Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 20:48, курсовая работа
Цель работы состоит в выявлении и решении проблем реализации бюджетного федерализма в РФ, а также рассмотрении и нахождении путей решения региональных проблем бюджетной системы РФ.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
1) Исследовать и разграничить понятия «бюджетное устройство» и «бюджетная система» посредством определения и уточнения этих финансово-правовых категорий
2) Дать определение понятию «бюджетный федерализм», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание.
Наличие в России крупных
месторождений полезных ископаемых,
с одной стороны, «спровоцировало»
здесь кризисные явления в
экономике, «посадив страну на иглу нефтедолларов»
и сформировав здесь уродливую
отраслевую структуру экономики, с
другой – позволило все-таки выстоять
в исключительно сложных
Новые российские сырьевые компании, ориентируясь на мировую конъюнктуру цен, сумели существенно нарастить производство и стать реальными инвесторами, что было уже недостижимо в условиях плановой централизованной экономики. В то же время этот рост сопровождался формированием беспрецедентных финансовых потоков и личного состояния новых российских олигархов, проходящих вне государственной казны, в результате чего российский бюджет в огромной мере стал зависеть от успехов развития сырьевого сектора экономики.
После прихода к власти В.В. Путина произошли серьезные изменения в восстановлении функций государственного регулирования экономики при декларируемом соблюдении интересов и прав частного бизнеса. Эти реформы не могли не затронуть важнейший сегмент Российской Федерации и ее экономики – сырьевой сектор и сырьевые регионы, и имеющиеся здесь изменения были весьма существенны. Эти изменения коснулись как процедур контроля за добычей природных ресурсов, так и четко обозначенных стремлений федерального Центра к централизации сверхприбылей («ренты»), возникающих в нефтегазовом секторе.
До сих пор в соответствие
с Конституцией Российской Федерации[2]
и с федеральным
Тем самым регионы и
их население фактически исключаются
не только из участия в реальном
процессе совместного владения государственным
фондом недр, но также в формировании
путей и направлений решения
принципиальных проблем социально-
Существует еще одна важная
проблема в сфере управления недропользованием,
связанная с изъятием сверхприбылей
у крупных компаний, эксплуатирующих
топливно-энергетические и другие природные
ресурсы на основе тезиса «справедливого
перераспределения природной
Крупные ресурсодобывающие компании действительно сосредоточили в своих руках колоссальные «сверхдоходы», которые систематически выводятся из налогообложения и уходят, как правило, за рубеж. Поэтому для решения важных народнохозяйственных задач, целесообразно часть этих сверхдоходов изъять в пользу государства.
Во-первых, наиболее важным представляется не вопрос, «изымать или не изымать доходы рентного характера», а то, каков будет механизм этого изъятия: или эти доходы напрямую будут поступать в федеральный бюджет и будут «растворены» в нем, создавая определенный «запас прочности» федеральному правительству, или эти доходы должны иметь строго целевой характер их использования с ориентацией, в том числе, на поддержку сырьевых, северных и восточных регионов страны.
Во-вторых, с одной стороны,
действительно, учет рентной составляющей
в цене на продукцию топливно-
2.3 Процесс укрупнения регионов
К позитивным итогам преобразований
в федеративных отношениях, осуществляемых
в последние годы, следует отнести
начавшийся процесс совершенствования
федеративной административно-
Во-первых – это сложность самой федеративной структуры России. Здесь существует несколько типов субъектов Федерации, имеются так называемые «сложносоставные субъекты», когда, например, в составе Красноярского края имеются два других субъекта Федерации (Эвенкийский и Таймырский автономные округа), статус субъектов Федерации имеют Москва и Санкт-Петербург и т.д. При этом российские регионы исключительно сильно отличаются по своим масштабам, по обеспеченности ресурсами, экономическому потенциалу.
Во-вторых, само количество
субъектов Федерации
И, наконец, существует очень
сложная проблема асимметричности
российского федерализма, в том
числе – политического и
Существует точка зрения,
что при укрупнении субъектов
РФ эти проблемы могут быть решены.
Однако здесь не все так просто.
Ведь вопрос не только в том, что
субъекты Федерации неравнозначны
с точки зрения своих масштабов,
что их слишком много, что одни
регионы построены по национальному
признаку, а другие – нет. Суть проблемы
в «практической экономике
Объединение субъектов Федерации
на основе договорных рамок, прописанных
федеральным законом, предусматривающим
формы и процедуры изменения
границ субъектов Федерации и
проведения соответствующих референдумов.
Начало этому процессу уже положено
в декабре 2003 г., когда произошло
объединение Пермской области и
Коми-Пермяцкого автономного округа.
Значение этого факта трудно переоценить,
поскольку он показал первый пример
объединения, а не разъединения российских
регионов. На очереди объединение
Иркутской области и Усть-
Подобное «естественное»
укрупнение регионов формально может
сгладить чрезмерную межрегиональную
дифференциацию, поскольку депрессивные
и отсталые автономные округа будут
входить в состав более благополучных
регионов. Однако при этом проблема
переходит в другую плоскость, когда
ответственность за поддержку таких
территорий будет в основном перенесена
с федерального уровня на уровень
соответствующего субъекта Федерации
(например – Пермской области). Поэтому
на переходный период (не менее 5 лет) целесообразно
сохранить систему целевой
Конечно, очень сложной
представляется ситуация с такими округами,
как Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий,
которые являются существенно более
«богатыми», чем остальная часть
их «материнской территории» – Тюменской
области. В настоящее время достигнут
определенный баланс интересов этих
трех субъектов, в том числе и
в части межбюджетных отношений
и нарушать этот баланс инициированием
объединительного процесса было бы неразумным.
Другое дело, если до этого произойдет
инкорпорация Таймырского (Долгано-Ненецкий)
и Эвенкийского автономных округов
в состав Красноярского края. Тогда
остался бы единственный прецедент
функционирования «матрешечных» субъектов
Федерации в России (кроме субъектного
статуса Москвы и Санкт-Петербурга,
но это особый случай столичных городов)
и для ликвидации такого прецедента
было бы более обосновано объединение
Ханты-Мансийского и Ямало-
Наиболее значимыми проблемами бюджетной системы РФ являются:
- проблема несоответствия
доходов региональных и
- проблема рентных отношений
– проблема государственной
- проблема укрупнения
регионов, решение которой может
сгладить чрезмерную
3. Пути решения региональных проблем бюджетной системы РФ
Для наведения элементарного порядка в финансовых взаимоотношениях центра и регионов Торгово-промышленная палата Российской Федерации считает необходимым:
1) Установить более четко круг расходов, финансируемых из федерального, республиканских и региональных, а также муниципальных бюджетов.
2) Определить единые для
всех регионов доли
3) Осуществлять финансовую
поддержку регионов только в
форме прямых трансфертов на
определенные цели за счет
формируемого в рамках
Выделять трансферты дифференцированно
и не просто исходя из нуждаемости,
а под программы лучшего
4) Обеспечивать определенные
финансовые преимущества для
регионов-доноров, за счет
5) Применять систему санкций
как за нарушение сроков и
размеров перечислений
6) Систематически публиковать
сведения о целевом
7) Активнее привлекать
территориальные и местные
Для решения проблемы рентных
отношений в суровых северных
условиях необходима сильная система
их государственной поддержки, которая
бы нейтрализовала или ослабила эти
неблагоприятные природно-
Одним из возможных вариантов
финансового обеспечения
Другим направлением использования
доходов рентного характера, учитывающим,
например, интересы как северных (ресурсных),
так и центральных и южных
районов Сибири, могло бы быть их
целевое использование на осуществление
программ переселения населения
из «выработавших свой ресурс» отдельных
северных территорий в более комфортабельные
для проживания южные районы; на
формирование в южных районах
производственных «тыловых баз» северных
территорий; на модернизацию производственных
мощностей ряда машиностроительных
предприятий центральных и
Информация о работе Роблема организации бюджетного устройсва РФ и способы их решения