудительной ликвидацией, следствием которых является распродажа имущества  для погашения требований кредиторов. В этом случае должник теряет право  самостоятельно управлять и распоряжаться  своим имуществом. Это право переходит  к ликвидаторам — лицам, назначенным  для управления имуществом должника и принудительной его ликвидации [8].

На каждой стадии развития негативной тенденции состояние  предприятия имеет свои отличительные  признаки:

   * на стадии I: задержки с предоставлением  отчетности, снижение ее качества; изменения в структуре баланса:  резкое уменьшение денег на  счетах; увеличение дебиторской  и кредиторской задолженности,  их старение и разбалансирование;  снижение объемов продаж; необоснованная  смена поставщиков; изменения  в структуре управления; всевозможные  реструктуризации предприятия (открытие  и закрытие представительств, филиалов, дочерних обществ и т.п.); скрытое  снижение цены предприятия, падение  курса его акций; снижение доходов  (прибыли) от основной деятельности;

Информация о работе Реструктуризация как способ предотвращения банкротства предприятия