Резервы и пути снижения себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление резервов и путей снижения себестоимости продукции на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать понятие себестоимости;
- рассмотреть существующие виды себестоимости;
- определить значение снижения себестоимости продукции в повышении эффективности производства ;
- выявить резервы снижения себестоимости.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2-4
ГЛАВА1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СНИЖНИЯ
СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Понятие себестоимости продукции и ее виды……………………….5-8
Значение снижения себестоимости продукции в повышении эффективности производства…………………………………………9-15
ГЛАВА 2: ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ХЛЕБЦОФФ»)
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия……...16-18
2.2. Состав и структура себестоимости продукции и факторы, ее определяющие………………………………………………………………..19-23
2.3. Резервы снижения себестоимости на предприятии………………….24-28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………29-31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….32-33

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ_2 пример.docx

— 61.63 Кб (Скачать файл)

ЭП = (Т * ПС) / 100,

где ЭП - экономия условно-постоянных расходов,

ПС - сумма условно-постоянных расходов в базисном году,

Т - темп прироста товарной продукции  по сравнению с базисным годом. Относительное изменение амортизационных отчислений рассчитывается особо. Часть амортизационных отчислений (как и других затрат на производство) не включается в себестоимость, а возмещается за счет других источников (спец. фондов, оплаты услуг на сторону, не включаемых в состав товарной продукции, и др.), поэтому общая сумма амортизации может уменьшиться. Уменьшение определяется по фактическим данным за отчетный период. Общую экономию на амортизационных отчислениях рассчитывают по формуле:    ЭА = (A0K/Д0 – А1К/Д1)*Д1,

где ЭА - экономия в связи с относительным  снижением амортизационных отчислений,

A0,1- сумма амортизационных отчислений в базисном и отчетном году, К - коэффициент, учитывающий величину амортизационных отчислений, относимых на себестоимость продукции в базисном году,

Д01 - объем товарной продукции базисного и отчетного года.   Чтобы не было повторного счета, общую сумму экономии уменьшают (увеличивают) на ту часть, которая учтена по другим факторам.  Изменение номенклатуры и ассортимента производимой продукции является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство. При различной рентабельности отдельных изделий (по отношению к себестоимости) сдвиги в составе продукции, связанные с совершенствованием ее структуры и повышением эффективности производства, могут приводить и к уменьшению и к увеличению затрат на производство. Влияние изменений структуры продукции на себестоимость анализируется по переменным расходам по статьям калькуляции типовой номенклатуры. Расчет влияния структуры производимой продукции на себестоимость необходимо увязать с показателями повышения производительности труда.         4. Улучшение использования природных ресурсов. Здесь учитывается: изменение состава и качества сырья; изменение продуктивности месторождений, объемов подготовительных работ при добыче, способов добычи природного сырья; изменение других природных условий. Анализ их влияния на снижение себестоимости продукции проводится на основе отраслевых методик добывающих отраслей промышленности.    5. Отраслевые и прочие факторы. К ним относятся: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы. Необходимо проанализировать резервы снижения себестоимости в результате ликвидации устаревших и ввода новых цехов и производств на более высокой технической основе, с лучшими экономическими показателями. Значительные резервы заложены в снижении расходов на подготовку и освоение новых видов продукции и новых технологических процессов, в уменьшении затрат пускового периода по вновь вводимым в действие цехам и объектам.5 Расчет суммы изменения расходов осуществляется по формуле:        ЭП = ( С11 – С00 ) * Д1,

где ЭП - изменение затрат на подготовку и освоение производства,

С0, С1 - суммы затрат базисного и отчетного года,

Д0, Д1 - объем товарной продукции базисного и отчетного года.  Влияние на себестоимость товарной продукции изменений в размещении производства анализируется тогда, когда один и тот же вид продукции производится на нескольких предприятиях, имеющих неодинаковые затраты в результате применения различных технологических процессов. Если изменения величины затрат в анализируемый период не нашли отражения в вышеизложенных факторах, то их относят к прочим. Выявленные в результате анализа факторы снижения себестоимости и резервы необходимо суммировать в окончательных выводах, определить суммарное влияние всех факторов на снижение общей величины затрат на единицу продукции.

 

ГЛАВА 2: ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

(НА ПРИМЕРЕ ОАО «ХЛЕБЦОФФ»)

2.1. Организационно экономическая  характеристика предприятия

 

Акционерное общество "ХЛЕБЦОФФ" является открытым акционерным обществом.

Фирменное наименование Общества: открытое акционерное общество «Хлебцофф»

Сокращённое наименование Общества: ОАО "Хлебцофф"

Место нахождения Общества: Россия, 432289, город Ульяновск, ул.  Гая 102а, Телефон (8422) 381886. Факс 542251. Уставный капитал Общества составляет 23035875,50 рублей. Он разделен на 129670 обыкновенных акций номинальной стоимостью 177,65 рублей. Привилегированных акций Общество не имеет. Увеличение уставного капитала произведено на основании решения общего собрания акционеров от 19.12.2005 года.

Акционеры – юридические лица составляют 3,33%, физические лица – 96,67%. Доли государства  в Уставном капитале нет. Уставный капитал  оплачен полностью.

Зависимых и дочерних обществ, филиалов и представительств ОАО "Хлебцофф" не имеет.

Реестр акционеров ведется Обществом  самостоятельно.

Члены Совета директоров Общества: Усов К.Н., Мусс В.А., Березовский И.Г., Сенновская О.Р., Канухина М.Г.

И.О. генерального директора Березовский  Игорь Геннадьевич.

Основными видами деятельности Общества являются: производство хлебобулочных  и мучных кондитерских изделий.

Для компании "Хлебцофф" открыта кредитная линия в трех крупнейших банках Российской Федерации:

1. Россельхозбанк

2. СберБанк Российской федерации

3. Юникредит

Размер кредитной линии составляет 776 миллионов рублей.

ОАО "Хлебцофф" занимается производством и сбытом хлебобулочных и кондитерских изделий. Ассортимент выпускаемых изделий насчитывает боле 50 наименований хлеба и хлебобулочных изделий и около 120 наименований мучной кондитерской продукции .

История "Хлебцофф" началась в 1978 году, когда было построено здание первого хлебозавода. Тогда в молодом поселке начали выпекать хлеб, необходимый строителям. Спустя три года поселок был преобразован в город, и маленький хлебозавод нуждался в расширении.    В 1957 году появилось здание нового хлебозавода, и образовалось предприятие "Ульяновский хлебокомбинат". Ввод в эксплуатацию нового завода, со значительными по тем временам мощностями, позволил расширить и увеличить выпуск хлебной продукции. На новом хлебозаводе стали выпускать хлеба и булочные изделия, а в 1988 году в его помещении открылся цех по производству вафель и вафельных тортов.

В 1989 г. в Юго-западной части  города вводится в эксплуатацию хлебозавод №1. ".

В 1993 году утверждается план приватизации хлебозавода, по завершению которого предприятие было реорганизовано в ОАО "Хлебцофф". Обретение нового статуса дало возможность предприятию самостоятельно решать вопросы производства.       

В 2005 году ангарская хлебная  компания "Хлебцофф" пришла на продовольственный рынок Поволжья,. А с 2006 г. в его состав вошел и Шелеховский хлебозавод. В настоящее время пищевое объединение "Хлебцофф" включает в себя пять хлебозаводов, у каждого из них своя история развития и совершенствования, но все они объединены единой целью ОАО "Хлебцофф": служить потребителю и обществу в целом, создавая вкусные и полезные продукты, обеспечивая население самым необходимым, самым важным продуктом – хлебом.

Благодаря уникальному сочетанию  традиций русской выпечки, использованию  современных технологий, эффективному менеджменту, "Хлебцофф" с каждым годом укрепляет свои позиции на рынке, завоевывая признание своей продукции потребителями. Все это позволило предприятию стать одним из крупнейших производителей хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий в Поволжье.

Таблица 1 Основные показатели, характеризующие деятельность ОАО "Хлебцофф"

Наименование показателей

2010 г.

2011 г.

Абсолютное отклонение

Доходы и расходы от обычных видов деятельности

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (без НДС  и акцизов)

в том числе от продажи:

348204

375710

+27506

Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг в том  числе проданных:

  • собственной продукции

320106

330685

+10579

Валовая прибыль

28098

45025

+16927

Коммерческие расходы

17409

22351

+4942

Управленческие расходы

--

--

--

Прибыль (убыток) от продаж

10689

22674

+11985

 

Доходы от участия в  других организациях

Проценты к получению

2361

2569

+208

Проценты к уплате

2627

6312

+3685

Прочие доходы

60240

38374

-21866

Прочие расходы

60614

43461

-17153

Прибыль (убыток) до налогообложения

-442

10326

+10768

Налог на прибыль (20%)

88,4

2065,2

+1976,8

Чистая прибыль (убыток) отчетного  периода

-354

8260,8

+7906,8


 

По данным, представленным в Таблице 1 можно сделать вывод  о весьма положительной динамике показателей. Однако вместе с ростом объемов товарной продукции, себестоимость  продукции так же имеет тенденцию  к росту. Таким образом, необходимо наиболее полно изучить причины  повышения себестоимости в ОАО "Хлебцофф". В следующем параграфе данного раздела представлен наиболее полный и глубокий анализ себестоимости производимой продукции на анализируемом предприятии.

 

2.2. Состав и структура  себестоимости продукции и факторов, ее определяющие (на примере ОАО «Хлебцофф»)

Группировка затрат по калькуляционным  статьям отражает их состав в зависимости  от направления расходов (на производство или на его обслуживание) и места  возникновения (основное производство, вспомогательные службы, обслуживающие  хозяйства). Эта группировка затрат применяется при калькулировании  себестоимости продукции. В качестве типовой в планировании, учете и калькулировании применяется следующая номенклатура статей калькуляции:

- Сырье и материалы;

- Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты;

- Возвратные отходы (вычитаются);

- Топливо и энергия на технологические цели;

- Основная заработная плата производственных рабочих;

- Дополнительная заработная плата производственных рабочих;

- Отчисления на социальное страхование;

- Расходы на подготовку и освоение производства;

- Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

- Цеховые расходы;

- Потери от брака;

- Прочие производственные расходы;

- Итого производственная себестоимость.

- Внепроизводственные расходы;

- Всего полная себестоимость.

Таблица № 2 Структура затрат ОАО "Хлебцофф" по обычным видам деятельности

Показатель наименование

Сумма, тыс.руб.

Структура, %

2010г.

2011г.

2010г.

2011г.

Материальные затраты

221927

210591

-11336

65,5

54,7

-10,8

Затраты на оплату труда

52815

66826

14011

15,6

17,4

1,8

Отчисления на социальные нужды

17997

14738

-3259

5,3

3,8

-1,5

Амортизация

2373

2888

515

0,70

0,75

0,05

Прочие затраты

43629

89650

46021

12,9

23,3

10,4

Итого по элементам затрат

338741

384693

45952

100

100

-


 

Из данных Таблицы № 2 хорошо видно, что из пяти элементов  затрат высокую долю занимают материальные затраты. Их структура в полной себестоимости  в 2010 г. составила 65,5%, а в 2011 г. 54,7%. Вследствие этого можно утверждать, что именно материальные затраты являются основным элементом формирования себестоимости продукции ОАО "Хлебцофф". Уменьшение доли материальных затрат может означать то, что предприятие в 2011 г. в общем использовало более дешевое сырье. Общая сумма материальных затрат за 2011 г. составляет около 210 590 тыс. рублей, а отклонение с 2009 г. по 2011 г. составило приблизительно 11336 тыс. рублей в сторону уменьшения.         Удельный вес заработной платы в структуре себестоимости на 2010г. составил 15,6% и 17,4% в 2011 г. Следовательно можно сделать вывод что затраты на оплату труда увеличились на 1,8%.       Удельный вес отчислений в фонд социальной защиты в общей структуре себестоимости небольшой 5,3% в 2010 г. и 3,8% в 2011 г.   Амортизация занимает небольшое удельное место в структуре себестоимости. В 2010 г. 0,70% и в 2011 г. 0,75%. Скачок за один год составил 0,5%, в сторону увеличения. Это произошло за счет изменения политики начисления амортизации на продукцию руководством предприятия и пополнением нового оборудования.        Изменение по "Прочим затратам" за один год составило 46021 руб., в сторону увеличения. Прочие затраты занимают второе место в структуре себестоимости после материальных затрат. В 2010 г. их доля была 12,9%, а в 2011 г. 23,3%. Высокую долю в прочих расходах занимает кредиторская задолженность и проценты по кредитам. Увеличение показателя произошло на 10,4%, это связано с тем, что предприятие увеличило кредиторскую задолженность, (которая составила на конец 2010 года 132202 тыс. руб.)  В итоге под влиянием роста всех элементов затрат, увеличилась и полная себестоимость продукции за год на 45952 руб. Это связано с увеличением объема производства предприятия.

Исходя также из данных таблицы 2 можно составить

Таблицу  № 3 Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции

Показатели

2010 г.

В предыд.

ценах

2011 г.

В предыдущ

ценах

2011 г.

В действ

ценах

Себестоимость ТП (тыс. руб.)

338741

345266

384693

ТП в стоимостном выражении (тыс. руб.)

350322

359976

404126

Затраты на 1 рубль ТП (коп.)

96,7

95,9

95,2


 

Себестоимость ТП за 2011 год  в среднегодовых ценах предыдущего  года-345266 тыс.руб. Фактический выпуск ТП в стоимостном выражении за 2011 год в среднегодовых ценах  предыдущего года- 359976 тыс.руб.

Информация о работе Резервы и пути снижения себестоимости продукции