Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 20:48, курсовая работа
Цель работы состоит в выявлении и решении проблем реализации бюджетного федерализма в РФ, а также рассмотрении и нахождении путей решения региональных проблем бюджетной системы РФ.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
1) Исследовать и разграничить понятия «бюджетное устройство» и «бюджетная система» посредством определения и уточнения этих финансово-правовых категорий
2) Дать определение понятию «бюджетный федерализм», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание.
Такое построение РФ обусловлено тем, что Россия - многонациональное государство. Десятки этнических общностей, исторически проживающих на определенной территории, создали свою национальную государственность в составе России, являясь членами Федерации.
«Реальный федерализм» начала XXIстолетия характеризуется соединением некоторых типичных схем организации большинства федеративных государств с рядом уникальных особенностей.
1) статусная асимметрия: налицо шесть различных типов государственных (республики) и «рядовых» субъектов РФ.
2) национальная «окрашенность»: 32 субъекта РФ (около 30%) образованы по национально- этническим признакам.
3) Конструктивная неупорядоченность: несколько самостоятельных субъектов РФ входят в состав других ее самостоятельных субъектов; два субъекта РФ имеют административные центры на территории других субъектов.
4) Аномально высокая несбалансированность потребностей и собственных ресурсов для реализации статусных полномочий органов власти субъектов РФ.
Эти характерные черты
российского «реального федерализма»
фактически обуславливают всю совокупность
проблем нашего государственного устройства,
в том числе резко обостряют
основной вопрос децентрализации управления
– разграничения предметов
Одной из центральных проблем упорядочения бюджетной системы страны и взаимоотношений Федерации и регионов является проведение в жизнь принципа бюджетного федерализма. Родионова В.М. дает следующую трактовку этого понятия: «Федерализм – это такой способ управления, при котором органично сочетаются интересы всего государства с интересами отдельных его частей, обеспечивая единство и целостность страны при соблюдении самостоятельности территорий в решении вопросов, включенных в их компетенцию».
В мировой практике сущность
бюджетного федерализма определяется
как нормативно-
Бюджетный федерализм – как финансово-правовая категория включает в себя следующие основные признаки:
- представляет собой форму
организации правовых
- субъектный состав
- как любой иной федерализм,
бюджетный федерализм
- каждый уровень бюджетной
системы должен быть
- цель бюджетного федерализма
состоит в обеспечении
1.4 Бюджетная децентрализация и межбюджетное выравнивание
Принцип децентрализации
пронизывает все элементы «Бюджетного
федерализма» - как содержательные
(разграничение расходных
Для централизованной бюджетной
системы характерна высокая степень
концентрации налоговых и иных поступлений
в федеральном бюджете, средства
которого в ходе так называемого
финансового выравнивания перераспределяются
между нижестоящими бюджетами путем
предоставления им разнообразных субсидий.
Такая система позволяет
Децентрализация бюджетной
системы, уменьшающая концентрацию
бюджетных доходов в «центре»,
соответственно сокращает объем
перераспределяемых средств, но почти
никогда не избавляет полностью
от необходимости применения механизмов
межбюджетного выравнивания. Это
обусловлено минимум двумя
Для ослабления двух видов бюджетных диспропорций (вертикальных и горизонтальных дисбалансов), возникающих на субфедеральных уровнях власти, применяются субсидии.
Несбалансированность бюджетов «по вертикали» определяется тем, что объем функций, возлагаемых на субфедеральные органы власти, как правило, превышает их возможности по финансированию необходимых расходов за счет закрепленных доходных источников.
Эти несоответствия между расходными обязательствами и доходным потенциалом субфедеральных органов власти ликвидируются с помощью субсидий из федерального бюджета, для которого центральные органы власти обеспечивают более широкую доходную базу.
Несбалансированность бюджетов
«по горизонтали» связана с неравномерностью
экономического развития территорий,
соответственно дифференциацией их
доходных (налоговых) потенциалов (различия
доходных возможностей крупных и
малых городов, урбанизированных и
сельских районов). Указанные различия
возникают в силу не зависящих
от самих территорий причин: отсутствия
природных ресурсов, неблагоприятной
демографической структуры
Поэтому фактически во всех странах используются специальные субсидии для сглаживания горизонтальных диспропорций в уровнях бюджетной обеспеченности территорий. Учитывая, что такие меры для одних территорий выигрышны, а для других – проигрышны, к ним прибегают лишь если территориальная дифференциация выходит за определенные пределы, когда становится реальностью утрата устойчивости социально-экономического развития государства в целом.
Применение механизмов межбюджетного
выравнивания чревато снижением
заинтересованности субсидируемых
органов власти в проявлении собственных
«налоговых усилий», т.е. в действиях
по реализации и наращиванию собственного
налогового потенциала территорий. К
тому же субсидии снимают самоограничения
территориальных властей в
- устранять «вертикальные
диспропорции» (ликвидировать
- сглаживать «горизонтальные
диспропорции» (сближать
- стимулировать территориальные «налоговые усилия» (побуждать территориальные органы власти к мобилизации дополнительных бюджетных доходов на основе более полного использования и развития их собственного доходного потенциала;
- ориентировать бюджетную
политику территориальных
Организационно-процедурные параметры бюджетного процесса представляют собой конституционно и законодательно регламентированную деятельность органов государственной власти разных уровней по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению и контролю бюджета. При этом все стадии бюджетного процесса регулируются правовыми предписаниями и имеют одинаково важное значение. Для бюджетного процесса федеративных государств характерно единство бюджетного процесса и его децентрализация. При этом первое определяется общностью принципов и конституционно- законодательной базы, а вторая проявляется в двух измерениях – вертикальном и горизонтальном.
Вертикальная децентрализация
состоит в выделении нескольких
бюджетных уровней, на каждом из которых
бюджетный процесс
Российская Федерация – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Федеративное устройство РФ предполагает сосуществование трех уровней власти. Одной из центральных проблем упорядочения бюджетной системы страны и взаимоотношений Федерации и регионов является проведение в жизнь принципа бюджетного федерализма. Для бюджетного процесса федеративных государств характерно единство бюджетного процесса и его децентрализация («горизонтальная» и «вертикальная»). Для устранения «горизонтальных» и «вертикальных» диспропорций бюджетного федерализма необходима система межбюджетного выравнивания.
2. Региональные проблемы бюджетной системы РФ
2.1 Взаимоотношения федерального и региональных бюджетов
В настоящее время
С другой стороны, регионы и особенно отдельные республики регулярно нарушают свои обязательства по перечислению средств в федеральный бюджет, что в свою очередь становится одной из весомых причин недофинансирования государственных расходов. В местных бюджетах велика также доля расходов на не всегда оправданные дотации хозяйствующим субъектам. Несовершенны и формы непосредственной (не скрытой) помощи за счет Федерального фонда финансовой поддержки регионов, образуемого в процентах от сумм налога на добавленную стоимость на товары внутреннего производства.
Средства фонда направляются двум группам регионов: "нуждающимся в поддержке" и "особо нуждающимся в поддержке". Сложившийся порядок имеет немало изъянов. Душевой бюджетный доход не является достаточно надежным критерием различий в экономическом положении регионов, поскольку не учитывает значительной разницы в местных ценах, влияющей на соотношения в уровне жизни и в прожиточном минимуме разных территорий. При этом во внимание принимаются лишь денежные средства региональных бюджетов без учета внебюджетных фондов и других источников, из которых складываются реальные средства, которыми располагает регион.
Главное же состоит в том,
что помощь из центра не носит целевого
характера, не стимулирует региональные
органы управления совершенствовать свою
собственную деятельность и полнее
использовать внутренние возможности
хозяйства соответствующих
В итоге взаимоотношения
федерального бюджета с регионами
зашли в тупик. Количество регионов-доноров
систематически сокращается. Причем эти
регионы справедливо возмущены
тем, что не имеют никаких преимуществ
по сравнению с иждивенцами. Получается,
что регионы, которые слабо работают
над программами лучшего
Не случайно с недавних
пор идет процесс консолидации субъектов-доноров
с целью проведения согласованных
действий по отношению к федеральному
центру и к регионам-иждивенцам.
Тем самым зреют новые
2.2 Проблема рентных отношений
Спецификой Российской Федерации
является наличие на ее территории
регионов, богатых природными ресурсами
федеральной и мировой
Информация о работе Роблема организации бюджетного устройсва РФ и способы их решения